Устройство для обслуживания купола реакторного отделения атомной электростанции

 

Полезная модель относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно, к мостовым кранам, которые могут быть использованы для выполнения транспортно-технологических операций, в том числе ядерноопасных, а также при проведении строительно-монтажных работ, капитальных ремонтов и реконструкций блока в период эксплуатации АЭС при остановленном и заглушенном реакторе. Техническим результатом при использовании заявленной полезной модели является снижение габаритов и массы и повышение надежности. Устройство для обслуживания купола реакторного отделения атомной электростанции, установленное на оборудованном грузовой тележкой полярном кране, содержит рабочую платформу, опорную площадку, жестко закрепленную на грузовой тележке, и телескопический подъемник, смонтированный на опорной площадке с возможностью вертикального перемещения, при этом рабочая платформа закреплена на последней выдвижной секции подъемника. 8 чертежей, 2 доп. пункта формулы.

Полезная модель относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно, к мостовым кранам, которые могут быть использованы для выполнения транспортно-технологических операций, в том числе ядерноопасных, а также при проведении строительно-монтажных работ, капитальных ремонтов и реконструкций блока в период эксплуатации АЭС при остановленном и заглушенном реакторе.

Известен передвижной телескопический подъемник, выполненный с возможностью вертикального перемещения, на последней выдвижной секции которого смонтирована рабочая платформа с ограждением (см. проспект фирмы Noblift, стр.16 и проспект ООО «Транслайт»).

Этот подъемник не предназначен для обслуживания купола реакторного отделения АЭС.

Известен мостовой кран опорный электрический кругового действия, установленный под куполом реакторного отделения атомной электростанции, содержащий две пролетные балки, соединенные с ними две концевые балки, опирающиеся на ходовые тележки, установленные с возможностью перемещения по подкрановым путям, грузовую тележку, установленную с возможностью перемещения вдоль пролетных балок крана, со смонтированным на

ней механизмом подъема, и жестко прикрепленный к средним частям пролетных балок портал с грузоподъемным устройством (книга Н.Н.Панасенко «Сейсмостойкие подъемно-транспортные машины атомных станций», изд. Красноярского университета, Красноярск, 1988 г., стр.44-47).

Известный кран предназначен для выполнения технологических подъемно-транспортных операций в реакторном отделении атомной станции в период ее эксплуатации и строительно-монтажных работ в период строительства атомной станции. Однако в этом мостовом кране не предусмотрены средства, позволяющие обслуживать внутреннюю поверхность купола реакторного отделения.

Известен также мостовой кран опорный электрический кругового действия, установленный под куполом реакторного отделения атомной электростанции, содержащий две пролетные балки, жестко соединенные с ними две концевые балки, опирающиеся на ходовые тележки, установленные с возможностью перемещения по подкрановым путям, грузовую тележку, установленную с возможностью перемещения вдоль пролетных балок крана, со смонтированным на ней механизмом подъема, и жестко прикрепленный к средним частям пролетных балок портал с грузоподъемным устройством. Мостовой кран снабжен устройством для обслуживания купола, которое выполнено в виде балки изогнутой формы. Один конец балки жестко прикреплен к одной из концевых балок, а второй ее конец опирается на верхнюю платформу портала посредством стойки. При этом балка оборудована рабочими площадками для обслуживающего персонала,

смонтированными с возможностью досягаемости обслуживающим персоналом любой точки внутренней поверхности купола реакторного отделения (патент на полезную модель №62100, В66С 17/06, 2006 г.)

Такая конструкция устройства, оборудованного балкой изогнутой формы, позволяет обслужить любую зону купола. Однако, являясь вспомогательным оборудованием, функционально не связанным с краном, балка в то же время может являться при работе блока АЭС элементом повышенной опасности из-за возможного разрушения при сейсмическом воздействии, т.к. имеет недостаточную сейсмостойкость. Размещение балки со смещением в одну боковую сторону относительно продольной оси крана создает опрокидывающий момент. Кроме того, балка имеет большие габариты и массу, что увеличивает нагрузки на подкрановые пути и строительные конструкции.

Данное техническое решение является наиболее близким к предложенному и принято за прототип.

Техническим результатом при использовании заявленной полезной модели является снижение габаритов и массы (более, чем в 10 раз), повышение надежности при работе блока АЭС, так как оборудование устройства для обслуживания купола в нерабочем состоянии (при работе блока АЭС) собирается в компактную конструкцию, не создающую опрокидывающего момента.

Указанный технический результат достигается за счет того, что устройство для обслуживания купола реакторного отделения атомной электростанции, установленное на оборудованном грузовой тележкой полярном

кране, содержащее рабочую платформу, снабжено опорной площадкой, жестко закрепленной на грузовой тележке, и телескопическим подъемником, смонтированным на опорной площадке с возможностью вертикального перемещения, при этом рабочая платформа закреплена на последней выдвижной секции подъемника.

При этом, рабочая платформа выполнена с боковыми ограждениями.

Кроме того, на боковой стороне опорной площадки смонтирована лестница.

На фиг.1 изображено устройство для обслуживания купола реакторного отделения атомной электростанции, вид сбоку;

на фиг.2 - то же, вид сверху;

на фиг.3 - подъемник в сложенном положении;

на фиг.4 - то же, в раздвинутом положении;

на фиг.5 - телескопический подъемник, вид сверху;

на фиг.6 - вид А на фиг.2;

на фиг.7 - вид Б на фиг.2;

на фиг.8 - узел соединения секций подъемника.

Устройство 1 для обслуживания купола 2 реакторного отделения атомной электростанции содержит опорную площадку 3, жестко закрепленную на грузовой тележке 4 полярного крана 5, и смонтированный на опорной площадке 3 телескопический подъемник 6 с возможностью вертикального перемещения. Подъемник 6 содержит корпус 7 и несколько выдвижных секций 8. На последней выдвижной секции 9 подъемника 6 закреплена рабочая

платформа 10 с боковыми ограждениями 11. Платформа 10 представляет собой сварную металлоконструкцию с покрытием из профнастила. Боковые ограждения 11 прикреплены к рабочей платформе 10 шарнирами 12 и перемещаются относительно последних из положения, изображенного на фиг.2, в положение, изображенное на фиг.3, 4. На рабочей платформе смонтирован электрошкаф 13 с главной панелью управления и рабочая панель 14 управления. На опорной площадке 3 установлена лестница 15. Гидропривод оснащен вентилем аварийного спуска 16. Рабочая платформа оснащена также страховочным креплением 17. Опорная площадка 3 оборудована боковыми ограждениями 18.

Устройство работает следующим образом.

При работающем блоке АЭС устройство для обслуживания купола находится в нерабочем положении, а именно: секции подъемника находятся в сложенном положении, боковые ограждения 11 опущены вниз и прикреплены друг к другу, фиксируя секции подъемника от смещений.

Перед началом ремонтных или монтажных работ определенной части купола 2, поворотом полярного крана 5 и перемещением грузовой тележки 4 устанавливают подъемник 6 устройства 1 под указанной точкой купола, поднимают ограждения 11 и фиксируют их в поднятом положении. После этого обслуживающий персонал по лестнице 15 поднимается на рабочую платформу 10 и с нее осуществляет управление подъемником 6 с главного или с рабочего 14 пульта управления. Подъем рабочей платформы 10 осуществляется посредством выдвижения гидроцилиндров, которые поднимают

первую секцию 8 подъемника 6. Эта секция связана с другими секциями звеньями цепи 19, которые вытягивают по мере подъема последующие секции. Давление в системе создает гидронасос. Рабочая платформа 10 может быть остановлена на любой отметке. При аварийной ситуации или в случае сейсмического воздействия, опускание рабочей платформы 10 осуществляется с помощью вентиля аварийного спуска 16. После завершения монтажных или ремонтных работ, подъемник 6 опускают, обслуживающий персонал с рабочей платформы по лестнице 15 спускается на опорную площадку 3. После этого, гидроприводом опускают боковые ограждения 11. Таким образом, устройство приведено в нерабочее положение.

1. Устройство для обслуживания купола реакторного отделения атомной электростанции, установленное на оборудованном грузовой тележкой полярном кране, содержащее рабочую платформу, отличающееся тем, что оно снабжено опорной площадкой, жестко закрепленной на грузовой тележке, и телескопическим подъемником, смонтированным на опорной площадке с возможностью вертикального перемещения, при этом рабочая платформа закреплена на последней выдвижной секции подъемника.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что рабочая платформа выполнена с боковыми ограждениями.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что на боковой стороне опорной площадки смонтирована лестница.



 

Похожие патенты:

Система дистанционного радиоуправления (сду) относится к управляющим и регулирующим системам общего назначения, а именно, к средствам и системам управления грузоподъемными мостовыми электрическими кранами. Система дистанционного управления грузоподъемными опорными и подвесными кранами (СДУ) предназначена для дистанционного управления по радиоканалу с помощью пульта мостовым однобалочным или двухбалочным краном грузоподъемностью до 10 т.
Наверх