Вагон метрополитена, оборудованный устройством для эвакуации пассажиров

 

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту, а именно к вагонам метрополитена, которые оборудованы устройствами для эвакуации пассажиров в случае аварийной ситуации.

Сущность полезной модели заключается в том, что в вагоне метрополитена, устройство для эвакуации пассажиров, в транспортном положении, располагается в нише торцевой стены пассажирского салона и состоит из площадки и складной секционной лестницы, которые шарнирно закреплены на конце Г-образного поворотного рычага с возможностью вращения вокруг него. Другой конец Г-образного поворотного рычага закреплен к кузову вагона, при помощи кронштейна, с возможностью поворота в горизонтальной плоскости на 180°. Площадка и складная секционная лестница снабжены поручнями, состоящими из двух частей - верхней и нижней, которые выполнены раскладывающимися с возможностью их жесткой фиксации в рабочем положении. Устройство снабжено механизмом фиксации в транспортном положении, который выполнен в виде винтового прижима, закрепленного в нише торцевой стены пассажирского салона, а на кронштейне дополнительно установлен фиксатор.

Технический результат, достигаемый изобретением заключается в возможности быстрой и безопасной эвакуации пассажиров из поезда метрополитена, через боковые двери пассажирского салона; создание комфортных условий работы машиниста; обеспечение возможности раскладывания всех наличных устройств для эвакуации пассажиров одновременно или последовательно вне зависимости от работоспособности систем поезда и участия машиниста.

1 з.п. ф-лы, 10 ил.

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту, а именно к вагонам метрополитена, которые оборудованы устройствами для эвакуации пассажиров в случае аварийной ситуации.

Известен вагон, оборудованный устройством аварийного выхода (см. патент США 4615275 НКИ 105-438, 1984 г.), содержащий расположенную в лобовой части навесную дверь, на внутренней поверхности которой расположены ступени, которые образуют лестницу.

Данное устройство не обеспечивает необходимой эргономики кабины машиниста, т.к. ограничена обзорность с рабочего места машиниста из-за наличия двери-лестницы, а также уменьшен объем кабины, что следует отнести к недостаткам аналога.

Известен вагон с устройством для аварийного выхода (см. патент США 4216725 НКИ 105-348, 1980 г.), содержащий расположенную посредине лобовой части вагона навесную модульную дверь, на внутренней поверхности которой расположен ряд ступеней, которые образуют лестницу. В случае аварийной ситуации, эвакуация пассажиров осуществляется через кабину управления.

Данное устройство не обеспечивает необходимой эргономики кабины машиниста, т.к. смещено рабочее место машиниста к правому боку кабины, ограничена обзорность из-за наличия двери-лестницы, а также уменьшен объем кабины, что следует отнести к недостаткам аналога.

Известны устройства для эвакуации пассажиров из вагонов (журнал «Железные дороги мира» 7, 2001 г.) Устройства изготавливает транспортное отделение компании Fine Products, Испания. Устройства предназначены для эвакуации пассажиров из вагонов поездов, остановившихся в пути следования из-за неисправности или по каким-либо иным причинам, и не имеющим возможности продолжать движение.

Устройства представляют собой откидные или выдвижные рампы и мостки. С их помощью пассажиры могут выходить из вагона сбоку или с торца (в зависимости от конструкции устройства) на платформу, путь или в вагон прибывшего на место происшествия вспомогательного поезда. Устройства используются, в частности, в метрополитенах и на городских железных дорогах. Рампа устройства, при движении поезда расположена под полом кузова вагона и автоматически выдвигается в случае необходимости, причем до ее выдвижения дверь вагона открыть нельзя. Предусмотрены также блокировка, предотвращающая приведение вагона в движение до того, как рампа будет возвращена в исходное положение, и детектор препятствия для выдвижения рампы. Устройство работает с питанием от бортовой сети постоянного тока напряжением 24 В. Рампа имеет размеры 1×1 м, массу 56 кг и рассчитано на нагрузку до 325 кг.

К недостаткам аналога следует отнести то, что такие устройства работоспособны только в штатных аварийных ситуациях, сложность конструкции и наличие электропривода исключают возможность использования устройства при отключении системы электропитания.

За прототип полезной модели принимается «Устройство для аварийного выхода из вагона метро» (см. патент RU 2123950 С1).

Вагон оборудован в лобовой части устройством для аварийного выхода, содержащий дверь, установленную на лобовой части вагона, лестницу и механизм крепления лестницы к лобовой части вагона. Лестница выполнена из соединенных между собой изогнутых секций, установленных с возможностью съема на лобовой части вагона последовательно одна за другой, а механизм крепления лестницы выполнен в виде двух штанг, одна из которых установлена с возможностью перемещения в направлении параллельном оси вагона, а другая закреплена на первой с возможностью поворота в вертикальной плоскости. Кроме того, один из концов каждой секции имеет проушину, а второй конец подножку, установленную с возможностью поворота, при этом первая штанга размещена в направляющей, жестко прикрепленной к нижней части кузова вагона, а вторая штанга установлена с возможностью взаимодействия с фиксатором и кронштейном.

При возникновении аварийной ситуации открывают дверь, опускаются на рельсо-шпальную решетку и приводят лестницу в рабочее положение.

К недостаткам прототипа следует отнести:

- установленная на лобовой части вагона дверь, значительно, ограничивает рабочее место машиниста и размер пульта управления, а также ухудшает обзорность из кабины управления.

- устройство аварийного выхода не оборудовано поручнями, что существенно влияет на безопасность эвакуации пассажиров.

- необходимость опускаться на рельсо-шпальную решетку для приведения лестницы в рабочее положение.

Привести в действие устройство и обеспечить сквозной проход через кабину управления может только машинист. В случае, отсутствия у машиниста физической возможности выполнить необходимые действия в силу каких-либо причин, эвакуация через данное устройство становится невозможной. Также крайне затруднительно вовремя привести в действие второе устройство для аварийного выхода находящееся во втором концевом головном вагоне, что следует отнести к недостаткам прототипа.

Целью полезной модели является создание компактного, легко раскладывающегося устройства для эвакуации пассажиров из вагона метрополитена на железнодорожный путь, который расположен за пределами кабины управления и приводится в действие непосредственно из пассажирского салона, обеспечивающего безопасную эвакуацию пассажиров поезда через боковые двери пассажирского салона.

Сущность полезной модели заключается в том, что в вагоне метрополитена, устройство для эвакуации пассажиров, в транспортном положении, располагается в нише торцевой стены пассажирского салона и состоит из площадки и складной секционной лестницы, которые шарнирно закреплены на конце Г-образного поворотного рычага с возможностью вращения вокруг него.

Другой конец Г-образного поворотного рычага закреплен к кузову вагона, при помощи кронштейна, с возможностью поворота в горизонтальной плоскости на 180°.

Площадка и складная секционная лестница снабжены поручнями, состоящими из двух частей-верхней и нижней, которые выполнены раскладывающимися с возможностью их жесткой фиксации в рабочем положении.

Вышеупомянутое устройство снабжено механизмом фиксации в транспортном положении, который выполнен в виде винтового прижима, закрепленного в нише торцевой стены пассажирского салона, а на кронштейне дополнительно установлен фиксатор.

В случае аварийной ситуации эвакуация пассажиров из вагона метрополитена осуществляется через боковые двери пассажирского салона.

Сущность изобретения поясняется чертежами где:

фиг.1 - общий вид пассажирского вагона метрополитена;

фиг.2 - сечение А-А - устройство для эвакуации пассажиров в транспортном положении;

фиг.3 - выносной элемент Б - кронштейн крепления устройства для эвакуации пассажиров к кузову вагона;

фиг.4 - сечение В-В - устройство для эвакуации пассажиров в промежуточном и транспортном положении;

фиг.5 - вид Г (на боковую сторону вагона) - устройство для эвакуации пассажиров в рабочем положении;

фиг.6 - вид Д (на торцевую сторону вагона) - устройство для эвакуации пассажиров в рабочем положении;

фиг.7 - сечение Ж-Ж - механизм крепления раскладывающегося поручня;

фиг.8 - выносной элемент 3 - раскладывающийся поручень в рабочем положении;

Фиг.9 - раскладывающийся поручень в промежуточном положении;

Фиг.10 - вид И - раскладывающийся поручень в транспортном положении.

Вагон метрополитена 1 - далее вагон 1 (фиг.1), оборудованный устройством для эвакуации пассажиров, состоит из цельнометаллического кузова 2, установленного на ходовые части в виде тележек 3. Кузов содержит окна 4 безрамной конструкции, боковые прислонно-сдвижные двери 5 по обе стороны вагона, автосцепные устройства 6. Вагон 1 в лобовой части имеет кабину управления 7. В нише торцевой стены 8 пассажирского салона (между пассажирским салоном 9 и кабиной управления 10), в транспортном положении, расположено устройство для эвакуации пассажиров 11, закрываемое со стороны пассажирского салона дверью 12 (фиг.2). Выход машиниста из кабины управления в пассажирский салон осуществляется через торцевые двери 13.

Крепление устройства для эвакуации пассажиров 11 к кузову 2 вагона осуществляется посредством кронштейна 14.

Для предотвращения произвольного перемещения устройства для эвакуации пассажиров 11, в транспортном положении, служит механизм фиксации, выполненный в виде винтового прижима 15, который закреплен в нише торцевой стены 8 пассажирского салона. Фиксатор 16 (фиг.3), установленный на кронштейне 14 также служит для предотвращения перемещения устройства для эвакуации пассажиров 11 в транспортном положении путем блокировки вала 17.

Устройство для эвакуации пассажиров 11 из вагона метрополитена состоит из площадки 18 (фиг.4) и складной секционной лестницы 19, шарнирно закрепленных на одном конце Г-образного поворотного рычага 20 с возможностью вращения вокруг него. Другой конец Г-образного поворотного рычага 20 закреплен на валу 17, установленном в кронштейне 14, с возможностью поворота в горизонтальной плоскости на 180°. На Г-образном поворотном рычаге 20 имеется ограничительная планка 21. При приведении устройства для эвакуации пассажиров 11 в рабочее положение, ограничительная планка 21, в крайнем положении, упирается в вертикальные стойки кузова 22 и ограничивает его дальнейшее перемещение. Вертикальные стойки 22 выполнены из труб прямоугольных, которые являются несущими элементами кузова.

Площадка 18 (фиг.5, 6) содержит основание, настил и проушины. Основание площадки представляет собой конструкцию из прямоугольных труб, сваренных между собой, которые образуют прямоугольную рамку. Настил в виде ромбического листа прикреплен к основанию при помощи заклепок. Площадка 18 шарнирно крепится на Г-образном поворотном рычаге 20 при помощи двух проушин.

Складная секционная лестница 19 состоит из двух секций 23 и 24, выполненных в виде конструкции из труб прямоугольных, сваренных между собой, которые образуют прямоугольную рамку (основание), а также содержащие по три ступени на каждой секции. Обе секции на своих торцах имеют проушины для шарнирного крепления их между собой, а секция 23 имеет проушины для крепления к Г-образному поворотному рычагу 19.

Площадка 18 и складная секционная лестница 19 снабжены раскладывающимися поручнями 25, состоящими из двух частей - верхней и нижней. Нижняя часть поручня шарнирно закреплена у основания на оси кронштейна 26 (фиг.7). Для фиксации поручня в рабочем положении установлен механизм, состоящий из кулачка 27 кронштейна 28 на котором шарнирно закреплен откидывающийся упор 29, поджатый пластинчатой пружиной 30 и кольцо 31. Верхняя часть поручня соединена с нижней шарнирно через оси 32 (фиг.8) перемычкой 33. Для жесткой фиксации обеих частей в рабочем положении, в средней части имеется механизм, состоящий из шайб, выполняющих функцию упоров 34 пружины 35 и втулки 36, установленной с возможностью перемещения вдоль продольной оси поручня.

Для приведения устройства для эвакуации пассажиров в, рабочее положение необходимо произвести следующие операции:

1. Открыть дверь 12.

2. Разблокировать механизм фиксации, выкрутив винтовой прижим 15, фиксирующий устройство для эвакуации пассажиров 11 в транспортном положении и отвести его до упора к торцевой стене 8.

3. Разблокировать вертикальную ось устройства для эвакуации пассажиров 11, потянув за ось фиксатора 16, находящуюся на кронштейне 14.

4. Повернуть устройство для эвакуации пассажиров 11 вокруг вертикальной оси на 180° до упора ограничительной планки 21 в вертикальную стойку 22 кузова.

5. Провернуть площадку 18 и обе секции 23 и 24 складной лестницы по часовой стрелке вокруг горизонтальной оси Г-образного поворотного рычага 20 до упора консольной части площадки 18 в пол вагона.

6. Разложить обе секции 23 и 24 складной лестницы на железнодорожный путь.

7. Разложить раскладывающиеся поручни 25 площадки 18 и секций складной лестницы 19.

Для приведения устройства в транспортное положение необходимо выполнить указанные выше операции в обратном порядке.

Техническим результатом, достигаемым изобретением, является:

- возможность безопасной эвакуации пассажиров из поезда метрополитена, через боковые двери пассажирского салона;

- создание комфортных условий работы машиниста за счет размещения устройства эвакуации пассажиров за пределами кабины управления;

- обеспечение возможности раскладывания всех наличных устройств для эвакуации пассажиров одновременно или последовательно вне зависимости от работоспособности систем поезда и участия машиниста;

- быстрой эвакуации пассажиров из поезда;

- в случае возникновения чрезвычайной ситуации привести в действие устройство для эвакуации может любой пассажир вручную.

Заявляемое техническое решение применяется на вагонах метрополитена модели 81-7021, которые разработаны и построены в ОАО "Крюковский вагоностроительный завод".

1. Вагон метрополитена, оборудованный устройством для эвакуации пассажиров, выполненным в виде складной секционной лестницы с механизмом ее крепления к вагону и запирающей ее двери, отличающийся тем, что устройство для эвакуации пассажиров расположено в нише торцевой стены пассажирского салона, снабжено механизмом фиксации в транспортном положении и состоит из площадки и складной секционной лестницы, шарнирно закрепленных на конце Г-образного поворотного рычага с возможностью вращения вокруг него, другой конец которого при помощи кронштейна закреплен к кузову вагона с возможностью поворота в горизонтальной плоскости на 180° и установки устройства в рабочее положение через проем боковых дверей, при этом площадка и складная секционная лестница снабжены поручнями, состоящими из двух частей - верхней и нижней - и выполнены раскладывающимися с возможностью их жесткой фиксации в рабочем положении.

2. Вагон метрополитена по п.1, отличающийся тем, что механизм фиксации устройства для эвакуации пассажиров в транспортном положении выполнен в виде винтового прижима, закрепленного в нише торцевой стены пассажирского салона, а на кронштейне дополнительно установлен фиксатор.



 

Похожие патенты:

Металлическая защитная складная раздвижная внутренняя решетка-гармошка для окон и дверей относится к вопросам обустройства и технического оснащения жилищ и закрытых помещений для работы и массовых мероприятий, обеспечивающим помещение безопасности людей при пожарах.

Раздвижные стеклянные двери и перегородки относятся к области строительства и ремонта зданий и помещений, а именно к конструкциям дверей и перегородок во внутренних помещениях зданий и применяется для установки раздвижной двери. Техническим результатом является создание конструкции межкомнатной раздвижной двери, в которой дверное полотно при открывании-закрывании движется вдоль стены (дверь-купе), которая исключает возможность повреждения движущегося полотна при открывании посторонними предметами, попавшими в зону открывания двери, исключает возможность травмирования людей или домашних животных движущимся полотном при открывании, и увеличивает звукоизоляцию, что достигается за счет того, что на раздвижной двери устанавливается защитный экран-перегородка, за который при открывании задвигается дверное полотно. Раздвижная межкомнатная стеклянная дверь с перегородкой и защитным экраном имеет лучшее соотношения "цена-качество".

Защитная металлическая раздвижная решетка на окна, двери, балкон относится к защитно-охранным устройствам, исключающим несанкционированный доступ в здания, помещения, на территории. Заявленное устройство, может быть использовано также в качестве защитного ограждения в грузовом подъемнике лифтового типа, препятствуя перемещению груза за пределы грузовой клети во время движения, а также проникновению внутрь клети людей и посторонних предметов.

Открывающий/закрывающий механизм для системы раздвижных межкомнатных стеклянных перегородок и дверей-купе на роликах, в стене, скрытых относится к области строительства, в частности к устройствам для открывания/закрывания раздвижных дверей, и может быть применен для раздвижных дверей офисных и производственных помещений, ими часто снабжены межкомнатные и офисные перегородки и двери, а также различные шкафы и гардеробы.

Блок управления полным приводом автоматических противопожарных раздвижных дверей-купе и перегородок относится к кинематической схеме и конструкции блока привода таких двустворчатых алюминиевых, стеклянных, стальных и металлических раздвижных дверей транспортных средств (в частности, вагонов метрополитена и электро- или дизель-поездов и кабин лифтов), чьи створки в положении «открыто» находятся внутри боковых карманов между внешней и внутренней обшивкой кузова вагона или кабины.

Заявляемое в качестве полезной модели техническое решение относится к устройствам для открывания сдвижных входных дверей транспортных средств для перевозки пассажиров, например, на микроавтобусах, пассажирских фургонах.
Наверх