Индивидуальный реактивный летательный аппарат (варианты)

 

Предложен индивидуальный реактивный летательный аппарат (ИРЛА), рабочей средой которого является негорючая жидкость, например, вода. ИРЛА содержит ранец с ложементом, имеющим спереди сиденье со спинкой и привязные ремни для пилота, а на задней стороне - блок реактивной тяги, как минимум, с двумя реактивными соплами, расположенными выше центра тяжести ранца, кинематически связанными с рычажным механизмом управления их поворотом и гидравлически связанными с каналами коллектора, закрепленного на спинке;

насосную станцию, обеспечивающую забор и подачу под давлением рабочей жидкости в блок реактивной тяги ранца, и имеющую корпус, двигатель, заборное устройство и нагнетательный насос, а также пульт дистанционного управления ее работой, размещенный на ранце;

свободно висящую нагнетательную трубу для передачи рабочей жидкости от насосной станции через коллектор к блоку реактивной тяги ранца.

Коллектор выполнен соосным и поворотным относительно нагнетательной трубы и соединен с ней через шарнирный узел, имеющий два патрубка, подшипник качения и уплотнительное устройство.

Каждое из реактивных сопел соединено с соответствующим каналом коллектора через шарнирный узел, состоящий из двух входящих один в другой цилиндрических патрубков между которыми размещен, по меньшей мере, один подшипник качения и уплотнительное устройство.

В первом варианте исполнения ИРЛА коллектор выполнен поворотным относительно ложемента ранца относительно оси, перпендикулярной оси симметрии спинки ложемента, и соединен с его спинкой через шарнирный узел, позволяющий пилоту наклоняться вперед или отклоняться назад по отношению к коллектору с нагнетательной трубой.

Во втором варианте исполнения ИРЛА реактивные сопла кинематически соединены между собой торсионом, обеспечивающим синхронность их поворота во всех плоскостях, при этом, коллектор выполнен соосным

Для повышения КПД и управляемости работы ИРЛА каждый канал коллектора сверху изогнут в виде элемента Г-образной формы с тем, чтобы обеспечить расположение реактивных сопел таким образом, чтобы вектор суммарной тяги блока реактивной тяги ранца проходил через центр тяжести системы "ранец+пилот" или вблизи него.

Для расширения функциональных возможностей ИРЛА ложемент ранца может выполняться из композитного материала и состоять из нескольких пустотелых частей, пустоты которых заполнены плавающим материалом, обеспечивающим выполнение ложементом функции спасательного жилета.

Использование предлагемой группы полезных моделей позволяет:

1. Обеспечить пилоту возможность надежного контролируемого управления положением ИРЛА в пространстве в процессе взлета и полета в любое время, в любом направлении и в любой плоскости.

2. Повысить как надежность, так и удобство и безопасность эксплуатации ИРЛА в самых сложных погодных условиях и в чрезвычайных ситуациях (например, при техногенных катастрофах вблизи водоемов).

3. Обеспечить большую продолжительность и дальность безопасного полета путем гарантированного обеспечения высокой степени устойчивости и управляемости ИРЛА на взлете и в полете.

4. Обеспечить применение ИРЛА в самых разнообразных областях как в качестве средства для активного отдыха, так и для проведения спасательных работ или в качестве средства для охраны правопорядка и для военных целей.

2 н.п.ф., 4 з.п.ф., 9 л. илл.

Предлагаемая группа полезных моделей относится к области транспортного машиностроения, а более конкретно - к конструкциям индивидуальных летательных аппаратов, обеспечивающих подъем и управляемое парение и перемещение человека в воздухе с помощью жидкой рабочей среды, преимущественно воды.

Известны различные конструкции индивидуальных летательных аппаратов, содержащих летательные модули, закрепляемые на теле человека (см., например, заявки ВОИС (РСТ) NN WO 0035751, оп. 2000, WO 2005091713, оп. 2005, патенты Кореи N 20070110057, оп. 2007, Китая N 101132966, оп. 2008, патенты Франции NN 2862282, оп. 2005, 2937306, оп. 2010, 2959208, оп. 2011, патенты США NN 2461347, оп. 1949, 2509603, оп. 1950, 3021095, оп. 1962, 3023980, оп. 1962, 3111108, оп. 1963, 3149798, оп. 1964, 3243144, оп. 1966, 3245637, оп. 1966, 3277858, оп. 1966, 3381917, оп. 1968, 3443775, оп. 1969, 4795111, оп. 1989, 5779188, оп. 1998, 6488232, оп. 2002, 7258301, оп. 2007, 2002003188, оп. 2002, 2008290616, оп. 2008, 2010200702, оп. 2010, патенты Новой Зеландии NN 569454, оп. 2009, 569455, оп. 2009, патент Германии N 202008006665, оп. 2009, патент Великобритании N 981310 и др.).

Такие летательные модули, как правило, снабжены двигательными устройствами типа пропеллеров, лопастей несущего винта или реактивных двигателей, работающих на огнеопасном топливе для создания достаточной тяги для полета. При этом пилот, находясь в опасной близости к двигательным устройствам, должен еще нести на себе как сам летательный аппарат, так и бак с топливом, что существенно ограничивает как продолжительность, так и дальность полета. Кроме этого, устойчивость и управляемость на взлете и в полете таких конструкций довольно плохая.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому является известная конструкция индивидуального реактивного летательного аппарата по патенту США N 7258301, В64С 29/00, 11/46, 39/02, оп. 2007, в котором в качестве альтернативы использованию метода создания тяги, достаточной для взлета и поддержания парения человека в воздухе с помощью вентиляторов или метода сжигания летучих жидкостей с использованием продуктов горения в газообразном состоянии, был предложен метод создания реактивной тяги путем нагнетания и выброса из сопел под высоким давлением негорючих жидкостей - таких, как вода, водяные аэрозоли и т.д.

Данный индивидуальный реактивный летательный аппарат (далее ИРЛА) содержит:

ранцевый аппарат (ранец), основу которого составляет ложемент, имеющий сиденье с жестко прикрепленной к нему спинкой, на передней стороне которой размещена система привязных ремней для пилота, а на задней стороне размещен блок реактивной тяги, снабженный, как минимум, двумя автономно поворачиваемыми реактивными соплами, расположенными выше центра тяжести ранца и кинематически связанными с рычажным механизмом управления поворотом реактивных сопел, гидравлически связанных с коллектором, имеющим систему разветвленных каналов, неподвижно закрепленных на задней стенке спинки ложемента ранца,

базовый аппарат, выполненный в виде насосной станции, обеспечивающей забор и подачу под давлением жидкости, над которой производится полет ИРЛА, в блок реактивной тяги ранца, и имеющей протыкающий волны корпус, внутри которого размещены двигатель, заборное устройство и нагнетательный насос, кроме этого, насосная станция снабжена пультом дистанционного управления ее работой, размещенным на ранце и связанным с насосной станцией гидро- и электроприводами,

свободно висящую нагнетательную трубу для передачи жидкости от насосной станции через систему неподвижно закрепленных на ранце разветвленных каналов коллектора к соплам блока реактивной тяги ранца.

Такой аппарат, хотя и позволяет по сравнению, например, с гидросмолетом, оборудованным водометными движителями, обеспечить подъем и удержание человека в воздухе при относительно небольшом соотношении мощности движителей и веса аппарата, в то же время его использование ограничено тем, что пилот жестко прикреплен как к ранцу, так и к нагнетательной трубе и не имеет возможности свободно маневрировать в пространстве, что в ряде случаев создает опасные для пилота ситуации. Например, при взлете ИРЛА, у которого перед началом его эксплуатации нагнетательная труба расположена параллельно поверхности акватории (или близко к этому), при подаче в нагнетательную трубу жидкости под давлением эта труба становится очень жесткой и жестко закрепленный относительно нее и параллельно ей пилот может воткнуться головой в воду, не имея возможности уйти от этой чрезвычайно опасной для пилота ситуации (особенно при наличии в акватории волнения).

Кроме того, управление работой насосной станции осуществляется с помощью гидропривода, шланги которого размещены внутри нагнетательной трубы, что, в свою очередь, снижает надежность работы ИРЛА и сковывает движения пилота в полете, а также с помощью электропривода, провода которого размещены на наружной поверхности нагнетательной трубы. Другими факторами, снижающими надежность работы ИРЛА, является неудобная конструкция единого переднего рычага управления поворотом реактивных сопел, а также ненадежное соединение реактивных сопел с коллектором.

Задачей, на решение которой направлена заявляемая полезная модель, является расширение арсенала уже имеющихся технических средств, связанных с дальнейшим повышением эффективности использования аппаратов подобного типа путем расширения области их использования за счет повышения безопасности эксплуатации ИРЛА и усиления эффекта его "парения" при полете над водой путем повышения надежности конструкции ИРЛА и упрощения его эксплуатации при сохранении относительно небольших габаритов аппарата и относительно небольшой (для аппаратов подобного типа) потребной мощности насосной станции (нагнетательной установки).

Данная задача решается с помощью технического результата от использования заявляемой полезной модели, заключающегося в обеспечении надежного функционирования ИРЛА при любой погоде и при резких изменениях окружающей обстановки, требующих быстрого реагирования и надежного управления аппаратом путем обеспечения возможности при любой необходимости менять по желанию пилота вектор тяги в любом направлении во всех плоскостях при обеспечении необходимого запаса энергии для страховки пилота в чрезвычайных ситуациях и для гарантированной реализации заданной практической дальности полета и/или для безусловного выполнения полученного задания, например, в спасательных операциях, или приказа в боевой обстановке.

Указанный результат достигается тем, что в известном индивидуальном реактивном летательном аппарате (ИРЛА), содержащем:

ранец, основу которого составляет ложемент, имеющий сиденье с жестко прикрепленной к нему спинкой, на передней стороне которой размещена система привязных ремней для пилота, а на задней стороне размещен блок реактивной тяги, снабженный, как минимум, двумя поворачиваемыми реактивными соплами, расположенными выше центра тяжести ранца и кинематически связанными с рычажным механизмом управления поворотом реактивных сопел, гидравлически связанных с системой разветвленных каналов коллектора, закрепленного на задней стенке спинки ложемента ранца,

базовый аппарат, выполненный в виде насосной станции, обеспечивающей забор и подачу под давлением жидкости, над которой производится полет ИРЛА, в блок реактивной тяги ранца, и имеющей корпус, внутри которого размещены двигатель, заборное устройство и нагнетательный насос, кроме этого, насосная станция снабжена пультом дистанционного управления ее работой, размещенным на ранце,

свободно висящую нагнетательную трубу для передачи жидкости от насосной станции через систему разветвленных каналов коллектора к соплам блока реактивной тяги ранца,

в первом варианте исполнения ИРЛА:

во-первых, коллектор выполнен поворотным относительно ложемента ранца относительно оси, перпендикулярной оси симметрии спинки ложемента, и соединен с его спинкой через шарнирный узел, позволяющий пилоту наклоняться вперед или отклоняться назад по отношению к коллектору с нагнетательной трубой,

во всех вариантах исполнения ИРЛА:

во-вторых, коллектор выполнен соосным и поворотным относительно нагнетательной трубы и соединен с ней через шарнирный узел, состоящий из двух входящих один в другой цилиндрических патрубков между которыми размещен, по меньшей мере, один подшипник качения (шариковый или роликовый) и уплотнительное устройство,

в-третьих, каждое из поворотных реактивных сопел соединено с соответствующим каналом коллектора через шарнирный узел, состоящий из двух входящих один в другой цилиндрических патрубков между которыми размещен, по меньшей мере, один подшипник качения (шариковый или роликовый) и уплотнительное устройство,

во втором варианте исполнения ИРЛА реактивные сопла кинематически соединены между собой торсионом, обеспечивающим синхронность поворота реактивных сопел во всех плоскостях,

во всех вариантах исполнения ИРЛА для повышения КПД его работы и повышения степени управляемости каждый канал коллектора сверху изогнут в виде элемента Г-образной формы таким образом, чтобы обеспечить расположение вектора суммарной тяги блока реактивной тяги ранца над центром тяжести системы (объекта) "ранец+пилот",

во всех вариантах исполнения ИРЛА для расширения функциональных возможностей ИРЛА путем повышения безопасности его эксплуатации ложемент выполнен из композитного материала и состоит из нескольких пустотелых частей, пустоты которых Заполнены плавающим материалом, обеспечивающим выполнение ложементом функции спасательного жилета для удержания пилота на плаву при аварии ИРЛА.

Введение в конструкцию индивидуального реактивного летательного аппарата (ИРЛА) дополнительных оригинальных соединительных узлов, а также особое выполнение уже имеющихся узлов и элементов существенно повышает как надежность, так и удобство и безопасность эксплуатации ИРЛА в самых сложных погодных условиях и в чрезвычайных ситуациях (например, при техногенных катастрофах вблизи водоемов).

Предлагаемая полезная модель пояснена чертежами, на которых:

- на Фиг.1 изображен общий вид спереди предлагаемого ИРЛА с пилотом в процессе полета или подготовки к полету;

- на Фиг.2 изображен вид спереди на ранцевый аппарат без пилота и без подключения к нагнетательной трубе с показом на заднем плане вверху торсиона - "синхронизатора положения реактивных сопел";

- на Фиг.3 изображен вид сзади на ранцевый аппарат с пилотом с показом размещенного на задней стенке спинки ложемента еще не подключенного к нагнетательной трубе коллектора с разветвленными каналами, соединенными с соответствующими реактивными соплами и расположенным на спинке сверху пультом дистанционного управления насосной станцией - блоком "сухого отсека электроники", работающего на радио- или ИК-сигналах;

- на Фиг.4 изображен вид сзади на ранец без пилота и без подключения нагнетательной трубы к коллектору с показом расположенного сверху торсиона - "синхронизатора положения реактивных сопел", а также показана Г-образная форма верхних частей каналов коллектора, обеспечивающих расположение сопел с созданием ими вектора тяги над центром тяжести системы "ранец+пилот";

- на Фиг.5 изображен вид сбоку на ранец с пилотом в процессе полета;

- на Фиг.6 изображена схема подключения нагнетательной трубы к насосной станции;

- на Фиг.7 изображена схема соединения нагнетательной трубы с отводящим нагнетательным патрубком насосной станции;

- на Фиг.8 изображен узел соединения нагнетательной трубы с коллектором;

- на Фиг.9 изображен типовой узел соединения сопла с коллектором;

- на Фиг.10 изображены ИРЛА и стойка для ранца в исходном положении перед началом эксплуатации ИРЛА;

- на Фиг.11 изображены ИРЛА и стойка в процессе фиксации ранцевого аппарата на пилоте перед началом взлета и полета;

- на Фиг.12 изображены ИРЛА и пилот в процессе взлета с мелководья;

- на Фиг.13 изображены ИРЛА и пилот в полете в режиме "висения";

- на Фиг.14 изображены ИРЛА и пилот в полете в режиме движения вперед с буксировкой за собой насосной станции после ее разворота на исходной позиции с помощью нагнетательной трубы.

Предлагаемый индивидуальный реактивный летательный аппарат (ИРЛА "Гидролеталка братьев Ященко") содержит ранец 1 (см. Фиг.1, 2, 3), основу которого составляет ложемент, имеющий регулируемое по высоте и полноте пилота 2 сиденье 3 с жестко прикрепленной к нему спинкой 4, на передней стороне которой размещена система привязных ремней 5 (снабженных быстросъемными и надежными фиксаторами, например, типа фастексов /на чертеже не показаны/) для надежной фиксации пилота 2 относительно ранца 1, а на задней стороне размещен блок реактивной тяги, снабженный, как минимум, двумя поворачиваемыми реактивными соплами - левым 6 и правым 7, расположенными выше центра тяжести ранца 1 и кинематически связанными с рычажным механизмом управления поворотом реактивных сопел 6 и 7 (см. Фиг.1, 2), включающим левую рукоятку 8 с левым рычагом 9, кинематически связанным с левым реактивным соплом 6 и правую рукоятку 10 с правым рычагом 11, кинематически связанным с правым реактивным соплом 7, причем реактивные сопла 6 и 7 гидравлически соединены с соответствующими левым 12 и правым 13 (см. Фиг.3) каналами коллектора 14, закрепленного на задней стенке спинки 4 ложемента ранца 1.

Имеется также базовый аппарат, выполненный в виде насосной станции 15 (в качестве которой можно использовать любой подходящий по мощности обычный гидроцикл типа Bombardier, Yamaha, Polaris, Sea Doo и т.п. или насосную станцию любого, например, спасательного, судна), обеспечивающей забор и подачу под давлением жидкости, над которой производится полет ИРЛА, в блок реактивной тяги ранца 1, и имеющей (см. Фиг.1) корпус 16, внутри которого размещены двигатель (на чертеже не показан), заборное устройство (на чертеже не показано) и нагнетательный насос (на чертеже не показан).

(Для справки: Для обычной морской воды насосная станция 15 должна обеспечивать весовую скорость потока воды к блоку реактивной тяги ранца 1, способной удерживать объект "ранец+пилот" массой порядка 100 кг на высоте 9-ти метров в течение продолжительного периода времени.).

Кроме этого, насосная станция 15 снабжена пультом 17 дистанционного управления ее работой, размещенным на ранце 1 (см. Фиг.3) и связанным с исполнительными устройствами насосной станции 15 либо по радио- или по ИК-каналу, либо по электрическим проводам 18, размещенным внутри свободно висящей нагнетательной трубы 19, служащей для передачи жидкости от насосной станции 15 через систему разветвленных каналов 12, 13 коллектора 14 к соплам 6 и 7 блока реактивной тяги ранца 1, подсоединенная к насосной станции с помощью патрубка 20 (см. Фиг.6, 7).

В первом варианте исполнения ИРЛА коллектор 14 выполнен поворотным (см. Фиг.5) относительно ложемента ранца 1 вокруг оси, перпендикулярной оси симметрии спинки 3 ложемента, и соединен со спинкой 3 через шарнирный узел (на чертеже не показан), позволяющий пилоту 2 наклоняться вперед или отклоняться назад по отношению к коллектору 14, соединенному с нагнетательной трубой 19. При этом, коллектор 14 выполнен соосным и поворотным относительно нагнетательной трубы 19 и соединен с ней через шарнирный узел (см. Фиг.8), состоящий из двух входящих один в другой цилиндрических патрубков 21 и 22 между которыми размещен, по меньшей мере, один подшипник качения 23 (шариковый или роликовый) и уплотнительное устройство 24.

Каждое из поворотных реактивных сопел 6 и 7 соединено с соответствующим каналом (12 и 13) коллектора 14 через шарнирный узел (см. Фиг.9), состоящий из двух входящих один в другой цилиндрических патрубков 25 и 26, между которыми размещен, по меньшей мере, один подшипник качения 27 (шариковый или роликовый) и уплотнительное устройство 28. Кроме этого, во втором варианте исполнения ИРЛА реактивные сопла 6 и 7 кинематически соединены между собой торсионом 29 (см. Фиг.2, 4), обеспечивающим синхронность поворота сопел 6 и 7 во всех плоскостях.

Для повышения КПД работы ИРЛА и повышения степени его управляемости каждый канал коллектора сверху изогнут в виде элемента Г-образной формы (см. Фиг.4) с тем, чтобы обеспечить расположение сопел 6 и 7 таким образом, чтобы вектор суммарной тяги блока реактивной тяги ранца 1 проходил через центр тяжести (или вблизи него) системы "ранец+пилот".

Ложемент 3, 4 рекомендуется изготавливать из композитного материала, например, из стеклопластика, и выполнять его из нескольких пустотелых частей (на чертеже не показаны), пустоты которых заполнены плавающим материалом, обеспечивающим выполнение ложементом функции спасательного жилета для удержания пилота 2 на плаву в аварийной обстановке.

Предлагаемый индивидуальный реактивный летательный аппарат (ИРЛА) эксплуатируется следующим образом.

Перед началом эксплуатации ИРЛА доставляют к месту работ и устанавливают вблизи водоема 30, над которым запланированы полеты (см. Фиг.10). При этом ранец 1 размещают на стойке 31, а насосную станцию 16 комплектуют при необходимости горюче-смазочными материалами для двигателя (на чертеже не показан) и запускают ее плавать в водоем 30. После этого (см. Фиг.11) регулируют сиденье 3 по высоте и полноте пилота 2, надевают на пилота 2 ранец 1 и фиксируют его с помощью ремней 5.

ИРЛА готов к эксплуатации.

Далее с помощью рукояток 8 и 10, а также пульта 17 дистанционного управления пилот 2 включает двигатель и, запуская насосную станцию 15 на необходимую мощность, взлетает вверх над водоемом 30 (см. Фиг.12) и сначала зависает над водоемом 30, проверяя работу всех систем ИРЛА (см. Фиг.13), а затем, развернувшись в нужном направлении, начинает горизонтальный полет, буксируя за собой насосную станцию 15 с помощью нагнетательной трубы 19 (см. Фиг.14) за счет тяги, создаваемой реактивным блоком 6, 7 ранца 1.

При этом, в режиме зависания сила тяжести давит на подвешенную часть нагнетательной трубы 19 с такой силой, что труба 19 (шланг) находится практически в вертикальном положении. Масса забранной воды толкает участок трубы 19 под воду и обеспечивает устойчивость зависания ранца 1 за счет уравновешивания постоянной находящейся в воздухе массы и постоянной подъемной тяги, создаваемой силами реактивного блока.

Во время полета часть нагнетательной трубы 19 удерживается в воздухе за счет подъемной силы ранца 1. Остальная часть нагнетательной трубы 19 между висящей частью и насосной станцией 15 удерживается на поверхности воды за счет присущей плавучести и гидродинамической подъемной силы. При полете вперед подвешенная часть нагнетательной трубы 19 наклоняется в результате натяжения между тягой для движения вперед ранца 1 и сопротивлением воде корпуса 16 насосной станции 15.

Выполнение взлета и посадки ИРЛА предпочтительнее вести с мелководья, хотя взлет может быть выполнен аналогичным образом с глубокого места, с берега, портовых сооружений или с борта другого судна.

После размещения насосной станции 15 на воде и запуска двигателя, пилот 2 с помощью одной из рукояток (8 или 10) "увеличивает газ" и при ощущении подъема регулирует углы поворота реактивных сопел 6, 7 для создания максимальной подъемной силы и минимального движения вперед. После взлета пилот 2 продолжает "увеличивать газ" и одновременно с этим поворачивать реактивные сопла 6 и 7, направляя их назад, для инициирования полета вперед. Дополнительно тяга для движения вперед может быть увеличена кинестетическим методом за счет наклона верхней части туловища пилота 2 вперед, используя шарнирное соединение коллектора 14 со спинкой 4 ложемента ранца 1.

При этом, при полете вперед насосная станция 15 пассивно передвигается за счет натяжения от ранца 1, передаваемого через нагнетательную трубу 19 и быстро останавливается из-за сопротивления воды при уменьшении натяжения нагнетательной трубы 19 или при изменении направления полета. При этом пассивное перемещение насосной станции 15 может осуществляться как при движении ИРЛА вперед, так и при его движении назад с разворотом насосной станции 15 в зависимости от команд управления полетом, инициируемых пилотом 2. Для выполнения зависания ИРЛА пилот 2 "увеличивает газ" и одновременно с этим регулирует углы поворота реактивных сопел 6, 7 для достижения максимальной подъемной силы при нулевом перемещении в горизонтальной плоскости, а затем продолжает "увеличивать газ" до достижения желаемой высоты взлета.

Предлагаемый ИРЛА может применяться в качестве базируемого на корабле средства для перемещения персонала (членов команды и пассажиров) с одного корабля на другой. В данном варианте применения мощный универсальный насос (например, на судне снабжения или спасательном судне /на чертеже не показаны/) обеспечивает подачу рабочей жидкости, достаточной для взлета и передвижения ИРЛА посредством нагнетательной трубы 19 увеличенного диаметра, соединенной с ранцем 1 в соответствии с приведенным выше описанием.

Работы по ремонту и техническому обслуживанию ИРЛА могут проводиться на судне, а перемещение людей и полезного груза может выполняться между судном снабжения и другим судном даже в условиях сильного волнения, когда другие методы перемещения могут быть слишком опасными.

Предлагаемый ИРЛА может применяться и на суше. Для этого в безопасной и ограниченной для доступа людей зоне для работы ИРЛА размещают резервуар или бассейн с рабочей жидкосью (на чертеже не показаны). Мощный насос, располагаемый, например, в насосном отделении (на чертеже не показаны), производит забор рабочей жидкости из резервуара или бассейна через питающий трубопровод (на чертеже не показан). После этого рабочая жидкость подается по нагнетательной трубе 19 в центре резервуара или бассейна к ранцу 1. При этом в данном варианте применения ИРЛА напор рабочей жидкости в реактивных соплах 6, 7 может регулироваться устройством регулирования потока (на чертеже не показан), расположенным в коллекторе 14 ранца 1. Для обеспечения безопасности взлета и полета для ограничения зоны полета в резервуаре или бассейне можгут быть установлены внешнее ограждение и погруженная сетка безопасности (на чертеже не показаны).

Такая система с использованием резервуара или бассейна может быть установлена в любом месте, имеющем водоснабжение и, следовательно, может размещаться в многолюдных парках с аттракционами, в местах проведения массовых мероприятий, где отсутствуют естественные водоемы. Данный вариант применения ИРЛА особенно полезен при проведении маркетинга, демонстрационных показов, обучения, аттестации пилотов, а также для организации коммерческих развлекательных полетов.

ПЕРЕЧЕНЬ объектов заявляемого ИРЛА
N N поз. п/п Наименование объекта Место изображения объекта (Фиг. N) N N поз. п/п Наименование объекта Место изображения объекта (Фиг. N)
1. Ранец 1, 2, 3 8. Левая рукоятка 1, 2, 3, 4, 5
9. Левый рычаг 1, 2, 3, 4, 5
2. Пилот 1, 3, 5, 11, 10. Правая рукоятка 1, 2, 3, 4, 5
12, 13, 14
3. Сиденье 2, 3, 4, 5 11. Правый рычаг 1, 2, 3, 4, 5
4. Спинка 2, 3, 4 12. Левый канал коллектора 3, 4
5. Система привязных ремней 1, 2, 5, 11 13. Правый канал коллектора 3, 4
6. Левое сопло 2, 3, 4 14. Коллектор 3, 4, 5
7. Правое сопло 2, 3, 4 15. Насосная станция 1, 6, 7,
10, 11,
12, 13, 14
16. Корпус насосной станции 1, 6, 7 25. Патрубок канала коллектора 9
17. Пульт дистанционного управления (ПДУ) работой насосной станции 3 26. Патрубок реактивного сопла 9
27. Подшипник качения шарнирного узла 9
18. Провода ПДУ насосной станции 3 "Реактивное сопло/канал коллектора"
19. Нагнетательная труба 28. Уплотительное устройство шарнирного узла «Реактивное сопло/канал коллектора" 9
20. Патрубок насосной станции 6, 7
21. Патрубок нагнетательной трубы 8
22. Патрубок коллектора 8 29. Торсион - "синхронизатор положения реактивных сопел" 2, 4
23. Подшипник качения шарнирного узла "нагнетательная труба/коллектор" 8
30. Водоем 10, 11, 12,
13, 14
31. Стойка для ранца 10, 11
24. Уплотительное устройство шарнирного узла "нагнетательная труба/коллектор" 8

Использование предлагемой группы полезных моделей позволяет:

1. Применять индивидуальный реактивный летательный аппарат:

- в качестве средства передвижения для отдыха и проведения спасательных работ;

- в качестве базирующейся на судах мобильной системы для выполнения разнообразных работ на море;

- в качестве базирующейся на суше стационарной системы для развлекательных поездок, демонстрационных полетов и обучения;

- в качестве малозаметной мобильной системы, оптимизированной для скрытного передвижения под водой для охраны правопорядка и для военных целей.

2. Повысить как надежность, так и удобство и безопасность эксплуатации ИРЛА в самых сложных погодных условиях и в чрезвычайных ситуациях (например, при техногенных катастрофах вблизи водоемов).

3. Обеспечить пилоту возможность надежного контролируемого управления положением ИРЛА в пространстве в процессе взлета и полета в любое время, в любом направлении и в любой плоскости путем исключения жестких неподвижных соединений основных узлов ИРЛА между собой.

4. Обеспечить большую продолжительность и дальность полета путем гарантированного обеспечения высокой степени устойчивости и управляемости ИРЛА на взлете и в полете.

5. Обеспечить возможность использования в качестве насосной станции любого мощного засасывающе/нагнетательного устройства типа гидроцикла или судовой универсальной насосной установки.

1. Индивидуальный реактивный летательный аппарат (ИРЛА), содержащий ранец, основу которого составляет ложемент, имеющий сиденье с жестко прикрепленной к нему спинкой, на передней стороне которой размещена система привязных ремней для пилота, а на задней стороне размещен блок реактивной тяги, снабженный, как минимум, двумя поворачиваемыми реактивными соплами, расположенными выше центра тяжести ранца и кинематически связанными с рычажным механизмом управления поворотом реактивных сопел, гидравлически связанных с системой разветвленных каналов коллектора, закрепленного на задней стенке спинки ложемента ранца, базовый аппарат, выполненный в виде насосной станции, обеспечивающей забор и подачу под давлением жидкости, над которой производится полет ИРЛА, в блок реактивной тяги ранца, и имеющей корпус, внутри которого размещены двигатель, заборное устройство и нагнетательный насос, кроме этого, насосная станция снабжена пультом дистанционного управления ее работой, размещенным на ранце, свободно висящую нагнетательную трубу для передачи жидкости от насосной станции через систему разветвленных каналов коллектора к соплам блока реактивной тяги ранца, отличающийся тем, что коллектор выполнен поворотным относительно ложемента ранца относительно оси, перпендикулярной оси симметрии спинки ложемента, и соединен с его спинкой через шарнирный узел, позволяющий пилоту наклоняться вперед или отклоняться назад по отношению к коллектору с нагнетательной трубой, при этом коллектор выполнен соосным и поворотным относительно нагнетательной трубы и соединен с ней через шарнирный узел, состоящий из двух входящих один в другой цилиндрических патрубков между которыми размещен, по меньшей мере, один подшипник качения и уплотнительное устройство, кроме этого, каждое из реактивных сопел соединено с соответствующим каналом коллектора через шарнирный узел, состоящий из двух входящих один в другой цилиндрических патрубков между которыми размещен, по меньшей мере, один подшипник качения и уплотнительное устройство.

2. Аппарат по п.1, отличающийся тем, что каждый канал коллектора сверху изогнут в виде элемента Г-образной формы с тем, чтобы обеспечить расположение реактивных сопел таким образом, чтобы вектор суммарной тяги блока реактивной тяги ранца проходил через центр тяжести системы "ранец+пилот" или вблизи него.

3. Аппарат по п.1, отличающийся тем, что ложемент ранца выполнен из композитного материала и состоит из нескольких пустотелых частей, пустоты которых заполнены плавающим материалом, обеспечивающим выполнение ложементом функции спасательного жилета для удержания пилота на плаву при аварии ИРЛА.

4. Индивидуальный реактивный летательный аппарат, содержащий ранец, основу которого составляет ложемент, имеющий сиденье с жестко прикрепленной к нему спинкой, на передней стороне которой размещена система привязных ремней для пилота, а на задней стороне размещен блок реактивной тяги, снабженный, как минимум, двумя поворачиваемыми реактивными соплами, расположенными выше центра тяжести ранца и кинематически связанными с рычажным механизмом управления поворотом реактивных сопел, гидравлически связанных с системой разветвленных каналов коллектора, закрепленного на задней стенке спинки ложемента ранца, базовый аппарат, выполненный в виде насосной станции, обеспечивающей забор и подачу под давлением жидкости, над которой производится полет ИРЛА, в блок реактивной тяги ранца, и имеющей корпус, внутри которого размещены двигатель, заборное устройство и нагнетательный насос, кроме этого, насосная станция снабжена пультом дистанционного управления ее работой, размещенным на ранце, свободно висящую нагнетательную трубу для передачи жидкости от насосной станции через систему разветвленных каналов коллектора к соплам блока реактивной тяги ранца,

отличающийся тем, что реактивные сопла кинематически соединены между собой торсионом, обеспечивающим синхронность поворота реактивных сопел во всех плоскостях, при этом коллектор выполнен соосным и поворотным относительно нагнетательной трубы и соединен с ней через шарнирный узел, состоящий из двух входящих один в другой цилиндрических патрубков между которыми размещен, по меньшей мере, один подшипник качения и уплотнительное устройство, кроме этого, каждое из реактивных сопел соединено с соответствующим каналом коллектора через шарнирный узел, состоящий из двух входящих один в другой цилиндрических патрубков между которыми размещен, по меньшей мере, один подшипник качения и уплотнительное устройство.

5. Аппарат по п.4, отличающийся тем, что каждый канал коллектора сверху изогнут в виде элемента Г-образной формы с тем, чтобы обеспечить расположение реактивных сопел таким образом, чтобы вектор суммарной тяги блока реактивной тяги ранца проходил через центр тяжести системы "ранец+пилот" или вблизи него.

6. Аппарат по п.4, отличающийся тем, что ложемент ранца выполнен из композитного материала и состоит из нескольких пустотелых частей, пустоты которых заполнены плавающим материалом, обеспечивающим выполнение ложементом функции спасательного жилета для удержания пилота на плаву при аварии ИРЛА.



 

Похожие патенты:

Техническим результатом является наличие функции отключения электропитания при закрытии двери, что ведет к экономии электроэнергии

Защитное декоративное ограждение - металлический забор относится к строительным конструкциям и может быть использован в качестве ограждения предприятий, скверов, парков и других участков городской территории, при обустройстве дорог и улиц и др. подобных применениях.

Настоящая полезная модель относится к области конструкционных материалов, применяемых при производстве и изготовлении летательных аппаратов, средств перемещения по воде, специальных объектов и сооружений, в том числе к специальным заготовкам различного размера, конфигурации и массы. Такие заготовки необходимы при создании изделий, сочетающих минимальную массу с требуемыми габаритами и устойчивостью к различным воздействующим факторам.
Наверх