Учебно-тренировочная система

 

Учебно-тренировочная система, оборудованная звуконепроницаемыми кабинами с размещенными в них рабочими местами для наставников и обучающихся, имеет одинаковое количество кабин с рабочими местами для обучающихся и кабин с рабочими местами для наставников. Кабины с рабочими местами для наставников размещены вдоль первого ряда, а кабины с рабочими местами для обучающихся - вдоль другого ряда, параллельного первому ряду. Кабины обоих рядов имеют окна, размещенные таким образом, что окна кабин одного ряда сообщаются с окнами кабин другого ряда, а рабочие места одного из рядов размещены на передвижной платформе. Это позволяет повысить эффективность учебного процесса за счет привлечения обучающихся к постановке учебных заданий и оценивания ответов на них других обучающихся.

Предлагаемая полезная модель относится к оборудованию для учебного тренирования и может быть использованой для усовершенствования практических навыков специалистов различных профессий, в частности занятых в сфере обслуживания: продавцов, консультантов, официантов, гидов, стюардес, переводчиков, банковских служащих, менеджеров и т.п.

Предлагаемая учебно-тренировочная система может также быть полезной при изучении иностранных языков, подготовке медицинского персонала, военных, специалистов правоохранительных органов, водителей транспортных средств, операторов связи, при теоретической подготовке спортсменов игровых видов спорта и т.д., а также при групповой самоподготовке студентов, учащихся, стажеров, повышении квалификации специалистов различных отраслей, деятельность которых связана с деловым общением, или иным получением входной информации и необходимостью принятия оптимального решения в условиях дефицита времени и наличия широкого выбора вариантов.

Из патента США 7343134, опубликованного 11.03.2008 года по кл. G09B 7/02, известна коммуникационная система для связи с учащимися в учебной среде, состоящая из ряда периферийных учебных мест, базовой станции, получающей сообщения от периферийных учебных мест, процессора, памяти и дисплея, видимого одновременно всеми учащимися из периферийных учебных мест. Базовая станция получает ответ на текущий вопрос от периферийного учебного места. Процессор определяет, является ли текущий ответ правильным, и применяет дисплей, чтобы визуально передать обучающемуся на периферийном учебном месте, является ли его ответ верным.

Несмотря на то, что система оснащена рядом периферийных учебных мест, обучение каждого обучаемого проводится в ней по существу в индивидуальном порядке, а сами обучаемые лишаются возможности взаимных контактов и полезных для обучения дикуссий.

В международной патентной заявке WO 2008/076002 описана синергетическая тренировочная система, разработанная в соответствии с синергетической теорией в форме синергетического тренажера, состоящего из ряда звуконепроницаемых кабин, в которых размещаются тренировочные средства и техническое оборудование, применяющее сенсорные средства. Система выполнена в четырех модификациях. Применение синергетической тренировочной системы, как сказано в заявке, позволяет интенсифицировать и одновременно диверсифицировать тренировочную активность обучающихся и позволяет разработать новый погруппно интегрированный тренировочный способ, соответствующий системе «ассистент-студент», состоящей в одновременном тренинге мини-подразделов под руководством большой группы наставников, включающей технических ассистентов. Возможность одновременного учета всех уровней тренинга способствует созданию многоуровневого способа, тогда как возможность учета особенностей обучающихся гарантирует его высокую антропологическую позицию. Синергетическая тренировочная система, как утверждается в заявке, также позволяет обучение нескольким аспектам, что придает способу многоцелевой характер.

Как видно из вышеприведенного, обслуживание описанного оборудования требует значительного количества специально подготовленных наставников и технических ассистентов, что ухудшает его экономичность и универсальность его применения. Обучение в рассмотренной системе проводится небольшими группами, что снижает позитивную роль взаимных контактов и полезных для обучения дискуссий.

Технический результат предлагаемой системы состоит в создании средств для удобного формирования быстро изменяемых интерактивных учебных пар. Он достигается благодаря тому, что учебно-тренировочная система, оснащенная звуконепроницаемыми кабинами с размещенными в них рабочими местами для наставников и обучающихся, снабжена одинаковым количеством кабин с рабочими местами для обучающихся и кабин с рабочими местами для наставников, причем кабины с рабочими местами для наставников размещены вдоль первого ряда, а кабины с рабочими местами для обучающихся - вдоль второго ряда, параллельного первому ряду, кабины обоих рядов имеют окна, размещенные таким образом, что окна кабин одного ряда сообщаются с окнами кабин другого ряда, а кабины одного из упомянутых рядов размещены на передвижной платформе.

Компактности системы и удобству ее использования способствует то, что первый ряд рабочих мест размещен на внутренней круговой платформе, а другой ряд рабочих мест - на внешней кольцевой платформе, одна из указанный платформ выполнена стационарной, а другая поворотной вокруг их общего центра и снабженной приводом для такого поворота.

Удобно также и то, что в центре внутренней круговой платформы оборудовано рабочее место для руководителя тренировочного сеанса (преподавателя, или бизнес-тренера).

Предлагаемая система специально предназначена для проведения способа учебного тренирования, уже вошедшего в практику под названием «карусельный тренинг-контроль» и применяющего методики, имеющие много общего с методиками ситуативно-ролевых игр. Последние уже давно применяются в мировой практике как способ подготовки специалистов в условиях, максимально приближенных к реальным условиям их деятельности. Смысл этих методик состоит в том, что организатор игры (наставник или преподаватель) определяет сам, или предлагает ее участникам смоделировать мнимую коммуникационную ситуацию (ситуацию делового, или иного рода общения двух или более субъектов), в которой каждому из участников устанавливается определенная роль, которая должна быть им отработана при исполнении того или иного эпизода.

Методики или ролевые игры, применяемые при использовании предлагаемой системы, делятся на три группы.

Первая из них называется: «Любознательный собеседник желает узнать», и ее смысл состоит в проверке уровня теоретических знаний обучаемого, а именно: умения выслушать собеседника, провести его целевой уточняющий опрос, определить содержание информации, которую желает получить собеседник, и донести до него такую информацию.

Вторая группа игр имеет несколько разновидностей типа: «Собеседник не соглашается», «Выяснение ситуации в условиях неопределенности», «Умение аргументировать свое мнение», или «Варианты эффективного реагирования на внешний информационный импульс». Целью этих разновидностей является достижение участником игры умения выяснить суть отрицаний собеседника, найти на них убедительные ответы, эффективно действовать в условиях негативной реакции собеседника, доказывать свою правоту, убеждать, или сформулировать эффективные варианты в условиях неопределенности и многовариантного выбора.

Третья группа игр известна под названиями «Агрессивный оппонент», или «Непредвиденная ситуация». Целью таких игр является развитие стрессоустойчивости участника и его подготовка к эффективным действиям в экстремальных условиях.

В период с 2003 по 2009 годы автором предлагаемой полезной модели проведено свыше 228 учебных семинаров и тренингов в 7-ми странах: Украине, Росии, Болгарии, Казахстане, Молдове, Узбекистане и Таджикистане. В них приняли участие более 4100 участников, среди которых были сотрудники страховых компаний, банков, финансовые брокеры, специалисты по оптово-розничных продажам строительных материалов, тепло-вентиляционного оборудования, металлоизделий, гостинично-оздоровительных услуг, программного обеспечения и т.п. Занятия проводились также в Центре бизнес-стратегий «Перспектива», Центре подготовки и повышения квалификации специалистов страхового рынка, Консалтинговой компании «КИМО» (все в г.Киев, Украина), а также в ЗАО «Мастер-центр «Страхование» (г.Москва, Россия) и Банковско-финансовой академии (г.Ташкент, Узбекистан), Государственной страховой компании Таджикистана «Точиксугурта» (гг.Душанбе и Худжент, Таджикистан), Школе бизнес-коммуникаций (г.Кишинев, Молдова).

Для проведения упомянутых учебных тренировок, способ проведения которых, как уже было упомянуто выше, получил название карусельный тренинг-контроль", была разработана и введена в действие предлагаемая учебно-тренировочная система, которая вошла в практику под названием «тренировочная карусель».

Упомянутая тренировочная карусель, схематично изображена на фиг.1, где она показана перед началом первого из тренировочных сеансов, и на фиг.2 - в положении перед началом второго тренировочного сеанса. Карусель включает специальную мебель, состоящую из двух круговых концентричных рядов 1 и 2 звукоизолированных кабин 3 и 4, из которых внутренний ряд 1 содержит кабины 3 с рабочими местами для «наставников», обозначенными на чертеже большими буквами от «А» до «J», а внешний 2 - кабины 4, предназначенные для такого же количества рабочих мест для учащихся, обозначенных на чертеже малыми буквами от «а» до «j». Внутренний ряд размещен на поворотной платформе или карусели 5, оснащенной приводом для ее поворота относительно внешнего ряда (не показан). Кабины обоих рядов оснащены не показанным на чертеже учебным оборудованием, включающим компьютерную систему для обеспечения связи как между кабинами обоих рядов, или без таковой, так и с рабочим местом бизнес-тренера, размещенным в центре поворотной платформы 5 и обозначенным «ВТ». Кабины имеют окна 6 и 7 для сообщения кабин одного ряда с кабинами другого ряда и, при необходимости, диалога участников пар между собой.

Перед проведением карусельного тренинг-контроля его участники в соответствии с запланированным порядком и отведенными им ролями рассаживались по рабочим местам первого и второго рядов, создавая пары «наставник-учащийся» A-a, B-b и т.д. (фиг.1). Благодаря наличию коммуникационных окон, так же как и компьютерной связи, участники пар получали возможность для общения и проведения тренировочных игр в соответствии с программой, разработанной бизнес-тренером. По завершении сеанса и оценивания ответов учащихся карусель поворачивалась на установленный угол, и состав тренировочных пар менялся. Заново образованные пары A-b, B-c и т.д. (фиг.2) проводили следующий тренировочный сеанс, далее карусель поворачивалась на новый угол, пары переформировывались вновь, и так до конца сессии. Далее, как правило, участники процесса, занимавшие места во внутреннем ряду, обменивались местами с теми, что занимали внешний ряд, и процесс тренинга повторялся уже при смене участниками их ролей.

Как свидетельствуют многочисленные отзывы, применение предлагаемой системы позволяет существенно повысить квалификационный уровень участников проведенных сеансов, как путем углубления теоретических знаний, так и путем доведения до автоматизма необходимых профессиональных навыков.

1. Учебно-тренировочная система, оборудованная звуконепроницаемыми кабинами с размещенными в них рабочими местами для наставников и обучающихся, отличающаяся тем, что она содержит одинаковое количество кабин с рабочими местами для обучающихся и кабин с рабочими местами для наставников, кабины с рабочими местами для наставников размещены вдоль первого ряда, а кабины с рабочими местами для обучающихся - вдоль другого ряда, параллельного первому ряду, кабины обоих рядов имеют окна, размещенные таким образом, что окна кабин одного ряда сообщаются с окнами кабин другого ряда, а рабочие места одного из рядов размещены на передвижной платформе.

2. Учебно-тренировочная система по п.1, отличающаяся тем, что кабины первого ряда размещены на внутренней круговой платформе, а кабины другого ряда - на внешней кольцевой платформе, причем одна из платформ выполнена стационарной, а другая поворотной вокруг их общего центра и снабженной приводом для такого поворота.

3. Учебно-тренировочная система по п.2, отличающаяся тем, что в середине внутренней круговой платформы оборудовано рабочее место для управляющего тренировочным сеансом (преподавателя, наставника или бизнес-тренера).



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к спорту, в частности, к тренажерам для игр с мячом

Изобретение относится к области конструирования радиоэлектронных устройств и может быть использовано в портативных (карманных) приемоиндикаторах спутниковых радионавигационных систем (СРНС) GPS и ГЛОНАСС, использующих для приема сигналов квадрифилярные антенны
Наверх