Трансмиссия полноприводной колесной машины

 

Трансмиссия содержит сцепление, корпус 1 которого соединен с корпусом двигателя, ступенчатую коробку передач, корпус которой соединен с корпусом сцепления, раздаточную коробку. Трансмиссия снабжена многоступенчатым ходоуменьшителем 6, входной вал 7 которого соединен с выходным валом коробки передач посредством трансмиссионного вала 4, окруженного трубчатой оболочкой 5, имеющей фланец, примыкающий к корпусу 22 ходоуменьшителя. Оболочка 5 закрыта крышкой, установленной на корпусе коробки передач. Выходной вал 15 ходоуменьшителя соединен с входным валом 17 раздаточной коробки посредством муфты 16, расположенной в нише между стенками кронштейна 27, соединяющего корпус ходоуменьшителя с корпусом раздаточной коробки. Технический результат - создание для полноприводной колесной машины многоцелевого назначения надежной трансмиссии, имеющей большой диапазон передаточных чисел.

Техническое решение относится к полноприводным колесным транспортным средствам преимущественно сельскохозяйственного назначения и касается их трансмиссии.

В свидетельстве РФ №14428, МПК В 60 K 17/36, выданном на полезную модель, представлен автомобиль с передними и задними ведущими колесами, имеющий трансмиссию, содержащую коробку передач, жестко соединенную с двигателем, угловые редукторы привода колес, раздаточную коробку, имеющую ведущий вал и валы привода угловых редукторов. Двигатель с соединенной с ним коробкой передач установлен в кузове на трех эластичных опорах, раздаточная коробка установлена в автомобиле отдельно от двигателя на своих эластичных опорах, коробка передач соединена с раздаточной коробкой валом, концы которого соединены с выходным валом коробки и ведущим валом раздаточной коробки через муфты, допускающие возможность угловых смещений соединяемых валов. Раздаточная коробка и указанная эластичная опора позиционно зафиксированы относительно жесткого конструктивного элемента. Однако при работе этой трансмиссии происходит вибрация карданной передачи, соединяющей валы коробки передач и раздаточной коробки, что ухудшает условия их работы.

В трансмиссии транспортного средства с передним и задним ведущими мостами, изображенной в патенте №4415058, выданном в США, ее элементы размещены в одном комплексном устройстве, включающем коробку передач, раздаточную коробку и главную передачу одного из ведущих мостов. Однако эта трансмиссия предназначена для привода колес транспортного средства с поперечным расположением осей двигателя и коробки передач. Ее невозможно использовать на транспортных средствах с размещением осей двигателя и коробки передач вдоль транспортного средства в случае использования двигателя с воздушным охлаждением, требующего интенсивного обдува встречным потоком воздуха.

Трансмиссия двухосного полноприводного транспортного средства с продольным размещением двигателя, показанная в патенте РФ №2123945, МПК В 60 K 17/34, содержит в одном комплексном устройстве раздаточную коробку и межосевой дифференциал с блокирующей муфтой. Раздаточная коробка с главной передачей одного из ведущих мостов выполнена в виде единого агрегата, пристыкованного к коробке передач. Однако при такой трансмиссии получается длинный капот у силовой установки.

Трансмиссия колесной машины, показанная в патенте №4304315, выданном в США, содержит сцепление, корпус которого соединен с корпусом двигателя, коробку передач, корпус которой соединен с корпусами сцепления и главной передачи привода заднего моста. Однако данная трансмиссия не обеспечивает привод переднего моста.

В качестве прототипа принята трансмиссия полноприводной колесной машины, показанная в свидетельстве РФ №18987, МПК В 60 K 17/02, выданном на полезную модель. Она содержит сцепление, коробку передач жестко соединенные между собой, раздаточную коробку. Между корпусами коробки передач и раздаточной коробки трансмиссии этой колесной машины имеется жесткая связь, выполненная в виде проставки, обеспечивающей соосное соединение раздаточной коробки и коробки передач. Однако эта трансмиссия имеет небольшой диапазон передаточных чисел, который недостаточен при ее использовании в многофункциональной колесной машине.

Решаемая задача - создание для полноприводной колесной машины многоцелевого назначения надежной трансмиссии, имеющей большой диапазон передаточных чисел.

Решение этой задачи обеспечено тем, что трансмиссия полноприводной колесной машины, содержащая фрикционное сцепление, корпус которого соединен с корпусом двигателя, ступенчатую коробку передач, корпус которой соединен с корпусом сцепления, раздаточную коробку, содержащую корпус с зубчатыми колесами, входной вал и два выходных вала, согласно решаемой задаче, снабжена многоступенчатым ходоуменьшителем, входной вал которого соединен с выходным валом коробки передач посредством трансмиссионного

вала, окруженного трубчатой оболочкой, снабженной фланцем, примыкающим к корпусу ходоуменьшителя, и закрытой крышкой, установленной на корпусе коробки передач, а выходной вал ходоуменьшителя соединен с входным валом раздаточной коробки посредством муфты, расположенной между стенками кронштейна, соединяющего корпус ходоуменьшителя с корпусом раздаточной коробки.

При наличии в трансмиссии полноприводной колесной машины, содержащей фрикционное сцепление, ступенчатую коробку передач и раздаточную коробку, многоступенчатого ходоуменьшителя, соединенного посредством трубчатой оболочки трансмиссионного вала с корпусом коробки передач и закрепленного на кронштейне, соединенном с корпусом раздаточной коробки обеспечен большой диапазон передаточных чисел трансмиссии с возможностью выбора различных их рядов в зависимости от условий местности и характера работы машины и выполняемых ею функций. При этом размещение ходоуменьшителя в одном ряду с коробкой передач и раздаточной коробкой в едином блоке с ними обеспечивает благоприятные условия их работы.

Коробка передач состоит из передней секции, в которой расположены зубчатые колеса, и задней секции, в которой расположен выходной вал, на задней секции установлена крышка трубчатой оболочки, соединенная с кронштейном, прикрепленным к задней секции коробки передач, передний конец трансмиссионного вала снабжен трубчатым наконечником, имеющим шлицевое соединение с выходным валом коробки передач, а задний конец трансмиссионного вала установлен на подшипнике, расположенном на крышке подшипника входного вала ходоуменьшителя.

На фигуре 1 изображена передняя часть трансмиссии колесной машины, содержащая фрикционное сцепление и ступенчатую коробку передач.

На фигуре 2 представлена средняя часть трансмиссии, содержащая трансмиссионный вал в трубчатой оболочке.

На фигуре 3 показана часть трансмиссии, содержащая ходоуменьшитель и раздаточную коробку.

Представленная трансмиссия колесной машины содержит фрикционное сцепление, корпус 1 которого (фигура 1) соединен с корпусом теплового двигателя. С корпусом сцепления соединен корпус ступенчатой коробки передач, состоящий из передней секции 2, в которой расположены зубчатые колеса, и задней секции 3, в которой расположен выходной вал коробки передач. С выходным валом коробки передач соединен трансмиссионный вал 4 (фигура 2), закрытый трубчатой оболочкой 5.

В кинематической цепи между коробкой передач и раздаточной коробкой установлен многоступенчатый ходоуменьшитель 6 (фигура 3), выполненный в виде коробки передач, валы которой расположены в горизонтальной плоскости. Входной вал 7 ходоуменьшителя соединен с трансмиссионным валом 4. Передний конец трансмиссионного вала 4 снабжен жестко соединенным с ним трубчатым наконечником 8 в виде шлицевой втулки, имеющей шлицевое соединение с расположенным в ней концевым участком выходного вала коробки передач. Задний концевой участок трансмиссионного вала 4 сделан в виде чашки 9 и установлен на подшипнике качения 10 на крышке 11 подшипника 12 входного вала 7 ходоуменьшителя. Между чашкой 9 и сплошным участком вала 4 расположен соединенный с ними жестко буртик 13 шлицевой втулки 14, имеющей шлицевое соединение с концевым участком вала 7. Втулка 14 расположена в отверстиях вала 4 и чашки 9, обеспечивая их центрирование относительно вала 7.

Выходной вал 15 ходоуменьшителя соединен посредством муфты 16 с входным валом 17 раздаточной коробки, имеющей два выходных вала 18 и 19, расположенных в корпусе 20. Муфта 16, связывающая выходной вал ходоуменьшителя и входной вал раздаточной коробки, сделана в виде диска, соединенного резьбовыми крепежными элементами с входным валом 17 раздаточной коробки и с выходным валом 15 ходоуменьшителя посредством расположенного на нем фланца 21, имеющего с ним шлицевое соединение.

Корпус 22 ходоуменьшителя с расположенными в нем зубчатыми колесами 23 спереди соединен резьбовыми крепежными элементами с оболочкой 5, укрывающей трансмиссионный вал 4, а именно с прикрепленным

к ней фланцем 24. Оболочка 5 снабжена торцевой крышкой 25, установленной на задней секции 3 коробки передач. Крышка 25 жестко соединена с кронштейном 26, сделанным в виде совка, прикрепленным снизу к задней секции 3 коробки передач резьбовыми крепежными элементами. Сзади корпус 22 ходоуменьшителя соединен резьбовыми крепежными элементами с кронштейном 27, выполненным корытообразного профиля и соединенным с корпусом 20 раздаточной коробки, в котором расположены зубчатые колеса. Нижняя стенка кронштейна 27 выполнена перфорированной и служит для удержания крепежных элементов, случайно выпавших при сборке муфты 16, которая расположена в нише между стенками кронштейна 27.

При движении транспортного средства поворотный момент, создаваемый тепловым двигателем, через сцепление передается к коробке передач. От коробки передач поворотный момент передается трансмиссионным валом 4 входному валу 7 ходоуменьшителя 6. Увеличенный при необходимости в ходоуменьшителе поворотный момент через вал 15, муфту 16 и вал 17 поступает в раздаточную коробку, откуда он поступает к ее выходным валам 18 и 19, обеспечивающим привод колес машины.

В этой трансмиссии колесной машины, содержащей установленные в жестком едином блоке фрикционное сцепление, ступенчатую коробку передач, раздаточную коробку и многоступенчатый ходоуменьшитель, размещенный между трубчатой оболочкой трансмиссионного вала и кронштейном, закрепленном на корпусе раздаточной коробки, обеспечен большой диапазон передаточных чисел трансмиссии с возможностью выбора различных их рядов в зависимости от условий эксплуатации транспортного средства. При этом размещение ходоуменьшителя в одном ряду с коробкой передач и раздаточной коробкой в едином блоке, обеспечивающем надлежащее их центрирование, повышает надежность трансмиссии.

1. Трансмиссия полноприводной колесной машины, содержащая фрикционное сцепление, корпус которого соединен с корпусом двигателя, ступенчатую коробку передач, корпус которой соединен с корпусом сцепления, раздаточную коробку, содержащую корпус с зубчатыми колесами, в котором расположены входной вал и два выходных вала, отличающаяся тем, что она снабжена многоступенчатым ходоуменьшителем, входной вал которого соединен с выходным валом коробки передач посредством трансмиссионного вала, окруженного трубчатой оболочкой, имеющей фланец, примыкающий к корпусу ходоуменьшителя, и закрытой крышкой, установленной на корпусе коробки передач, а выходной вал ходоуменьшителя соединен с входным валом раздаточной коробки посредством муфты, расположенной между стенками кронштейна, соединяющего корпус ходоуменьшителя с корпусом раздаточной коробки.

2. Трансмиссия по п.1, отличающаяся тем, что коробка передач состоит из передней секции, в которой расположены зубчатые колеса, и задней секции, в которой расположен выходной вал, на задней секции установлена крышка трубчатой оболочки, соединенная с кронштейном, прикрепленным к задней секции коробки передач, передний конец трансмиссионного вала снабжен трубчатым наконечником, имеющим шлицевое соединение с выходным валом коробки передач, а задний конец трансмиссионного вала установлен на подшипнике, расположенном на крышке подшипника входного вала ходоуменьшителя.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, а в частности к системам управления коробок передач транспортных средств
Наверх