Устройство для управления дистанционным приводом механизма переключения передач

 

Полезная модель относится к области машиностроения, к устройствам для дистанционного управления механизмами, в частности, для переключения передач в коробке передач транспортных средств. Техническое решение направлено на адаптацию известных устройств управления переключением передач для новых условий - для тросовых дистанционных приводов - с сохранением традиционной схемы переключения передач рукояткой водителя. Устройство содержит основание, закрепленное в кабине, и шарнирно соединенную с основанием рукоятку, на нижнем конце которой закреплен элемент дистанционного привода. Новое заключается в том, что основание выполнено в виде корпуса с вертикальными стенками. В основании на двух горизонтальных шипах установлена крестовина, на двух других шипах которой, расположенных вертикально, установлена кулиса. В верхней части кулисы выполнено гнездо под рукоятку, а с боковых сторон - элементы для присоединения тросов в виде двух приливов с присоединительными отверстиями. Верхняя часть кулисы выполнена отогнутой назад таким образом, что в вертикальной плоскости симметрии ось рукоятки пересекается под острым углом с осью вертикальных шипов крестовины. Ось горизонтальных шипов расположена перпендикулярно направлению движения транспортного средства. Ось рукоятки пересекается с осью вертикальных шипов крестовины под углом 25÷30°. Приливы на кулисе выполнены симметрично относительно ее вертикальной плоскости симметрии. Шипы крестовины установлены в корпусе и в кулисе на подшипниковых опорах. Гнездо под рукоятку выполнено с прорезью и снабжено стяжным болтом. На корпусе установлен гофрированный пылезащитный чехол. Подшипниковые опоры выполнены в виде пластмассовых втулок.

Полезная модель относится к области машиностроения, к устройствам для дистанционного управления механизмами, в частности, для переключения передач в коробке передач транспортных средств.

Известен рычаг переключения передач [1], содержащий съемную верхнюю часть с рукояткой и нижнюю часть для воздействия на механизм переключения передач. Устройство содержит стыковочный узел с разъемным соединением для удержания верхней и нижней частей. Стыковочный узел имеет выступ на нижней торцевой поверхности верхней части рычага и сопрягаемую с выступом выемку, расположенную вдоль продольной оси нижней части рычага. Состыкованные выступ и выемка удерживаются в присоединенном состоянии фиксатором.

Данное устройство устанавливается непосредственно на механизм переключения передач, дистанционного управления переключением передач конструкция не обеспечивает.

Известен также механизм переключения и управления дистанционным приводом переключения передач [2], содержащий основание, закрепленное в кабине и шарнирно соединенную с основанием рукоятку, на нижнем конце которой закреплен элемент дистанционного привода. Рукоятка установлена в основании на сферическом шарнире. Нижний конец стержня рукоятки шарнирно соединен вилкой, закрепленной на конце дистанционной штанги. Дистанционное переключение передач обеспечивается набором из нескольких сочлененных дистанционных штанг. Благодаря сферическому шарниру рукоятка может отклоняться от исходного центрального положения (соответствующего нейтрали в коробке передач) в вертикальных плоскостях на необходимый угол в любом направлении, соответствующем полной окружности в 360°. Когда рукоятку отклоняют влево или вправо, дистанционные штанги поворачиваются вокруг своей оси, обеспечивая выбор передач. Отклонение рукоятки вперед-назад перемещает дистанционные штанги возвратно-поступательно и обеспечивает включение передач.

Кинематика механизма обеспечивает надежное переключение передач при использовании дистанционных штанг для управления удаленной коробкой передач. Однако в случае применения тросового привода для дистанционной передачи управляющих движений на коробку передач данный механизм переключения и управления дистанционным приводом переключения передач применить невозможно из-за различий в кинематике приводов.

Верхняя часть рукоятки должна в любом случае совершать одинаковые перемещения, привычные для водителя. При этом нижний конец рукоятки должен быть соединен со специальными элементами конструкции, обеспечивающими кинематику, соответствующую определенному дистанционному приводу - тросовому или сделанному из набора дистанционных штанг.

Поскольку использование тросов для дистанционного привода переключения передач является сравнительно новым направлением в разработке приводов по сравнению с приводами на основе дистанционных штанг, на сегодняшний день актуален поиск решений, направленных на создание эффективных конструкций управляющих устройств для тросовых приводов.

Задача заявляемой полезной модели состоит в адаптации известных устройств управления переключением передач для новых условий - для тросовых дистанционных приводов - с сохранением традиционной схемы переключения передач рукояткой водителя.

Технический результат заключается в удешевлении дистанционного привода и обеспечении надежности в эксплуатации.

Получение технического результата от решения задачи обусловлено тем, что предложенный новый механизм управления позволяет использовать более простую конструкцию привода (значительно сокращается количество деталей), следствием чего является надежность в эксплуатации, т.к. намного меньше остается присоединительных узлов.

Технический результат достигается устройством для управления дистанционным приводом механизма переключения передач. Устройство содержит основание, закрепленное в кабине, и шарнирно соединенную с основанием рукоятку, на нижнем конце которой закреплен элемент дистанционного привода.

Новое заключается в том, что основание выполнено в виде корпуса с вертикальными стенками. В основании на двух горизонтальных шипах установлена

крестовина, на двух других шипах которой, расположенных вертикально, установлена кулиса. В верхней части кулисы выполнено гнездо под рукоятку, а с боковых сторон - элементы для присоединения тросов в виде двух приливов с присоединительными отверстиями. Верхняя часть кулисы выполнена отогнутой назад таким образом, что в вертикальной плоскости симметрии ось рукоятки пересекается под острым углом с осью вертикальных шипов крестовины. Ось горизонтальных шипов расположена перпендикулярно направлению движения транспортного средства. Ось рукоятки пересекается с осью вертикальных шипов крестовины под углом 25÷30°. Приливы на кулисе выполнены симметрично относительно ее вертикальной плоскости симметрии. Шипы крестовины установлены в корпусе и в кулисе на подшипниковых опорах. Гнездо под рукоятку выполнено с прорезью и снабжено стяжным болтом. На корпусе установлен гофрированный пылезащитный чехол. Подшипниковые опоры выполнены в виде пластмассовых втулок.

На чертежах показано заявляемое устройство.

На фиг.1 устройство для управления дистанционным тросовым приводом; на фиг.2 - установка устройства на дистанционный тросовый привод; на фиг.3 - кулиса, вид сбоку; на фиг.4 - кулиса, вид сверху.

Устройство состоит из корпуса 1, в котором на двух горизонтальных шипах установлена крестовина 2. На двух других шипах крестовины, расположенных вертикально по оси Z, установлена кулиса 3. Сверху в отверстие кулисы установлена рукоятка 4, фиксируемая стяжным болтом 5. Кулиса имеет изогнутую форму. Ее верхняя часть отклонена назад в вертикальной плоскости относительно нижней части, имеющей вертикальную ось Z, на угол Y (фиг.3). С двух сторон кулисы симметрично выполнены два прилива 6 с отверстиями для шарнирного присоединения тросов 7. Сверху на корпус надет гофрированный пылезащитный чехол 8. В зоне присоединения тросов к исполнительным механизмам установлены поддерживающие кронштейны 9. С противоположной стороны тросы соединены с проушинами 10, выполненными на корпусе-вилке транслятора. На корпусе-вилке выполнена также лапка 11, соединенная с реактивной тягой 12. С корпусом-вилкой шарнирно соединен корпус-хомут 13 транслятора, закрепленный на валу механизма переключения передач 14.

Устройство работает следующим образом.

Осуществляя выбор передачи, водитель отклоняет кулису 3 рукояткой 4 влево или вправо на угол . При этом рукоятка с кулисой поворачиваются вокруг

вертикальной оси Z (оси вертикальных шипов крестовины 2 [фиг.4]). Этот поворот обусловлен наличием рычага с плечом h между точкой вращения (осью) Z и точкой приложения усилия на рычаге 4 (фиг.4). На чертеже (фиг.4) показано пунктирной линией одно из двух симметричных положений кулисы 3 с рукояткой 4 и тросами 7 в позиции выбора передачи после поворота рукоятки на угол . Тросы 7, шарнирно соединенные с приливами 6, смещаются в противоположных направлениях относительно друг друга по стрелкам N на величину m. В этом случае тросы создают момент на трансляторе в горизонтальной плоскости, который благодаря реактивной тяге 12, соединенной с лапкой 11, преобразуется в осевое усилие на шток переключения передач. Шток перемещается в осевом направлении, происходит выбор передачи.

Осуществляя переключение передачи, водитель отклоняет кулису 3 рукояткой 4 вперед или назад на угол . При этом рукоятка с кулисой поворачиваются вокруг горизонтальной оси (ось горизонтальных шипов крестовины 2 [фиг.3]).

На чертеже (фиг.3) показано пунктирной линией одно из двух симметричных положений кулисы 3 с рукояткой 4 и тросами 7 в позиции включения передачи после поворота рукоятки на угол . Тросы 7 перемещаются в одном направлении по стрелкам F на некоторую величину (20÷25 мм). Под воздействием тросов установленный на валу переключения передач транслятор вращается вокруг оси штока переключения передач и, соответственно, вращает сам шток, в результате чего вилка, закрепленная на штоке, включает соответствующую передачу.

Источники информации:

1. Патент РФ №2061315, МПК В 60 К 20/02, дата публикации 1996.05.27.

2. Редактор А.И.Турук. Каталог деталей автобусов ЛАЗ-695Н «ЛЬВИВ» и ЛАЗ-697Н «ТУРИСТ». М., «Машиностроение», 1976, с.104 - прототип.

1. Устройство для управления дистанционным приводом механизма переключения передач, содержащее основание, закрепленное в кабине, и шарнирно соединенную с основанием рукоятку, на нижнем конце которой закреплен элемент дистанционного привода, отличающееся тем, что основание выполнено в виде корпуса с вертикальными стенками, в основании на двух горизонтальных шипах установлена крестовина, на двух других шипах которой, расположенных вертикально, установлена кулиса, имеющая в верхней части гнездо под рукоятку и с боковых сторон элементы для присоединения тросов в виде двух приливов с присоединительными отверстиями, при этом верхняя часть кулисы выполнена отогнутой назад так, что в вертикальной плоскости симметрии ось рукоятки пересекается под острым углом с осью вертикальных шипов крестовины.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что ось горизонтальных шипов расположена перпендикулярно направлению движения транспортного средства.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что ось рукоятки пересекается с осью вертикальных шипов крестовины под углом 25÷30°.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что приливы на кулисе выполнены симметрично относительно ее вертикальной плоскости симметрии.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что шипы крестовины установлены в корпусе и в кулисе на подшипниковых опорах.

6. Устройство по п.1, отличающееся тем, что гнездо под рукоятку выполнено с прорезью и снабжено стяжным болтом.

7. Устройство по п.1, отличающееся тем, что на корпусе установлен гофрированный пылезащитный чехол.

8. Устройство по п.4, отличающееся тем, что подшипниковые опоры выполнены в виде пластмассовых втулок.



 

Похожие патенты:

Устройство применяется для бесконтактного управления открытием и закрытием любых типов ворот. Прибор имеет механическую составляющую для возможности аварийной разблокировки ворот в случае неожиданного отключения электричества или возникновения других подобных проблем.

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, а именно к коробкам передач транспортных средств с тросовым приводом управления

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, к механизмам переключения коробки передач, в частности, к дистанционному приводу переключения коробки передач транспортных средств

Устройство управления переключением передач относится к области транспортного машиностроения и используется в транспортных средствах, трансмиссии которых оснащены планетарными трехстепенными автоматическими коробками управления переключения передач (мерседес, опель, хендай солярис, бмв) с низкой стоимостью диагностики и ремонта.
Наверх