Культурный центр "старый парк"

 

Использование: в планировке в целом парковой зоны, преимущественно зоны культурного центра, включая здания, строения, водоемы, малые архитектурные формы и скульптуры, и может быть использовано при создании и устройстве культурно-просветительских и демонстрационных объектов, их структуры и составляющих конструктивных элементов.

Сущность: создание культурного центра «Старый парк», который позволил бы при адекватном решении культурно-просветительских задач обеспечить расширение функциональных возможностей посредством рациональной конструктивной планировки зданий, строений, водоемов, малых архитектурных и скульптурных композиций в стилях основных эпох Мировой культуры.

Технический результат: расширение функциональных возможностей и, как следствие, расширение арсенала и возможностей объектов культурно-просветительского назначения посредством новой рациональной планировки и новой совокупности конструктивных элементов. Повышение информативности при сравнительно небольшой (около 1 га) площади размещения.

1 с. и 12 з.п. ф-лы, 2 фиг.

Техническое решение относится к планировке в целом парковой зоны, преимущественно зоны культурного центра, включая здания, строения, водоемы, малые архитектурные формы и скульптуры, и может быть использовано при создании и устройстве культурно-просветительских и демонстрационных объектов, их структуры и составляющих конструктивных элементов.

Известны многочисленные конструктивные выполнения рациональной планировки зданий, сооружений, парковых зон и т.п., причем значительное внимание уделяется конструктивно-планировочным решениям в сложившейся, не подлежащей сносу структуре населенных пунктов.

В последнее время запатентован ряд технических решений, относящихся к планировке в целом различных объектов (зданий и сооружений) специального назначения: развлекательные комплексы [5, 12, 14], демонстрационные комплексы [7, 8, 13], здания выставочного [8, 11] и гостинично-офисного [9] комплексов, музеи [7, 10], зона [6] отдыха и развлечений на искусственном острове, планировка [4] территории ландшафтной зоны со зданиями истории и культуры (макет). Планировочно-конструктивные решения предложены также в патентах: учебно-развивающая площадка «Музей музыки и творчества» [3], развлекательный комплекс [2], комплекс зданий центра культуры, искусства и досуга [1].

Основным недостатком известных технических решений является ограниченность функциональных возможностей: например, площадка [3] и развлекательный комплекс [2] имеют конструктивную планировку, обеспечивающую лишь специфику средств музыкального образования или развлечения.

Анализ уровня техники показывает, что возможности специального назначения известных средств и конструкции зданий, сооружений и прилегающих к ним парковых зон могут быть расширены посредством новой совокупности конструктивных элементов, т.е. путем расширения арсенала технических средств этого назначения.

Известный центр культуры, искусства и досуга [1] по патенту RU 2341630 С1, 20.12.2008, принятый за прототип, включает комплекс зданий и строений, расположенных в парковой зоне с размещенными в ней архитектурно-скульптурными композициями.

Арсенал средств культурно-просветительского характера, к которым относится известный центр культуры [1], разумеется, может быть расширен (в том числе посредством новой совокупности конструктивно-планировочных элементов образовательно-познавательного характера), поскольку центр культуры [1] является весьма специфическим («Центр культуры, искусства и досуга имени А.Райкина») и привязан к конкретному месту размещения (г.Москва, Шереметьевская улица). Решение [1] ограничено как возможностями узкого специального назначения, так и недостаточной (узконаправленной) информативностью при решении культурно-просветительских задач. Такой объект [1] трудно реализовать в другой заданной зоне, тем более ограниченной по площади.

Сущность предлагаемого технического решения заключается в создании культурного центра «Старый парк» («Старый парк» - специальное название, соответствующее зарегистрированному товарному знаку по свидетельству 383926, рег. 20.07.2009), который позволил бы при адекватном решении культурно-просветительских задач обеспечить расширение функциональных возможностей посредством рациональной конструктивной планировки зданий, строений, водоемов, малых архитектурных и скульптурных композиций. Культурный центр «Старый парк», являясь архитектурно-тематическим парком основных эпох Мировой культуры, представляет, как показал анализ уровня техники, новое, впервые реализованное техническое решение.

Основной технический результат предложенного культурного центра - расширение функциональных возможностей и, как следствие, расширение арсенала и возможностей объектов культурно-просветительского назначения посредством новой рациональной планировки и новой совокупности конструктивных элементов. Кроме того, достоинством культурного центра «Старый парк» является обеспечение широкой информативности при сравнительно небольшой (около 1 га) площади размещения.

Технический результат новой планировки и архитектоники культурного центра «Старый парк» достигается следующим образом.

Культурный центр включает комплекс зданий и строений, расположенных в парковой зоне с размещенными в ней архитектурно-скульптурными композициями.

Отличительной особенностью культурного центра является то, что парковая зона разделена на участи парковыми пешеходными дорожками и/или водоемами, при этом архитектоника зданий, строений, малых архитектурных форм и скульптурных композиций разных участков парковой зоны выполнена в архитектурных стилях основных эпох Мировой культуры: Древнего Египта, Античной Греции, эпох Средневековья и Ренессанса, а также в характерных стилях Восточной культуры, православной культуры и культуры народов Кавказа. Причем участок парковой зоны, выполненный в стиле Древнего Египта, включает центральный вход в культурный центр и архитектурно-скульптурную композицию из пирамиды, колонны-обелиска и сфинкса. Архитектоника участка Античной Греции включает античный павильон - храм Зевса с установленными на парапетах гранитных ступеней скульптурами Афродиты и Галатеи, колоннаду, беседку-ротонду, фонтан, скамейки, вазоны, газоны и цветочные клумбы. В структуру участка культуры Средневековья входят каменная Дозорная башня, арочный каменный мост, обрамленный диким камнем пруд с беседкой посреди него, окружающие беседку водоточащие скульптуры, здание «Домик для двоих» на берегу пруда, а также примыкающие к центральному входу здание «Дом архитектура» с картинной галереей и готический фонтан. Участок Восточной культуры содержит «Японский уголок» с синтоистской часовней и примыкающей к ней водоточащей скульптурой бога Эбиса, здание «Дом Востока», а также Индийский фонтан с архитектурно-скульптурными формами. Конструкция участка православной культуры выполнена в виде Храма (часовни) русского православия с пятью основными куполами и малым куполом, размещенным на портале у входа в Храм, и бассейна-купели, расположенного рядом с Храмом. На участке культуры народов Кавказа выполнено здание «Дом Кавказа», по сторонам которого размещены две конструкции башенного типа, в верхней части одной из которых выполнена ротонда. Один из участков парковой зоны включает снабжающий водой фонтаны и водоемы культурного центра акведук, выполненный в виде арочного водоносного сооружения из каменной кладки с балюстрадами, рельефными и скульптурными элементами.

При этом культурный центр может включать здание театра, павильоны картинной галереи и зимнего сада, а также административные строения и мастерскую для изготовления малых архитектурных форм, скульптур и декоративных элементов паркового дизайна.

Отличием культурного центра является то, что центральный вход содержит колонны арки-пилона, ворота из кованной витой решетки и скульптурную композицию из двух сфинксов, размещенных по сторонам ворот.

Культурный центр отличается также тем, что пирамида участка Древнего Египта выполнена с размерами в пропорции размерам Пирамиды Хеопса и с рельефными изображениями на пирамидионе, а обелиск выполнен в виде четырехгранного столба на постаменте с рельефными изображениями на всех четырех гранях.

Кроме того, культурный центр отличается тем, что павильон-храм Зевса соответствует архитектурно-конструктивной композиции Античности и содержит скульптуру Зевса-вседержителя и громовержца и оформлен рельефными панно, скульптурами античных богов и бюстом Гомера.

При этом особенностью культурного центра является то, что на участке культуры Средневековья окружающие беседку водоточащие скульптуры включают группу из семи скульптур, изображающих семь свойственных человеку смертных грехов: Гнев, Гордыня, Жадность, Блудливость, Обжорство, Зависть и Уныние, а здание «Домик на двоих» выполнено двухэтажным, при этом второй этаж имеет веранду с балюстрадой и сопряженную с верандой лестницу.

Особенность культурного центра также заключается в том, что здание «Дом архитектора» имеет конструктивное объемно-планировочное решение помещичьей усадьбы и включает башню с балюстрадой, а готический фонтан, установленный с фасадной стороны здания, включает архитектурное сооружение с вытянутыми по вертикали элементами и ажурными конструкциями в стиле классической готики, выполненное со стрельчатыми арками, нервюрными сводами, шпилями и опорами-контрфосами, на которых под сводами в нишах установлена скульптурная группа св.Павел («Усмиряющий»), св.Петр («Хранящий»), св.Георгий («Разящий») и Мефистофель («Вездесущий»), отражающая синтез, противоречия и разнообразие мира, а снаружи сводов установлены водоточащие скульптуры мифологических персонажей.

Культурный центр отличается также тем, что на участке Восточной культуры Индийский фонтан включает скульптурную группу из четырех белых слонов с поднятыми водоточащими хоботами, ориентированную по сторонам света и поддерживающую архитектурный элемент в виде чаши с традиционной индийской башенкой, а «Дом Востока» выполнен в форме единого архитектурного ансамбля, состоящего из дворца, мечети с минаретами и мавзолея с куполом и ажурной парадной аркой.

Синтоистская часовня «Японского уголка» выполнена из легких деревянных элементов на высоком фундаменте с лестницей, облицованном диким камнем.

Здание «Дом Кавказа» выполнено с возможностью размещения в нем музея истории народов Кавказа.

В частном случае реализации культурного центра конструктивно парковые пешеходные дорожки выполнены в форме плавных извилистых дорожек типа «парковой косички», по сторонам которых размещены скамейки, вазоны, композиции из камня и малые архитектурно-скульптурные формы, причем ряд парковых пешеходных дорожек обрамлен газонами, цветниками и/или зелеными насаждениями, выполненными, например, в виде можжевеловых или кипарисовых аллей.

В конкретном случае выполнения планировки культурного центра перед центральным входом установлена стела из большого дикого камня с рельефным изображением надписи и размещенным сверху стилизованным скульптурным элементом в виде совы.

При этом здания, строения, фонтаны, водоемы, архитектурные формы и парковые пешеходные дорожки снабжены подсветкой в вечернее и ночное время.

На фиг.1 приведена общая схема конструктивной планировки культурного центра «Старый парк», фиг.2 иллюстрирует один из вариантов конструктивного выполнения планировки.

Использованы следующие обозначения:

1 - участок культуры Древнего Египта;

1.1 - обелиск;

1.2 - сфинкс;

1.3 - пирамида;

2 - участок культуры Античной Греции;

2.1 - павильон-храм Зевса со скульптурами Афродиты и Галатеи;

2.2 - фонтан;

2.3 - беседка-ротонда;

2.4 - колоннада;

3 - участок культуры Средневековья;

3.1 - «Дом архитектора»;

3.2 - готический фонтан;

3.3 - «Домик на двоих»;

3.4 - арочный каменный мост;

3.5 - пруд с беседкой посреди него;

3.6 - беседка;

3.7 - Дозорная башня;

4 - участок православной культуры;

4.1 - Храм Русского Православия;

4.2 - бассейн-купель;

5 - участок Восточной культуры;

5.1 - «Дом Востока»;

5.2 - «Японский уголок» с синтоистской часовней;

5.3 - скульптура-фонтан бога Эбиса;

5.4 - Индийский фонтан;

6 - участок культуры народов Кавказа;

6.1 - «Дом Кавказа»;

7 - акведук;

8 - картинная галерея;

9 - зимний сад;

10 - театр;

11 - административные строения;

12 - мастерская культурного цента «Старый парк»;

13 - центральный вход в культурный центр;

14 -стела;

15 - резервный участок;

16 - дорожки между участками (дорожки в пределах участков не показаны).

Осуществление культурного центра «Старый парк» и его использование выполняются следующим образом.

Культурный центр «Старый парк» образован комплексом зданий и строений, расположенных в парковой зоне площадью около 1 га с размещенными в ней архитектурно-скульптурными композициями, и представляет планировку архитектурно-тематического объекта культурно-просветительского назначения, совмещенного с зоной отдыха. Парковая зона разделена на участи парковыми пешеходными дорожками 16 и/или водоемами (3, 5, 4.2, 7 и др.), при этом архитектоника зданий, строений, малых архитектурных форм и скульптурных композиций разных участков 1-6 парковой зоны выполнена в архитектурных стилях основных эпох Мировой культуры: Древнего Египта, Античной Греции, эпох Средневековья и Ренессанса, а также в характерных стилях Восточной культуры, православной культуры и культуры народов Кавказа. Причем участок 1 парковой зоны, выполненный в стиле Древнего Египта, включает центральный вход 13 в культурный центр и архитектурно-скульптурную композицию из пирамиды 1.3, колонны-обелиска 1.1 и сфинкса 1.2. Архитектоника участка 2 Античной Греции включает античный павильон-храм 2.1 Зевса с установленными на парапетах гранитных ступеней скульптурами Афродиты и Галатеи, колоннаду 2.4, беседку-ротонду 2.3, фонтан 2.2, скамейки, вазоны, газоны и цветочные клумбы (общие принципы построения элементов ландшафтного дизайна приведены, например в [15]). В структуру участка 3 культуры Средневековья входят каменная Дозорная башня 3.7, арочный каменный мост 3.4, обрамленный диким камнем пруд 3.5 с беседкой 3.6 посреди него, окружающие беседку 3.6 водоточащие скульптуры (изображающие семь свойственных человеку смертных грехов), здание 3.3 «Домик для двоих» на берегу пруда 3.5 (домик влюбленных Элоизы и Абеляра, см. например: Иллюстрированный энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энцикл., 1995, с.5), а также примыкающие к центральному входу 13 здание 3.1 «Дом архитектура» с картинной галереей и готический фонтан 3.2. Участок 5 Восточной культуры содержит «Японский уголок» 5.2 с синтоистской часовней и примыкающей к ней водоточащей скульптурой 5.3 бога Эбиса (Бог счастья и удачи), здание 5.1 «Дом Востока», а также Индийский фонтан 5.4 с архитектурно-скульптурными формами из четырех белых слонов с поднятыми водоточащими хоботами. Конструкция участка 4 православной культуры выполнена в виде Храма 4.1 (часовни) русского православия с пятью основными куполами и малым куполом, размещенным на портале у входа в Храм 4.1, и бассейна-купели 4.2, расположенного рядом с Храмом. На участке 6 культуры народов Кавказа выполнено здание 6.1 «Дом Кавказа», по сторонам которого размещены две конструкции башенного типа, в верхней части одной из которых выполнена ротонда. Один из участков парковой зоны включает снабжающий водой фонтаны 2.2, 3.2, 5.4 и водоемы 3.5, 4.2 культурного центра акведук 7, выполненный в виде арочного водоносного сооружения из каменной кладки с балюстрадами, рельефными и скульптурными элементами.

Культурный центр может включать здание 10 театра, павильон картинной галереи 8 и зимнего сада 9, а также административные строения 11 и мастерскую 12 для изготовления малых архитектурных форм, скульптур и декоративных элементов паркового дизайна (см. патент [16] RU 85852 U1, 20.08.2009, Архитектурно-художественная мастерская «Старый парк» Александра Алексеева).

Перед центральным входом 13 установлена стела 14 из большого дикого камня с рельефным изображением надписи «Старый парк» и размещенным сверху стилизованным скульптурным элементом в виде совы.

Проходя по парковым дорожкам и посещая здания на небольшой площади парковой зоны можно последовательно ознакомиться (см. [17]) с основными эпохами Мировой культуры и Эстетики, тем самым практически реализовать триединство назначения культурного центра: культурно-просветительского характера, образовательно-познавательного досуга и выполнения православных религиозных обрядов.

Практическая реализация культурного центра «Старый парк» осуществлена в районе г.Геленджика, Краснодарского края на побережье Черного моря [17].

Таким образом, из описания культурного центра, его планировки и функционирования следует, что достигается его назначение с указанным техническим результатом, который находится в причинно-следственной связи с совокупностью существенных признаков.

ИСТОЧНИКИ ПО УРОВНЮ ТЕХНИКИ

I. Прототип и аналоги:

1. RU 2341630 C1, 20.12.2008 (прототип).

2. RU 18235 U1, 10.06.2001 (аналог).

3. RU 25241 U1, 20.09.2002 (аналог).

II. Дополнительные источники по уровню техники:

4. RU 70146 U1, 20.01.2008.

5. RU 2342180 C2, 27.12.2008.

6. RU 69091 U1, 10.02.2007.

7. RU 28787 U1, 10.04.2003.

8. RU 78245 U1, 20.11.2008.

9. RU 71683 U1, 20.03.2008.

10. RU 74729 U1, 10.07.2008.

11. RU 2007108167/03 A, 20.09.2008.

12. RU 11480 U1, 16.10.1999.

13. RU 11494 U1, 16.10.1999.

14. RU 35235 U1, 10.01.2004.

15. Ивахова Л.И., Фесюк С.С., Самойлов B.C. Современный ландшафтный дизайн. - М.: ООО «Аделант», 2003, 384 с.(с.4-68).

16. RU 85852 U1, 20.08.2009.

17. http://www.stariypark.ru.

1. Культурный центр, включающий комплекс зданий и строений, расположенных в парковой зоне с размещенными в ней архитектурно-скульптурными композициями, отличающийся тем, что парковая зона разделена на участи парковыми пешеходными дорожками и/или водоемами, при этом архитектоника зданий, строений, малых архитектурных форм и скульптурных композиций разных участков парковой зоны выполнена в архитектурных стилях основных эпох Мировой культуры: Древнего Египта, Античной Греции, эпох Средневековья и Ренессанса, а также в характерных стилях Восточной культуры, православной культуры и культуры народов Кавказа, причем участок парковой зоны, выполненный в стиле Древнего Египта, включает центральный вход в культурный центр и архитектурно-скульптурную композицию из пирамиды, колонны-обелиска и сфинкса; архитектоника участка Античной Греции включает античный павильон - храм Зевса с установленными на парапетах гранитных ступеней скульптурами Афродиты и Галатеи, колоннаду, беседку-ротонду, фонтан, скамейки, вазоны, газоны и цветочные клумбы; в структуру участка культуры Средневековья входят каменная Дозорная башня, арочный каменный мост, обрамленный диким камнем, пруд с беседкой посреди него, окружающие беседку водоточащие скульптуры, здание «Домик для двоих» на берегу пруда, а также примыкающие к центральному входу здание «Дом архитектора» с картинной галереей и готический фонтан; участок Восточной культуры содержит «Японский уголок» с синтоистской часовней и примыкающей к ней водоточащей скульптурой бога Эбиса, здание «Дом Востока», а также Индийский фонтан с архитектурно-скульптурными формами; конструкция участка православной культуры выполнена в виде Храма (часовни) русского православия с пятью основными куполами и малым куполом, размещенным на портале у входа в Храм, и бассейна-купели, расположенного рядом с Храмом; на участке культуры народов Кавказа выполнено здание «Дом Кавказа», по сторонам которого размещены две конструкции башенного типа, в верхней части одной из которых выполнена ротонда; один из участков парковой зоны включает снабжающий водой фонтаны и водоемы культурного центра акведук, выполненный в виде арочного водоносного сооружения из каменной кладки с балюстрадами, рельефными и скульптурными элементами.

2. Культурный центр по п.1, отличающийся тем, что включает здание театра, павильоны картинной галереи и зимнего сада, а также административные строения и мастерскую для изготовления малых архитектурных форм, скульптур и декоративных элементов паркового дизайна.

3. Культурный центр по п.1, отличающийся тем, что центральный вход содержит колонны арки-пилона, ворота из кованой витой решетки и скульптурную композицию из двух сфинксов, размещенных по сторонам ворот.

4. Культурный центр по п.1, отличающийся тем, что пирамида участка Древнего Египта выполнена с размерами в пропорции размерам Пирамиды Хеопса и с рельефными изображениями на пирамидионе, а обелиск выполнен в виде четырехгранного столба на постаменте с рельефными изображениями на всех четырех гранях.

5. Культурный центр по п.1, отличающийся тем, что павильон-храм Зевса соответствует архитектурно-конструктивной композиции Античности, содержит скульптуру Зевса-вседержителя и громовержца и оформлен рельефными панно, скульптурами античных богов и бюстом Гомера.

6. Культурный центр по п.1, отличающийся тем, что на участке культуры Средневековья окружающие беседку водоточащие скульптуры включают группу из семи скульптур, изображающих семь свойственных человеку смертных грехов: Гнев, Гордыня, Жадность, Блудливость, Обжорство, Зависть и Уныние, а здание «Домик на двоих» выполнено двухэтажным, при этом второй этаж имеет веранду с балюстрадой и сопряженную с верандой лестницу.

7. Культурный центр по п.1, отличающийся тем, что здание «Дом архитектора» имеет конструктивное объемно-планировочное решение помещичьей усадьбы и включает башню с балюстрадой, а готический фонтан, установленный с фасадной стороны здания, включает архитектурное сооружение с вытянутыми по вертикали элементами и ажурными конструкциями в стиле классической готики, выполненное со стрельчатыми арками, нервюрными сводами, шпилями и опорами-контрфосами, на которых под сводами в нишах установлена скульптурная группа св.Павел («Усмиряющий»), св.Петр («Хранящий»), св.Георгий («Разящий») и Мефистофель («Вездесущий»), отражающая синтез, противоречия и разнообразие мира, а снаружи сводов установлены водоточащие скульптуры мифологических персонажей.

8. Культурный центр по п.1, отличающийся тем, что на участке Восточной культуры Индийский фонтан включает скульптурную группу из четырех белых слонов с поднятыми водоточащими хоботами, ориентированную по сторонам света и поддерживающую архитектурный элемент в виде чаши с традиционной индийской башенкой, а «Дом Востока» выполнен в форме единого архитектурного ансамбля, состоящего из дворца, мечети с минаретами и мавзолея с куполом и ажурной парадной аркой.

9. Культурный центр по п.1, отличающийся тем, что синтоистская часовня «Японского уголка» выполнена из легких деревянных элементов на высоком фундаменте с лестницей, облицованном диким камнем.

10. Культурный центр по п.1, отличающийся тем, что здание «Дом Кавказа» выполнено с возможностью размещения в нем музея истории народов Кавказа.

11. Культурный центр по п.1, отличающийся тем, что конструктивно парковые пешеходные дорожки выполнены в форме плавных извилистых дорожек типа «парковой косички», по сторонам которых размещены скамейки, вазоны, композиции из камня и малые архитектурно-скульптурные формы, причем ряд парковых пешеходных дорожек обрамлен газонами, цветниками и/или зелеными насаждениями, выполненными, например, в виде можжевеловых или кипарисовых аллей.

12. Культурный центр по п.1, отличающийся тем, что перед центральным входом установлена стела из большого дикого камня с рельефным изображением надписи и размещенным сверху стилизованным скульптурным элементом в виде совы.

13. Культурный центр по п.1, отличающийся тем, что здания, строения, фонтаны, водоемы, архитектурные формы и парковые пешеходные дорожки снабжены подсветкой в вечернее и ночное время.



 

Похожие патенты:

Устройство относится к видеооборудованию и представляет собой один или несколько крупноформатны мониторов, объединенных по модульному принципу. Комплекс предназначен для проведения экскурсий и презентаций в музеях и управляется экскурсоводами.

Современный компактный дешевый настольный светильник (led, светодиодный) для рабочего места относится к конструкции осветительных устройств, преимущественно настольных светильников и может найти применение при разработке эргономичных и удобных в использовании световых приборов для создания повышенной освещенности отдельных участков рабочей поверхности на производстве, в офисе или быту.

Слезник // 111552

Полезная модель относится к области часовой техники, к часовым механизмам с индикацией времени, а, более конкретно, часовым механизмам усложненного типа с пульсирующей анимации изображений, циклично изменяющих свой цвет с частотой пульса

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении многоэтажных жилых зданий повышенной комфортности и безопасности
Наверх