Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания

 

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания содержит рубашку охлаждения с циркулирующей внутри охлаждающей жидкостью, на пути потока которой установлены турбулизаторы в виде штифтов, увеличивающие съем тепла.

Предлагаемая полезная модель относится к охлаждению машин или двигателей вообще и в частности к системам жидкостного охлаждения преимущественно многоцилиндровых двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Известно множество конструктивно различных систем жидкостного охлаждения ДВС, к общим признакам которых относится цельнолитой многоцилиндровый блок с запрессованными в него стальными гильзами, вокруг которых в полости блока циркулирует охлаждающая жидкость. Стремление разработчиков сократить габариты и массу блока с необходимостью приводит к уменьшению объема охлаждающей жидкости, поэтому для сохранения охлаждающей способности системы используются различные способы и устройства.

Устройства, направленные на соблюдение оптимального теплового режима ДВС во время его работы, известны, см., например, патенты РФ 2136913, 2235893, 2293856, МПК F01P 11/08, 3/20 и т.д.

Однако следует отметить, что система охлаждения в приведенных патентах поддерживает оптимальный тепловой режим двигателя во многом за счет охлаждения моторного масла, а охлаждающая жидкость используется также и для решения сопутствующих задач (обогрев салона автомобиля) и т.д.

Поэтому за прототип заявленного решения было выбрано устройство по патенту РФ 2160372, F01Р 11/08, 1997, поскольку оно подобно заявленному касается изменений в конструкции, направленных непосредственно на охлаждение двигателя.

Известное устройство содержит в блоке двигателя рубашку охлаждения («водяная рубашка»), в которой вокруг запрессованных в блок стальных гильз циркулирует охлаждающая жидкость. Для усиления эффекта охлаждения в блоке установлены различные средства типа байпасного трубопровода, соединенного с водораспределительным каналом, двухпозиционного термостата, специально разработана схема увязки этих средств с проходными сечениями взаимосвязанных между собой трубопроводов и т.д.

Недостатки известной системы заключаются в том, что перечисленные особенности ее выполнения требуют конструктивных изменений в отливаемом блоке, увеличивают его габариты, усложняют сборку двигателя и т.д.

Перед заявленной полезной моделью была поставлена задача упростить систему охлаждения ДВС без потери ее эффективности.

Поставленная задача решается тем, что предложена система охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая образованную гильзами и окружающими их стенками блока цилиндров рубашку охлаждения с циркулирующей внутри нее охлаждающей жидкостью, и размещенными в рубашке средствами повышения эффективности охлаждения.

Новым в предложенной системе является то, что средствами повышения эффективности служат турбулизаторы потока, омывающего гильзы. Турбулизаторы выполнены в виде штифтов, размещенных в потоке, циркулирующем в рубашке.

Технический результат заявленного устройства заключается в повышении эффективности охлаждения двигателя значительно более простыми средствами по сравнению с известными.

На чертеже схематически показан фрагмент заявленного устройства, вид сбоку в разрезе.

Система охлаждения содержит рубашку 1 охлаждения, образованную стальными гильзами 2 и блоком 3 цилиндров, в который гильзы запрессованы. Внутри блока 3 против каждой гильзы 2 выполнены в виде стержней или штифтов турбулизаторы. В конкретном варианте исполнения они представляют собой прямоугольные выступы 4, отлитые вместе с блоком 3. Рекомендованное их расположение - в шахматном порядке или рядами с переменным шагом. Их конструктивное исполнение несущественно.

Во время работы при обтекании выступов 4 у их оснований образуются подковообразные вихри, которые являются сильными интенсификаторами турбулентности, повышая теплообмен, в части съема тепла с гильз и блока цилиндров.

1. Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая образованную гильзами и окружающими их стенками блока цилиндров рубашку охлаждения с циркулирующей внутри нее охлаждающей жидкостью и размещенными в рубашке средствами повышения эффективности охлаждения, отличающаяся тем, что средствами служат турбулизаторы потока.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что турбулизаторы выполнены в виде штифтов, размещенных в потоке.



 

Наверх