Гидровакуумный привод тормозов автопоезда

 

Полезная модель относится к тормозным приводам сочлененных автотранспортных средств состоящих из тягача и прицепа или полуприцепа. Цель - создание тормозного привода для автопоездов, у которых тягачами являются легковые автомобили или грузовые автомобили малой грузоподъемности. Цель достигается тем, что предлагаемый привод тормозов автопоезда основывается на использовании в качестве источника энергии вакуума, создаваемого вакуумным насосом или двигателем, использовании установленных на автомобиле и прицепе аппаратов тормозного привода и введением дополнительных аппаратов с системой сигнализации неисправности вакуумной и гидравлической части приводов.

Полезная модель относится к тормозным системам транспортных средств, в частности, к проводам тормозов автопоезда, в состав которого входят тягач и прицеп или полуприцеп (далее по тексту «прицеп»).

Известен гидровакуумный привод тормозов тягача, содержащий вакуумный усилитель, регулятор тормозных сил, главный тормозной цилиндр с бачком и системой сигнализации падения уровня тормозной жидкости в бачке. При этом источником энергии (вакуума) служит двигатель или вакуумный насос. [1]

Привод тормозов прицепа выполнен инерционно-гидравлическим и содержит приводной механизм и главный тормозной цилиндр с бачком под тормозную жидкость.

Недостаток указанного привода автопоезда заключается в самопроизвольном торможении прицепа при движении под уклон, задним ходом, а также в невозможности его использования на полуприцепах.

Технический результат, достигаемый заявляемым конструктивным выполнением, заключается в устранении недостатков указанного выше привода, создании универсального привода пригодного к применению, как на прицепах так и полуприцепах.

Указанный технический результат достигается тем, что в гидровакуумный привод тягача дополнительно установлены вакуумный баллон с обратным клапаном и системой сигнализации падения вакуума, клапана управления тормозами прицепа, защитный клапан, соединительные головки питающей и управляющей магистралей.

При этом клапан управления тормозами прицепа соединен непосредственно с надпоршневой полостью вакуумного усилителя, а с вакуумным баллоном через защитный клапан.

Прицеп оборудован гидровакуумным приводом, включающим вакуумный баллон с обратным клапаном и системой сигнализации падения вакуума, распределитель вакуума, регулятор тормозных сил, вакуумный усилитель, главный тормозной цилиндр с бачком и системой сигнализации падения уровня тормозной жидкости в бачке.

Распределитель вакуума на прицепе установлен между вакуумным баллоном и усилителем тормозов с обеспечением постоянной связи подпоршневой полости усилителя с вакуумным баллоном, а надпоршневой полости усилителя с вакуумным баллоном или атмосферой через распределитель вакуума.

Защитный клапан установлен между вакуумным баллоном тягача и соединительной головкой питающей магистрали прицепа с возможностью обеспечения сохранения вакуума на тягаче и обеспечения автоматического торможения прицепа при неисправности в вакуумной части тормозного привода прицепа.

Как вариант исполнения предполагаемого тормозного привода автопоезда возможно установка в приводе тормозов тягача клапана управления тормозами

прицепа с обеспечением его включения от контуров гидропривода тормозов тягача.

Заявляемое конструктивное выполнение иллюстрируется чертежами, где:

Фиг.1 - Схема привода тормозов тягача;

Фиг.2 - Схема привода тормозов прицепа

Фиг.3 - Клапан управления тормозами прицепа и распределитель вакуума.

Фиг.4 - Защитный клапан

Фиг.5 - Клапан управления тормозами прицепа с приводом от гидропривода тормозов тягача.

Предлагаемая тормозная система автопоезда содержит тормозные механизмы 1, 14, 32, главный тормозной цилиндр тягача 2, сигнальную лампу 3, датчики падения уровня тормозной жидкости в бачке главного цилиндра 4, 29, вакуумный усилитель тягача 5, вакуумные трубопроводы 6, 7, 8, 10, 11, 15, 28, 34, 35, 38, 39, защитный клапан 9, соединительную головку питающей магистрали тягача 12, соединительную головку управляющей магистрали тягача 13, регуляторы тормозных сил 16, 33, воздушные фильтры 17, 26, клапан управления тормозами прицепа 18, сигнальные лампы падения вакуума 19, 25, датчики падения вакуума 20, 24, вакуумные баллоны 21, 40, обратные клапаны 22, 41, вакуумный насос или двигатель 23, распределитель вакуума 27, главный тормозной цилиндр прицепа 30, вакуумный усилитель прицепа 31, соединительную головку управляющей магистрали прицепа 36, соединительную головку питающей магистрали прицепа 37, крышку клапана управления (распределителя вакуума) 42, уплотнительные клапаны 43, 53, 60, пружины 44, 46, 52, 54, 61, 62, корпус клапана управления (распределителя вакуума) 45, поршень 47, диафрагмы клапана управления 48, 64, основание клапана управления (распределителя вакуума) 49, крышку клапана управления (распределителя вакуума) 50, крышку защитного клапана (верхняя) 51, корпус защитного клапана 55, диафрагму защитного клапана 56, поршень защитного клапана 57, крышку защитного клапана (нижняя) 58, крышку клапана управления 59, корпус клапана управления 63, поршни клапана управления 65, 67, корпус 66.

На Фиг.1, 2, 3, 4 буквами обозначены:

надпоршневая полость вакуумного усилителя А, подпоршневая полость вакуумного усилителя Б, полость клапана управления, связанная с атмосферой В, рабочая полость клапана управления Г, проходные отверстия Д, 3, И, М, О, полость, связанная с вакуумным баллоном У, полость связанная с управляющей магистралью Ж, полость связанная с вакуумным баллоном Л, полость, связанная с атмосферой Н.

Предлагаемый привод тормозов автопоезда работает следующим образом.

В отторможенном состоянии при работающем двигателе и вакуумном насосе 23 создается вакуум (разрежение), который через обратный клапан 22 поступает в вакуумный баллон 21, откуда по трубопроводу 6 - в подпоршневую полость Б вакуумного усилителя 5 и через внутренние каналы усилителя - в подпоршневую полость А, далее по трубопроводу 7 в замкнутую полость клапана управления тормозами прицепа 18, т.е. через отверстие 3 в полость Ж.

Одновременно вакуум из баллона 21 по трубопроводу 8 поступает в защитный клапан 9, т.е. через отверстие М в полость Л и, при достижении определенной величины вакуум, перемещая поршень 57 и клапан 53 вверх, поступает в полость К и через отверстие О по трубопроводу 10 к соединительной головке 12 питающей магистраль. В случае обрыва сцепки или соединительных магистралей тягача с прицепом, защитный клапан сохраняет вакуум в приводе тормозов тягача и обеспечивает автоматическое торможение прицепа.

Из защитного клапана 9 по трубопроводу 11 вакуум поступает к клапану управления тормозами прицепа 18, откуда через трубопровод 15 к соединительной головке 13 управляющей магистрали. Вакуум из соединительных головок 12, 13 тягача поступает в соединительные головки 37, 36 прицепа и далее по трубопроводу 39 через обратный клапан 41 в вакуумный баллон 40, а по трубопроводу 38 - в полость распределителя вакуума 27, откуда по трубопроводу 34 в подпоршневую Б, а по трубопроводу 28 - в надпоршневую полости вакуумного усилителя 31. От соединительной головки 36 по трубопроводу 35 вакуум поступает в полость Ж распределителя вакуума 27. Таким образом, все аппараты тормозного привода тягача и прицепы заполнены вакуумом.

При торможении (нажатии на тормозную педаль) происходит торможение тягача за счет поступающего воздуха в надпоршневую полость А усилителя 5 (воздух поступает по внутренним клапанам усилителя). При этом из усилителя по трубопроводу 7 воздух поступает к клапану управления тормозами прицепа 18, т.е. через отверстие 3 в полость Ж, в результате чего, поршень 47 перемещается, касается нижней части клапана 43, чем разъединяет полость Г от Е, а затем отводит верхнюю часть клапана 43 от седла, при этом атмосферный воздух, проходя через фильтр 17, полости В и Г и отверстие И, поступает в головку 13 тягача и в головку 36 прицепа. Затем по трубопроводу 35 поступает через отверстие 3 в полость Ж распределителя вакуума прицепа 27. В распределителе вакуума прицепа происходят те же процессы, что были описаны выше для клапана управления тормозами прицепа 17, поскольку конструкция этих аппаратов однотипна.

Из распределителя вакуума 27 воздух по трубопроводу 28 поступает в надпоршневую полость А усилителя прицепа 31, создается давление жидкости в главном цилиндре 30, что вызывает торможение прицепа.

При растормаживании вакуумный насос 23 или двигатель производят отсос воздуха из всех аппаратов вакуумного привода тягача и прицепа. При этом поршни и клапана аппаратов возвращаются в исходное положение. Система расторможена и готова для последующего торможения.

На тягачах предлагаемого привода тормозов предусматривается возможность установки клапана управления тормозами прицепа, имеющего включение от гидропривода тормозов тягача (Фиг.5). Указанный клапан управления содержит: крышку 59, корпуса 63, 66, поршни 67, соединенные с гидроприводом, поршень 65 с уплотнителем 64, уплотнительный клапан 60, пружины 61, 62. Принцип работы указанного на Фиг.5 клапана управления тормозами прицепа аналогичен работе описанный ранее для клапана, показанного на Фиг.3.

Источники информации, принятые во внимание при составлении заявки.

1.«Автомобиль ГАЗ-33021 «ГАЗель». Устройство и техническое обслуживание» под редакцией главного конструктора АО «ГАЗ» Кудрявцева Ю.В. Издательство «За рулем» 1997 г. стр.67, рис.75 - ближайший аналог

1. Гидровакуумный привод тормозов автопоезда, содержащий вакуумный насос (возможно, что источником вакуума является двигатель), вакуумный усилитель с обратным клапаном, главный тормозной цилиндр с бачком и системой сигнализации падения уровня тормозной жидкости в бачке, регулятор тормозных сил и тормозной привод прицепа, содержащий тормозной цилиндр с бачком под тормозную жидкость, отличающийся тем, что в гидровакуумный привод тормозов тягача дополнительно установлены вакуумный баллон с обратным клапаном и системой сигнализации падения вакуума, клапан управления тормозами прицепа, защитный клапан, соединительные головки питающей и управляющей магистралей, при этом клапан управления тормозами прицепа соединен постоянно с надпоршневой полостью вакуумного усилителя тягача, а с вакуумным баллоном - через защитный клапан, прицеп оборудован гидровакуумным приводом тормозов, содержащий вакуумный баллон с системой сигнализации падения вакуума, регулятор тормозных сил, вакуумный усилитель, главный цилиндр с бачком и системой сигнализации падения уровня тормозной жидкости в бачке, распределитель вакуума, установленный между вакуумным баллоном и усилителем тормозов с обеспечением постоянной связи подпоршневой полости усилителя с вакуумным баллоном, а надпоршневой полости с атмосферой или вакуумным баллоном через распределитель вакуума.

2. Гидровакуумный привод тормозов автопоезда по п.1, отличающийся тем, что клапан управления тормозами прицепа и распределитель вакуума однотипны, в каждом из которых размещен поршень с уплотнительными элементами с обеих сторон, внутри поршня выполнены каналы, выходящие в полость, имеющую уплотнительные клапаны, обеспечивающие возможность подачи вакуума к аппаратам привода или отключения подачи вакуума и подачи воздуха с давлением пропорциональным давлению воздуха, поступающего от усилителя тормозного тягача в управляющую магистраль.

3. Гидровакуумный привод тормозов автопоезда по п.1, отличающийся тем, что в привод установлен защитный клапан, включающий корпус, крышки, поршень с уплотнительным элементом и каналами, уплотнительный клапан, пружины, обеспечивающие возможность удержания вакуума в приводе тормозов тягача и герметичность защитного клапана при неисправности вакуумной части привода прицепа.

4. Гидровакуумный привод тормозов автопоезда по п.1, отличающийся тем, что в тормозной привод тягача установлен клапан управления тормозами прицепа с обеспечением его включения от гидравлической части привода.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к запорной и защитной арматуре и может быть использована в нефтяной, газовой, ядерной промышленности, а так же жилищно-коммунальном хозяйстве

Изобретение относится к запорной арматуре для трубопроводов

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности, в частности, к устройствам для дозированной подачи химического реагента в скважину с целью предотвращения и удаления асфальтеносмолопарафиновых отложений (АСПО), неорганических солей, коррозии, деэмульсации скважины
Наверх