Транслятор тросового привода механизма переключения передач

 

Полезная модель относится к области машиностроения, к устройствам для дистанционного управления механизмами. Транслятор тросового привода предназначен для преобразования возвратно-поступательных перемещений тросов, соединенных с рычагом переключения передач, во вращательное и поступательное перемещения штока переключения передач в коробке передач транспортного средства. Техническое решение направлено на уменьшение габаритов дистанционного тросового привода и упрощение компоновки привода на коробке передач. Транслятор тросового привода механизма переключения передач содержит корпус-хомут с шлицевым отверстием для соединения с валом переключения передач и корпус-вилку с проушинами для крепления приводных тросов и лапкой с отверстием для соединения с реактивной тягой. Корпус-хомут закреплен на консольной части оси, установленной на подшипниковых опорах в отверстии корпуса-вилки. Новое заключается в том, что лапка выполнена у торца корпуса-вилки, обращенного к корпусу-хомуту. На корпусе-хомуте выполнен разрез вдоль шлицевого отверстия и установлен стяжной болт. На лапке выполнено три отверстия для соединения с реактивной тягой. Опоры оси выполнены в виде подшипников скольжения. Подшипники скольжения могут быть выполнены в виде втулок из пластмассы.

Полезная модель относится к области машиностроения, к устройствам для дистанционного управления механизмами. Транслятор тросового привода предназначен для преобразования возвратно-поступательных перемещений тросов, соединенных с рычагом переключения передач, во вращательное и поступательное перемещения штока переключения передач в коробке передач транспортного средства.

Известен дистанционный привод управления коробкой передач [1], содержащий переднюю продольную тягу, соединенную с задней продольной тягой, связанной с механизмом переключения передач. Передняя продольная тяга снабжена П-образным рычагом, жестко соединенным с задней продольной тягой своей верхней частью. Задняя продольная тяга снабжена консолью и жестко связана с ее верхней частью, при этом нижняя часть консоли связана с передней продольной тягой, имеющей свободу вращения. В результате обеспечивается возможность передачи осевого и окружного усилий между передней и задней продольными тягами с большой несоосностью.

Конструкция данного дистанционного привода обеспечивает дистанционную передачу осевого и окружного усилий при большой несоосности передней и задней продольных тяг, однако устройство имеет ограниченные возможности для применения. В частности, для передачи усилий на сравнительно длинной дистанции, например, у привода переключения передач автобуса с задним расположением силового агрегата, применить устройство невозможно из-за наличия нескольких перегибов на трассе привода.

Известен привод механизма переключения передач коробки передач «КамАЗ» [2]. Привод состоит из рычага переключения передач, установленного в кабине автобуса. Рычаг установлен в мастер-опоре и соединен с кулисой, к которой прикреплены концы тросов дистанционного управления. Противоположные концы

тросов закреплены на трансляторе, который предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения тросов во вращение и осевое перемещение вала переключения передач, установленного на коробке передач.

Транслятор состоит из двух корпусных деталей - корпуса-хомута и корпуса-вилки, установленных на общей оси с возможностью вращения друг относительно друга. В корпусе-хомуте выполнено шлицевое отверстие с разрезом и стяжным болтом для соединения с валом переключения передач, а у корпуса-вилки имеются две проушины с отверстиями для присоединения тросов и лапка с отверстием для закрепления реактивной тяги. Корпус-хомут жестко закреплен на оси, установленной в подшипниковых опорах. Опоры размещены в корпусе-вилке по обе стороны от корпуса-хомута.

Недостаток устройства заключается в сложности конструкции, т.к. корпус-вилка представляет собой развитую в пространстве фигуру с выступающими в разные стороны элементами и отверстием под опоры оси, выполняемым в жестких координатах.

Известен также дистанционный тросовый привод английской фирмы Morse Controls Ltd [3], содержащий транслятор тросового привода механизма переключения передач. Транслятор состоит из корпуса-хомута с шлицевым отверстием для соединения с валом переключения передач и корпуса-вилки с проушинами для крепления приводных тросов и лапкой с отверстием для соединения с реактивной тягой. Корпус-хомут закреплен на консольной части оси, установленной на подшипниковых опорах в отверстии корпуса-вилки.

Задача заявляемой полезной модели состоит в уменьшении габаритов дистанционного тросового привода и упрощении компоновки привода на коробке передач.

Технический результат заключается в обеспечении возможности установки привода на коробке передач в ограниченном пространстве, в частности, для монтажа привода на силовом агрегате, установленном в задней части автобуса.

Технический результат достигается транслятором тросового привода механизма переключения передач, который содержит корпус-хомут с шлицевым отверстием для соединения с валом переключения передач и корпус-вилку с проушинами для крепления приводных тросов и лапкой с отверстием для

соединения с реактивной тягой. Корпус-хомут закреплен на консольной части оси, установленной на подшипниковых опорах в отверстии корпуса-вилки.

Новое заключается в том, что лапка выполнена у торца корпуса-вилки, обращенного к корпусу-хомуту. На корпусе-хомуте выполнен разрез вдоль шлицевого отверстия и установлен стяжной болт. На лапке выполнено три отверстия для соединения с реактивной тягой. Опоры оси выполнены в виде подшипников скольжения. Подшипники скольжения могут быть выполнены в виде втулок из пластмассы.

Транслятор вращает вал переключения передач под воздействием усилий, передаваемых движущимися в одну сторону (вперед или назад) обоими приводными тросами.

Перемещение вала переключения передач вдоль его оси осуществляется транслятором под воздействием усилий, передаваемых двумя тросами, движущимися в противоположных направлениях. При этом поворот транслятора происходит относительно точки опоры, создаваемой реактивной тягой.

Форма транслятора и взаимное расположение его элементов обусловлены его функцией. Транслятор является центральным звеном системы, которая предназначена для преобразования толкающих и тянущих усилий от пары возвратно-поступательно перемещающихся тросов во вращение и осевое перемещение вала переключения передач.

Еще один фактор, влияющий на конструкцию транслятора, это компоновочные возможности. При установке дистанционного привода на коробку передач приходится учитывать конструктивные особенности конкретной коробки, для чего конструкция привода и, в частности, транслятора существенно перерабатывается при строгом сохранении функционального назначения.

На фиг.1 изображен заявляемый транслятор. На фиг.2 - установка транслятора в дистанционном тросовом приводе переключения передач. На фиг.3, 4 транслятор фирмы Морзе (прототип).

Транслятор состоит из корпуса-хомута 1 и корпуса-вилки 2, установленных на общей оси 3. Один конец оси установлен в отверстии корпуса-вилки на подшипниковых опорах 4. На другом конце оси, выступающем из корпуса-вилки в виде консольной балки, закреплен корпус-хомут 1. В корпусе-хомуте выполнено

шлицевое отверстие 5 для соединения с валом переключения передач, а вдоль отверстия сделан разрез 6 и установлен стяжной болт 7. На корпусе-вилке выполнены проушины 8 для закрепления тросов и лапка 9 с отверстием для присоединения реактивной тяги.

Дистанционный привод состоит из рычага переключения передач 10, установленного в кабине водителя. Рычаг закреплен в опоре 11 и соединен с тросами привода 12. Тросы закреплены на колодках 13. Противоположные концы тросов соединены с проушинами 8 транслятора. Корпус-хомут 1 закреплен на шлицевом хвостовике вала переключения передач, установленного в опоре 14 механизма переключения передач. Лапка 9 соединена с реактивной тягой 15.

Устройство работает следующим образом.

Рычагом 10 водитель приводит в движение тросы 12. Перемещая рычаг вперед или назад, оба троса передвигают одновременно в одном направлении. При этом транслятор вращается вокруг оси вала переключения передач и, соответственно, вращает сам вал, в результате чего вилка, закрепленная на валу, включает соответствующую передачу.

Перемещая рычаг 10 в стороны в плоскостях, пересекающихся с вертикальной продольной плоскостью, тросы 12 заставляют двигаться в противоположных направлениях относительно друг друга. В этом случае тросы создают момент на трансляторе в горизонтальной плоскости, который благодаря реактивной тяге 15, соединенной с лапкой 9, преобразуется в осевое усилие на вал переключения передач. Вал перемещается в осевом направлении, осуществляя выбор передачи.

Так транслятор выполняет свою функцию - преобразование возвратно-поступательных перемещений тросов, соединенных с рычагом переключения передач, во вращательное и поступательное перемещения вала переключения передач в коробке передач транспортного средства.

Источники информации:

1. Патент РФ №2163200, МПК В 60 К 20/00.

2. Руководство по монтажу и эксплуатации тросового привода управления коробкой передач РЭ 37.1703008. Издано ООО «КОРА Инжиниринг», Набережные Челны, 2004, с.6-7.

3. Проспект английской фирмы «Morse Controls Ltd», Christopher Martin Road, Basildon Essex, SS 14 3ES England, «Дистанционные тросовые приводы» - прототип.

1. Транслятор тросового привода механизма переключения передач, содержащий корпус-хомут с шлицевым отверстием для соединения с валом переключения передач и корпус-вилку с проушинами для крепления приводных тросов и лапкой с отверстием для соединения с реактивной тягой, корпус-хомут закреплен на консольной части оси, установленной на подшипниковых опорах в отверстии корпуса-вилки, отличающийся тем, что лапка выполнена у торца корпуса-вилки, обращенного к корпусу-хомуту.

2. Транслятор по п.1, отличающийся тем, что на корпусе-хомуте выполнен разрез вдоль шлицевого отверстия и установлен стяжной болт.

3. Транслятор по п.1, отличающийся тем, что на лапке выполнено три отверстия для соединения с реактивной тягой.

4. Транслятор по п.1, отличающийся тем, что опоры оси выполнены в виде подшипников скольжения.

5. Транслятор по п.5, отличающийся тем, что подшипники скольжения выполнены в виде втулок из пластмассы.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно к приводам, механизмам и системам, обеспечивающим дистанционное управление механизмом переключения коробки передач

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, к механизмам переключения коробки передач, в частности, к дистанционному приводу переключения коробки передач транспортных средств
Наверх