Детектор лжи

 

Область техники. Полезная модель относится к психологии и может быть использована для психозондирования и оценки профессиональной пригодности специалистов на основе тестовых оценок «искренность-неискренность» с помощью ЭВМ. Детектор лжи включает управляющую ЭВМ 1 и соединенные с ней через интерфейсную линию 2 связи блок 3 психостимулирования и анализатор 4 ответных реакций на психостимулирование. Блок 3 психостимулирования содержит установленные на активной шине 3.1 сопряжения модуль 3.2 генерации тестовых сигналов в осознаваемой форме, модуль 3.3 генерации тестовых сигналов в неосознаваемой форме и генератор 3.4 подсветки тестовых сигналов, сопряженные с управляющей ЭВМ 1 и пультом 9 управления психостимулированием. Модуль 3.2 генерации визуальных тестовых сигналов (психостимулов) в осознаваемой форме выполнен в виде генератора слов и символов на национальных языках, знание которых подтверждает испытуемый. Модуль 3.3 генерации визуальных тестовых сигналов (психостимулов) в неосознаваемой форме выполнен в виде генератора слов и символов на национальных языках стран мира, знание которых испытуемый не подтверждает. Генератор 3.4 подсветки тестовых сигналов выполнен в виде блока памяти основных цветов радуги и предназначен для подсветки фона, букв, символов осознаваемых и/или неосознаваемых тестов (психостимулов). Полезная модель позволяет повысить надежность распознавания лжи и обучения вниманию за счет активизации центров головного мозга, связанных с хранением и обработкой цветовой и текстовой информации одновременно. 1 з.п.ф., 1 ил.

Область техники. Полезная модель относится к психологии и может быть использована для психозондирования и оценки профессиональной пригодности специалистов на основе тестовых оценок «искренность-неискренность» с помощью ЭВМ.

Уровень техники. Искренность говорящего широко известное в обиходе межличностных отношений и, вместе с тем, далеко не изученное наукой понятие. Как правило, искренность трактуется как позитивное свойство говорящего, как некая этическая норма речевого поведения. В словарях В.Даля и С.И.Ожегова: "Искренний - означает правдивый, откровенный, честный, добросовестный, выражающий подлинные чувства, чистосердечный, нелицемерный и т.п.".

Связь искренности с правдивостью не означает, однако, тождественности этих понятий в формально-логическом смысле [В.В.Знаков. Психология понимания правды. СПб., 1999, стр.103-104]. Говорящий может быть неточным в своих суждениях, но при этом, если он искренен, то он говорит то, что думает и чувствует, т.е. его высказывание полностью соответствует его мыслям и чувствам. Таким образом, правдивость искреннего человека состоит не в том, что он всегда объективно прав (т.е. высказывает объективную правду), а в том, что он прав субъективно, т.е. не противоречит своим мыслям и чувствам о предмете разговора. Искренность - это убежденность в своей правдивости. Искренность придает речи силу и убедительность, вызывает доверие к говорящему и его словам. Неискренность снижает убедительность речи, даже если она логически безупречна. [А.Ф.Кони. Красноречие судебное и политическое // Об ораторском искусстве. М., 1963, стр.155-191].

Что касается неискренности, то это понятие практически равнозначно понятию "неправда" или "ложь", т.к. в случае неискренности человек говорит не то, что думает и чувствует.

Наряду с признанием искренности как несомненного достоинства человека, широчайшее распространение получила неискренность говорящего, т.е. ложь [см. Знаков, цит. изд. 1999] и при том, не только в России, но и в других странах, о чем писал еще М.Монтень: "Лгать и постоянно нарушать слово у французов отнюдь не порок; для них это то же, что манера разговаривать" [М.Монтень. Об изобличении лжи // Опыты. Изд. 1998, кн.2, стр.801-806].

Парадоксальность ситуации в том, что в социуме во все исторические времена имело и по сей день имеет место "мирное сосуществование" искренности и неискренности, при всеобщем порицании последней, честности и обмана, правды и лжи. Это проявляется не только в том, что на искренность говорящего накладываются определенные ограничения ("Правду говорить - себе досадить", В.И.Даль), но и в существовании многочисленных разновидностей узаконенных форм лжи и подготовки соответствующих специалистов. Сюда относятся: ложь во имя спасения (например, неизлечимо больного, или применение плацебо), ложь на пользу государства и общества (что допускал еще Платон), ложь в дипломатии ("слова даны нам, чтобы скрывать наши мысли", - считал Талейран), ложь в военном деле (дезинформация противника в интересах победы - "военная хитрость"), в операциях спецслужб ("оперативная комбинация"), в бизнесе (корпоративная ложь в интересах фирмы, А.Н.Тарасов), наконец, милая многим сердцам ложь в форме лести, дружеского розыгрыша, безобидного вранья, далеко небезобидной клеветы и т.д. и т.п.

В связи со всем сказанным, возникает проблема обучения вниманию профессиональной пригодности указанных выше специалистов.

Феномен искренности-неискренности обнаруживается в процессе общения, выражается как речевыми вербальными (слово), так и невербальными средствами (интонация голоса, мимика, поза). В этой связи научные исследования по проблеме оценки искренности говорящего разделяются соответственно на две категории.

Одни исследователи сосредотачивают внимание на невербальных признаках лжи, что по ряду причин считается более надежным ввиду непроизвольности невербальных признаков лжи. Известный американский специалист по детекции лжи П.Экман, например, насчитывает до 114 особенностей невербального поведения при неискренних высказываниях (П.Экман. Психология лжи. СПб., 2000, стр.235-242). Однако использование этого "каталога лжи" на практике встречает большие трудности невербальных оценок.

Попытки определения неискренности (лжи) индивидуума по особенностям его речи или же невербального поведения предпринимались и другими исследователями, однако проблема в целом остается нерешенной. "Попытки создать эффективные средства распознавания лжи, - пишут Ю.М.Жуков и Д.В.Хренов, - сразу же делают очевидным недостаточность наших знаний о закономерностях проявления неискренности. Простой вопрос: "А на что же нужно обращать внимание для идентификации ложного сообщения?" остается, по существу, без внятного ответа. Сведения о различиях в частотах распределения тех или иных вербальных или невребальных поведенческих реакций мало что дают для построения четких формулировок" (Ю.М.Жуков, Д.В.Хренов. Методический анализ исследований неискренности // Мир психологии, 3, 1999, стр.219-230).

Наиболее известным устройством определения неискренности (лжи) индивидуума во всем мире и заслуживающим доверия, по мнению ряда специалистов, является полиграф или детектор лжи (В.А.Варламов. Детектор лжи. М., 2004). Указанное устройство основано на возникновении непроизвольных эмоциональных реакций у виновного в правонарушении при предъявлении ему вопросов, связанных с правонарушением, и регистрацией на полиграфе вызванных эмоцией непроизвольных вегетативных реакций.

Известный детектор лжи содержит динамик для предъявления устных вопросов (тестов) испытуемому электронным экзаменатором и/или психологом - верификатором, микрофон для регистрации ответов испытуемого на тесты, комплекс датчиков пульса, дыхания, потоотделения, тремора рук, измерителей электрокардиограмм сердца и головного мозга и других измерителей кожно-гальванических и нейронных реакций человека, устанавливаемых на голове и теле испытуемого и соединенных через блок аналого-цифровых преобразователей с ЭВМ обработки результатов измерений. При этом ЭВМ снабжена программой сравнения вегетативных реакций, вызванных постановкой вопросов электронного экзаменатора с контрольными значениями, и вывода на монитор ЭВМ выводов о искренности или неискренности испытуемого.

Предполагается, что у лиц, непричастных к расследуемому правонарушению, подобных эмоционально-вегетативных реакций не возникает. Лица, действительно виновные в расследуемом правонарушении и знакомые со способом обнаружения лжи на полиграфе, нередко научаются подавлять в себе проявления эмоционально-вегетативных реакций путем специальных тренировок или приема таблеток, снижающих нервно-психическую реактивность (В.А.Варламов, цит. изд., стр.308-318).

Существенным недостатком известного детектора лжи является недостаточная надежность оценки «искренность-неискренность» и ограниченность применения.

Недостаточная надежность оценки «искренность-неискренность» связана с использованием в детекторе лжи в качестве приемника тестов преимущественно слухового аппарата индивидуума и возможности обучения вниманию участков головного мозга, связанных с обработкой и хранением скрываемой речевой информации.

Ограниченность применения известного детектора лжи связана с тем, что имеется ряд категорий людей, не подлежащих обследованию на детекторе лжи, необходимость письменного согласия подозреваемого на обследование на детекторе лжи, сложность процедуры интерпретации полученных данных, требующих квалифицированного оператора (верификатора), дороговизна аппаратного комплекса полиграфа, связанная с необходимостью регистрации вегетативных реакций индивидуума на тестовые раздражители. Кроме того использованием в детекторе лжи множества датчиков регистрации эмоционально-вегетативных реакций, обладающих ограниченной надежностью, спорной оценкой толкования этих реакций и отсутствием для их толкования достаточного количества высококвалифицированных специалистов психологов-верификаторов дополнительно снижают надежность оценки «искренность-неискренность» с помощью известного детектора лжи и ограничивают его широкое применение при оценке профессиональной пригодности специалистов.

Известен детектор лжи (СМИРНОВ И.В. и др. Психотехнологии. - М.: Прогресс, 1996, с.180-251.), не требующий дорогостоящей аппаратуры регистрации эмоционально-вегетативных реакций и включающий управляющую ЭВМ и соединенные с ней через интерфейсную линию связи блок психостимулирования и анализатор ответных реакций на психостимулирование, причем блок психостимулирования содержит установленные на активной шине сопряжения модуль генерации тестовых сигналов в осознаваемой форме и модуль генерации тестовых сигналов в неосознаваемой форме, а анализатор ответных реакций на психостимулирование содержит последовательно соединенные измеритель задержки времени реакции на психостимулы, пороговое устройство, блок статистической обработки сигналов, блок принятия решения о наличии лжи и индикаторное устройство.

При этом модуль генерации тестовых сигналов в осознаваемой форме выполнен в виде генератора цифр и слов, заранее известных испытуемому, а в неосознаваемой форме - в виде генератора слов различного смыслового содержания, знание которых испытуемый может не знать или скрывать. Характер реакции испытуемого на неосознаваемые визуально тестовые сигналы оценивают программно по результатам его устных ответов и психологом верификатором по его поведению. Принятие решения о неискренности испытуемого оценивают по превышению статистических оценок (математического ожидания и дисперсии) пороговых значений.

Критика прототипа. При относительной простоте исполнения известный детектор лжи обладает недостаточной надежностью оценки «искренность-неискренность» на текстовые психостимулы, отображаемые на экране монитора. Это связано с тем, что участки мозга хранения текстовой информации, обученные на полиграфе противодействию распознавания лжи при звуковом зондировании (через слуховой аппарат индивидуума), могут быстро адаптироваться и к данному детектору лжи оптического зондирования из-за связи тех же участков мозга с рецепторами глаза - оптических приемников текстовой информации.

Задачей полезной модели является устранение недостатков прототипа, а именно, повышение надежности оценок испытуемого по критерию «искренность-неискренность».

Техническим результатом, обеспечивающим решение указанной задачи, является подсветка осознаваемых и неосознаваемых тестов различными цветами по случайному закону.

Достижение заявленного технического результата и, как следствие, решение поставленной задачи достигается тем, что детектор лжи, включающий управляющую ЭВМ и соединенные с ней через интерфейсную линию связи блок психостимулирования и анализатор ответных реакций на психостимулирование, причем блок психостимулирования содержит установленные на активной шине сопряжения модуль генерации тестовых сигналов в осознаваемой форме и модуль генерации тестовых сигналов в неосознаваемой форме, а анализатор ответных реакций на психостимулирование содержит последовательно соединенные измеритель задержки времени реакции на психостимулы, пороговое устройство, блок статистической обработки сигналов, блок принятия решения о наличии лжи и индикаторное устройство, согласно полезной модели блок психостимулирования дополнительно содержит генератор подсветки тестовых сигналов, сопряженный с генераторами визуальных тестовых сигналов и управляющей ЭВМ, модуль генерации визуальных тестовых сигналов в осознаваемой форме выполнен в виде генератора слов и символов на национальных языках, знание которых подтверждает испытуемый, а модуль генерации визуальных тестовых сигналов в неосознаваемой форме выполнен в виде генератора слов и символов на национальных языках, знание которых испытуемый не подтверждает.

При этом управляющая ЭВМ содержит установленные на материнской плате сопряжения центральный процессор, оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), перепрограммируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ), видеокарту для подключения монитора предъявления испытуемому визуальных текстовых психостимулов с цветной подсветкой, а также содержит звуковую карту для подключения наушников и микрофона для прослушивания звукового сопровождения психостимулов и приема ответов испытуемого на психостимулы соответственно.

Доказательство решения задачи. Введение генератора подсветки тестовых сигналов, сопряженного с генераторами визуальных тестовых сигналов и управляющей ЭВМ, выполнение модуля генерации визуальных тестовых сигналов в осознаваемой форме в виде генератора слов и символов на национальных языках, знание которых подтверждает испытуемый, а модуля генерации визуальных тестовых сигналов в неосознаваемой форме - в виде генератора слов и символов на национальных языках, знание которых испытуемый не подтверждает, позволяет облегчить распознавание ложных ответов испытуемого за счет одновременного психостимулирования различных участков головного мозга, связанных с распознаванием цветов и текстовой информации. При этом одновременная активация участков головного мозга, ответственных за обработку и хранение цветовой и текстовой информации позволяет повысить надежность распознавания неискренности испытуемого за счет увеличения времени реакции его различных участков головного мозга на сопоставительный анализ тестовых сигналов по цвету и его наименованию, а также за счет увеличения времени реакции испытуемого на отрицание знания цвета, записанного в виде текста на скрываемом языке.

На фигуре представлена функциональная схема детектора лжи.

Детектор лжи включает управляющую ЭВМ 1 и соединенные с ней через интерфейсную линию 2 связи блок 3 психостимулирования и анализатор 4 ответных реакций на психостимулирование. Управляющая ЭВМ 1 выполнена в виде процессорного блока стандартного настольного компьютера и содержит установленные на материнской плате 1.1 сопряжения центральный процессор 1.2, оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) 1.3, перепрограммируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ) 1.4, вводно-выводное устройство 1.5, видеокарту 1.6 для подключения монитора 5 предъявления испытуемому визуальных текстовых психостимулов с цветной подсветкой, а также содержит звуковую карту 1.7 для подключения наушников 6 и микрофона 7 для прослушивания звукового сопровождения психостимулов и приема ответов испытуемого на психостимулы соответственно. ЭВМ 1, монитор 5, наушники 6 и микрофон 7 образуют рабочее место 8 испытуемого, соединенную через интерфейсную линию 2 связи с рабочим местом 9 психолога - верификатора. На рабочем месте 9 психолога - верификатора установлены другие элементы детектора лжи, а именно: блок 3 психостимулирования, анализатор 4 ответных реакций на психостимулирование, пульт 10 управления психостимулированием и дублирующий монитор 11. Блок 3 психостимулирования содержит установленные на активной шине 3.1 сопряжения модуль 3.2 генерации тестовых сигналов в осознаваемой форме, модуль 3.3 генерации тестовых сигналов в неосознаваемой форме и генератор 3.4 подсветки тестовых сигналов, сопряженные с управляющей ЭВМ 1 и пультом 9 управления психостимулированием. Модуль 3.2 генерации визуальных тестовых сигналов (психостимулов) в осознаваемой форме выполнен в виде генератора слов и символов на национальных языках, знание которых подтверждает испытуемый. В качестве осознаваемых психостимулов в ячейки памяти модуля 3.2, например, для русскоговорящего испытуемого, заложена русская тематика: государственные символы (например, национальный флаг), слова или тексты (сочетания слов), например «Метка красная», написанная русскими буквами. Модуль 3.3 генерации визуальных тестовых сигналов (психостимулов) в неосознаваемой форме выполнен в виде генератора слов и символов на национальных языках стран мира, знание которых испытуемый не подтверждает. В качестве неосознаваемых психостимулов модуля 3.3 его ячейки памяти содержат символы и слова иных государств, знание которых испытуемый отрицает, а также словосочетания осознаваемых и неосознаваемых тестов. Например, тестовое словосочетание на русском и немецком языках «Метка rot». Генератор 3.4 подсветки тестовых сигналов выполнен в виде блока памяти основных цветов радуги и предназначен для подсветки фона, букв, символов осознаваемых и/или неосознаваемых тестов (психостимулов). Модули 3.2, 3.3, 3.4 выполнены в виде блоков памяти, работающих под управлением ЭВМ 1 и пульта 10 рабочего места 9 психолога - верификатора. Пульт 10 выполнен в виде клавишного наборного поля и служит для управления программами психостимулирования ЭВМ 1 и программами анализа ответных реакций испытуемого на психостимулы в анализаторе 4. Анализатор 4 выполнен по известной схеме (СМИРНОВ И.В. и др. Психотехнологии. - М.: Прогресс, 1996, с.180-251) и содержит последовательно соединенные измеритель 4.1 задержки времени реакции на психостимулы, пороговое устройство 4.2, блок 4.3 статистической обработки сигналов, блок 4.4 принятия решения о наличии лжи и индикаторное устройство 4.5.

Детектор лжи работает следующим образом. Перед началом работы психолог-верификатор беседует с испытуемым, выявляет языки, которым владеет испытуемый и выбирает их с пульта 10 в памяти ППЗУ 1.4 ЭВМ 1 в качестве осознаваемых языков. Одновременно по внешним признакам этнической принадлежности испытуемого он вводит языки, принадлежащие данному этносу и основные языки международного общения: английский, французский и немецкий. Далее предлагает испытуемому в форме игры по оценке реакции распознать цвета психостимулов, отображаемых на экране монитора 5, не вникая в содержание их текстов. Испытуемый садится на рабочее место 8 перед экраном монитора 5 и надевает наушники 6 с микрофоном 7. Психолог - верификатор с пульта 10 включает программу психостимулирования с отвлекающим внимание звуковым сопровождением. При этом процессор 1.2 ЭВМ 1 по заданной программе и с заданной тактовой частотой вырабатывает управляющие импульсно-кодовые сигналы и выдает их на модули 3.2 и/или 3.3 и одновременно на генератор 3.4 подсветки блока 3 психостимулирования. При блок 3 психостимулирования формирует и предъявляет испытуемому на экране монитора 5 визуальные тестовые сигналы, далее психостимулы, в осознаваемой и неосознаваемой форме. Одновременно сформированные в блоке 3 психостимулы вносятся в ячейки памяти ОЗУ 1.3 ЭВМ 1. В качестве осознаваемых психостимулов, например для русскоговорящего испытуемого, используют русскую тематику: цветные символы (например, национальный флаг в цвете), цветные слова или тексты (сочетания слов), например «Метка красная», написанная буквами в одном из цветов радуги. Вместо цветных букв и символов может быть использована цветная фоновая подсветка осознаваемых и неосознаваемых тестов различными цветами по случайному закону. В качестве неосознаваемых тестов - цветные символы, цветные тексты и слова иных государств, совпадающие по цвету и названию цвета, снижающие реакцию испытуемого, знающего дополнительный язык. Например, тестовое словосочетание на русском и немецком языках «Метка rot». При этом, в обоих случаях, испытуемый может совершить ошибку внимания, отдав предпочтение текстовому содержанию цвета, а не реально отображаемому на экране монитора 5, или задержать ответ по опознаванию цвета. Звуковой ответ испытуемого о цвете психостимула принимается микрофоном 7, преобразуется звуковой картой 1.7 в цифровую форму и передается в соответствующие ячейки памяти ОЗУ 1.3 ЭВМ 1. Далее процессор 1.2 ЭВМ 1 фиксирует ошибки опознавания цвета и выдает их, а также неосознаваемые тестовые сигналы и их комбинации с осознаваемыми сигналами на блок 4.1 анализатора 4. Блок 4.1 измеряет время реакции испытуемого на психостимулы по разности момента предъявления визуального психостимула на экране монитора 5 и моментом окончания звукового ответа испытуемого в микрофон 7. Измеренные значения времени реакции и допущенные ошибки опознавания цветов в пороговом устройстве 4.2 сравниваются с контрольными значениями. Далее блок 4.3 анализатора 4 осуществляет статистическую текущую обработку и накопление результатов сравнения в реальном масштабе времени. При статистической обработке в блоке 4.3 рассчитывается математической ожидание m и дисперсия 2 отклонения результатов оценки внимания испытуемого от средних оценок лжи. Затем в блоке 4.4 численные значения величин m и 2 сравниваются с пороговыми значениями лжи и при достижении достаточных оценок надежности и времени испытаний выносится решение о наличии или отсутствии лжи в ответах испытуемого. Результаты оценки отображаются на индикаторе 4.5. Психолог - верификатор анализирует полученные результаты и выносит решение о продолжении или окончании испытаний. При наличии лжи испытуемый может быть дополнительно проверен на полиграфе (В.А.Варламов. Детектор лжи. М., 2004) по личной инициативе испытуемого или с разрешения соответствующих органов. Данный детектор лжи может быть также использован при оценке профессиональной пригодности дипломатов и работников спецслужб. Полезная модель разработана на уровне технического предложения.

1. Детектор лжи, включающий управляющую ЭВМ и соединенные с ней через интерфейсную линию связи блок психостимулирования и анализатор ответных реакций на психостимулирование, причем блок психостимулирования содержит установленные на активной шине сопряжения модуль генерации тестовых сигналов в осознаваемой форме и модуль генерации тестовых сигналов в неосознаваемой форме, а анализатор ответных реакций на психостимулирование содержит последовательно соединенные измеритель задержки времени реакции на психостимулы, пороговое устройство, блок статистической обработки сигналов, блок принятия решения о наличии лжи и индикаторное устройство, отличающийся тем, что блок психостимулирования дополнительно содержит генератор подсветки тестовых сигналов, сопряженный с генераторами визуальных тестовых сигналов и управляющей ЭВМ, модуль генерации визуальных тестовых сигналов в осознаваемой форме выполнен в виде генератора слов и символов на национальных языках, знание которых подтверждает испытуемый, а модуль генерации визуальных тестовых сигналов в неосознаваемой форме выполнен в виде генератора слов и символов на национальных языках, знание которых испытуемый не подтверждает.

2. Детектор лжи по п.1, отличающийся тем, что управляющая ЭВМ содержит установленные на материнской плате сопряжения центральный процессор, оперативное запоминающее устройство, перепрограммируемое постоянное запоминающее устройство, видеокарту для подключения монитора предъявления испытуемому текстовых психостимулов с цветной подсветкой, а также содержит звуковую карту для подключения наушников и микрофона для прослушивания звукового сопровождения психостимулов и регистрации ответов испытуемого на психостимулы соответственно.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области военной техники, а конкретно к объектам бронетанковой техники, и может быть использовано при разработке новых образцов или модернизации

Аппарат для коррекции нарушений звуков речи относится к области медицины, а именно, к педиатрии, нейропсихологии, неврологии и может быть использован при коррекции речи у детей с врожденными и приобретенными нарушениями, а также у взрослых, для постановки голоса у вокалистов.

Полезная модель относится к области обучения и тренировки подводных пловцов (дайверов) в аппаратах с открытым циклом дыхания, в частности, к устройствам и принадлежностям для тренировочных упражнений и обучения подводному плаванию без воды [А63В 69/10]

Изобретение относится к технической кибернетике, в частности, к системе адаптивного распознавания символов текстовых документов

Тренажер // 97928
Наверх