Привод управления механизмом переключения передач

Авторы патента:


 

Полезная модель «Привод управления механизмом переключения передач» относится к области автомобилестроения и может быть использована в грузопассажирских автомобилях с вынесенным силовым агрегатом от места управления. Для уменьшения усилий перемещения рычага переключения передач и уменьшения потерь при передаче этого момента от опоры рычага через тросовые тяги в оплетке и транслятор до рычага механизма переключения передач, подвижные сочленения опоры рычага выполнены на игольчатых подшипниках крестовины, а тросовых тяг, транслятора и реактивной тяги - на шаровых шарнирных наконечниках, обладающих малыми потерями при передачи момента и большим ресурсом работы. Применение предлагаемой конструкции привода управления механизмом переключения передач позволяет значительно снизить усилия переключения рычага, повысить четкость и надежность работы привода, удобство и безопасность эксплуатации автомобиля в целом.

Полезная модель «Привод управления механизмом переключения передач» относится к области автомобилестроения и может быть использована в грузопассажирских автомобилях с вынесенным силовым агрегатом от места управления (водителя).

УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ

Известны приводы управления механизмом переключения передач, используемые в автомобилях КамАЗ-5320, УРАЛ-4320 (см. Медведков В.Н. «Автомобили КамАЗ-5320, КамАЗ-4310, УРАЛ-4320», Учебное пособие, М.: изд-во ДОСААФ, 1987, стр.152, рис.4.11; Каталог деталей и сборочных единиц. Автомобили КамАЗ. Набережные Челны, 2002, стр.174, рис.94-97), состоящие из опоры, рычага переключения передач, одной или нескольких тяг, передающих усилие перемещения рычага на механизм переключения передач в коробке передач автомобиля.

Наиболее близкой к полезной модели, по совокупности признаков, является привод управления механизмом переключения передач шасси автобусного КамАЗ-5297 (см. Шасси автобусное КамАЗ-5297. Каталог деталей и сборочных единиц 5297 - 3902001 КД, Набережные Челны, 2002, стр.125, рис.17-5), состоящий из рычага поз.5, опоры поз.19 и тросовых в оплетке тяг поз.21 производства германской фирмы «Morse», передающих угловые и поступательные перемещения рычага через транслятор поз.20 фирмы «Morse» на механизм переключения передач в коробке передач двигателя.

К недостаткам ближайшего аналога привода управления механизмом относится то, что рычаг переключения передач мастер опоры фирмы «Morse» требует больших усилий при его угловых и поступательных перемещениях, а, учитывая, что в автобусном шасси двигатель удален от места водителя на расстояние 8-10 м, эти усилия значительно возрастают.

К эксплуатационным недостаткам ближайшего аналога следует отнести то, что мастер опора рычага переключения передач с разделкой тросовых тяг и оплеток конструктивно размещается под полом шасси, т.е. снаружи автомобиля, и при эксплуатации, в холодное время года, усилия угловых и поступательных перемещений рычага переключения передач еще больше возрастают, что приводит к затруднению и нечеткости переключения передач двигателя, а следовательно, к снижению безопасности эксплуатации автомобиля.

СУЩНОСТЬ ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ

Задачей заявляемой полезной модели является устранение указанных недостатков, повышение надежности, четкости и долговечности работы и удобства эксплуатации привода управления механизмом переключения передач.

Поставленная задача решается разработкой конструкции привода управления механизмом переключения передач с использованием отечественных материалов и выпускаемых деталей и узлов в автомобилестроении.

Предлагаемая конструкция привода управления механизмом переключения передач состоит (см. фиг.1) из опоры, включающей в себя основание 6, нижнюю вилку со стойкой 5, верхнюю вилку с кронштейном 2, установленную между ними крестовину 3, и рычага 1, переключения передач, приваренного к кронштейну верхней вилки. Сбоку в отверстия кронштейна симметрично установлены шаровые шарниры 4, к резьбовым наконечникам которых подсоединены тросовые тяги 7. Оплетки тросовых тяг закреплены скобами 9 через стойки 8 к основанию 6. Опора с рычагом крепится с помощью болтового соединения к полу шасси сверху.

Тросовые тяги в оплетке от основания опоры проложены над полом шасси до коробки передач двигателя, к которой крепятся с помощью планки 5 (см. фиг.2,3) и болтового соединения. Концы тросовых тяг 4 через шаровые шарнирные наконечники 1 подсоединены к транслятору 3, установленному на опоре рычага 6 механизма переключения передач. Транслятор 3 через шаровые шарнирные наконечники соединен с реактивной тягой 2 и механизмом переключения передач.

При угловых и поступательных перемещениях рычага 1 (фиг.1) переключения передач, верхняя вилка с кронштейном 2, поворачиваясь в подшипниках крестовины 3, передает усилие через шаровые шарнирные наконечники 4, тросовые тяги 7, шаровые шарнирные наконечники 1 (фиг.2) на транслятор 3 и, далее через опору рычага 6 (фиг.3) на рычаг механизма переключения передач в коробке передач двигателя.

В предлагаемой конструкции привода управления механизмом переключения передач для уменьшения усилий на перемещение рычага и уменьшения потерь при передачи этого момента подвижные соединения опоры рычага выполнены на игольчатых подшипниках крестовины, а тросовых тяг, транслятора и реактивной тяги - на шаровых шарнирных наконечниках, обладающих малыми потерями при передачи момента, большим ресурсом работы, не требующих смазки, регулировки и обслуживания, разработанных с участием автора (см. патент №31412, заявка №2003106615/20).

Кроме того, вышеуказанные шаровые шарнирные наконечники, имеющие резьбовое сочленение с тросовыми тягами привода, позволяют быстро и точно производить регулировку взаимных фиксированных положений рычага 1 переключения передач привода и рычага механизма переключения передач в коробке передач двигателя.

Применение предложенной конструкции привода управления механизмом переключения передач позволяет значительно снизить усилия переключения рычага, повысить четкость и надежность работы привода, удобство, комфорт и безопасность эксплуатации автомобиля в целом.

ПЕРЕЧЕНЬ ФИГУР

Полезная модель «Привод управления механизмом переключения передач» иллюстрируется на чертежах фиг.1, фиг.2, фиг.3.

На них показаны детали и устройство привода управления механизмом переключения передач.

На чертеже фиг.1 показана опора рычага переключения передач привода, содержащий:

поз.1 - рычаг переключения передач;

поз.2 - верхняя вилка с кронштейном;

поз.3 - крестовина с подшипниками;

поз.4 - шаровой шарнир наконечника;

поз.5 - нижняя вилка со стойкой;

поз.6 - основание опоры;

поз.7 - тросовая тяга в оплетке;

поз.8 - стойка крепления;

поз.9 - скоба крепления.

На чертеже фиг.2 показан транслятор и реактивная тяга привода, содержащий:

поз.1 - шаровой шарнир наконечника;

поз.2 - реактивная тяга;

поз.3 - транслятор;

поз.4 - тросовая тяга в оплетке;

поз.5 - планка крепления.

На чертеже фиг.3 показана коробка передач в сборе с механизмом переключения передач и размещение на ней транслятора привода, содержащий:

поз.1 - шаровой шарнир наконечника;

поз.2 - реактивная тяга;

поз.3 - транслятор;

поз.4 - тросовая тяга;

поз.5 - колодка крепления оплеток;

поз.6 - опора рычага.

СВЕДЕНИЯ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ

Привод управления механизмом переключения передач, состоящий (см. фиг.1, фиг.2) из основания 6, нижней вилки со стойкой 5, верхней вилки с кронштейном 2, крестовины 3, шаровых шарнирных наконечников 4, 1, тросовых тяг в оплетке 7, 4, транслятора 3 и реактивной тяги 2, предназначен для дистанционного управления коробкой передач двигателя.

При переключении рычага 1, верхняя вилка с кронштейном 2, поворачиваясь в подшипниках крестовины 3, передает момент перемещения через шаровые шарнирные наконечники 4, тросовые тяги 7 на транслятор 3 (фиг.2) и далее через опору рычага 6 (фиг.3) на рычаг механизма переключения передач в коробке передач двигателя, что приводит к изменению передаточного числа трансмиссии двигателя и изменению скорости движения автомобиля.

Применение предложенной конструкции привода управления механизмом позволяет значительно снизить усилия переключения передач двигателя автомобиля, повысить четкость и надежность работы привода, повысить удобство, комфорт и безопасность эксплуатации автомобиля в целом.

Конструкция привода управления механизмом переключения передач разработана с использованием отечественных материалов и включает в себя детали и элементы, заимствованные в других узлах и механизмах автомобилей и полностью исключает применение импортных узлов, деталей и материалов.

Полезная модель «Привод управления механизмом переключения передач» может быть изготовлена в условиях мелкосерийного и серийного производства с использованием известного оборудования, оснастки и материалов.

Привод управления механизмом переключения передач, состоящий из опоры, рычага, тросовых тяг в оплетке, транслятора и реактивной тяги, отличающийся тем, что подвижные сочленения опоры выполнены в виде подшипников крестовины, а тросовых тяг, транслятора и реактивной тяги - в виде шаровых шарнирных наконечников с малыми потерями при передачи момента движения и большим ресурсом работы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматизированным средствам обучения и может быть использовано для комплексного группового и/или индивидуального обучения и подготовки водителей самоходных безрельсовых транспортных средств, в частности водителей легковых, грузовых автомобилей, мотоциклистов, водителей автобусов, составов транспортных средств

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно к приводам, механизмам и системам, обеспечивающим дистанционное управление механизмом переключения коробки передач
Наверх