Установка для свабирования скважин

 

Установка для свабирования скважин включает самоходное транспортное средство 1, на платформе 2 которого смонтированы с возможностью перевода из транспортного в рабочее положение мачта 3 с направляющим роликом 4, лебедка 8 с тяговым элементом 5 и прикрепленными к нему свабом 6 и грузом 7 Лебедка 8 приводится в действие от двигателя транспортного средства 1. Мачта 3 установлена с возможностью поворота вокруг вертикальной оси основания, с возможностью опоры через устьевое оборудование 9, шарнирно соединенное с мачтой 3, на устье скважины. На мачте 3 размещена дополнительная лебедка 10 с канатом 11, прикрепленным к противоположному шарнирному соединению концу. На платформе по боковым бортам транспортного средства 1 установлены основная и дополнительная цистерны 12, 13 для сбора откачиваемой из скважины жидкости. Расстояние между цистернами 12, 13 должно быть больше расстояния между щеками барабана лебедки 3. В задней части платформы 2 установлены адсорбер 16 для нейтрализации попутных газов и шланг 17 для их отвода на свечу рассеивания, входящие в состав устройства для нейтрализации попутных газов. На кронштейне 18,прикрепленном к каретке укладчика 5 тягового элемента, установлена видеокамера 19, связанная через кабель с монитором, установленным в кабине водителя. Вдоль устьевого оборудования 9 проложена труба 20, прикрепленная к нему и выполненная жесткой. Одним концом труба 20 соединена с устьевой арматурой, а другим концом через поворотное соединение 21, с жесткой трубой 22. Труба 22 проложена вдоль мачты 3, прикреплена к ней и соединена другим концом через поворотное соединение 23 с жесткими трубами 24, 25, 26, 27, 28, соединенными между собой поворотными соединениями 29, 30, 31, 32, 33, а другим концом с одной из цистерн 12, 13 с помощью поворотного соединения 34. Жесткие трубы системы сбора пластовой жидкости прикреплены к устьевому оборудованию 9 и мачте 3 хомутами 35 через упругие прокладки 36. При демонтаже установки отсоединение труб не требуется. Конструкция установки для свабирования скважин обеспечивает возможность быстрого монтажа и демонтажа установки на скважине без разлива пластовой жидкости. 1п.ф-лы, 7 илл.

Полезная модель относится к транспортным средствам, снабженным устройством для откачки жидкости из скважин способом свабирования.

Известна установка для свабирования скважин, содержащая самоходное транспортное средство, к платформе которого прикреплена дополнительная кабина оператора с пультом управления процессом свабирования, лебедка с приводом от двигателя транспортного средства через трансмиссию, мачту с направляющим блоком и опорой, гибкий тяговый элемент с прикрепленным к нему свабом с грузом, причем при расположении мачты в транспортном положении на ней закреплено устьевое оборудование с размещенным внутри свабом и грузом (Патент РФ №2151916, кл. F04В 47/02,«Насосная установка»,опубл. 27.06.2000 г., бюл. №18).

Одним из недостатков этой установки является отсутствие цистерны для сбора откачиваемой из скважины жидкости (из-за размещения пульта управления процессом свабирования в дополнительной достаточно дорогостоящей и занимающей значительную площадь на платформе установки кабине). Это требует привлечения дополнительной техники - автоцистерн для сбора из скважины жидкости, которые не оснащены устройством для нейтрализации попутных газов. Обвязку автоцистерны с устьевым оборудованием осуществляют трубами с быстроразъемными соединениями. Это приводит к увеличению продолжительности монтажа и демонтажа установки, а также к загрязнению прискважинной территории пластовой жидкостью, т.к. она выливается из труб при их демонтаже.

Другим недостатком известной установки является сложность монтажа на скважине, в частности, центрирование гибкого тягового элемента с прикрепленным к нему свабом и грузом, помещенных в устьевое оборудование, относительно оси скважины, поскольку требует точного маневрирования транспортного средства задним ходом в условиях ограниченной видимости.

Указанные недостатки устранены в другой известной установке для свабирования скважин, содержащей самоходное транспортное средство, на платформе которого смонтированы с возможностью перевода из транспортного в рабочее положение мачта с направляющим роликом, боковые перильные ограждения, трансмиссия, гибкий тяговый элемент с прикрепленным к нему свабом и грузом, лебедка с барабаном, оснащенная укладчиком тягового элемента с ручной корректировкой укладки и приводимая в действие от двигателя транспортного средства через трансмиссию. При расположении мачты в транспортном положении на ней закреплено устьевое оборудование с размещенным внутри свабом и грузом. Мачта снабжена подъемным гидроцилиндром с шарнирно прикрепленным к ней штоком и основанием, установленным на платформе с возможностью поворота мачты вокруг вертикальной оси. Устьевое оборудование шарнирно соединено с мачтой с возможностью опоры мачты в рабочем положении через устьевое оборудование на устье скважины. Подъемный гидроцилиндр шарнирно присоединен к основанию и выполнен с возможностью сообщения над поршневой и под поршневой полостей между собой. На мачте размещена дополнительная лебедка с канатом, прикрепленным к устьевому оборудованию со стороны, противоположной его шарнирному соединению с мачтой, между основанием мачты и лебедкой размещены сообщающиеся между собой основная и дополнительная цистерны, расположенные по боковым бортам транспортного средства, оснащенные предохранительным и донным клапанами и соединенные через арматуру трубопроводами с устьевым оборудованием, насосом для откачки жидкости из цистерн, устройством для нейтрализации попутных газов, состоящим из абсорбера, шланга для отвода нейтрализованных газов и свечи рассеивания (см. патент РФ на полезную модель №68058 U1 E21 43/18 «Установка для свабирования скважин», опубликовано 10.11.2007 г., бюл. №31). Эта установка принята за прототип.

Недостатком известной установки для свабирования скважин является недостаточные надежность и экономичность. Это связано с тем, что трубопровод, соединяющий устьевое оборудование с одной из сообщающихся цистерн,

выполнен из жестких металлических труб, которые в зонах перехода от устьевого оборудования к мачте и от мачты к цистерне соединены резиновыми гибкими рукавами. Последние не надежны в эксплуатации (могут порваться и пластовая жидкость может вылиться, вызывая потерю в добыче нефти и загрязняя окружающую среду).

Для справки: в настоящее время в ОАО «Татнефть» применение резиновых рукавов для этих целей запрещено, а используют трубы с быстроразъемными соединениями, что приводит к увеличению времени монтажа и демонтажа установки на скважине, а также к загрязнению прискважинной территории пластовой жидкостью, т.к. она выливается из труб при их демонтаже.

Задачей полезной модели является создание экономичной установки для свабирования нефтяных скважин с высокой надежностью и безопасностью в эксплуатации путем выполнения соединений жестких металлических труб в зонах перехода от устьевого оборудования к мачте и от мачты к цистерне поворотными с обеспечением герметичности в рабочих условиях, причем при демонтаже установки у скважины разборка трубопроводов не требуется.

Выполнение указанной задачи достигается тем, что в известной установке для свабирования скважин, содержащей самоходное транспортное средство, на платформе которого смонтированы мачта, снабженная подъемным гидроцилиндром с шарнирно прикрепленным к ней штоком и основанием, установленным на платформе с возможностью поворота мачты вокруг вертикальной оси и возможностью перевода из транспортного положения в рабочее, лебедка с барабаном, к которому прикреплен гибкий тяговый элемент со свабом и грузом, приводимая в действие от двигателя транспортного средства через трансмиссию и оснащенная укладчиком тягового элемента с ручной корректировкой укладки, к концу мачты шарнирно прикреплены направляющий ролик и устьевое оборудование, на мачте размещена дополнительная лебедка с канатом, прикрепленным к устьевому оборудованию со стороны, противоположной его шарнирному соединению с мачтой, между лебедкой с барабаном и основанием мачты размещены сообщающиеся между собой основная и дополнительная цистерны, расположенные

по боковым бортам транспортного средства, при этом расстояние между цистернами больше, чем расстояние между щеками барабана лебедки, оснащенные указателем уровня жидкости, предохранительным и донными клапанами и соединенные с устьевым оборудованием, насосом и устройством для нейтрализации попутным газов, включающим абсорбер, шланг для отвода нейтрализованным газов и свечу рассеивания, размещенные в задней части платформы, а на кронштейне, прикрепленном к каретке укладчика тягового элемента, установлена видеокамера, связанная через кабель с монитором, установленным в кабине водителя, согласно полезной модели труба, проложенная вдоль устьевого оборудования, прикрепленная к нему и выполненная жесткой, одним концом соединена с устьевой арматурой, а другим концом через поворотное соединение, расположенное соосно с осью качания устьевого оборудования относительно мачты, с жесткой трубой, проложенной вдоль мачты, прикрепленной к ней и соединенной другим концом через поворотное соединение, расположенное соосно с осью качания мачты относительно основания, с жесткими трубами, соединенными между собой поворотными соединениями с вертикальной осью, а с одной из цистерн - поворотным соединением с горизонтальной осью с обеспечением возможности поворота и качания мачты относительно основания при монтаже и демонтаже установки у скважины.

На фиг.1 изображена установка для свабирования скважин в рабочем положении, вид сбоку; на фиг.2 - узел Б на фиг.1; на фиг.3 - узел В на фиг.1; на фиг.4 - узел Г на фиг.1; на фиг.5 - вид Д на фиг.4; на фиг.6 - вид А на фиг.1;

на фиг.7 разрез Е-Е на фиг.4, 5, 6.

Установка для свабирования скважин содержит самоходное транспортное средство 1 с платформой 2, на которой смонтирована с возможностью перевода из транспортного в рабочее положение мачта 3 с направляющим роликом 4, гибкий тяговый элемент 5 с прикрепленным к нему свабом 6 и грузом 7, лебедка 8, оснащенная укладчиком тягового элемента 5 и приводимая в действие от двигателя транспортного средства 1 через трансмиссию (на фиг.1-7 не показана). В транспортном положении на конце мачты 3 закреплено устьевое оборудование 9

с размещенным внутри свабом 6 и грузом 7, а в рабочем положении мачта 3 опирается на устье скважины через устьевое оборудование 9. На мачте 3 размещена дополнительная лебедка 10 с канатом 11 для подъема и опускания устьевого оборудования 9. На платформе 2 по боковым бортам транспортного средства, между основанием мачты и барабаном лебедки 8 размещены сообщающиеся между собой основная и дополнительная цистерны 12, 13, оснащенные предохранительным 14 и донным 15 клапанами. Расстояние между емкостями 12, 13 больше, чем расстояние между щеками барабана лебедки 8. Часть элементов устройства для нейтрализации попутных газов: абсорбер 16 и шланг 17 размещены в задней части платформы 2.

Для контроля хода укладки на барабан лебедки 8 тягового элемента 5 на кронштейне 18, прикрепленном к каретке укладчика тягового элемента 5, установлена видеокамера 19, передающая информацию на монитор (на фиг.1-7 не показан), размещенный в кабине водителя.

Вдоль устьевого оборудования 9 проложена труба 20, прикрепленная к нему и выполненная жесткой. Одним концом труба 20 соединена с устьевой арматурой, а другим концом через поворотное соединение 21, например ПСТ 75, расположенное соосно с осью качания устьевого оборудования 9 относительно мачты 3, с жесткой трубой 22. Труба 22 проложена вдоль мачты 3, прикреплена к ней и соединена другим концом через поворотное соединение 23, расположенное соосно с осью качания мачты 3 относительно основания мачты 3, с жесткими трубами 24, 25, 26, 27 и 28, соединенными между собой поворотными соединениями 29, 30, 31, 32 и 33 с вертикальной осью, а другим концом с одной из цистерн 12, 13 - с помощью поворотного соединения 34 с горизонтальной осью с обеспечением возможности поворота и качания мачты 3 относительно основания мачты при монтаже и демонтаже установки у скважины.

Жесткие трубы системы сбора пластовой жидкости прикреплены к устьевому оборудованию 9 и мачте 3 хомутами 35 через упругие подкладки 36.

Установка для свабирования работает следующим образом. В рабочем положении установку для свабирования скважин располагают кабиной

водителя к устью скважины. Устьевое оборудование 9 нижним концом устанавливают на устье скважины и присоединяют к нему. На устьевое оборудование 9 через шарнирное соединение опирается мачта 3. Таким образом, в рабочем положении мачта 3 жестко соединена верхним концом через шарнирное соединение с устьевым оборудованием 9, а другим концом через шарнирное соединение с основанием мачты 3.

До начала спускоподъемных работ абсорбер 16 устройства для нейтрализации попутных газов соединяют шлангом 17 со свечой рассеивания (на фиг.1-7 не показан), установленной на безопасном расстоянии (˜30 м) от скважины.

Далее проводят работы в соответствии с руководством по эксплуатации известной установки АСС 00.00.000 РЭ.

В процессе спуска и подъема сваба 6 с грузом 7 водитель наблюдает за приборами контроля в кабине водителя, указателем уровня жидкости в емкостях 12, 13 и намоткой тягового элемента 5 на барабан лебедки 8 через зеркало заднего вида транспортного средства 1 и монитор (на фиг.1-7 не показан) в кабине водителя и при необходимости корректирует укладку тягового элемента 5.

Конструкция установки для свабирования скважин обеспечивает возможность быстрого монтажа и демонтажа установки на скважине без разъединения труб обвязки системы сбора и нейтрализации попутных газов, с обеспечением герметичности соединений труб и предотвращением загрязнения прискважинной территории пластовой жидкостью.

Установка для свабирования скважин, содержащая самоходное транспортное средство, на платформе которого смонтированы мачта, снабженная подъемным гидроцилиндром с шарнирно прикрепленным к ней штоком и основанием, установленным на платформе с возможностью поворота мачты вокруг вертикальной оси и возможностью перевода из транспортного положения в рабочее, лебедка с барабаном, к которому прикреплен гибкий тяговый элемент со свабом и грузом, приводимая в действие от двигателя транспортного средства через трансмиссию и оснащенная укладчиком тягового элемента с ручной корректировкой укладки, к концу мачты шарнирно прикреплены направляющий ролик и устьевое оборудование, на мачте размещена дополнительная лебедка с канатом, прикрепленным к устьевому оборудованию со стороны, противоположной его шарнирному соединению с мачтой, между лебедкой с барабаном и основанием мачты размещены сообщающиеся между собой основная и дополнительная цистерны, расположенные по боковым бортам транспортного средства, при этом расстояние между цистернами больше, чем расстояние между щеками барабана лебедки, оснащенные указателем уровня жидкости, предохранительным и донными клапанами и соединенные с устьевым оборудованием, насосом и устройством для нейтрализации попутных газов, включающим абсорбер, шланг для отвода нейтрализованных газов и свечу рассеивания, размещенные в задней части платформы, а на кронштейне, прикрепленном к каретке укладчика тягового элемента, установлена видеокамера, связанная через кабель с монитором, установленным в кабине водителя, отличающаяся тем, что труба, проложенная вдоль устьевого оборудования, прикрепленная к нему и выполненная жесткой, одним концом соединена с устьевой арматурой, а другим концом через поворотное соединение, расположенное соосно с осью качания устьевого оборудования относительно мачты, с жесткой трубой, проложенной вдоль мачты, прикрепленной к ней и соединенной другим концом через поворотное соединение, расположенное соосно с осью качания мачты относительно основания, с жесткими трубами, соединенными между собой поворотными соединениями с вертикальной осью, а с одной из цистерн - поворотным соединением с горизонтальной осью с обеспечением возможности поворота и качания мачты относительно основания при монтаже и демонтаже установки у скважины.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, а именно к техническим средствам для бурения и эксплуатации скважин

Устройство содержит в себе телевизор с плоским экраном, плоскую стеклянную пластину с зеркальным покрытием и подложку из светопоглощающего материала с отверстием, меньшим по размерам формы экрана телевизора, закрепленную на тыльной стороне устройства.

Полезная модель относится к оптическим наблюдательным устройствам, установленным снаружи транспортного средства

Изобретение относится к устройствам выражения общественного мнения в режиме реального времени, которое может применяться на различных ток шоу, играх КВН и на различных конкурсах, где мнение зрителей может не иметь юридического значения, но оно очень важно для определения мнения присутствующих в зале в оценке выступающих

Полезная модель относится к системам обработки данных, специально предназначенных для различных целей, а именно для оценки защищенности объектов информационной системы от деструктивного воздействия
Наверх