Головка погружного электродвигателя

 

Фланцевая головка погружного электродвигателя состоит из переходника и собственно головки. Переходник имеет резьбу для сочленения с корпусом статора и фланцевую поверхность с резьбовыми отверстиями, а собственно головка имеет фланец с отверстиями под болты, совмещаемые с ответными отверстиями на фланце головки. При этом число отверстий фланца меньше числа резьбовых отверстий переходника. Предлагаемая конструкция обеспечивает повышение эксплуатационной надежности погружных электродвигателей и расширение технологических возможностей повышения качества при изготовлении и ремонте и сохраняет взаимозаменяемость статора и ротора существующей конструкции. 1 ил., 3 з.п. ф-лы.

Предлагаемая полезная модель относится к оборудованию для нефтедобывающей промышленности и может быть использована в погружных электродвигателях, предназначенных для привода центробежных насосов в составе установок добычи нефти.

Известна головка погружного электродвигателя, содержащая узел токоввода питающего электрического кабеля и сочленяемая с корпусом статора резьбовым соединением (см., например, патент 2267854 РФ, МПК Н02К 5/132, F04D 13/10, 2006; Каштан Л.С. Оператор по добыче нефти и газа. Уфа, 2005, рис.6.6, ст.171).

Недостаток указанной головки заключается в том, что технологическую операцию соединения выводного провода обмотки статора с гильзой колодки токоввода при сборке, а также разъединения при ремонте электродвигателя выполнять сложно. Сложность обусловлена тем, что указанное соединение необходимо выполнить снаружи электродвигателя после полного свинчивания головки и корпуса статора. Три выводных провода, находившихся в процессе свинчивания во внутренней полости, извлекаются наружу через относительно небольшое отверстие под колодку токоввода, что крайне нетехнологично, особенно для выводных проводов сечением от 10 мм и более. Такие выводные провода применяются в электродвигателях при значениях потребляемого тока свыше 40 А. При извлечении выводных проводов, в отдельных случаях, имеет место повреждение их изоляции, которое может проявиться только при эксплуатации. Но большинство повреждений выводных проводов, включая их обрыв, происходит при разборке электродвигателей недостаточно квалифицированным для ремонта персоналом. Кроме того, в известной головке нет возможности точно ориентировать выводные

провода относительно отверстия токоввода, из-за чего технологический припуск на их длину составляет 1/2 оборота резьбового соединения. В зависимости от габарита погружных электродвигателей этот припуск составляет 120...150 мм.

Настоящая полезная модель повышает эксплуатационную надежность погружных электродвигателей, расширяет технологические возможности повышения качества при изготовлении и ремонте, а также обеспечивает взаимозаменяемость статора и ротора существующей конструкции.

Указанный технический результат достигается тем, что головка погружного электродвигателя, содержащая корпус с узлом токоввода и отверстием для вала, согласно полезной модели, дополнительно снабжена переходником, имеющим резьбу для сочленения с корпусом статора и фланцевую поверхность, которая состыкована с фланцем, расположенным на торце головки, при этом на фланцевой поверхности переходника выполнены резьбовые отверстия под болты, совмещаемые с ответными отверстиями на фланце головки. Резьбовые отверстия под болты равномерно распределены по окружности фланцевой поверхности переходника. Кроме того, число резьбовых отверстий на переходнике больше, чем ответных отверстий на головке, а напротив не совмещаемых отверстий расположен токоввод.

На фиг.схематично показана головка заявляемой конструкции, продольный разрез.

Предлагаемая головка погружного электродвигателя состоит из собственно головки 1 и переходника 2. С одной стороны переходник 2 имеет резьбу для сочленения с корпусом 3 статора, а с другой - фланцевую поверхность 4 с резьбовыми отверстиями 5, предназначенными для сочленения с собственно головкой 1. При этом собственно головка 1 выполнена с фланцем 6, имеющим отверстия 7 под болты 8 для сочленения с переходником 2. Число отверстий 7 фланца может быть меньше числа

резьбовых отверстий 5 переходника 2; напротив места отсутствующих отверстий расположен токоввод 9 с унифицированными размерами известной головки. Во внутренней полости переходника 2 может быть расположен радиальный подшипник 10.

Сборка предлагаемой головки выполняется следующим образом. В корпус 3 статора обмотанного, выводные провода которого сформированы в один пучок (место пучка на лобовой части обмотки произвольное), вкручивается переходник 2. При этом на выводные провода механических воздействий нет, т.к. они проходят в посадочном отверстии переходника под головку 1. Далее выводные провода пропускают в отверстие токоввода 9 и с помощью болтов 8 закрепляют головку 1 в переходник 2, ориентируя токоввод 9 к ближайшему месту расположения выводных проводов. Максимальное отклонение пучка выводных проводов и отверстия токоввода 9 равно шагу болтового соединения головки 1 и переходника 2, что к недопустимым механическим воздействиям на провода не приводит. Разборка электродвигателя для ремонта производится в обратной последовательности.

Таким образом, в предлагаемой конструкции исключается возможность повреждения изоляции выводных проводов, при этом обеспечивается визуальный контроль процесса сборки и разборки.

1. Головка погружного электродвигателя, содержащая корпус с узлом токоввода и отверстием для вала и соединенная со статором, отличающаяся тем, что она дополнительно снабжена переходником, имеющим резьбу для сочленения с корпусом статора и фланцевую поверхность, которая состыкована с фланцем, установленным на торце головки, на фланцевой поверхности переходника выполнены резьбовые отверстия под болты, совмещаемые с ответными отверстиями на фланце головки.

2. Головка погружного электродвигателя по п.1, отличающаяся тем, что резьбовые отверстия под болты равномерно распределены по окружности фланцевой поверхности переходника.

3. Головка погружного электродвигателя по п.1, отличающаяся тем, что число резьбовых отверстий на переходнике больше, чем ответных отверстий на головке, а напротив не совмещаемых отверстий расположен токоввод.

4. Головка погружного электродвигателя по п.1, отличающаяся тем, что во внутренней полости переходника расположен радиальный подшипник.



 

Наверх