Торсион

 

Изобретение относится к устройствам, работающим на кручение, и может быть применено в подвесках транспортных средств, в соединительных упругих муфтах, возвратных и других механизмах в любой области техники.

Торсион содержит стержневую часть с головками на концах, средства крепления головок к неподвижной и подвижной частям объекта, стержневая часть состоит из параллельно, или последовательно или параллельно - последовательно соединенных упругих и гасящих элементов.

Упругий элемент, регулируемый по жесткости, выполнен со средством продольного перемещения и крепления неподвижной части объекта на произвольном расстоянии от подвижной части торсиона, при этом средство выполнено в виде ползуна с крепежными элементами.

Технический результат изобретения: передача больших крутящих моментов; работоспособность по существенному уменьшению больших динамических нагрузок с высоким гасящим свойством; возможность регулирования упругих и гасящих свойств и характеристик; компактность; универсальность.

Изобретение относится к устройствам, работающим на кручение, и может быть применено в подвесках транспортных средств, в соединительных упругих муфтах, возвратных и других механизмах в любой области техники.

Торсионы-широко известные во всем мире упругие элементы, которые применяют, например, в подвесках автомобилей и их прицепов, тракторов, тележек рельсового транспорта, в приводных и возвратных механизмах машин и различных устройств и т.д.

Известен пучковый торсион, содержащий прутки с отогнутыми от центра пучка хвостовикам опоры с радиальными пазами - патент РФ 2142584 от 10.12.1999. Существенными недостатками торсиона являются:

1. Отсутствие гасящих, т.е. демпфирующих свойств по превращению механической энергии за счет трения в тепловую энергию с последующим рассеянием;

2. Неспособность передачи больших крутящих моментов и уменьшению больших динамических нагрузок.

Известен также торсион - полезная модель 29570 от 20.05.2003 - с упругим элементом из спиральных тросовых отрезков, расположенных вплотную по кругу в виде полого цилиндра с средствами крепления (прототип). Стальной трос по структуре обладает как упругим так и гасящим (демпфирующим) свойством, однако известный торсион, содержащий только тросовые отрезки, имеет достаточно высокую податливость (эластичность), причем с большим общим диаметром, следовательно, не обеспечивает возможность передачи больших скручивающих моментов и уменьшение больших динамических нагрузок.

Кроме того, существенным недостатком известного торсиона является также невозможность варьирования (изменения) упругих и гасящих свойств и характеристик.

Изобретение направлено на усовершенствование торсионов, а именно на обеспечение:

1. Передачи больших крутящих моментов;

2. Работоспособности по существенному уменьшению больших динамических нагрузок с высоким гасящим т.е. демпфирующим свойством по превращению механической энергии за счет трения в тепловую энергию с последующим рассеянием;

3. Возможности регулирования упругих и гасящих свойств и характеристик;

4. Компактности;

5. Универсальности.

Эти технические результаты достигаются тем, что:

1. Торсион содержит произвольно соединенные (параллельно, или последовательно или параллельно - последовательно) упругий и гасящий элементы.

2. Упругий элемент выполнен из «п» стержней произвольного (круглого, прямоугольного и т.п.) сечения.

3. Упругий элемент регулируемый по жесткости и выполнен со средством осевого перемещения и крепления неподвижной части объекта на произвольном расстоянии от подвижной части торсиона.

4. Средство осевого перемещения выполнено в виде ползуна с крепежными элементами.

5. Гасящий элемент выполнен из прямолинейных, дугообразных или прямолинейно - дугообразных отрезков стального каната концы которых продольно или радиально размещены и зафиксированы в фланцах.

Техническое решение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен торсион с гасящим элементом из спиральных тросовых отрезков расположенных по кругу в виде полого цилиндра и упругим элементом из «п» стержней произвольного (круглого, прямоугольного и т.п.) сечения из пружинной стали или композитных материалов обладающих упругими свойствами; на фиг.2 и 3 - виды торсиона с торца и поперечного сечения соответственно; фиг.4 - торсион с упругим элементом в виде стержня круглого сечения с головками в виде утолщениями с неразрезными шлицами или выполненные в форме многогранника; на фиг.5, 6 - виды торсиона с торца и поперечного сечения соответственно; на фиг.7 - торсион с гасящим элементом из спиральных тросовых отрезков, расположенных квазидугообразно по кругу обращенными к продольной оси торсиона с концами отрезков, радиально размещенными и фиксированными в фланцах; на фиг.8, 9 - виды поперечного сечения торсиона;

на фиг.10 - 12 - виды торсионов с параллельно соединенными упругим и гасящим элементами; на фиг.13 - вид торсиона с последовательно соединенными упругим и гасящими элементами; на фиг.14 - вид торсиона с последовательно соединенными упругим и гасящим элементами и ползуном регулирования жесткости упругого элемента.

Торсион состоит из стержневой части, содержащий упругий 1 и гасящий 2 элементы; средств крепления головок торсиона к неподвижному и подвижному частям объекта, выполненные в виде фланцев 3, 4, 5 и ползуна 6.

Фланцы 3, 4 и 5 могут быть выполнены цельными и составными, а крепление концов тросовых отрезков способами сварки, пайки, прессования или прижатием крепежными средствами и деталями.

На фиг.1 - 14 обозначены: С - отверстия; D - крепление концов отрезков троса в фланцах 3, 4, 5 сваркой (или пайкой); L - канавки или отверстия для установки концов стального троса; К - выступы фланцевой головки.

Представленные торсионы обеспечивают широкую возможность их применения при решении различных задач. Для этого упругие элементы выполнены из стержней круглого сечения 1 (фиг.4 - 6, 10 - 12) или прямоугольных пластин 1 (фиг.1 - 9, 13, 14), которые могут быть выполнены цельными (фиг.1, 4, 7, 10, 12 - 14) или составными, соединенными последовательно (фиг.11).

Гасящие элементы 2 выполнены с двумя фланцевыми элементами 3, 4 (фиг.1, 4), промежуточным одним фланцевым элементом 5 (фиг.7, 13, 14) или «п» фланцевыми элементами 5 (фиг.10, 12).

Ползун 6 (фиг.14) обеспечивает возможность фиксации упругого элемента 1 в любом месте по его длине, следовательно, плавного изменения жесткости.

Торсион (фиг.1 - 14), например, применительно к автомобильной торсионной подвески работает следующим образом. Одним концом, например 3 торсион крепится к раме или кузову автомобиля, а другим 4 - к кривошипному рычагу подвески. Упругость связи колеса с рамой (на фиг.1 - 14 не показаны) главным образом обеспечивается вследствие скручивания упругого элемента 1. При движении автомобиля в результате наезда колес на неровности дороги упругое устройство 1 скручивается, значительно смягчая удар, передаваемый от колеса на кузов, исключая копирование кузовом профиля дорожных неровностей, и плавность хода автомобиля. При этом быстрое гашение колебания кузова обеспечивает гасящее (демпфирующее) тросовое устройство 2. Таким образом создается возможность движения автомобиля без неприятных ощущений и быстрой утомляемости людей и повреждений перевозимых грузов, а также надежность работы подвески и элементов трансмиссии с силовым агрегатом в целом.

Представленные на фиг.1, 7 торсионы могут быть использованы в элементах машин в упругих муфтах или в элементах сборной муфты с большим крутящим моментом, в приводных и возвратных механизмах, например, дверей метрополитена и т.д.

Таким образом, торсион (фиг.1 - 14) имеет достаточно компактную конструкцию и благодаря упругодемпфирующим элементам 1, 2 с возможностью произвольного их соединения (параллельно, или последовательно или параллельно - последовательно), а также регулировки жесткости обеспечивает достижение высокой эффективности по передачи больших крутящих моментов, работоспособность по существенному уменьшению больших динамических нагрузок и их гашению, а также возможность варьирования упругих и гасящих характеристик.

Учитывая выше представленные особенности торсиона, техническое решение является полезным.

Анализ известных технических решений в данной области и в смежных отраслях показывает, что такие конструкции торсионов с указанными особенностями, преимуществами и отличительными признаками не имеются.

1. Торсион, содержащий стержневую часть с головками на концах, средства крепления головок к неподвижной и подвижной частям объекта, отличающийся тем, что стержневая часть состоит из последовательно соединенных упругих и гасящих элементов.

2. Торсион по п.1, отличающийся тем, что упругий элемент, регулируемый по жесткости, выполнен со средством продольного перемещения и крепления неподвижной части объекта на произвольном расстоянии от подвижной части торсиона.

3. Торсион по п.2, отличающийся тем, что средство продольного перемещения и крепления неподвижной части объекта на произвольном расстоянии от подвижной части торсиона выполнено в виде ползуна с крепежными элементами.



 

Похожие патенты:

Стенд для механических испытаний относится к измерительной и испытательной технике, в частности к устройствам для испытания армированных изделий на совместное или раздельное кручение и растяжение. Предпочтительная область использования устройства, это испытание армированных полимерных или резинотехнических изделий, например, таких как эластичные гусеницы тракторов, комбайнов или других транспортных средств, а также аналогичных армированных изделий.
Наверх