Устройство регулирования циркуляции жидкости системы охлаждения автотракторных дизельных двигателей

 

Полезная модель относится к модернизации систем автотракторных дизельных двигателей, в частности к системе охлаждения и прогрева ДВС. Техническим результатом является повышение эффективности прогрева ДВС в условиях отрицательных температур путем изменения конструкции системы охлаждения. Сущность полезной модели заключается в том, что установлено устройство, состоящее из корпуса, двух заслонок с электрическим приводом регулирующих циркуляцию охлаждающей жидкости по малому и большому кругу системы охлаждения ДВС. Управление приводом заслонок осуществляется электронным блоком управления температурой. В процессе прогрева ДВС наиболее важным считается прогрев от минимальных отрицательных температур до температуры охлаждающей жидкости +20...+40°С, за время которого устанавливаются условия для стабильного протекания рабочего процесса в цилиндре двигателя. Основным условием является процесс воспламенения в камере сгорания. Поэтому с целью ускорения прогрева головки цилиндров в начальный период в устройстве прекращается циркуляция охлаждающей жидкости по малому кругу через головку и блок цилиндров с помощью заслонки с электрическим приводом, и при прогреве автотракторного двигателя в зависимости от температурного режима охлаждающей жидкости заслонка постепенно открывается и увеличивается циркуляция охлаждающей жидкости. При прогреве охлаждающей жидкости до рабочей температуры открывается другая заслонка, управляющая циркуляцией по большому кругу. Таким образом, полезная модель обеспечивает ускорение прогрева ДВС в условиях отрицательных температур окружающего воздуха и как следствие снижение расхода топлива и уменьшение токсичности отработавших газов.

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, в частности к системе охлаждения и прогрева ДВС.

Известна деаэрационная система охлаждения двигателя внутреннего сгорания (патент US 3255740 А, 14.06.1966 г.), содержащая рубашку охлаждения двигателя, радиатор с наливным бачком с двумя отверстиями и сливным бачком с одним отверстием, насос, средства соединения двигателя, радиатора и насоса для циркуляции охладителя внутри них, перепускной канал системы охлаждения радиатора с варьируемой порцией охладителя, средство для регулировки потока жидкости, выполненное в виде термостата.

Недостатком известной деаэрационной системы охлаждения двигателя является наличие большого числа соединений рабочих узлов системы охлаждения ДВС, вызванное установкой средства управления потоками жидкости в разрыв трубопроводов, что снижает надежность системы охлаждения.

Наиболее близким техническим решением настоящего изобретения является система жидкостного охлаждения и прогрева двигателя внутреннего сгорания (патент RU 2186229 С1, 20.08.2005 г.), содержащая рубашку охлаждения двигателя, радиатор с наливным и сливным бачками обводной канал, горячий и холодный контуры для циркуляции охлаждающей жидкости, электронный блок управления температурой, подогреватель масла, расположенный в поддоне, подогреватель катализатора и устройство подогрева охлаждающей жидкости, расположенное в корпусе обводного канала. Поток жидкости регулируется качающейся заслонкой с электроприводом.

К недостаткам известного устройства относится то, что требуется посторонний источник энергии для питания электронагревательных элементов и наличие большого числа соединений рабочих узлов системы охлаждения.

Техническая задача заключается в создании простого и надежного устройства, позволяющего ускорить время прогрева автотракторного дизельного двигателя и уменьшить токсичность отработавших газов в условиях отрицательных температур за счет постепенного увеличения кратности циркуляции жидкости по малому и большому кругу. Устройство отличается тем, что в корпусе выходного патрубка, заслонки регулирующее циркуляцию жидкости по малому и большому кругу системы охлаждения, расположены между собой параллельно и имеют привод от электронного блока управления температурой с внешним источником питания.

На фиг.1 изображена схема системы жидкостного охлаждения с устройством регулирования циркуляции жидкости, на фиг.2 - устройство регулирования циркуляции жидкости системы охлаждения. На фиг.3 представлен график прогрева автотракторного дизельного двигателя: 1 - с применением устройства регулирования циркуляции жидкости системы охлаждения; 2 - в штатном режиме.

Фиг.1 и фиг.2 включает радиатор 1, устройство регулирования циркуляции 2, температурный датчик 3, рубашку охлаждения двигателя 4, электронный блок управления температурой 5, электропривод управления заслонками 6, водяной насос 7, аккумуляторную батарею 8, заслонки 9, 10; электродвигатели 11, 12; 13-головка блока цилиндров; 14-выходной патрубок. Стрелками показана циркуляция жидкости в системе охлаждения ДВС.

Устройство работает следующим образом. В период прогрева автотракторных дизельных двигателей для осуществления стабильного рабочего процесса и ускорения прогрева головки цилиндров 13 перекрывается циркуляция жидкости в малом круге при помощи заслонки 10 с электродвигателем 11, получающим сигнал от электронного блока управления температурой 5. Благодаря этому жидкость перестает циркулировать принудительно, и в зоне камеры сгорания увеличивается температура, при этом движение жидкости происходит за счет термосифонной циркуляции. Благодаря этому создаются условия для лучшего воспламенения горючей смеси. Заслонки расположены

в корпусе выходного патрубка 14, и привод заслонок 9, 10 выполнен таким образом, что при отсутствии управляющего сигнала, заслонки находится в закрытых положениях. При достижении температуры охлаждающей жидкости +40°С с электронного блока управления температурой 5 поступает сигнал на электродвигатель 11, который поворачивает заслонку 10 с заданным углом, при этом жидкость начинает циркулировать по малому кругу и как следствие происходит выравнивание температурного режима в водяной рубашке двигателя. При прогреве охлаждающей жидкости до температуры 70°С электронный блок управления 5 подает команду на электродвигатели 11 и 12, при помощи которых закрывается заслонка 10 и открывается заслонка 9 в результате жидкость начинает циркулировать по большому кругу.

Из фиг.3 видно, что предлагаемое устройство циркуляции жидкости позволяет осуществлять прогрев двигателя в более короткий срок по сравнению со штатной системой охлаждения с термостатом.

Таким образом, данное устройство обеспечивает ускорение прогрева автотракторных дизельных двигателей в условиях отрицательных температур окружающего воздуха и как следствие снижение расхода топлива и уменьшение токсичности отработавших газов.

Устройство регулирования циркуляции жидкости системы охлаждения автотракторных дизельных двигателей, содержащее корпус, две заслонки с электрическим приводом, электронный блок управления температурой, отличающееся тем, что в корпусе выходного патрубка заслонки, регулирующие циркуляцию жидкости по малому и большому кругу, расположены между собой параллельно и имеют привод от электронного блока управления с внешним источником питания.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для подогрева и поддержания оптимальной температуры технических жидкостей и может быть использовано для повышения эффективности эксплуатации транспортных средств и технологических машин

Система прогрева двигателя тепловоза маневрового с прибором-датчиком контроля и учета расхода дизельного топлива относится к двигателестроению, в частности к автономным системам прогрева тепловозов при горячем простое, а также относится к железнодорожному локомотивному хозяйству.
Наверх