Устройство для оплаты проезда в маршрутном такси

 

Заявляется устройство для оплаты проезда в маршрутном такси, содержащее модуль хранения и обработки информации, соединенный в двухстороннем режиме с по меньшей мере одним модулем чтения проездных документов и с запоминающим устройством, и дисплей.

От известных отличается тем, что устройство содержит накопитель информации, выполненный с защитой от несанкционированного доступа и подключенный к модулю хранения и обработки информации через запоминающее устройство. Дисплей размещен над рабочим местом водителя и отображает расчеты по проездным документам. Модуль хранения и обработки информации, запоминающее устройство и накопитель размещены в едином корпусе, представляющим собой малогабаритный терминал сбора данных, выполненный переносным и имеющий соm-порт для снятия накопленной информации. Модуль чтения проездных документов выполнен с углублением для установки проездных документов.

Заявляемое устройство простое по конструкции, обеспечивает повышение скорости оплаты за проезд, улучшение качества обслуживания пассажиров, повышение безопасности пассажирских перевозок, а также обеспечение контроля выручки, получаемой в маршрутном такси.

1 н.з.п. ф-лы, 2 илл.

Полезная модель относится к автоматизированным системам оплаты проезда на транспорте, а именно, в маршрутных такси.

Известна автоматизированная система оплаты проезда и контроля проездных документов по патенту РФ на изобретение №2176106 от 17.04.2001 г., предназначенная для предприятий наземного общественного транспорта. Система содержит центральный и стационарный комплексы, транспортные средства передвижения пассажиров, включающие средства контроля проездных документов, и пункты продажи проездных документов. Система позволяет осуществлять дифференцированную оплату проезда в зависимости от количества зон следования пассажира и повысит доходность перевозчика без значительного увеличения среднего уровня оплаты проезда населения. Недостатками данной системы является ее сложность и необходимость наличия кондукторов в транспортных средствах для оплаты проезда наличными средствами.

Известны автоматизированные системы контроля или оплаты проезда (АСКП или АСОП), содержащие стационарный центр сбора информации и транспортные средства, в состав бортового оборудования которых входят стационарные и переносные считывающие устройства (валидаторы и/или ридеры), применяемые на общественном транспорте гг.Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. Все они предназначены для считывания информации с бесконтактных микропроцессорных карт. В АСКП Москвы используется автономный переносной контроллер USK-05, представляющий собой небольшое электронное считывающее устройство с небольшим дисплеем и клавиатурой из 16 клавиш с цифрами и функциональными клавишами. Данные контроллеры предназначены для контроля оплаты проезда на борту транспортного средства, не оснащенного турникетами, путем считывания информации с бесконтактных микропроцессорных карт (транспортных карт, социальных и иных карт). При входе пассажир подносит карту к контроллеру, на дисплее высвечивается количество предоплаченных зон. Контроль того, достаточно ли предоплаченных зон на билете, производится на выходе. Недостатком данных бортовых систем являются задержки при посадке и высадке пассажиров, необходимость доплаты за проезд у водителя (путем приобретения другой карты) или

кондуктора (наличными средствами при превышении количества предоплаченных зон при выходе из салона транспортного средства, наличие кондуктора.

Наиболее близким к заявляемой системе является устройство и система учета пассажирских перевозок по патенту на полезную модель РФ №58756 от 14.06.2006 г. Система включает стационарный центр первичного сбора информации, по меньшей мере одно транспортное средство, оборудованное средствами контроля проездных документов на входе и учета оплаты за проезд на выходе, которые выполнены с возможностью обмена информацией с находящимся на борту транспортного средства устройством учета пассажирских перевозок, содержащим модуль хранения и обработки информации (далее - модуль). Модуль включает в себя центральный контроллер, с которым в двустороннем режиме соединены модуль чтения и кодирования проездных документов, средство определения местоположения транспортного средства и средство соединения и обмена данными с внешними устройствами за пределами транспортного средства, а также порт для соединения и обмена данными со средствами обеспечения контроля и учета оплаты на борту транспортного средства. Модуль содержит запоминающее устройство, представляющее собой электрически программируемое постоянное запоминающее устройство (т.н. модуль флэш-памяти), соединенное в двустороннем режиме с центральным контроллером. Модуль может содержать стандартную клавиатуру до 20 знаков для ручного ввода данных. Модуль чтения и кодирования проездных документов включает контроллер чтения и записи проездных документов с антенной. Недостатками данной системы и устройства являются: наличие механических средств регулирования входа в салон и выхода из него и, как следствие, задержки при посадке и высадке пассажиров, необходимость доплаты за проезд у водителя или кондуктора при превышении количества предоплаченных зон при выходе из салона транспортного средства, необходимость кодирования проездных документов водителем, что приводит к понижению безопасности дорожного движения. Данное устройство сложно в изготовлении, его габариты аналогичны корпусу контрольно-кассовой машины, оно не может быть использовано на маршрутном такси. Кроме того, устройство не отображает действия водителя или кондуктора по оплате проезда, то есть снятие суммы проезда с карты не контролируется пассажиром.

Заявляемое устройство, как и известные, содержит модуль хранения и обработки информации, соединенный в двухстороннем режиме с устройством чтения проездных документов и с запоминающим устройством, и дисплей.

Задачей заявляемого решения является повышение эффективности работы организаций и/или индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозками пассажиров на маршрутных такси.

Техническим результатом полезной модели является реализация более простого устройства для оплаты проезда с целью его использования на маршрутном такси, повышение скорости оплаты за проезд и улучшение качества обслуживания пассажиров, обеспечение контроля выручки, получаемой водителями, а также повышение безопасности пассажирских перевозок.

Данный технический результат достигается тем, что устройство содержит накопитель информации, выполненный с защитой от несанкционированного доступа и подключенный к модулю хранения и обработки информации через запоминающее устройство. Дисплей размещен над рабочим местом водителя и отображает расчеты по проездным документам. Модуль хранения и обработки информации, запоминающее устройство и накопитель размещены в едином корпусе, представляющим собой малогабаритный терминал сбора данных, выполненный переносным и имеющий соm-порт для снятия накопленной информации. Модуль чтения проездных документов выполнен с углублением для установки проездных документов.

Накопитель информации, выполненный с защитой от несанкционированного доступа, подключенный к модулю хранения и обработки информации через запоминающее устройство, исключает возможность несанкционированного вмешательства в программное обеспечение терминала и обеспечивает контроль только заинтересованных лиц - владельца маршрутных такси, налоговой, транспортной инспекции за количеством перевезенных пассажиров и выручкой, получаемой водителями такси.

Выполнение устройства с дисплеем, размещенным над рабочим местом водителя и отображающим расчеты по проездным документам обеспечивает улучшение качества обслуживания пассажиров и реализует взаимный контроль оплаты за проезд.

Размещение модуля хранения и обработки информации, запоминающего устройства и накопителя информации в едином корпусе, представляющим собой малогабаритный терминал сбора данных, выполненный переносным и имеющий соm-порт

для снятия накопленной информации, обеспечивает реализацию более простого и компактного устройства для оплаты проезда на маршрутном такси, ускорение скорости оплаты за проезд и улучшение качества обслуживания пассажиров, обеспечение контроля за выручкой, получаемой водителями. Терминал имеет минимум функциональных клавиш и минимальные габаритные размеры, что позволяет размещать его на приборной доске автомобиля.

Выполнение модуля чтения проездных документов (считывателя) с углублением для установки проездных документов обеспечивает их кратковременную фиксацию для производства платежа в зависимости от стоимости тарифной зоны.

Заявляемое устройство простое по конструкции и включает следующие элементы: терминал сбора данных, считыватель (один или два) и дисплей.

Заявляемая модель поясняется с помощью чертежей, где на фиг.1 представлена схема устройства оплаты за проезд, на фиг.2 - общий вид терминала сбора данных.

Устройство состоит (см. фиг.1) из модуля хранения и обработки информации, представляющее собой терминал сбора данных 1, соединенный с одним 2 или несколькими устройствами чтения проездных документов (считывателями) (в данном варианте исполнения устройства - с одним считывателем) и с дисплеем 3. Дисплей 3 размещен над рабочим местом водителя и имеет размеры, достаточные для того, чтобы пассажиры могли увидеть информацию на нем. Дисплей 3 может быть выполнен в виде крупного символьного дисплея (по типу электронных часов), на котором отображается минимум необходимой информации, например: стоимость тарифной зоны, результат списания, сумма к доплате.

Считыватель 2 (на чертеже не показан) представляет собой контроллер, который имеет углубление или выемку для установки и кратковременной фиксации проездных документов, представляющих собой, например, бесконтактные смарт-карты, использующиеся в настоящее время для оплаты проезда на транспорте. Считыватель 2 устанавливается у входа в салон транспортного средства, допускается установка больше одного считывателя - в удобных для установки и пользования местах салона. Карта вставляется в углубление считывателя 2, но не захватывается внутрь. Это необходимо, чтобы на 1-3 сек. зафиксировать карту в одном положении и произвести платеж в зависимости от стоимости тарифной зоны, чего не достичь, просто поднося карту к корпусу считывателя 2.

Терминал 1 включает процессор 4 (мини-компьютер), соединенный с оперативным запоминающим устройством (ОЗУ) 5 и через него с одним или более считывателями 2 и с накопителем информации 6, представляющем собой ПЗУ для энергонезависимого хранения информации. Накопитель информации 6 выполнен с защитой от несанкционированного доступа. Защита устройства от несанкционированного доступа может осуществляться как механическим способом (замок, пломба), так и электронным (ЭКЛЗ) или программой контроля доступа (пароль). Процессор 4 соединен также с функциональной панелью 7 и дисплеем 3. Накопитель информации 6 соединен со встроенным соm-порт 8 для снятия накопленной информации и соединения с устройством съема информации, например, для соединения с ноутбуком или стационарным компьютером работодателя или владельца маршрутного такси (на чертеже не показан). Питание терминала 1 напряжением не более 12 вольт обеспечивается внешним источником - от бортовой сети автомобиля. Допускается наличие аккумуляторной батареи 9 внутри корпуса, но это приводит к увеличению стоимости прибора, его размеров и веса.

Терминал 1 представляет собой малогабаритное устройство (см. фиг.2), все компоненты которого размещены в корпусе 10, соответствующем эргономическим требованиям, и размещается в кабине на рабочем месте водителя. На лицевой панели корпуса 10 расположены клавиши функциональной панели 7 и клавиша выполнения команд 11. Терминал имеет несколько клавиш (например, пять или более пяти в зависимости от количества зон проезда) и минимальные размеры. Напротив каждой клавиши функциональной панели 7 могут быть выполнены направляющие 12 для размещения названий тарифных зон, выполненных для удобства водителя. На верхней и боковой частях корпуса 10 расположены разъемы (на чертеже не показаны) для подключения дисплея 3 и для подключения одного или более считывателя 2.

Устройство работает следующим образом.

Выпускают специальные бесконтактные пластиковые карты для оплаты за проезд различной номинальной стоимостью (50, 100, 300, 500, 1000 единиц), которые пассажиры могут купить в розничной сети или у водителя. При посадке в транспорт пассажир вставляет карту в считыватель 2, который расположен у входа в салон, либо если их больше одного - в удобном месте салона. Терминал сообщает водителю о том, что в считывателе - новая карта (раздается сигнал). Дисплей 3 в режиме ожидания может сообщать пассажиру, что он не занят другой картой, например: «-» или «0».

Пассажир сообщает водителю тарифную зону, куда он едет. Водитель нажимает одну из клавиш функциональной панели 7 терминала 1, которая соответствует определенной тарифной зоне. При этом происходит списание с карты необходимого количества единиц оплаты, сопровождающееся визуальным отображением на дисплее 3. На дисплее 3 последовательно отображается следующая информация: стоимость тарифной зоны, например, «25»; результат списания, например, «ОК» или сумма, необходимая к доплате, например, «-15». При нехватке средств на карте терминал 1 издает сигнал, что платеж не завершен (звук сигнала - отличный от первого). Производится доплата посредством ввода другой (следующей) карты. Допускается доплата наличными. При оплате за двоих и более человек карту нужно вставить повторно или сообщить водителю количество пассажиров, едущих по одной карте (тогда водитель выполнит операцию списания необходимое количество раз).

Водитель определяет номер тарифной зоны, пассажир видит его действия на дисплее 3 (взаимный контроль), все расчеты производятся единовременно либо при посадке или высадке пассажиров, либо в процессе поездки - как это необходимо применительно к конкретным условиям движения или на усмотрение водителя.

В терминале 1 может быть реализована функция контроля наличия средств в накопителе 6, что позволит водителю иметь оперативную информацию о текущих результатах работы.

Водитель осуществляет минимальный набор стандартных действий, которые не отвлекают его от управления автомобилем. Это снимает с водителя дополнительные нагрузки, улучшает качество его работы, и, соответственно, повышает безопасность движения.

По окончании поездки или рабочей смены водитель приезжает в офис (или на автобазу), куда приносит свой терминал 1. Здесь происходит перенос информации из терминала 1 в центральный компьютер (ЦПК, на чертеже не показан). Терминал 1 может быть заменен на другой, обнуленный или резервный. Перенос информации может осуществляться также с помощью ноутбука. Задачи ЦПК: программирование функциональных клавиш, проверка контроля доступа, перенос данных из терминала 1, учет и обработка данных. Это позволяет работодателю иметь фактическую информацию о количестве денежных средств, вырученных за смену, а также о количестве перевезенных пассажиров.

По мере распространения автоматизированной системы оплаты проезда и оборудования маршрутных такси данными устройствами прогнозируется отказ от оплаты наличными и переход полностью на электронную систему расчетов.

Заявляемое устройство простое по конструкции, обеспечивает повышение скорости оплаты за проезд, улучшение качества обслуживания пассажиров, повышение безопасности пассажирских перевозок, а также обеспечение контроля выручки, получаемой в маршрутном такси.

Устройство для оплаты проезда в маршрутном такси, содержащее модуль хранения и обработки информации, соединенный в двухстороннем режиме с по меньшей мере одним модулем чтения проездных документов и запоминающим устройством, и дисплей, отличающееся тем, что устройство содержит накопитель информации, выполненный с защитой от несанкционированного доступа и подключенный к модулю хранения и обработки информации через запоминающее устройство, дисплей размещен над рабочим местом водителя и отображает расчеты по проездным документам, модуль хранения и обработки информации, запоминающее устройство и накопитель размещены в едином корпусе, представляющем собой малогабаритный терминал сбора данных, выполненный переносным и имеющий com-порт для снятия накопленной информации, при этом модуль чтения проездных документов выполнен с углублением для установки проездных документов.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к системам с двухсторонними режимами работы и может быть использована для получения, обработки, хранения фото- и видеоизображений и адресной доставки информационных продуктов внешним потребителям

Шлагбаум // 129518

Полезная модель относится к электронному приборостроению, в частности, к контрольным устройствам - цифровым тахографам, и может быть использована для установки в автотранспортных средствах в целях постоянного и оперативного измерения, индикации, контроля, хранения и передачи параметров движения автотранспортного средства, т
Наверх