Система обеспечения доступа пассажира к проезду в пригородном железнодорожном транспорте

 

Полезная модель относится к системам, обеспечивающим автоматизированную оплату проезда на железнодорожном транспорте. Система обеспечения доступа пассажира к проезду на пригородном железнодорожном транспорте содержит автоматический контрольный пункт, мобильное устройство электронной связи, связанное через телекоммуникационные связи с серверной платформой пункта провайдера мобильного контента, пункт оператора мобильной связи и биллинговую систему бухгалтерского учета. Автоматический контрольный пункт обеспечивает возможность считывания с экрана мобильного устройства изображения соответствующего штрих-кода, имеющего статус проездного документа и разрешающего проход через турникет к пригородному железнодорожному транспорту. Серверная платформа пункта провайдера мобильного контента содержит блок памяти зонного деления, маршрутных схем станций и стоимости проезда пригородной транспортной сети и блок памяти льготных коэффициентов, а также систему бухгалтерского учета, через которую обеспечивается перевод средств получателю платежей после свершения сделки с пассажиром. Пункт оператора мобильной связи определяет платежеспособности пассажира по запросу, поступившему из пункта провайдера. Заявляемая полезная модель позволяет осуществлять безналичный расчет за проезд в пригородном железнодорожном транспорте.

Полезная модель относится к системам, обеспечивающим автоматизированную оплату проезда на железнодорожном транспорте. Система позволяет осуществлять безналичный расчет за проезд при пользовании пригородным железнодорожным транспортом.

В настоящее время на пригородном железнодорожном транспорте широко используется система доступа пассажиров к проезду, включающая в себя пункт оплаты проездных документов через кассовые аппараты и автоматический контрольный пункт (АСОКУПЕ), через который обеспечивается доступ пассажира к железнодорожному транспорту. При оплате проезда через кассовый аппарат пассажир получает на руки проездной билет, на который нанесен соответствующий штрих-код. Автоматический контрольный пункт содержит турникет и управляющий работой турникета валидатор, выполненный с возможностью срабатывания путем введения в него соответствующего штрих-кода проездного документа.

Из патентной документации известны усовершенствованные системы, обеспечивающие доступ пассажиров к проезду на железнодорожном, в частности пригородном, транспорте.

Известна автоматизированная система оплаты проезда на транспорте, состоящая из центрального поста, вестибюльных (станционных) комплексов, центра обработки, центра эмиссии, центра кодирования магнитных билетов, центра персонализации Бесконтактных Смарт-Карт и хранилища проездных документов, связанных между собой системным мультиплексным каналом. Центральный пост содержит блоки управления, блок памяти центрального поста и устройство ввода-вывода, соединенные между собой мультиплексным каналом центрального поста. Блок управления представляет собой автоматическое рабочее место. Вестибюльный комплекс состоит из пунктов оплаты проездных документов, автоматических контрольных пунктов, автоматических рабочих мест, аналогичных автоматическому рабочему месту центрального поста, сервера управления,

распределяющего информацию вестибюльного комплекса, контроллера, связанного с автоматическими контрольными пунктами через свой мультиплексный канал. Пункты оплаты и автоматические рабочие места соединены между собой и своим входом сервера управления через свой мультиплексный канал. Центр обработки осуществляет оперативную обработку текущей информации системы (см. RU 2121163 C1, 1998 г.).

Известна также автоматизированная система оплаты проезда на железнодорожном транспорте, состоящая из центрального поста, вестибюльных (станционных) комплексов. Центральный пост содержит автоматические рабочие места, состоящие из процессора с регистратором и блоком отображения на выходе, блока хранения кодов проездных документов, блоков обмена, блоков памяти и логической обработки информации, поступающей с вестибюльных комплексов. Вестибюльный комплекс состоит из пунктов оплаты проездных документов, автоматических контрольных пунктов, автоматических рабочих мест, аналогичных автоматическим рабочим местам центрального поста. Пункт оплаты состоит из кассового аппарата, блоков кодирования проездных документов и передачи кодов на центральный пост. Автоматический контрольный пункт состоит из устройства считывания кодов проездных документов, логических блоков, определяющих их действенность, и выдачи соответствующей информации в центральный пост и сигналов управления турникетом (см. RU 2115953 C1, 1998 г.).

Все известные системы предусматривают возможность доступа пассажиров к проезду на железнодорожном транспорте только путем приобретения проездных документов в кассовом окне пункта оплаты проезда. При этом, как правило, пассажир вынужден затрачивать много времени, выстаивая очередь в кассовое окно для оплаты проезда и получения проездного документа. Кроме того, нередко при отсутствии у пассажира мелких купюр затрудняется расчет с кассиром.

Заявляемая полезная модель направлена на решение задачи по созданию такой системы обеспечения доступа пассажиров к проезду на пригородном железнодорожном транспорте, которая позволяет осуществлять безналичный расчет за проезд.

Технический результат, достигаемый при использовании заявляемой полезной модели, заключается в значительном сокращении времени и повышении

удобств при приобретении возможности доступа к проезду в пригородном железнодорожном транспорте, а также в снижении затрат на обслуживание пассажиров при приобретении доступа к проезду.

Для достижения указанного технического результата предлагается система, которая обеспечивает доступ пассажира к проезду на пригородном железнодорожном транспорте при безналичном расчете за проезд.

Предлагаемая система содержит автоматический контрольный пункт, через который обеспечивается доступ пассажира к пригородному железнодорожному транспорту, мобильное устройство электронной связи, биллинговую систему бухгалтерского учета и пункт оператора мобильной связи. Автоматический контрольный пункт включает турникет, управляющий работой турникета валидатор, обеспечивающий считывание соответствующего штрих-кода, разрешающего проход через турникет, его действенность и выдачу сигнала управления турникетом на разрешение доступа к пригородному железнодорожному транспорту, и дополнительное считывающее устройство, выполненное с возможностью считывания информации с экрана мобильного устройства электронной связи. Мобильное устройство электронной связи выполнено с возможностью приема на экран этого устройства MMS-изображения или SMS-изображения упомянутого штрих-кода, которые имеют статус проездного билета. Мобильное устройство связано через телекоммуникационные связи с серверной платформой пункта провайдера мобильного контента.ю Серверная платформа содержит блок памяти зонного деления, маршрутных схем станций и стоимости проезда пригородной транспортной сети, а также систему бухгалтерского учета, обеспечивающую перевод средств получателю платежей за проезд в пригородном железнодорожном транспорте после свершения сделки с пассажиром.

Предлагаемая система обеспечения доступа пассажиров к проезду содержит также биллинговую систему бухгалтерского учета, обеспечивающую подсчет количества обращений потенциальных пассажиров в систему обеспечения доступа и количества свершенных сделок, и пункт оператора мобильной связи, связанный с пунктом провайдера мобильного контента с целью определения

платежеспособности пассажира по запросу, поступившему из пункта провайдера мобильного контента.

Полезная модель поясняется чертежом, на котором схематично изображена предлагаемая система.

Предлагаемая система обеспечения доступа пассажира к проезду на пригородном железнодорожном транспорте при безналичном расчете за проезд содержит автоматический контрольный пункт (на чертеже не показан), через который обеспечивается доступ пассажира к пригородному железнодорожному транспорту, мобильное устройство электронной связи 1, пункт SMS - провайдера 2 с серверной платформой 3 и пункт оператора мобильной связи 4.

Автоматический контрольный пункт включает в себя турникет и управляющий работой турникета валидатор. Валидатор выполнен с возможностью обеспечения считывания соответствующего штрих-кода, разрешающего проход через турникет, его действенность и выдачу сигнала управления турникетом на разрешение доступа к пригородному железнодорожному транспорту. Автоматический контрольный пункт находится в единой системе АСОКУПЕ, т.е. является одной из составляющих этой системы.

Мобильное устройство электронной связи 1 выполнено с возможностью подключения к сети Интернет и приема на экран этого устройства MMS-изображения или SMS-изображения упомянутого штрих-кода, которые имеют статус проездного билета, гарантирующего выполнение перевозчиком услуг пассажирской перевозки. Изображение штрих-кода на экране мобильного устройства электронной связи соответствует изображению штрих-кода реального проездного билета.

Мобильное устройство 1 связано через телекоммуникационные связи с серверной платформой 3 пункта провайдера 2 мобильного контента.

Серверная платформа 3 содержит блок памяти зонного деления, маршрутных схем станций и стоимости проезда пригородной транспортной сети и блок памяти льготных коэффициентов. В блоке памяти зонного деления хранится следующая информация: маршрутная схема станций пригородного железнодорожного сообщения, распределение станций по зонам пригородного железнодорожного сообщения (информация, позволяющая определить номер зоны, к которой

относится станция, выбранная клиентом), стоимость проезда в соответствии с зонами согласно тарифам компании-перевозчика. Запрос на проезд между двумя железнодорожными станциями пригородного сообщения, посылаемый клиентом, попадает на сервер (компьютер), в котором обрабатывается на предмет определения: есть прямое соединение между указанными станциями (на основании маршрутной схемы станций), в каких зонах находятся указанные станции, какова стоимость проезда между станциями.

Блок памяти льготных коэффициентов не является необходимой неотъемлемой частью предлагаемой системы. Данная услуга позволяет лишь реализовать следующую возможность в плане безусловного определения номера абонента. При обращении к своему сотовому оператору с просьбой оплатить проезд клиент (потенциальный пассажир) автоматически, тем самым, разрешает проверить его личный счет с данной СИМ-картой в телефоне, номер которой будет находится в базе данных, как льготный с соответствующим льготным коэффициентом. Это даст возможность пересчитать стоимость проезда с учетом льгот по таблице льготных коэффициентов, устанавливаемых перевозчиком.

Кроме того, серверная платформа 3 содержит систему бухгалтерского учета, обеспечивающую перевод средств получателю платежей за проезд в пригородном железнодорожном транспорте после свершения сделки с пассажиром. Система бухгалтерского учета - это программно-аппаратное средство, отражающее проводимые в системе транзакции с целью обеспечения ведения бухгалтерского, налогового учета в установленном в Российской Федерации порядке, а также поддержки управленческого учета (управленческих решений). В данном случае применяется система, использующая бухгалтерскую программу «1C Бухгалтерия».

Пункт оператора мобильной связи 4 связан с пунктом провайдера 2 мобильного контента прямой и обратной связью с целью установления (определения) платежеспособности пассажира по запросу, поступившему из пункта провайдера 2.

Система функционирует следующим образом.

Любое лицо (клиент), желающее воспользоваться услугами предлагаемой системы и имеющее в своем распоряжении любое мобильное устройство электронной связи (мобильный телефон, коммуникатор, карманный компьютер,

или иное устройство, оснащенное соответствующим коммуникационным оборудованием) узнает (например, из рекламной информации) соответствующий нумерационный код, по которому можно получить доступ к разрешению на проезд через эту систему.

Клиент посылает на этот номер SMS - запрос с указанием станции отправления и станции прибытия. SMS - запрос поступает на пункт оператора мобильной связи (сети), которой пользуется клиент и направляется оператором сети на сервер провайдера. Здесь поступивший запрос обрабатывается через серверную платформу на предмет определения связи между пунктами отправления и прибытия и определения зон в соответствии с заявленными пунктами отправления и прибытия. Обработка проводится с целью подачи заявки на пункт оператора соответствующей сети для определения платежеспособности клиента. В результате обработки запроса устанавливается стоимость проезда от пункта отправления к пункту прибытия. Сведения о стоимости проезда направляются оператору соответствующей мобильной сети, где проверяется платежеспособность клиента. В случае подтверждения платежеспособности клиента оператор мобильной сети снимает со счета клиента соответствующую сумму и переводит ее на счет провайдера мобильного контента. Одновременно на экран мобильного устройства электронной связи клиента поступает MMS - изображение штрих-кода, дающее разрешение клиенту на проход через автоматический контрольный пункт (предварительно центральный сервер получает от АСОКУПЕ спектр штрих-кодов, действующих на определенный момент, и передает их оператору мобильной сети, например, по Интернет-каналу). При этом через систему бухгалтерского учета пункта провайдера мобильного контента обеспечивается перевод суммы, снятой со счета клиента, получателю платежей (железнодорожной компании) за проезд в пригородном железнодорожном транспорте. Использование биллинговой системы бухгалтерского учета обеспечивает возможность подсчета количества обращений клиентов в систему обеспечения доступа и количества свершенных сделок и позволяет получить статистику по каждому из направлений. Это дает возможность компании-владельцу предлагаемой системы прогнозировать эффективность ее внедрения как в пригородной железнодорожной сети в целом, так и по отдельным

ее направлениям в частности, и определить дальнейшие пути регулирования ее внедрения (например, направления рекламы).

Биллинговая система представляет собой программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий учет и движение средств по счетам абонентов и контрагентов. Например, система UTM 5,0 - сертифицированный в Министерстве связи Российской Федерации биллинг, предназначенный для использования в сетях средних и крупных провайдеров. Указанная система оптимизирована для работы с большим количеством клиентов. Наличие сертификата соответствия «Связь» дает право на официальное использование биллинга на узлах передачи данных, В основе разработки лежит международная система MySQL.

Система дополнительно может быть настроена таким образом, чтобы по желанию клиента выводить на экран мобильного устройства электронной связи дополнительную информацию, например, о номере пути отправления пригородного железнодорожного транспорта, о времени нахождения в пути и т.д. С этой целью серверная платформа может содержать дополнительные блоки памяти с необходимой информацией.

Преимущество предлагаемой системы состоит также в том, что для обеспечения доступа к ней не требуется предварительная авторизация клиента, при этом обращение клиента к системе даже может носить разовый характер. Кроме того, использование данной системы является ощутимо выгодным и для железнодорожной компании, т.к. оплата за проезд на ее счет поступает значительно быстрее, чем при оплате проезда через кассу.

Система обеспечения доступа пассажира к проезду на пригородном железнодорожном транспорте при безналичном расчете за проезд, характеризующаяся тем, что она содержит автоматический контрольный пункт, включающий турникет, управляющий работой турникета валидатор, обеспечивающий считывание соответствующего штрих-кода, разрешающего проход через турникет, его действенность и выдачу сигнала управления турникетом на разрешение доступа к пригородному железнодорожному транспорту, и дополнительное считывающее устройство, выполненное с возможностью считывания информации с экрана мобильного устройства электронной связи, мобильное устройство электронной связи, выполненное с возможностью приема на экран этого устройства MMS-изображения или SMS-изображения упомянутого штрих-кода, имеющего статус проездного билета, и связанное через телекоммуникационные связи с серверной платформой пункта провайдера мобильного контента, которая содержит блок памяти зонного деления, маршрутных схем станций и стоимости проезда пригородной транспортной сети и блок памяти льготных коэффициентов, а также систему бухгалтерского учета, обеспечивающую перевод средств получателю платежей за проезд в пригородном железнодорожном транспорте после свершения сделки с пассажиром, биллинговую систему бухгалтерского учета, обеспечивающую подсчет количества обращений потенциальных пассажиров в систему обеспечения доступа и количества свершенных сделок, и пункт оператора мобильной связи, связанный с пунктом провайдера мобильного контента с целью определения платежеспособности пассажира по запросу, поступившему из пункта провайдера.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к устройствам автоматики, а точнее к автоматизированным системам противопожарной защиты, обеспечивающим решение задач пожарной безопасности объектов

Полезная модель (кассета Dynamic Multi SIM) относится к области средств мобильной (сотовой) связи, в частности, к аппаратам, имеющим возможность выбора модуля идентификации абонента, т.е. SIM-карты (англ. Subscriber Identification Module) и предназначено для оперативного динамического изменения конфигурации задействования SIM-карты у пользователя.

Изобретение относится к системам оказания дополнительных услуг абонентам сотовой мобильной связи, а именно, к системам, позволяющим предоставлять путешествующим абонентам услуги отслеживания, по их желанию, их перемещений между зонами обслуживания сетей сотовой подвижной связи (СПС) и уведомлению третьих лиц о таких перемещениях
Наверх