Устройство включения/выключения блокировки межосевого дифференциала раздаточной коробки транспортного средства

 

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения и может быть использована в раздаточных коробках полноприводных транспортных средств. Устройство (1) включения/выключения блокировки межосевого дифференциала (2) раздаточной коробки (3) транспортного средства содержит шток (4), расположенный в корпусе коробки (3) с возможностью продольного перемещения под воздействием наружного элемента управления (5) и с возможностью фиксации в нескольких положениях, вилку (6,) расположенную на штоке (4) и взаимодействующую с муфтой (7) блокировки дифференциала (2), предназначенной для соединения/разъединения шестерен (8), (9) блокировки дифференциала (2). Вилка (6) установлена на штоке (4) с возможностью продольного перемещения на нем на длину паза (10) штока (4), в котором поперечно к штоку (4) расположен штифт (11), жестко закрепленный в вилке (6) и поперечно подпружиненный относительно штока (4) двумя противоположно расположенными относительно штифта (11) пружинящими элементами (12), (13), установленными внутри штока (4). 1 н.п.ф., 4 з.п.ф, 1 ил..

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения и может быть использована в раздаточных коробках полноприводных транспортных средств.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является устройство включения/выключения блокировки межосевого дифференциала раздаточной коробки легкового автомобиля («Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей: ВАЗ-21213, ВАЗ-21214, ВАЗ-21217, ВАЗ-2129, ВАЗ-2130, ВАЗ-2131, ВАЗ-2129, ВАЗ-21312 г», Москва, изд. «Ливр», 1999 г., рис.3-36 стр.68), содержащее шток, расположенный в корпусе коробки с возможностью продольного перемещения под воздействием рычага управления и с возможностью фиксации в нескольких положениях, вилку, жестко закрепленную на штоке и взаимодействующую с муфтой блокировки дифференциала, которая своим внутренним зубчатым венцом расположена на зубчатом венце шестерни корпуса дифференциала и может при ее перемещении под воздействием вилки (надевании) на зубчатый венец шестерни вала дифференциала соединять эти шестерни и тем самым блокировать последний. Рычаг привода имеет возможность качания относительно оси, установленной в кронштейне корпуса коробки, а нижний конец рычага расположен в пазе наружного конца штока.

Недостатки данного технического решения устройства включения/выключения блокировки межосевого дифференциала раздаточной коробки.

В момент включения блокировки дифференциала посредством устройства, вилка, жестко закрепленная на штоке, перемещает муфту до входа ее зубьев в зацепление с зубьями венца шестерни вала дифференциала. При этом зубья венца шестерни вала дифференциала по своему положению в данный момент не всегда совпадают с впадинами между зубьями муфты, тем самым процесс блокировки затрудняется и для его осуществления требуется как совпадение зубьев венца шестерни вала дифференциала и впадин муфты, так и повышенное усилие воздействия на рычаг управления.

При включенной блокировке дифференциала в трансмиссии автомобиля возникает паразитный крутящий момент, приводящий к перекосу между зубьями венца шестерни вала дифференциала зубьями муфты и зубьями зубчатого венца шестерни корпуса дифференциала, находящимися в данный момент в зацеплении, и приводящий к возникновению большой силы трения между ними. Поэтому в момент выключения блокировки дифференциала возникают еще большие затруднения, чем при включении его. Выключение блокировки становится возможным только при падении паразитного крутящего момента и уменьшении величины перекоса между взаимодействующими деталями, и при этом необходимо длительное воздействие на рычаг управления с большим усилием.

Технический результат: обеспечение комфортного включения/выключения блокировки дифференциала.

Указанный технический результат достигается тем, что в устройстве включения/выключения блокировки межосевого дифференциала раздаточной коробки транспортного средства, содержащем шток, расположенный в корпусе коробки с возможностью продольного перемещения под воздействием наружного элемента управления и с возможностью фиксации в нескольких положениях, вилку, расположенную на штоке и взаимодействующую с муфтой блокировки дифференциала, предназначенной для соединения/разъединения шестерен блокировки дифференциала,

согласно полезной модели, вилка установлена на штоке с возможностью продольного перемещения на нем на длину паза штока, в котором поперечно к штоку расположен штифт, жестко закрепленный в вилке и поперечно подпружиненный относительно штока двумя противоположно расположенными относительно штифта пружинящими элементами, установленными внутри штока.

В частном случае, наружный элемент управления устройства выполнен в виде рычага.

В частном случае, паз в штоке устройства выполнен сквозным.

В частном случае, штифт вилки устройства проходит сквозь весь паз.

В частном случае, пружинящие элементы устройства выполнены в виде цилиндрических винтовых пружин.

Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что предлагаемое решение имеет признаки, отсутствующие в известных решениях, а их использование в заявляемой совокупности признаков дает возможность получить новый технический эффект, следовательно, предложенное техническое решение имеет изобретательский уровень по сравнению с существующим уровнем техники.

Предложенное техническое решение промышленно применимо, так как может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно соответствует условию патентоспособности «промышленная применимость».

Сущность полезной модели поясняется на чертежах:

Фиг.1. - устройство включения/выключения блокировки межосевого дифференциала раздаточной коробки транспортного средства.

Устройство 1 включения/выключения блокировки межосевого дифференциала 2 раздаточной коробки 3 транспортного средства содержит шток 4, расположенный в корпусе коробки 3 с возможностью продольного перемещения под воздействием наружного элемента управления 5 и с возможностью фиксации в нескольких положениях (в частности в двух положениях), вилку 6, расположенную на штоке 4 и взаимодействующую с муфтой 7 блокировки дифференциала 2, предназначенной для соединения/разъединения шестерен 8, 9 блокировки дифференциала 2.

Вилка 6 установлена на штоке 4 с возможностью продольного перемещения на нем на длину паза 10 штока 4, в котором (в пазу 10) поперечно к штоку 4 расположен штифт 11, жестко закрепленный в вилке 6 и поперечно подпружиненный относительно штока 4 двумя противоположно расположенными относительно штифта 11 пружинящими элементами 12, 13, установленными внутри штока 4.

В частном случае, наружный элемент управления 5 устройства 1 выполнен в виде рычага.

В частном случае, паз 9 в штоке 4 устройства выполнен сквозным.

В частном случае, штифт 11 вилки 6 устройства 1 проходит сквозь весь паз 10.

В частном случае, пружинящие элементы 12, 13 устройства 1 выполнены в виде цилиндрических винтовых пружин.

Работает устройство включения/выключения блокировки межосевого дифференциала раздаточной коробки транспортного средства следующим образом.

В процессе включения блокировки дифференциала, водитель, воздействуя на рычаг (наружный элемент управления 5), перемещает шток 4 с установленной на нем вилкой 6. Фиксатор 14 фиксирует шток 4 в требуемом положении за счет попадания шарика 15 фиксатора 4 в углубление 16 штока 4. При этом, при несовпадении зубьев шестерни 8 вала 17 дифференциала 2 и зубьев 18 муфты 7, движение муфты 7 прерывается, но сжимается цилиндрическая винтовая пружина (пружинящий элемент 13), установленная в штоке 4, которая продолжает воздействовать через штифт 11 на вилку 6, а последняя на муфту 7, и при совпадении зубьев шестерни 8 вала 17 и зубьев 18 муфты 7 пружина (пружинящий элемент 13) уже самостоятельно (без воздействия водителем на рычаг) перемещает вилку 6 и муфту 7 до полного включения блокировки дифференциала 2, тем самым процесс включения блокировки дифференциала 2 для водителя существенно облегчается. Выключение блокировки дифференциала 2 осуществляется аналогичным образом, только в этом процессе уже участвует другая цилиндрическая винтовая пружина (пружинящий элемент 12).

Таким образом, за счет установления вилки на штоке с возможностью продольного перемещения на нем на длину паза штока, в котором поперечно к штоку расположен штифт, жестко закрепленный в вилке и поперечно подпружиненный относительно штока двумя противоположно расположенными относительно штифта пружинящими элементами, установленными внутри штока, технический результат, направленный на обеспечение комфортного включения/выключения блокировки дифференциала, в заявляемом техническом решении достигается.

1. Устройство включения/выключения блокировки межосевого дифференциала раздаточной коробки транспортного средства, содержащее шток, расположенный в корпусе коробки с возможностью продольного перемещения под воздействием наружного элемента управления и с возможностью фиксации в нескольких положениях, вилку, расположенную на штоке и взаимодействующую с муфтой блокировки дифференциала, предназначенной для соединения/разъединения шестерен блокировки дифференциала,

отличающееся тем, что вилка установлена на штоке с возможностью продольного перемещения на нем на длину паза штока, в котором поперечно штоку расположен штифт, жестко закрепленный в вилке и поперечно подпружиненный относительно штока двумя противоположно расположенными относительно штифта пружинящими элементами, установленными внутри штока.

2. Устройство включения/выключения блокировки по п.1, отличающееся тем, что наружный элемент управления выполнен в виде рычага.

3. Устройство включения/выключения блокировки по п.1, отличающееся тем, что паз в штоке выполнен сквозным.

4. Устройство включения/выключения блокировки по п.1, отличающееся тем, что штифт вилки проходит сквозь весь паз.

5. Устройство включения/выключения блокировки по п.1, отличающееся тем, что пружинящие элементы выполнены в виде цилиндрических винтовых пружин.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано в дифференциальных приводах транспортных средств, выполненных с возможностью автоматической блокировки колес

Торсион // 104265
Изобретение относится к устройствам, работающим на кручение, и может быть применено в подвесках транспортных средств, в соединительных упругих муфтах, возвратных и других механизмах в любой области техники
Наверх