Передвижной пункт кассовых операций (варианты)

 

Полезная модель относится к области специализированных транспортных средств. Передвижной пункт кассовых операций, содержащий размещенный на шасси кузов вагонного типа, разделенный перегородкой с дверью на кабину и рабочий отсек с входом через заднюю дверь, в котором размещены устройства самообслуживания в виде терминалов системы автоматизированного удаленного обслуживания, по крайней мере, части которых корпуса и системные блоки которых размещены в рабочем отсеке, а их экраны, элементы управления и наружные части устройств приема и выдачи выведены наружу через проемы в боковине кузова вагонного типа. 3 ил.

Полезная модель относится к области специализированных транспортных средств, в частности к мобильным средствам, используемым в качестве передвижного пункта кассовых операций (ППКО).

Развитие банковского розничного рынка и возрастающая потребность населения в банковских услугах формирует необходимость в разветвленной банковской инфраструктуре. Применение традиционного подхода в развитии региональной банковской сети, основанного на открытии филиалов и отделений, не всегда оправдывает себя. Связано это, прежде всего, с убыточностью отделений, открываемых в небольших населенных пунктах. В результате для значительной части населения, проживающего в сельской местности, небольших городах и поселках финансовые услуги и продукты остаются недоступными. В свою очередь это влияет на развитие регионов, областей и районов в целом. Широко рекламируемые и обсуждаемые системы автоматизированного удаленного обслуживания (мобильный или интернет-банкинг) пока приживаются с трудом. Не смотря на богатые функциональные возможности предоставляемые пользователям данных систем, клиенты банков используют не более тридцати процентов от общего перечня предлагаемых услуг. Это обусловлено как недостаточной грамотностью населения, так и недоверием к подобным решениям. Таким образом, передвижной пункт кассового обслуживания остается единственным решением, позволяющим организовать обслуживание населения в удаленных районах с минимальными затратами.

Известна передвижная касса для проведения денежных операций, которая базируется на шасси цельнометаллического фургона ЗИЛ-5301СС и защищена по второму классу. Касса имеет три помещения: кабину, помещение кассира и помещение клиента, при этом между кабиной и помещением кассира имеется дверь, которая размещена между креслом водителя и креслом пассажира, помещение кассира отделено от помещения клиента перегородкой, которая размещена под углом 90° к боковой стенке фургона, вход в помещение для

клиентов оборудован с боковой стороны фургона. (Журнал "АВТОБИЗНЕС" N 3-4 (11-12), 2000 г., изд. ООО "Партнер", г.Нижний Новгород, стр.21).

Данное техническое решение обеспечивает работу передвижной кассы, однако такую кассу целесообразно использовать только в условиях дальних перевозок, т.к. она неэкономична и недостаточно маневренна в условиях большого города при работе с клиентами, находящимися на небольших расстояниях от центральных отделений банков.

Известны бронеавтомобили для перевозки денег и ценностей в условиях большого города, базирующиеся на шасси различных марок микроавтобусов, таких как "Газель" и "Соболь", с защитой, выполненной как по второму классу защиты, так и по третьему, хорошо приспособленные для работы в больших городах даже в часы "пик", относительно экономичные, однако они используются только для перевозки денег и ценностей, а использование их в качестве ПОК не осуществляется из-за ограниченных размеров кабины и рабочего отсека, т.к. при стандартных решениях не обеспечивается проход из кабины в помещение кассира, не представляется возможным разместить в рабочем отсеке все необходимые для работы кассира технические средства и оборудовать помещение клиента (Журнал "АВТОБИЗНЕС", N 3-4 (11-12), 2000 г., изд. ООО "Партнер", г.Нижний Новгород, стр.24).

Известен бронеавтомобиль, используемым в качестве передвижной операционной кассы, который содержит шасси, рабочий отсек и кабину, имеющую переднюю, боковые и заднюю стенки и крышу, двери в стенах кабины, оснащенные механизмами запирания и органами управления указанными механизмами, органы управления автомобилем, кресла для пассажиров и водителя, закрепленные в кабине на силовых балках фиксирующими элементами, и оборудованную жесткой бронекапсулой, бронеавтомобиль размещен на шасси автомобиля класса "микроавтобус", в кабине кресло пассажира закреплено с возможностью поперечного перемещения (вправо-влево), в задней стенке кабины имеется дверь, которая выполнена с возможностью ее блокировки в закрытом состоянии, рабочий отсек разделен на помещение кассира, примыкающее к кабине, и на помещение

клиента, расположенное в задней части рабочего отсека, причем между ними выполнена перегородка в виде бронированного барьера, в котором оборудован лоток, а выше лотка до потолка вмонтировано пуленепробиваемое стекло, причем перегородка установлена таким образом, что помещение кассира по правой стороне длиннее, чем по левой, в образованном этой перегородкой и правой стенкой остром угле со стороны помещения кассира оборудован сейф, верхняя поверхность которого является опорой рабочего стола кассира, по левой стенке смонтирован стол для размещения средств оргтехники, на котором имеются гнезда для закрепления средств оргтехники, в центре помещения кассира закреплено вращающееся кресло таким образом, что его рабочая зона не пресекается с рабочей зоной двери в кабине, в помещении клиента установлены рабочий стол, закрепленный на перегородке, кресло, закрепленное на полу, и аккумуляторная батарея, используемая в качестве дополнительного сиденья, а вход в помещение клиента оборудован дополнительной перегородкой с дверью, управляемой с места водителя, размещенной перед наружными дверьми, при этом между дополнительной перегородкой и наружными дверьми закреплена раскладная лестница, имеющая подвижное соединение с дополнительной перегородкой в нижней ее части, а на крыше бронеавтомобиля размещен выдвижной козырек (RU №2177418, В60Р 3/03, опубл. 2001.12.27).

Данное решение принято в качестве прототипа для всех заявленных объектов.

Недостаток данного бронеавтомобиля заключается в том, что он по своей компоновке повторяет операционную кассу в банке по ручной обработке документов и не обеспечивает возможности функционирования в режиме электронного оборота документов и платежей. Большая часть площади в салоне занята рабочим местом операциониста, а для клиента отводится небольшая площадь со стороны задней двери фургона. При таких размерах отсека для клиента можно предположить, что отсек предназначен только для одного посетителя (остальные должны стоять в очереди на улице), что, естественно, снижает пропускную способность мобильной кассы и не

позволяет обслужить большое количество клиентов. Для таких операций как прием наличных денежных средств, переводы денежных средств, оплата штрафов, налогов, сборов, пошлин, прием коммунальных и иных платежей, выплата денежных средств по договорам (пенсии, пособия, компенсации), выдача кредитов и погашение задолженностей по ним и пр., которые сегодня проводятся клиентом самостоятельно в режиме удаленного доступа или с использованием терминалов и электронных карт (пластиковых карт), клиенту приходится ожидать операциониста.

Задачей, решаемой изобретением, является конструктивное выполнение бронированного транспортного средства, используемого в качестве ППKO на базе микроавтобусов или автомобилей фургонного типа, оснащенного различными устройствами самообслуживания, что позволяет снизить нагрузку на кассира-операциониста (или полностью обойтись без операциониста, увеличить пропускную способность по обслуживанию клиентов.

Достигаемый при этом технический результат заключается в повышении функциональности за счет обеспечения возможности проведения различных операций в режиме самообслуживания, увеличении пропускной способности при сохранении мобильности для использования в труднодоступных и малонаселенных районах.

Указанный технический результат для первого варианта достигается тем, что передвижной пункт кассовых операций, содержащий размещенный на шасси кузов вагонного типа, разделенный перегородкой с дверью на кабину и рабочий отсек с входом через заднюю дверь, при этом рабочий отсек разделен поперечно расположенной перегородкой на помещение для операциониста, которое примыкает к кабине и оснащено средствами проведения кассовых операций, и на помещение для клиента со стороны задней двери, снабжен устройствами самообслуживания в виде терминалов системы автоматизированного удаленного обслуживания - корпуса и системные блоки которых размещены в рабочем отсеке, а их экраны, элементы управления и наружные части устройств приема и выдачи выведены наружу через проемы в боковине кузова вагонного типа или через заднюю стенку кузова.

Указанный технический результат для второго варианта достигается тем, что передвижной пункт кассовых операций, содержащий размещенный на шасси кузов вагонного типа, разделенный перегородкой с дверью на кабину и рабочий отсек, снабжен устройствами самообслуживания в виде терминалов системы автоматизированного удаленного обслуживания, корпуса и системные блоки которых размещены в рабочем отсеке, а их экраны, элементы управления и наружные части устройств приема и выдачи выведены наружу через проемы в боковине кузова вагонного типа или через заднюю стенку кузова.

Указанный технический результат для третьего варианта достигается тем, что передвижной пункт кассовых операций, содержащий размещенный на шасси кузов вагонного типа, разделенный перегородкой с дверью на кабину и рабочий отсек с входом через заднюю дверь, снабжен устройствами самообслуживания в виде терминалов системы автоматизированного удаленного обслуживания, размещенными в рабочем отсеке, при этом у, по крайней мере, части указанных терминалов корпуса и системные блоки которых размещены в рабочем отсеке, а их экраны, элементы управления и наружные части устройств приема и выдачи выведены наружу через проемы в боковине кузова вагонного типа или через заднюю стенку кузова.

Указанные признаки являются существенными и взаимосвязаны с образованием устойчивой совокупности существенных признаков, достаточной для получения требуемого технического результата.

Настоящая полезная модель поясняется конкретными примерами исполнения, которые, однако, не являются единственно возможными, но наглядно демонстрируют возможность достижения требуемого технического результата.

На фиг.1 показан общий вид передвижного пункта кассовых операций, вид снаружи;

фиг.2 - компоновка передвижного пункта кассовых операций по первому варианту исполнения;

фиг.3 - компоновка передвижного пункта кассовых операций по второму варианту исполнения.

Согласно настоящей полезной модели рассматривается передвижной пункт кассовых операций банка (ППКО) предназначен для решения задачи обеспечения банковским обслуживанием населения на территориях с неразвитой банковской инфраструктурой, в труднодоступных и малонаселенных районах, где создание стационарных подразделений кредитных организаций нерентабельно, а обеспечение населения банковскими услугами недостаточно и затруднено, а также для обслуживания населения во время массовых мероприятий и на таможнях.

Передвижной пункт кассовых операций состоит из размещенного на шасси кузова 1 вагонного типа (фиг.1, 2), разделенного перегородкой 2 с дверью 3 (дверь может быть распашной или сдвижной) на кабину 4 (для водителя и рядом сидящего охранника или операциониста или работника банка, обслуживающего терминалы) и рабочий отсек 5 с входом через заднюю дверь 6 (подъем в кузов по откидной лестнице 7 с поручнем). Рабочий отсек может быть разделен поперечно расположенной перегородкой 8 на помещение для операциониста 9, которое примыкает к кабине и оснащено средствами 10 проведения кассовых операций, и на помещение 11 для клиента со стороны задней двери. ППКО снабжен устройствами самообслуживания в виде терминалов 12 системы автоматизированного удаленного обслуживания, корпуса и системные блоки которых размещены в рабочем отсеке, а их экраны, элементы управления и наружные части устройств приема и выдачи (денег, пластиковых карт, квитанций и т.д.) выведены наружу через проемы в боковине кузова вагонного типа или через заднюю стенку кузова. В данном варианте исполнения ППКО обеспечивает функционирование как в режиме обработки документов операционистом. Так и в режиме автономного доступа к выведенным наружу интерфейсам терминалов.

Рабочего помещения операциониста может и не быть, так же как в кузове может отсутствовать задняя дверь (вход в рабочий отсек через дверь перегородки, отделяющей рабочий отсек от кабины). В этом варианте

исполнения указанные терминалы автоматизированного удаленного обслуживания размещаются в рабочем отсеке вдоль боковин кузова и/или у задней стенки, их корпуса и системные блоки размещаются в рабочем отсеке, а их экраны, элементы управления и наружные части устройств приема и выдачи выведены наружу через проемы в боковине кузова вагонного типа и через заднюю стенку кузова. В этом варианте исполнения доступ к интерфейсам терминалов обеспечивается снаружи кузова мобильного ППКО.

Как развитие второго варианта (фиг.3) в ППКО терминалы автоматизированного удаленного обслуживания размещены в рабочем отсеке, при этом у, по крайней мере, части указанных терминалов корпуса и системные блоки которых размещены в рабочем отсеке, а их экраны, элементы управления и наружные части устройств приема и выдачи выведены наружу через проемы в боковине кузова вагонного типа (и/или через заднюю стенку кузова). Таким образом, клиент может войти в салон кузова (рабочий отсек) через заднюю дверь и получить доступ к терминалам, или клиент может выполнить банковскую операцию, получив доступ к выведенному наружу из боковины кузова интерфейсу соответствующего терминала.

Предлагаемые ППКО позволяют обеспечить следующие банковские операции (или часть из них):

- прием наличных денежных средств;

- переводы денежных средств;

- оплата штрафов, налогов, сборов, пошлин;

- прием коммунальных и иных платежей;

- выплата денежных средств по договорам (пенсии, пособия, компенсации);

- погашение задолженностей по кредитам и пр.;

- справочно-информационные услуги.

Обмен валют.

ППКО может оснащаться различными устройствами самообслуживания, что позволяет снизить нагрузку на кассира-операциониста (или полностью обойтись без операциониста), увеличить пропускную способность решения по

обслуживанию клиентов. Под устройством самообслуживания понимается: банкомат, платежный терминал, информационный терминал, устройство обмена валют, устройством для перевода денежных средств, электронный кассир и др. Устройство самообслуживания помимо корпуса и системного блока оснащаться следующими устройствами: монитор, сенсорный экран (аналог компьютерной мыши), клавиатура, трекбол, устройство приема денег (купюроприемник), сканер штрих-кодов, устройство выдачи денег (кэш-диспенсер), пин-клавиатура (pin-pad) для ввода pin-кода, считыватель карт (card reader).

ППКО выполняется в бронированном и обычном! исполнении. Например, отсек кассира (помещение для операциониста) имеет бронированное окно между отсеком кассира и клиента, стул поворотного типа, кассовые ячейки, переговорные устройства (кассир-клиент, кассир-водитель), сейф по 3-му классу защиты, панель управления дверными блокировками и тревожной сигнализацией. Предлагаемый ППКО базируется на шасси микроавтобуса, например, марки «Газель», «Валдай» и др.

В связи с тем, что основным оборудованием ППКО являются терминалы автоматизированного удаленного обслуживания, в кузове размещается соответствующая аппаратура, обеспечивающая соединение этих терминалов по спутниковой или иной связи с головными центрами обслуживания клиентов. Данная аппаратура и терминалы могут получать питание как от системы жизнеобеспечения автомобиля, так и от автономной системы питания, встроенной в рабочем отсеке, или от внешнего источника питания (подключение проводами к системе централизованного энегоснабжения). Крепление корпусов терминалов осуществляется к боковинам и/или к полу кузова.

Настоящая полезная модель промышленно применима, может быть реализована на базе серийно выпускаемых транспортных средств типа микроавтобусов или автобусов с использованием серийно выпускаемых терминалов и банковского оборудования.

1. Передвижной пункт кассовых операций, содержащий размещенный на шасси кузов вагонного типа, разделенный перегородкой с дверью на кабину и рабочий отсек с входом через заднюю дверь, при этом рабочий отсек разделен поперечно расположенной перегородкой на помещение для операциониста, которое примыкает к кабине и оснащено средствами проведения кассовых операций, и на помещение для клиента со стороны задней двери, отличающийся тем, что он снабжен устройствами самообслуживания в виде терминалов системы автоматизированного удаленного обслуживания, корпуса и системные блоки которых размещены в рабочем отсеке, а их экраны, элементы управления и наружные части устройств приема и выдачи выведены наружу через проемы в, по крайней мере, боковине кузова вагонного типа.

2. Передвижной пункт кассовых операций, содержащий размещенный на шасси кузов вагонного типа, разделенный перегородкой с дверью на кабину и рабочий отсек, отличающийся тем, что он снабжен устройствами самообслуживания в виде терминалов системы автоматизированного удаленного обслуживания, корпуса и системные блоки которых размещены в рабочем отсеке, а их экраны, элементы управления и наружные части устройств приема и выдачи выведены наружу через проемы в, по крайней мере, боковине кузова вагонного типа.

3. Передвижной пункт кассовых операций, содержащий размещенный на шасси кузов вагонного типа, разделенный перегородкой с дверью на кабину и рабочий отсек с входом через заднюю дверь, отличающийся тем, что он снабжен устройствами самообслуживания в виде терминалов системы автоматизированного удаленного обслуживания, размещенными в рабочем отсеке, при этом, по крайней мере, у части указанных терминалов корпуса и системные блоки размещены в рабочем отсеке, а их экраны, элементы управления и наружные части устройств приема и выдачи выведены наружу через проемы, по крайней мере, в боковине кузова вагонного типа.



 

Похожие патенты:

Заявляемое в качестве полезной модели техническое решение относится к устройствам для открывания сдвижных входных дверей транспортных средств для перевозки пассажиров, например, на микроавтобусах, пассажирских фургонах.
Наверх