Контрольное устройство с возможностью оповещения об авариях транспортного средства

 

Полезная модель относится к электронному приборостроению, в частности, к контрольным устройствам - цифровым тахографам, и может быть использована для установки в автотранспортных средствах в целях постоянного и оперативного измерения, индикации, контроля, хранения и передачи параметров движения автотранспортного средства, т.е., непрерывной регистрации пройденного пути, времени и скорости движения, времени работы и отдыха водителей, маршрута и времени передвижения, а так же, для оперативного оповещения диспетчерских пунктов о случившихся авариях с транспортным средством. Для записи, хранения и переноса информации используются электронные карты и цифровая память самого контрольного устройства. Для передачи информации в диспетчерские пункты используется блоки получения и передачи данных через спутниковые и радио каналы передачи данных ГЛОНАСС/GSM и GSM/GPRS. В основу полезной модели положена задача расширения возможностей контрольных устройств, в частности, цифровых тахографов, путем создания такого контрольного устройства, которое обеспечивало бы возможность оперативного оповещения диспетчерских пунктов об авариях или аварийных и других нештатных ситуациях с транспортным средством автоматически и в ручную. При этом, техническим результатом является реализация этого назначения. Как минимум, датчики удара и датчики уровня (наклона), могут быть размещены вне Контрольного устройства и передавать сигналы в Контрольное устройство по соединительным проводам или радиосигналами. Кнопка экстренного вызова так же может быть размещена вне Контрольного устройства и передавать сигналы в Контрольное устройство по соединительным проводам или радиосигналами. При этом, кнопка экстренного вызова может быть конструктивно выполнена таким образом, что совмещает в себе функцию сброса (отмены) экстренного вызова. Контрольное устройство может быть оснащено так же индикатором оповещения об экстренном вызове. 1 см. п.ф. и 5 д.п.ф.

Полезная модель относится к электронному приборостроению, в частности, к контрольным устройствам - цифровым тахографам, и может быть использована для установки в автотранспортных средствах в целях постоянного и оперативного измерения, индикации, контроля, хранения и передачи параметров движения автотранспортного средства, т.е., непрерывной регистрации пройденного пути, времени и скорости движения, времени работы и отдыха водителей, маршрута и времени передвижения, а так же, для оперативного оповещения диспетчерских пунктов о случившихся авариях с транспортным средством. Для записи, хранения и переноса информации используются электронные карты и цифровая память самого контрольного устройства. Для передачи информации в диспетчерские пункты используется блоки получения и передачи данных через спутниковые и радио каналы передачи данных ГЛОНАСС/GSM и GSM/ GPRS.

Из уровня техники известны контрольные устройства - цифровые тахографы, включающие в себя такие функции, как индикация, контроль, хранение, передача информации о движении и местоположении автотранспортного средства и интервалов времени режимов труда и отдыха водителей, например, цифровой тахограф по патенту РФ 82495 (RU).

Недостатком известных контрольных устройств - цифровых тахографов является невозможность с их помощью оперативно оповестить диспетчерские пункты и оперативные службы о случившейся с

транспортным средством аварии или какой-либо нештатной ситуации, требующей быстрой помощи оперативных служб или диспетчерского пункта.

Наиболее близким техническим решением предлагаемому контрольному устройству является цифровой тахограф по патенту РФ 115533 (RU), состоящий из корпуса, кнопок управления, микропроцессороного блока с энергонезависимой памятью, блока питания, блоков спутникового канала ГЛОНАСС/GPS, с антенной, блока радио канала GSM/GPRS с антенной, блока формирования шкалы времени, интерфейсный блок, печатного устройства - термопринтера, блока считывателя карт с картоприемниками. Использование указанного цифрового тахографа позволяет производить непрерывно индикацию, регистрацию, хранение, распечатку скорости и время движения транспортного средства, пробега, периодов труда и отдыха водителей, получать информацию о месте положении и маршруте движения через систему спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS и передавать всю эту информацию диспетчерским пунктам по радиоканалам GSM/ GPRS.

Известное контрольное устройство с точки зрения эксплуатационных возможностей обладает определенными недостатками, обусловленными особенностями его конструкции и примененных в нем технических устройств, так как его конструкция не позволяет оперативно оповещать диспетчерские пункты и оперативные службы об авариях или аварийных и других нештатных ситуациях с транспортным средством.

В основу полезной модели положена задача расширения возможностей контрольных устройств, в частности, цифровых тахографов, путем создания такого контрольного устройства, которое обеспечивало бы возможность оперативного оповещения диспетчерских пунктов об авариях или аварийных и других нештатных ситуациях с транспортным средством.

При этом, техническим результатом является реализация этого назначения.

Технический результат достигается тем, что контрольное устройство, в частности, цифровой тахограф, состоящее из корпуса, микропроцессорного блока управления с портами для ввода и вывода импульсных сигналов, энергонезависимой памяти, блока приемника сигналов спутниковых радионавигационных систем, блока передачи радиосигналов, блока формирования шкалы времени, блока интерфейса, блока считывателя карт, кнопок управления, блока индикации в виде дисплея, печатного устройства, дополнительно снабжено, как минимум, одной кнопкой экстренного вызова. Кроме этого, кнопка экстренного вызова, может быть конструктивно выполнена таким образом, чтобы совмещать в себе функции индикатора оповещения об экстренном вызове и сброса (отмены) экстренного вызова.

Кнопка экстренного вызова, может быть размещена вне Контрольного устройства и обмениваться информацией с Контрольным устройством электрическими сигналами по соединительным проводам, которые могут присоединяться к Контрольному устройству через разъемы, расположенные снаружи или внутри корпуса, или по радиоканалу, например, WiFi или Bluetooth^

Предложенное контрольное устройство отличается от прототипа тем, что включает в себя как минимум, одну кнопку экстренного вызова с подсветкой и может совмещать в себе функции индикатора оповещения об экстренном вызове и сброса (отмены) экстренного вызова.

Сущность заявляемой полезной модели поясняется на Рисунке 1, Рисунке 2, Рисунке 3 и Рисунке 4.

На Рисунке 1 изображена передняя часть контрольного устройства в частности, цифрового тахографа, с расположенной на ней кнопкой экстренного вызова.

На Рисунке 2 изображена передняя часть контрольного устройства, в частности, цифрового тахографа, с расположением кнопки экстренного вызова вне контрольного устройства и соединением с ним через разъемы расположенные на корпусе и внутри корпуса.

На Рисунке 3 изображена задняя часть контрольного устройства, в частности, цифрового тахографа, с расположением кнопки экстренного вызова вне контрольного устройства и связью с блоком радиосигналов радиосигналами.

На Рисунке 4 изображена блок-схема контрольного устройства, в частности, цифрового тахографа, отображающая его основные блоки и структурные связи между ними.

Контрольное устройство, в частности, цифровой тахограф, состоит из корпуса 1, на котором на передней панели размещены кнопки управления 2 пульта управления, печатающего устройство 3, картоприемников блока считывателя карт 4, кнопки экстренного вызова 5 с подстветкой 6, блока спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS 7, блока радиоканала GSM/GPRS 8, антенны спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS 9, антенны радиоканала GSM/GPRS 10, экрана 11, блока электропитания 12, блок радиосигналов 13, разъемов внутри корпуса 14, разъемов на корпусе 15, индикатора оповещения экстренного вызова 16, микропроцессорного блока 17 оснащенного портом 18 для ввода импульсных сигналов и портом 19 для вывода импульсных сигналов, блока энергонезависимой памяти 20, интерфейсного блока 21, блока формирования шкалы времени 22.

Блок 20 энергонезависимой памяти служит для хранения информации о периодах работы и отдыха водителей, о выявленных нарушениях в работе водителей и правил эксплуатации цифрового тахографа, о параметрах движения транспортного средства на маршруте, о сбоях в работе аппаратуры. Все эти данные, полученные и обработанные микропроцессорным блоком

17, сохраняются с привязкой к времени их возникновения. При достижении предела информационной емкости блока 20 памяти обеспечивается сохранение информации по принципу наибольшей актуальности и сохранение записей о наиболее тяжелых нарушениях. Обеспечивается длительное сохранение информации при хранении цифрового тахографа с отключенным электропитанием.

Блок 7 приемника сигналов спутниковых радионавигационных систем ГЛОНАСС и GPS определяет местоположения транспортного средства с привязкой ко времени, а блок передачи данных 8, обеспечивающий пакетный обмен информацией по каналам мобильной связи GSM/GPRS, передает эти данные, как минимум, одному диспетчерскому центру в реальном времени вместе с параметрами работы транспортного средства, режимами труда и отдыха водителей, различными нарушениями в реальном времени с привязкой к карте, считанными из памяти 20.

Блок 22 формирования шкалы времени обеспечивает точный отсчет времени, продолжающийся и при хранении тахографа с отключенным электропита¬нием. Это позволяет фиксировать периоды отключения тахографа от элект¬ропитания.

Интерфейсный блок 21 обеспечивает прием сигналов от датчика движения в формате импульсов скорости. Эти воспринятые импульсы транслируются тахографом в электронный спидометр автотранспортного средства. Через интерфейсный блок 21 обеспечивается электрическое питание импульсного датчика скорости. Интерфейсный блок 21 выполнен с обеспечением возможности обмена информацией в стандартах CAN, RS232, IS09141 и оснащен соответствующими портами. Посредством интерфейсного блока 21 осуществляется подключение цифрового тахографа к бортовой CAN-сети транспортного средства (интерфейс CAN), а также соединение с внешними

устройствами, например, с персональным компьютером (интерфейс RS232) и диагностическим оборудованием (интерфейс IS09141).

Блок 4 считывания карт идентификации водителей транспортного средства обеспечивает взаимодействие со смарт-картами, используемыми для иденти¬фикации водителей и иных лиц, участвующих в эксплуатации тахографа.

Экран 11 выполнен в виде графического дисплея, что обеспечивает прорисовку на экране пиктограмм, предусмотренных в тахографической аппаратуре.

Для вывода на бумажную ленту отчетов о режимах работы, ошибках и нарушениях в качестве печатающего устройства использован термопринтер 3, также имеющий режим вывода графики.

Кнопка экстренного вызова 5 представляет собой устройство в виде подвижной пластинки для замыкания электрической цепи и приведения в действие различных механизмов путем ее нажатия. Если пластинка изготовлена из светопропускающего материала и под ней размещен источник света, то кнопка может выполнять функцию так же светового индикатора 16 и подсветки 6. Кнопка экстренного вызова 5 может иметь подсветку (источник света) 16, расположенную (ый) не только непосредственно под светопропускающей пластиной самой Кнопки 5, но и рядом с ней, например, виде светодиода, который светится при подаче на него электропитания при замыкании контактов Кнопки 5.

Для удобства в эксплуатации и удобства доступа, кнопка экстренного вызова 5 может размещаться вне корпуса 1 контрольного устройства. При этом, их взаимосвязь с микропроцессорным блоком контрольного устройства может осуществляться как по проводам, подсоединенным через разъемы 14, расположенными внутри корпуса 1 и/или через разъемы 15, расположенные на нем, так и радиосигналами через блок радиосигналов 13. В случае, когда

Кнопка экстренного вызова 5 расположена вне Контрольного устройства 1 и не соединена с ним соединительными проводами, она имеет передатчик радиосигналов и собственный элемент питания 23: батарейку или миниатюрный аккумулятор, а Контрольное устройство 1 имеет приемник радиосигналов, например, типа WiFi или Bluetooth 13, устройство обработки и передачи этих сигналов 24 к микропроцессорному блоку Контрольного устройства 1.

Работа контрольного устройства, в частности, цифрового тахографа, осуществляется следующим образом.

Через порт интерфейсного блока 21 в микропроцессорный блок 17 поступают входные импульсные и цифровые сигналы, характеризующие движение (перемещение) транспортного средства. Кроме этого, в микропроцессорный блок 17 от блока 22 поступают данные локальной шкалы времени (текущее время и дата), а также навигационные данные от блока 7. Также в микропроцессорный блок 17 с блока считывания карт водителей 4 поступают данные о водителях транспортного средства.

Микропроцессорный блок 17 Контрольного устройства, в частности цифрового тахографа осуществляет обработку входных сигналов и данных и на их основе формирует выходную информацию о параметрах, характеризующих состояние транспортного средства и его движение на маршруте, координаты маршрута, текущее время и дату, а также данные о водителях, а также осуществляет формирование выходных импульсных сигналов, поступающих на порт интерфейсного блока 21, первая группа которых характеризует текущую скорость транспортного средства, а вторая - пройденный путь. Выходные импульсные сигналы предназначены для использования в качестве входных сигналов для электронного спидометра транспортного средства. Микропроцессорный блок 17 Контрольного устройства, непрерывно регистрирует и сохраняет в энергонезависимой

памяти 20 Контрольного устройства и в карточках водителей, установленных в картоприемниках 4, информацию о скорости и время движения транспортного средства, о перерывах в подаче импульсов от датчика движения, полученную от датчика скорости, установленного на коробке передач, о времени управления транспортным средством водителями, о времени нахождения на рабочем месте водителей и времени других работ, о времени перерывов в работе и отдыха водителей, полученную от встроенного таймера (часов), определяет с помощью радиосигналов, получаемых от искусственных спутников Земли (ГЛОНАСС), через антенну спутниковой навигации 9 и блок ГЛОНАСС/GPS 7 и передает диспетчерским пунктам всю полученную информацию в виде радиосигналов с помощью антенны радиоканала 10 и блока GSM/GPRS 8 о месте нахождении на местности с привязкой ко времени. В штатном режиме, т.е., когда транспортное средство движется по дороге или стоит на месте, микропроцессорный блок 17 Контрольного устройства получает по соединительным проводам информацию в виде электрических сигналов от датчика скорости, установленного в коробке передач транспортного средства и/или от датчика движения, установленного внутри корпуса контрольного устройства 1 или вне его, от встроенного таймера (часов) 22, а так же информацию в виде электрических сигналов от блока спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS 7 с антенной 9 о положении на местности транспортного средства и во времени. Полученные электрические сигналы, микропроцессорный блок 17 обрабатывает по заложенных в него алгоритмам определенных программ и получает обработанную информацию. Эту информацию микропроцессорный блок 17 сохраняет в памяти Контрольного устройства 1 и в карточках водителей через блок 4, отображает на экране 11 и одновременно передает, как минимум, в один диспетчерский пункт через блок радиоканала GSM/GPRS 8 и антенну 10.

Экран 11 осуществляет отображение контролируемых параметров работы тахографа, а также - по соответствующей команде - отображение регистрируемых данных, хранящихся в блоке 20 энергонезависимой памяти.

Формирование управляющих команд и ручной ввод данных осуществляется с кнопками 2 пульта управления.

На кнопку экстренного вызова 5 электрическое питание подается непосредственно от блока питания 12, а так же через разъемы 14 и/или разъемы 15, но так как ее контакты разомкнуты, то электрический ток через нее не, проходит и соответствующий электрический сигнал в микропроцессорный блок 17 не приходит.

В случае, если происходит авария, т.е., ДТП, или какая-то другая нештатная ситуация с транспортным средством, например, разбойное нападение, то водитель для оповещения об этом диспетчерского пункта и оперативных служб экстренной помощи нажимает кнопку экстренного вызова 5. При нажатии на Кнопку экстренного вызова 5, происходит замыкание ее исполнительных электрических контактов, через них проходит электрический ток и соответствующий электрический сигнал поступает в микропроцессорный блок 17. Микропроцессорный блок 17, получив электрический сигнал от кнопки экстренного вызова 5 о том, что она нажата и информацию от блока ГЛОНАСС/GPS 7 о местоположении на местности транспортного средства в это время, сохраняет эту информацию в памяти самого контрольного устройства 20 и в карточках водителей, установленных в картоприемниках 4, а так же передает через блок радиоканала GSM/GPRS 8 с антенной радиоканала 10 в один или несколько диспетчерских пунктов и экстренным оперативным службам. Микропроцессорный блок 17 сохраняет информацию об экстренном вызове на карточках водителей с помощью картоприемников 4. После поступления в микропроцессорный блок 17 электрического сигнала от Кнопки экстренного вызова 5 о том, что она

нажата, микропроцессорный блок 17 размещает на экране 11 соответствующий символ и включает индикатор оповещения экстренного вызова 16. При этом, если этот вызов ложный или ошибочный, водитель сможет быстро отменить сигнал экстренного вызова, например, нажав кнопку сброса, функцию которой может выполнять одна из кнопок управления 2, или кнопку экстренного вызова 5 определенное количество раз с определенной длительностью. Кроме этого, водитель, зная о том, что произошел ложный вызов, может связаться с диспетчерским пунктом по телефону, объяснить ситуацию и отменить экстренный вызов спасательных служб. Кнопка экстренного вызова 5 и индикатор оповещения экстренного вызова 16 конструктивно могут быть объединены в одно устройство двойного назначения. При этом, микропроцессорный блок замыкает контакты электрической цепи подачи электрического питания на исполнительное устройство индикатора оповещения экстренного вызова 16, например, звуковой зуммер и/или светодиод 6, тем самым включает его.

Для того, чтобы кнопка экстренного вызова была хорошо видна, в том числе в темное время суток, она имеет подсветку 6, т.е., источник света, расположенный под подвижной частью Кнопки 5 (пластиной) или в непосредственной близости от Кнопки экстренного вызова 5. Для совмещения в одном источнике света функций подсветки 6 и индикатора оповещения 16, он должен иметь возможность излучать свет (светиться) с различной мощностью, т.е., например, при выключенной Кнопке 5 подстветка 6 - индикатор 16 светится слабо, а при нажатой Кнопке 5, он светится намного ярче и/или мигает.

Всю информацию, зарегистрированную и сохраненную в памяти контрольного устройства, в том числе о времени, месте и причине аварии (ДТП) транспортного средства, при необходимости можно распечатать с помощью печатающего устройства 3. Для этого необходимо на экране 11 выбрать и запустить необходимую команду.

В случае, когда Кнопка экстренного вызова 5 расположена вне Контрольного устройства 1 и не соединена с ним соединительными проводами, при ее нажатии происходит замыкание ее исполнительных электрических контактов и по ним проходит электрический ток от ее элемента питания на ее передатчик радиосигналов 24. При поступлении в передатчик радиосигналов 24 электрического тока, он передает соответствующий радиосигнал, а приемник радиосигналов 13, имеющийся в Контрольном устройстве, принимает этот сигнал и передает его в виде электрического сигнала в микропроцессорный блок 17. Микропроцессорный блок, получив электрический сигнал от приемника радиосигналов 13 о том, что кнопки экстренного вызова 5 нажата и информацию от блока ГЛОНАСС/GPS 7 о местоположении на местности транспортного средства в это время, сохраняет эту информацию в памяти самого контрольного устройства 20 и в карточках водителей, установленных в картоприемниках 4, а так же передает через блок радиоканала GSM/GPRS 8 с антенной радиоканала 10 в один или несколько диспетчерских пунктов и экстренным оперативным службам. После поступления в микропроцессорный блок контрольного устройства 1 электрического сигнала от Кнопки экстренного вызова 5 о том, что она нажата, микропроцессорный блок размещает на экране 11 соответствующий символ и включает индикатор оповещения экстренного вызова 16.

Таким образом, контрольное устройство с возможностью оповещения об авариях транспортного средства, по мимо прочего, в полном объеме решает задачи по регистрации и оперативной передаче диспетчерским пунктам и экстренным оперативным службам в режиме реального времени, информацию об аварии или какой-либо другой нештатной ситуации с указанием времени и местоположения транспортного средства, где это произошло.

Возможность осуществления полезной модели с реализацией поставленной задачи подтверждается известностью средств и методов. Таким образом, подтверждена возможность осуществления полезной модели.

1. Контрольное устройство с возможностью оповещения об авариях транспортного средства состоит из корпуса, микропроцессорного блока управления с портами для ввода и вывода импульсных сигналов, энергонезависимой памяти, блока приемника сигналов спутниковых радионавигационных систем, блока передачи радиосигналов с антенной, блока формирования шкалы времени, блока интерфейса, блока питания, блока считывателя карт, кнопок управления, блока индикации в виде дисплея, печатного устройства, отличающееся тем, что оно дополнительно снабжено как минимум одной кнопкой экстренного вызова.

2. Контрольное устройство с возможностью оповещения об авариях транспортного средства по п.1, отличающееся тем, что как минимум одна кнопка экстренного вызова размещена вне контрольного устройства, внутри корпуса или на корпусе которого имеются соответствующие разъемы для ее присоединения.

3. Контрольное устройство с возможностью оповещения об авариях транспортного средства по п.1, отличающееся тем, что как минимум одна кнопка экстренного вызова снабжена индикатором об экстренном вызове.

4. Контрольное устройство с возможностью оповещения об авариях транспортного средства по п.1, отличающееся тем, что как минимум одна кнопка экстренного вызова имеет подсветку.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к автоматизированным системам управления с использованием средств связи

Полезная модель относится к области обучения управлению наземными транспортными средствами, а более конкретно - к автоматизированным системам обучения водителей на базе реальных транспортных средств в обстановке, приближенной к реальной, с использованием специализированных полигонов (автодромов)

Технический результат повышение эффективности гашения вертикальных колебаний сиденья в зависимости от интенсивности изменения возмущающего воздействия на сиденье при колебании в широком амплитудно-частотном диапазоне
Наверх