Коробка передач с тросовым приводом управления

 

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, а именно к коробкам передач транспортных средств с тросовым приводом управления. Коробка передач 1 с тросовым приводом управления 2 включает управляемую этим приводом управления 2 систему выбора и переключения передач 3. Система выбора и переключения передач 3 коробки передач 1 содержит размещенные в картере 4 коробки 1 первый 5 и второй 6 штоки для трех основных линий выбора передач, на первом штоке 5 подвижно установлена первая вилка 7 переключения передач переднего хода и вторая вилка 8 переключения передач переднего хода, а на втором штоке 6 неподвижно установлена третья вилка 9 переключения передач переднего хода и неподвижно установлена каретка 10, а также содержит вилку 11 переключения передачи заднего хода, установленной на отдельном кронштейне 12, и содержит механизм выбора и переключения передач 13, выполненный с рычагом выбора 14 и рычагом переключения передач 15 под тросовый привод, и кинематически взаимосвязанный через свою головку включения передач 16 и элемент блокировки 17 от случайного включения двух передач с вилками переключения передач 7, 8, 9, 11. На втором конце 22 каретки 10 закреплен палец 23, размещенный в пазу вилки 11. На головке 16 механизма 13 выполнена поперечная ось 27, расположенная в селекторном пазе 28 одной из боковых стенок 29 его корпуса 30, на которой расположено и устройство блокировки 31 от случайного включения передачи заднего хода. Тросовый привод управления 2 коробки 1 предназначен для дистанционного переключения передач в последней посредством установленного в его корпусе 42 рычага управления 43 через трос выбора 44 и трос переключения 45 передач, соединенные соответственно с рычагами выбора 14 и переключения 15 передач механизма выбора и переключения передач 13 системы выбора и переключения передач 3. Рычаг 43 шарнирно установлен в выполненным из пластмассы корпусе 42 привода 2, несущего выполненные в виде выступающих стенок с пазами элементы крепления 48, 49 жестких оболочек 50, 51 тросов 44, 45 соответственно. Рычаг управления 43 шарнирно установлен в корпусе 42 привода 2 посредством шарового шарнира 58, образованного сферой 59 на рычаге управления 43 и ответной сферической опорой 59, закрепленной в гнезде 61 корпуса 42 привода управления посредством защелок 62. 1 н.п.ф, 6 з.п.ф., 12 ил..

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, а именно к коробкам передач транспортных средств с тросовым приводом управления.

Известно техническое решение-аналог, механическая пятиступенчатая коробка передач автомобиля с приводом управления, цветной иллюстрированный альбом «Автомобили ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112 и их модификации», составители Волгин С.Н., Игнатов А.П. и др., Изд. «Третий Рим», Москва, 2000 г., стр. 35 (рис. 17), стр. 37 (рис 18), представляющие собой систему, состоящую из коробки передач, входящей в состав силового агрегата автомобиля, и привода управления, расположенного в салоне этого автомобиля и передающего воздействие от водителя на коробку передач. Данная система предназначена для передачи и преобразования крутящего момента от двигателя к ведущим колесам автомобиля с изменением передаточного числа посредством ручного переключения передач и включает выполненный из двух основных частей картер коробки с размещенными в его опорах первичным и вторичным валами, на которых расположены шестерни и синхронизаторы, механизм выбора передач, расположенный внутри, внизу картера коробки и взаимодействующий с тремя штоками вилок переключения передач, с шестерней заднего хода и с штоком выбора передач, который соединен с шарниром тяги привода управления коробкой передач, защищенным от окружающей среды чехлом, а также включающая жестко закрепленный на картере кронштейн крепления, к которому присоединен шарнир реактивной тяги, с которым соединена реактивная тяга, которая вторым концом соединена с корпусом привода управления передач. Тяга привода управления коробкой вторым концом через шарнир соединена с рычагом переключения передач, установленный посредством опоры в корпусе привода управления.

Выбор и включение передач в данной коробке осуществляется через механизм выбора передач посредством вращательного и линейного перемещения штока выбора передач при приложении к нему соответствующих нагрузок от привода управления, соединенного тягой привода управления с хвостовиком шарнира, установленного на штоке выбора передач. В данной коробке передач применен механизм выбора передач, имеющий четыре линии переключения передач, причем для исключения ошибочного выбора между линиями 1-2 передач и заднего хода в наружном приводе управления предусмотрена специальная управляемая блокировка.

Недостатками данного технического решения коробки передач автомобиля с приводом управления являются:

во-первых, недостаточная надежность и долговечность данной коробки с приводом управления в результате недостаточной надежности и долговечности составляющих привода управления, в которых под воздействием вибраций (постоянно возникающих от колебаний коробки с двигателем относительно кузова) возникают дополнительные люфты в их соединениях, а также из-за недостаточной надежности и долговечности чехла шарнира тяги привода управления коробкой передач, что обусловлено небольшим размером по диаметру гофр чехла, так как это приводит к деформациям чехла при выборе и включении передач, к его раздуванию и вакуумированию, что снижает надежность уплотнений его посадочных мест, и как следствие, снижает его долговечность, что в свою очередь приводит к потерям в приводе управления в целом, кроме того, при переломе осей вала шарнира тяги привода управления и штока чехол перекашивается в зоне защищающей шарнир, что ведет к его преждевременному разрушению и к недостаточным эргономическим показателям качества выбора и включения передач в коробке передач, а также из-за недостаточной надежности шарнира тяги привода по причине наличия в нем компенсатора перемещений;

во-вторых, не отвечающие современным требованиям эргономические показатели качества выбора и включения передач в коробке с приводом из-за больших свободных ходов рычага переключения передач привода управления, возникающих по причине выполнения в шарнире тяги привода компенсатора перемещений, т.е. конструктивно, это выполнение втулок расположения оси шарнира тяги привода управления овальными, дающими возможность компенсации этим шарниром перекосов тяги привода управления только в одной плоскости, и, из-за перекашивания чехла в его зоне защищающей шарнир при переломе осей вала шарнира тяги привода управления и штока, и, из-за не обеспечения надежной фиксации «нейтрали» (т.е. рычага переключения передач в нейтральном положении) возвратными пружинами механизма выбора передач (то есть низкая информативность привода управления из-за недостаточно устойчивого положения рычага выбора передач в результате недостаточного подпружинивания в целом подвижного узла рычага выбора передач с блокировочными скобами в механизме выбора передач), а также, из-за отсутствия блокировки линии выбора заднего хода непосредственно в механизме выбора передач, что приводит к наличию дополнительных люфтов при выборе и переключении передач,

в третьих, повышенная материалоемкость и сложность коробки передач с приводом управления из-за повышенной материалоемкости и сложности самого привода управления, тяги привода управления коробкой, реактивной тяги, шарниров, соединяющих тяги с коробкой и приводом управления, необходимость специальной регулировки в наружном приводе управления коробкой передач из-за отсутствия блокировки линии выбора заднего хода непосредственно в механизме выбора передач,

в четвертых, нижнее расположение механизма выбора и переключения передач в холодное время эксплуатации вызывает дополнительные трудности, такие как, затрудненный выбор и переключение передач из-за загустевшего масла от низкой температуры после длительной стоянки транспортного средства (например после ночи), а также несет повышенные трудозатраты при ремонте данного механизма (т.к. из-за расположения механизма выбора и переключения передач внутри корпуса коробки снизу - приходится при ремонте разбирать коробку).

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, выбрана коробка передач транспортного средства, управляемая приводом управления, патент РФ 2162797, МПК 7 B60K 17/08, публ. 10.02.2001 г., включающая размещенные в картере коробки три штока основных линий выбора передач с установленными на них вилками и каретками, механизм выбора и переключения передач с делительным механизмом, связанный с вилкой заднего хода, а также элемент привода дополнительной линии выбора передач. Механизм выбора передач содержит вал выбора передач, соединенный с приводом управления и подвижно связанный своим рычагом выбора с рычагом переключения передач (головкой включения передач), жестко закрепленным на вале переключения передач, на котором свободно установлена блокирующая скоба. Каждая из кареток имеет возможность постоянного взаимодействия или с рычагом переключения передач или с блокирующей скобой. Рычаг переключения передач имеет профильные элементы в виде трех канавок, предназначенные для взаимодействия с шариком фиксатора, устанавливаемом в картере коробки передач.

На оси блокировки делительного механизма, соединенной с дополнительным приводом управления, жестко закреплена его блокирующая скоба с возможностью только вращательного движения совместно с ней, и свободно установлена его подвижная каретка, первая головка которой расположена между щеками его блокирующей скобы, а вторая взаимодействует с головкой подвижной каретки, расположенной на штоке одной из основных линий выбора передач и имеющей возможность осевого перемещения относительно этого штока, на котором жестко закреплена и каретка этой основной линии выбора передач, причем первая головка подвижной каретки делительного механизма имеет возможность попеременного взаимодействия с кареткой основной линии выбора передач, жестко закрепленной на штоке, на котором расположена подвижная каретка, или с элементом привода дополнительной линии выбора передач, установленным в делительном механизме, а блокирующая скоба делительного механизма имеет возможность попеременного взаимодействия с тем же элементом привода дополнительной линии выбора передач или с той же кареткой основной линии выбора передач, жестко закрепленной на штоке, на котором расположена подвижная каретка. Дополнительный привод управления, например, выполнен в виде рычажка, который установлен на рукоятке рычага привода управления механизма выбора передач и соединен посредством троса с осью блокировки делительного механизма.

Недостатками данного технического решения коробки передач транспортного средства, управляемой приводом управления являются:

во-первых, в результате применения в системе выбора и переключения передач коробки передач штоков основных линий передач в количестве трех и делительного механизма в ее механизме выбора передач - она достаточно металлоемка, сложна по конструкции и кинематике, так как имеет в наличии сравнительно большое количество составляющих ее деталей, некоторые из которых достаточно сложны по форме, а следовательно и сложны в изготовлении, а все это не придает достаточной надежности конструкции;

во-вторых, влияющие в конечном итоге на надежность конструкции не отвечающие современным требованиям эргономические показатели качества выбора и переключения передач системы выбора и переключения передач коробки передач, из-за большой вероятность нечеткого включения ею передач коробки в результате того, что фиксация рычага переключения передач, при включении определенной передачи, осуществляется посредством взаимодействия его профильных элементов (в виде трех канавок) с шариком фиксатора, устанавливаемом в картере коробки передач, и вероятнее всего, еще каким то фиксатором, установленным на приводе управления, а с учетом того, что в цепочке длины сопряженных деталей передающих усилие от привода управления всегда имеется какой то разброс (да и сами они могут деформироваться) - это вероятность возрастает;

в третьих, сложность блокировки от случайного включения дополнительной линии выбора передач - в частности передачи заднего хода, из-за выполнения данной функции делительным механизмом, а это не дает достаточной надежности конструкции;

в четвертых, наличие дополнительного привода управления для делительного механизма усложняет в целом привод управления коробкой передач и саму коробку, а это также не дает достаточной надежности конструкции.

Технический результат, достигаемый заявленной полезной моделью, заключается в повышение надежности коробки передач с тросовым приводом управления.

Указанный технический результат решается тем, что в коробке передач с тросовым приводом управления, включающей систему выбора и переключения передач коробки передач, содержащую размещенные в картере коробки штоки основных линий выбора передач с установленными на них вилками переключения передач переднего хода и по меньшей мере одной кареткой, вилку переключения передачи заднего хода, механизм выбора и переключения передач, выполненный с рычагами выбора и переключения передач, и кинематически взаимосвязанный через свою головку включения передач и элемент блокировки от случайного включения двух передач с вилками переключения передач, и включающая тросовый привод управления, предназначенный для дистанционного переключения передач в коробке передач посредством установленного в его корпусе рычага управления через трос выбора и трос переключения передач, соединенные соответственно с рычагами выбора и переключения передач механизма выбора и переключения передач, согласно полезной модели, в коробке передач использованы два штока для трех основных линий выбора передач, на одном из которых подвижно установлены первая и вторая вилки переключения передач переднего хода с головками, имеющими пазы, а на втором неподвижно установлена третья вилка переключения передачи переднего хода и каретка, на одном конце которой выполнен паз, на другом - закреплен палец, размещенный в пазу вилки переключения передачи заднего хода, установленной на отдельном кронштейне, а механизм выбора и переключения передач выполнен с возможностью попеременного взаимодействия при включении передач передней рабочей частью своей головки включения передач с образующими стенками пазов головок первой, второй вилок переключения передач переднего хода и каретки, причем на его головке включения передач выполнена поперечная ось, расположенная в селекторном пазе одной из боковых стенок его корпуса, на которой расположено и устройство блокировки от случайного включения передачи заднего хода, имеющее возможность взаимодействия с поперечной осью головки включения передач механизма, корпус же тросового привода управления выполнен из пластмассы, а рычаг управления шарнирно установлен в корпусе привода управления посредством шарового шарнира, образованного сферой на рычаге управления и ответной сферической опорой, закрепленной в гнезде корпуса привода управления посредством защелок, тогда как, жесткие оболочки тросов закреплены на элементах крепления корпуса тросового привода управления, которые выполнены за одно целое с корпусом последнего в виде выступающих стенок с пазами.

В частном случае, палец на каретке расположен поперечно относительно штоков.

В частном случае, отдельный кронштейн вилки переключения передачи заднего хода выполнен с фиксатором.

В частном случае, устройство блокировки от случайного включения передачи заднего хода на боковой стенки корпуса механизма с селекторным пазом выполнено в виде собачки, установленной на этой боковой стенке с возможностью перекрытия участков линии пятой передачи и заднего хода селекторного паза своим рабочим носиком при повороте на оси, закрепленной в этой боковой стенке, и подпружиненной относительно этой оси с возможностью упора своим выступом в ограничивающий элемент этой боковой стенки.

В частном случае, сфера рычага управления тросового привода управления выполнена из пластмассы.

В частном случае, сферическая опора шарового шарнира тросового привода управления выполнена из пластмассы и закреплена в гнезде корпуса привода управления посредством четырех ее защелок, расположенных в ответных пазах корпуса.

В частном случае, крепление корпуса тросового привода управления осуществлено по четырехточечной схеме.

Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежной рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности «промышленная применимость».

Сущность полезной модели поясняется на чертежах:

Фиг. 1. - коробка передач с тросовым приводом управления, общий вид;

Фиг. 2. - система выбора и переключения передач коробки передач с тросовым приводом управления, общий вид в аксонометрии;

Фиг. 3. - разрез А-А на фиг. 2;

Фиг. 4. - разрез Б-Б на фиг. 3;

Фиг. 5. - механизм выбора и переключения передач коробки передач с тросовым приводом управления, общий вид спереди;

Фиг. 6. - механизм выбора и переключения передач коробки передач с тросовым приводом управления, общий вид сбоку с разрезом;

Фиг. 7. - механизме выбора и переключения передач коробки передач с тросовым приводом управления, общий вид сверху;

Фиг. 8. - тросовый привод управления коробки передач, общий вид с вырезом в аксонометрии;

Фиг. 9. - тросовый привод управления коробки передач, вид сверху;

Фиг. 10. - тросовый привод управления коробки передач, вид снизу;

Фиг. 11. - разрез Д-Д на фиг. 9;

Фиг. 12. - сечение З-З на фиг. 8.

Коробка передач 1 с тросовым приводом управления 2 включает управляемую этим приводом управления 2 систему выбора и переключения передач 3.

Система выбора и переключения передач 3 коробки передач 1 содержит размещенные в картере 4 коробки 1 первый 5 и второй 6 штоки для трех основных линий выбора передач, на первом штоке 5 подвижно установлена первая вилка 7 переключения передач переднего хода (в частности первой и второй передач первой основной линии выбора передач) и вторая вилка 8 переключения передач переднего хода (в частности третьей и четвертой передач второй основной линии выбора передач), а на втором штоке 6 неподвижно установлена третья вилка 9 переключения передач переднего хода (в частности пятой передачи третьей основной линии выбора передач) и неподвижно установлена каретка 10, а также содержит вилку 11 переключения передачи заднего хода (в частности передачи заднего хода третьей основной линии выбора передач), установленной на отдельном кронштейне 12, и содержит механизм выбора и переключения передач 13, выполненный с рычагом выбора 14 и рычагом переключения передач 15 под тросовый привод, и кинематически взаимосвязанный через свою головку включения передач 16 и элемент блокировки 17 от случайного включения двух передач с вилками переключения передач 7, 8, 9, 11.

Первая вилка 7 и вторая вилка 8 выполнены с пазами 18, 19 в их головках соответственно, как и один конец 20 каретки 10 с пазом 21.

На втором конце 22 каретки 10 закреплен палец 23, размещенный в пазу вилки 11 переключения передачи заднего хода. В частном случае, палец 23 на каретке 10 системы расположен поперечно относительно штоков 5 и 6.

В частном случае, отдельный кронштейн 12 вилки 11 переключения передачи заднего хода системы выполнен с фиксатором 24, предназначенным для дополнительной фиксации вилки 11 во включенном положении, а основная фиксация этого положения осуществляется механизмом выбора и переключения передач 13.

Механизм выбора и переключения передач 13 выполнен с возможностью попеременного взаимодействия при включении передач передней рабочей частью 25 своей головки включения передач 16 с образующими стенками 26 пазов 18, 19 головок первой 7, второй 8 вилок переключения передач переднего хода и с образующими стенками 26 паза 21 каретки 10.

На головке включения передач 16 механизма выбора и переключения передач 13 выполнена поперечная ось 27, расположенная в селекторном пазе 28 одной из боковых стенок 29 его корпуса 30, на которой расположено и устройство блокировки 31 от случайного включения передачи заднего хода, имеющее возможность взаимодействия с поперечной осью 27 головки включения передач 16 механизма 13.

В частном случае, устройство блокировки 31 от случайного включения передачи заднего хода на боковой стенки 29 корпуса 30 механизма 13 с селекторным пазом 28 системы выполнено в виде собачки 32, установленной на этой боковой стенке 29 с возможностью перекрытия участков 33 и 34 линии пятой передачи и заднего хода соответственно селекторного паза 28 своим рабочим носиком 35 при повороте на оси 36, закрепленной в этой боковой стенке 29, и подпружиненной относительно этой оси с возможностью упора своим выступом 37 в ограничивающий элемент 38 этой боковой стенки 29.

В частном случае (как показано на фигурах), ограничивающий элемент 38 боковой стенки 29 корпуса 30 для упора выступа 37 собачки 32 системы выполнен в виде выступающего штифта.

В другом частном случае (не показано на фигурах), ограничивающий элемент 38 боковой стенки 29 корпуса 30 для выступа 37 собачки 32 системы может быть выполнен в виде образующей кромки выреза этой стенки 29, в котором и расположен выступ 37 собачки 32.

В частном случае (как показано на фигурах), элемент блокировки 17 от случайного включения двух передач системы выполнен в виде блокирующей скобы с двумя выступами 39, 40 и установлен на валу передач 41 с охватом головки включения передач 16.

В другом частном случае (не показано на фигурах), элемент блокировки 17 от случайного включения двух передач системы может быть выполнен в виде блокирующей пластина с тремя выступами и установлен в пазах основной части корпуса 30 у свободной боковой стенки.

Тросовый привод управления 2 коробки передач 1 предназначен для дистанционного переключения передач в коробке с помощью системы выбора и переключения передач 3 посредством установленного в его корпусе 42 рычага управления 43 через трос выбора 44 и трос переключения 45 передач, соединенные соответственно со сферическим пальцем «К» рычага выбора 14 и сферическим пальцем «Л» рычага переключения 15 передач механизма выбора и переключения передач 13 системы 3.

Рычаг управления 43 шарнирно установлен в корпусе 42 привода управления 2, в частности установленного на тоннеле 46 пола 47 кузова автомобиля, и несущего элементы крепления 48, 49 жестких оболочек 50, 51 тросов 44, 45 соответственно, и несущего горизонтально ориентированную ось 52 двуплечего рычага выбора передач 53, соединенного нижним плечом 54, в частности, посредством его сферического пальца «М» с тросом выбора передач 44 и шарнирно соединенного верхним плечом 55 с рычагом управления 43, нижний конец 56 которого соединен, в частности, посредством сферического пальца «» этого конца 56 с тросом переключения передач 45.

В частном случае, трос выбора 44 и трос переключения 45 передач зафиксированы, примерно, в средних своих частях промежуточным кронштейном 57, закрепленным на тоннеле 46 пола 47 кузова автомобиля.

Корпус 42 тросового привода управления 2 выполнен из пластмассы, в частности, с использованием упрочняющих добавок, за одно целое с которым выполнены в виде выступающих стенок с пазами элементы крепления 48 и 49 соответственно жесткой оболочки 50 троса выбора 44 передач и жесткой оболочки 51 троса переключения 45 передач.

Рычаг управления 43 шарнирно установлен в корпусе 42 привода 2 посредством шарового шарнира 58, образованного сферой 59 на рычаге управления 43 и ответной сферической опорой 60, закрепленной в гнезде 61 корпуса 42 привода управления посредством защелок 62.

В частном случае, сферическая опора 60 шарового шарнира 58 тросового привода управления 2 выполнена из пластмассы и закреплена в гнезде 61 корпуса 42 привода управления посредством четырех ее защелок 62, расположенных в ответных пазах корпуса 42.

Верхнее плечо 55 двуплечего рычага выбора передач 53 шарнирно соединено, в частности посредством шарнира 63, с рычагом управления 43 непосредственно через поперечно ориентированный к нему и проходящий через сферу 59 стержень 64, неразъемно соединенный с ним (с рычагом управления 43) и расположенный в вертикальном вырезе 65 боковой стенки 66 сферической опоры 60 шарового шарнира 58, где подпружинен возвратной пружиной 67 с возможностью перемещения (в этом вырезе) и возврата в среднее положение (относительно образующих выреза 65 по высоте).

В частном случае, крепление корпуса 42 тросового привода управления 2 осуществлено по четырехточечной схеме.

В частном случае, каждая точка крепления корпуса 42 тросового привода управления 2 коробкой передач 1 представляет отверстие с размещенной в нем демпферной втулкой 68 из мягкого материала в которой расположена дистанционная втулка 69 из жесткого материала, предназначенная для расположения болта крепления 70. Посредством болтов 70 тросового привода управления 2 крепится на тоннеле 46 пола 47 кузова автомобиля.

Работа конструкции коробки передач 1 с тросовым приводом управления 2 в эксплуатации заключается в следующем.

Для осуществления выбора и включения той или иной передачи в коробке передач 1 транспортного средства посредством привода управления 2, воздействия водителя на рукоятку рычага управления 43 передаются на взаимосвязанные с ним троса, а именно трос выбора передач 44 и трос переключения передач 45. При перемещении рычага управления 43 влево или вправо, его стержень 64 поворачивает через верхнее плечо 55 двуплечий рычаг выбора передач 53 вокруг горизонтально ориентированной оси 52, тем самым воздействуя через нижнее плечо 54 рычага 53 на связанный с ним трос выбора передач 44, который в свою очередь воздействуя на расположенный в коробке передач 1 механизм выбора и переключения передач 13 выбирает ту или иную линию передач, например из трех линий передач выбирается первая (с лева), на которой расположена первая и вторая передачи. Далее, когда выбрана линия передач, например, первая (с лева), рычаг управления 43 перемещают, например при трогании транспортного средства с места, вперед, в это время нижний конец 56 рычага управления 43 воздействует (в данном случае тянет) на связанный с ним трос переключения передач 45, который в свою очередь воздействуя на расположенный в коробке механизм выбора и переключения передач 13 системы выбора и переключения передач 3, имеющий возможность попеременного взаимодействия с элементами переключения передач (с головками первой 7, второй 8 вилок, и с кареткой 10, взаимосвязанными со штоками), включает, в частности первую передачу коробки. Аналогично происходит выбор и включение других передач коробки с помощью привода управления 2.

Подробнее.

При включении системой выбора и переключения передач 3 коробки передач 1, например, первой передачи, расположенной на первой основной линии выбора передач, посредством воздействия с рычага управления 43 привода управления 2 через трос выбора передач 44 и рычаг выбора передач 14 - вал передач 41 переместится вниз, а передняя рабочая часть 25 головки включения передач 16 переместится в паз 18 головки первой вилки 7 (в частности первой и второй передач первой основной линии выбора передач), тогда как, выступ 39 элемента блокировки 17 (выполненного в виде блокирующей скобы) выйдет из паза 18 головки первой вилки 7, а выступ 40 окажется кроме паза 21 каретки 20 еще и в пазе 19 головки второй вилки 8, затем посредством воздействия с рычага управления 43 привода управления через трос переключения передач 45 на рычаг переключения передач 15 и далее вал передач 41 - передняя рабочая часть 25 головки включения передач 16 воздействует на одну из образующих стенок 26 паза 18 головки первой вилки 7 переключения передач переднего хода в определенном направлении, а уже первая вилка 7 перемещает детали синхронизатора и тем самым включает первую передачу. Во время перемещения головки первой вилки 7 передней рабочей частью 25 головки включения передач 16 поперечная ось 27 головки включения передач 16 входит в один из (соответствующих выбранной передачи) участков селекторного паза 28 боковой стенки 29.

При включении других передач переднего хода в системе выбора и переключения передач 3 посредством привода управления 2 происходят аналогичные последовательности и взаимодействия ее деталей и устройств, что описаны и выше на примере включения первой передачи.

При включении системой 3 посредством привода управления 2 передачи заднего хода, расположенной на третьей основной линии выбора передач, посредством воздействия с рычага управления 43 привода управления 2 через трос выбора передач 44 и рычаг выбора передач 14 - вал передач 41 переместится вверх, а передняя рабочая часть 25 головки включения передач 16 переместится в паз 21 каретки 10 (в частности пятой передачи и передачи заднего хода третьей основной линии выбора передач), тогда как, выступ 40 элемента блокировки 17 выйдет из паза 21 каретки 10 (в частности пятой передачи и передачи заднего хода третьей основной линии выбора передач), а выступ 39 элемента блокировки 17 окажется кроме паза 18 головки первой вилки 7 (в частности первой и второй передач первой основной линии выбора передач) еще и в пазе 19 головки второй вилки 8 (в частности вилки третьей и четвертой передач второй основной линии выбора передач), затем посредством воздействия с рычага управления 43 привода управления 2 через трос переключения передач 45 на рычаг переключения передач 15 и далее вал передач 41 - передняя рабочая часть 25 головки включения передач 16 воздействует на одну из образующих стенок 26 паза 21 каретки 10 в определенном направлении, а далее уже вилка 11, взаимосвязанная пазом через палец 23 с кареткой 10, перемещает шестерню задней передачи и тем самым включает одноименную передачу. Во время перемещения каретки 10 передней рабочей частью 25 головки включения передач 16 поперечная ось 27 головки включения передач 16 входит в участок 34 селекторного паза 28 боковой стенки 29, при этом поперечная ось 27 головки включения передач 16 перемещается из среднего нейтрального участка селекторного паза 28 боковой стенки 29 корпуса 30 механизма 13 в участок 34 этого паза 28, соответствующий включению задней передачи, при этом, ось 27 упирается в рабочий носик 35 собачки 32 устройства блокировки 31 от случайного включения передачи заднего хода и несколько поворачивает собачку 32 вокруг оси 36, далее при вхождении оси 27 в участок 34 селекторного паза 28 боковой стенки 29 собачка 32 под воздействием спиральной пружины возвращается в свое среднее положение. При включении пятой передачи ось 27 головки включения передач 16 перемещается из среднего нейтрального участка селекторного паза 28 боковой стенки 29 корпуса 30 механизма 13 в участок 33 этого паза 28, соответствующий включению пятой передачи, при этом, ось 27 (также как и включении передачи заднего хода) упирается в рабочий носик 35 собачки 32 устройства блокировки 31 от случайного включения передачи заднего хода и несколько поворачивает собачку 32 вокруг оси 36, далее при вхождении оси 27 в участок 33 селекторного паза 28 боковой стенки 29 собачка 32 под воздействием спиральной пружины возвращается в свое среднее положение и при выключении пятой передачи носик 35 собачки 32 устройства блокировки 31 не позволяет войти оси 27 головки включения передач 16 напрямую в участок 34 паза 28 боковой стенки 29 корпуса 30 механизма 13, так как собачка 32 упирается своим выступом 37 в ограничительный элемент 38 на боковой стенке 29 корпуса 30 и тем самым преграждает путь оси 27 в участок 34 паза 28, а заставляет ее (ось 27) перемещаться вниз паза 28 (в нейтральный участок паза 28), тем самым предотвращая случайное включение передачи заднего хода.

Таким образом, за счет использования в коробке передач транспортного средства с тросовым приводом управления только двух штоков для трех основных линий выбора передач, на одном из которых подвижно установлены первая и вторая вилки переключения передач переднего хода с головками, имеющими пазы, а на втором неподвижно установлена третья вилка переключения передачи переднего хода и каретка, на одном конце которой выполнен паз, на другом - закреплен палец, размещенный в пазу вилки переключения передачи заднего хода, установленной на отдельном кронштейне, а также за счет выполнения механизма выбора и переключения передач с возможностью попеременного взаимодействия при включении передач передней рабочей частью своей головки включения передач с образующими стенками пазов головок первой, второй вилок переключения передач переднего хода и каретки, и за счет выполнения на головке включения передач механизма выбора и переключения передач поперечной оси, расположенной в селекторном пазе одной из боковых стенок его корпуса, на которой расположено и устройство блокировки от случайного включения передачи заднего хода, имеющее возможность взаимодействия с поперечной осью головки включения передач механизма, и за счет выполнения корпуса тросового привода управления из пластмассы, а его рычага управления шарнирно установленного в корпусе привода управления посредством шарового шарнира, образованного сферой на рычаге управления и ответной сферической опорой, закрепленной в гнезде корпуса привода управления посредством защелок, и выполнение на корпусе тросового привода управления элементов крепления для жестких оболочек тросов за одно целое с корпусом в виде выступающих стенок с пазами - технический результат, заключающийся в повышение надежности коробки передач с тросовым приводом управления, в заявляемом техническом решении достигается.

Одновременно с повышением надежности коробки передач с тросовым приводом управления в заявляемом техническом решении происходит упрощение конструкции, уменьшение ее материалоемкости и существенное улучшение ее эргономических показателей выбора и переключения передач.

1. Коробка передач с тросовым приводом управления, включающая систему выбора и переключения передач коробки передач, содержащую размещенные в картере коробки штоки основных линий выбора передач с установленными на них вилками переключения передач переднего хода и по меньшей мере одной кареткой, вилку переключения передачи заднего хода, механизм выбора и переключения передач, выполненный с рычагами выбора и переключения передач, и кинематически взаимосвязанный через свою головку включения передач и элемент блокировки от случайного включения двух передач с вилками переключения передач, и включающая тросовый привод управления, предназначенный для дистанционного переключения передач в коробке передач посредством установленного в его корпусе рычага управления через трос выбора и трос переключения передач, соединенные соответственно с рычагами выбора и переключения передач механизма выбора и переключения передач, отличающаяся тем, что в коробке передач использованы два штока для трех основных линий выбора передач, на одном из которых подвижно установлены первая и вторая вилки переключения передач переднего хода с головками, имеющими пазы, а на втором неподвижно установлена третья вилка переключения передачи переднего хода и каретка, на одном конце которой выполнен паз, на другом - закреплен палец, размещенный в пазу вилки переключения передачи заднего хода, установленной на отдельном кронштейне, а механизм выбора и переключения передач выполнен с возможностью попеременного взаимодействия при включении передач передней рабочей частью своей головки включения передач с образующими стенками пазов головок первой, второй вилок переключения передач переднего хода и каретки, причем на его головке включения передач выполнена поперечная ось, расположенная в селекторном пазе одной из боковых стенок его корпуса, на которой расположено и устройство блокировки от случайного включения передачи заднего хода, имеющее возможность взаимодействия с поперечной осью головки включения передач механизма, корпус же тросового привода управления выполнен из пластмассы, а рычаг управления шарнирно установлен в корпусе привода управления посредством шарового шарнира, образованного сферой на рычаге управления и ответной сферической опорой, закрепленной в гнезде корпуса привода управления посредством защелок, тогда как жесткие оболочки тросов закреплены на элементах крепления корпуса тросового привода управления, которые выполнены за одно целое с корпусом последнего в виде выступающих стенок с пазами.

2. Коробка передач по п.1, отличающаяся тем, что палец на каретке расположен поперечно относительно штоков.

3. Коробка передач по п.1, отличающаяся тем, что отдельный кронштейн вилки переключения передачи заднего хода выполнен с фиксатором.

4. Коробка передач по п.1, отличающаяся тем, что устройство блокировки от случайного включения передачи заднего хода на боковой стенки корпуса механизма с селекторным пазом выполнено в виде собачки, установленной на этой боковой стенке с возможностью перекрытия участков линии пятой передачи и заднего хода селекторного паза своим рабочим носиком при повороте на оси, закрепленной в этой боковой стенке, и подпружиненной относительно этой оси с возможностью упора своим выступом в ограничивающий элемент этой боковой стенки.

5. Коробка передач по п.1, отличающаяся тем, что сфера рычага управления тросового привода управления выполнена из пластмассы.

6. Коробка передач по п.1, отличающаяся тем, что сферическая опора шарового шарнира тросового привода управления выполнена из пластмассы и закреплена в гнезде корпуса привода управления посредством четырех ее защелок, расположенных в ответных пазах корпуса.

7. Коробка передач по п.1, отличающаяся тем, что крепление корпуса тросового привода управления осуществлено по четырехточечной схеме.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к транспортным средствам высокой проходимости, в частности, к двухзвенным сочлененным гусеничным машинам, обладающим высоким уровнем проходимости, и предназначенным для перевозки пассажиров и транспортировки грузов в тяжелых дорожных и климатических условиях
Наверх