Радиатор с системой деаэрации охлаждающей жидкости
Полезная модель относится к системе охлаждения двигателей, а в частности к конструкции радиаторов с системой деаэрации охлаждающей жидкости.
Радиатор состоит из верхнего и нижнего бачков, соединенных трубками. Верхний бачок разделен горизонтальной перегородкой на сообщающиеся через проходное отверстие коллекторную и воздухоудаляющую камеры. Воздухоудаляющая камера совмещена с приемной камерой и имеет подводящий патрубок. Коллекторная камера разделена вертикальной перегородкой на большую и меньшую части. Заливная горловина радиатора соединена с большей частью коллекторной камеры патрубком, имеющим дренажное отверстие. Нижний бачок имеет вертикальную перегородку, делящую бачок на большую и меньшую части, в меньшей части установлен отводящий патрубок.
Патрубок, соединяющий горловину радиатора с коллекторной камерой, может иметь более одного дренажного отверстия.
Предлагаемая конструкция радиатора проста в изготовлении, применима для радиаторов с односторонним расположением подводящего и отводящего патрубков, а также повышает давление на всасывающей стороне водяного насоса.
Полезная модель относится к системе охлаждения машин, двигателей, в частности к конструкции радиаторов с системой деаэрации охлаждающей жидкости.
Наиболее близким к предлагаемой полезной модели по совокупности существенных признаков (прототип) является радиатор с системой деаэрации охлаждающей жидкости, включающий верхний и нижний бачки, соединенные трубками, горизонтальную перегородку, разделяющую верхний бачок на сообщающиеся коллекторную и воздухоудаляющую камеры, вертикальную перегородку, разделяющую нижний бачок на большую и меньшую части (см. патент на изобретение №2187664 МПК 7 F 01 P 11/02).
Однако конструкция радиатора с таким устройством встроенной системы деаэрации охлаждающей жидкости может быть выполнена и технически оправдана только для систем охлаждения двигателей с диагональным расположением подводящего и отводящего патрубков. При одностороннем расположении справа или слева подводящего и отводящего патрубков такая конструкция неприемлема, так как для оптимального распределения потока охлаждающей жидкости по трубкам радиатора потребуются дополнительные технические решения, усложняющие его конструкцию, что в итоге приведет к удорожанию радиатора в производстве.
Предлагаемая полезная модель при рациональном совмещении выполняемых функций отдельными элементами конструкции верхнего бачка радиатора позволяет решить задачу эффективной деаэрации охлаждающей жидкости для радиаторов с односторонним расположением подводящего и отводящего патрубков.
При этом на всасывающей стороне отводящего патрубка к давлению паров охлаждающей жидкости в системе охлаждения добавляется парциональное давление воздушной подушки, находящейся в верхней части бачка, объем которой определяется координатой расположения дренажного отверстия в патрубке горловины. Это давление и определяет давление перед водяным насосом двигателя, исключающее кавитацию на поверхностях рабочей крыльчатки.
Это достигается тем, что в известном радиаторе, с системой деаэрации охлаждающей жидкости, включающем верхний и нижний бачки, соединенные трубками, горизонтальную перегородку, разделяющую верхний бачок на сообщающиеся коллекторную и воздухоудаляющую камеры, вертикальную перегородку, разделяющую нижний бачок на большую и меньшую части, новым является то, что воздухоудаляющая камера совмещена с приемной камерой, заливная горловина радиатора соединена с коллекторной камерой патрубком, причем этот патрубок имеет дренажное отверстие.
Патрубок, соединяющий заливную горловину радиатора с коллекторной камерой, может иметь более одного дренажного отверстия.
Предлагаемая конструкция радиатора с системой деаэрации охлаждающей жидкости проста в изготовлении, эффективно удаляет воздух из охлаждающей жидкости и повышает давление на всасывающей стороне насоса.
На фиг.1 изображен общий вид радиатора с системой деаэрации охлаждающей жидкости для радиаторов с односторонним расположением подводящего и отводящего патрубков.
Радиатор с системой деаэрации охлаждающей жидкости содержит верхний 1 и нижний 2 бачки, соединенные трубками 3.
Верхний бачок 1 состоит из коллекторной камеры 4 и воздухоудаляющей камеры 5, которая одновременно является и приемной камерой с подводящим патрубком 6.
Коллекторная камера 4 имеет вертикальную перегородку 7, делящую камеру 4 на большую 8 и меньшую 9 части. Воздухоудаляющая камера 5 сообщается
с меньшей частью 9 коллекторной камеры 4 через проходное отверстие 10.
Верхний бачок 1 имеет заливную горловину 11,сообщающуюся с большей частью 8 коллекторной камеры 4, через патрубок 12, на котором расположено дренажное отверстие 13. На заливной горловине 11 вне бачка 1 установлена пароотводящая трубка 14.
Нижний бачок 2 имеет вертикальную перегородку 15 с щелью 16 в нижней части. Перегородка 15 делит нижний бачок 2 на большую 17 и меньшую 18 части. Меньшая часть 18 нижнего бачка 2 имеет отводящий патрубок 19.
Первоначально охлаждающая жидкость заливается в систему охлаждения двигателя через заливную горловину 11. Далее по патрубку 12 попадает в большую 8 часть коллекторной камеры 4 и по трубкам 3 поступает в нижний бачок 2. Часть воздуха находящегося в жидкости при заполнении системы охлаждения двигателя сразу выходит через отверстие 10 в воздухоудаляющую камеру 5.
Радиатор работает следующим образом. При работающем двигателе горячая охлаждающая жидкость от двигателя через патрубок 6 поступает в приемную камеру, которая является и воздухоудаляющей камерой 5 верхнего бачка 1. Пары и часть воздуха, поступившие с охлаждающей жидкостью в камеру 5, поднимаются вверх, создавая в верхней части камеры 5 воздушную подушку до дренажного отверстия 13 патрубка 12. При увеличении давления воздуха лишний воздух через отверстие 13 попадает в патрубок 12 заливной горловины 11, и при срабатывании парового клапана пробки радиатора, через трубку 14 выходит в атмосферу.
Далее охлаждающая жидкость из камеры 5 через проходное отверстие 10 поступает в меньшую часть 9 коллекторной камеры 4 и по трубкам 3 попадает в большую часть 17 нижнего бачка 2. Воздух попавший с охлаждающей жидкостью в большую часть 17 нижнего бачка 2 поднимается вверх и основным потоком охлаждающей жидкости принудительно по трубкам 3 уносится в
большую часть 8 коллекторной камеры 4. Часть жидкости освобожденной от воздуха через щель 16 в нижнем бачке 2 поступает в меньшую его часть 18 и по патрубку 19 направляется к двигателю. Воздух, попавший в большую часть 8 коллекторной камеры 4, поднимается по патрубку 12 и через дренажное отверстие 13 попадает в воздухоудаляющую камеру 5, если давление паров и воздуха в бачке не превышает давление срабатывания паровоздушного клапана пробки радиатора, а если давление паров и воздушной подушки в верхней части воздухоудаляющей камеры 5 превышает давление срабатывания клапана пробки радиатора, то воздух через дренажное отверстие 13 патрубок 12 и пароотводящую трубку 14 выходит в атмосферу.
Отдеаэрированная жидкость проходит по большой части 8 коллекторной камеры 4 и по трубкам 3 попадает в меньшую часть 18 нижнего бачка 2 и через отводящий патрубок 19 направляется к двигателю.
Предлагаемая конструкция радиатора с системой деаэрации охлаждающей жидкости проста в изготовлении, применима для радиаторов с односторонним расположением подводящего и отводящего патрубков, а так же повышает давление на всасывающей стороне водяного насоса.
1. Радиатор с системой деаэрации охлаждающей жидкости, включающий верхний и нижний бачки, соединенные трубками, горизонтальную перегородку, разделяющую верхний бачок на сообщающиеся коллекторную и воздухоудаляющую камеры, вертикальную перегородку, разделяющую нижний бачок на большую и меньшую части, отличающийся тем, что воздухоудаляющая камера совмещена с приемной камерой, заливная горловина радиатора соединена с коллекторной камерой патрубком, причем этот патрубок имеет дренажное отверстие.
2. Радиатор по п.1, отличающийся тем, что патрубок, соединяющий заливную горловину радиатора с коллекторной камерой, имеет более одного дренажного отверстия.