Низкошумное устройство обдува термонагруженных агрегатов энергетической установки и/или колесного транспортного средства в процессе их стендовых испытаний

 

Полезная модель относится к контрольно-диагностическому стендовому оборудованию, предназначенному для акустических исследований энергетических установок, например, двигателей внутреннего сгорания (далее ДВС), колесных транспортных средств, например, автомобилей. Устройство обдува термонагруженных агрегатов энергетической установки и/или колесного транспортного средства в процессе их стендовых испытаний, основными элементами которого являются направляющий элемент (сопло) в виде усеченного конуса, электродвигатель, рабочее колесо (крыльчатка), кожух, передвижная стойка. Новым является то, что в задней приемной части устройства обдува, со стороны входа засасываемого лопатками крыльчатки охлаждающего воздуха, смонтирован камерный глушитель аэродинамического шума цилиндрической формы, при этом, глушитель содержит расширительную камеру диаметром не менее 1.2 диаметра кожуха, диаметр приемной части глушителя не менее диаметра рабочего колеса, торец приемной части имеет скругленную форму, во внутренней полости глушителя установлен делитель воздушного потока, каркас камерного глушителя и делитель воздушного потока камеры глушителя перфорированы отверстиями и футерованы с обеих сторон самоклеющимся звукопоглощающим пористым волокнистым или открытоячеистым вспененным материалом, содержащим внешний пленочный защитный воздухонепроницаемый звукопрозрачный слой.

Практическая реализация заявляемого в качестве полезной модели низкошумного устройства обдува позволяет существенно уменьшить аэродинамический шум, излучаемый устройством обдува, и повысить, в связи с этим, точность и объективность результатов стендовых виброакустических испытаний колесного транспортного средства (ДВС).

Полезная модель относится к контрольно-диагностическому стендовому оборудованию, предназначенному для акустических исследований энергетических установок, например, двигателей внутреннего сгорания (далее ДВС), колесных транспортных средств, например, автомобилей.

Решение проблемы уменьшения акустического загрязнения окружающей среды и улучшения акустического комфорта энергетических установок и наземных колесных транспортных средств - важная актуальная задача разработчиков и исследователей транспортной техники, требующая больших материальных, временных и интеллектуальных затрат. Наиболее мобильными и продуктивными процессами исследований и доводки, в частности, колесных транспортных средств по шуму и виброкомфорту являются экспериментальные исследования, проводимые в стендовых условиях, с привлечением многообразной техники имитации скоростных и нагрузочных режимов идентичных дорожным (полевым) условиям испытаний (например, динамических стендов с беговыми барабанами), стационарной измерительной и анализирующей аппаратуры. Постоянные, не зависящие от погоды и состояния дорожного покрытия условия испытаний, удобство съема и анализа измерительной информации способствуют все более широкому распространению стендовых исследований виброакустических процессов, протекающих в наземных колесных транспортных средствах. Ввиду того, что основным виброшумоактивным источником транспорного средства является его энергетическая установка - ДВС с трансмиссионными агрегатами (далее

- силовой агрегат), то весьма важно также проводить исследования и доводку силового агрегата на стенде при имитации различных скоростных и нагрузочных режимов (изменяя обороты ДВС, угол открытия дроссельной заслонки и т.п.).

Достаточно полную имитацию условий движения автомобиля в реальных дорожных условиях можно достичь на стендах с беговыми барабанами, практика использования которых нашла широкое распространение на предприятиях производящих автотранспортную технику и в НИИ.

Современные технологии исследования акустических процессов, реализующихся на транспортных средствах (автомобилях, тракторах, мотоциклах и пр. видах колесных транспортных средств) предусматривают, в частности, применение специальных низкошумных беговых барабанов, позволяющих имитировать различные скоростные и нагрузочные режимы работы энергетических и трансмиссионных агрегатов транспортных средств в условиях размещения их в специальных безэховых или полубезэховых акустических камерах, способствующих формированию свободного звукового поля в зонах измерений.

Безэховая или полубезэховая (звукомерная, заглушенная) испытательная камера представляет собой помещение, установленное на отдельном, виброизолированном от основного здания фундаменте. В такой камере размещается стенд с беговыми барабанами (или моторный тормозной стенд), виброизолированный от основного здания и корпуса камеры. Привод и тормозная установка размещаются в подвальном, или находящимся на одном уровне с камерой, специальном машинном помещении. Для приближения акустических свойств камеры к свободному звуковому полю необходимо направленное согласование акустических импедансов (сопротивлений) воздушной среды в свободном пространстве камеры и в структуре звукопоглощающего материала, облицовывающего звукоотражающие поверхности стен, потолка, пола. Поэтому конструкция звукопоглощающей облицовки стен (пола, потолка) камеры должна быть выполнена пористой и иметь

структурную плотность (пористость), плавно изменяющуюся по глубине покрытия в направлении распространения звуковых волн к жесткой звукоотражающей поверхности стен (пола, потолка). Причем, наибольшая плотность пористой звукопоглощающей облицовки реализуется непосредственно у стенок камеры, а наименьшая - на внешнем (приемном) поверхностном слое звукопоглощающей футеровки стен и потолка помещения испытательной камеры. Необходимые условия такого волнового согласования воздушной среды в зонах стен и потолка достигаются, в частности, применением различных объемных поглотителей клиновой формы (клинья, кулисы). Основными материалами, из которых изготавливаются звукопоглощающие клинья, являются открытоячеистый пенополиуретан, стекловолокно, минеральная вата, супертонкое базальтовое волокно, винипор с огнестойкой пропиткой.

Как известно, в процессе испытаний транспортного средства на динамическом барабанном стенде, установленном в полубезэховой акустической камере, или же ДВС, установленного на моторном стенде в безэховой акустической камере, существует потребность в обдуве и охлаждении термонагруженных систем и агрегатов энергетической установки и/или колесного транспортного средства. Обдув передка транспортного средства необходим с целью охлаждения радиатора системы охлаждения ДВС для обеспечения нормального функционирования охлаждения ДВС транспортного средства и возможности проведения испытаний на режимах повышенных нагрузок. Кроме этого, повышенное воздействие температурных нагрузок на кузовные элементы, резиновые виброизоляторы, детали из полимерных материалов типа битумных мастик, нанесенных на панели пола кузова, приводит к изменению жесткостных и виброакустических характеристик этих материалов и, как следствие, к непредсказуемому снижению достоверности результатов акустических измерений. Для охлаждения термонагруженных систем и агрегатов транспортного средства (корпуса ДВС, маслянного поддона, выхлопного коллектора, глушителей и трубопроводов системы выпуска отработавших газов, трансмиссионных

узлов типа сцепления, коробки передач, ведущих мостов, кузова и пр.) используется, как правило, специальное устройство обдува (вентиляторная воздуходувка), установленное в пространстве испытательной акустической камеры, в непосредственной близости от измерительных микрофонов, как правило, спереди исследуемого на беговых барабанах транспортного средства, или же в непосредственной близости от корпуса ДВС (выхлопного коллектора, маслянного поддона) исследуемой энергетической установки, установленной в акустическом моторном боксе. Расположение вентиляторной воздуходувки вблизи исследуемых объектов (колесное транспортное средство и/или ДВС) необходимо для обеспечения эффективного обдува и охлаждения термонагруженных агрегатов. Кроме этого, удаление вентиляторной воздуходувки от объекта испытаний на достаточное расстояние невозможно ввиду ограниченного пространства помещений испытательных акустических камер, а также вследствие резкого снижения эффективности охлаждающего обдува разогретых фрагментов. В качестве устройства охлаждающего обдува вполне оправдано применение осевых вентиляторов. Как правило, это вентиляторы с индивидуальным прямым электроприводом, с рабочим колесом, монтируемым непосредственно на вал электродвигателя. Кожух вентилятора имеет калиброванный внутренний диаметр и повышенную жесткость. Калиброванный внутренний диаметр кожуха позволяет уменьшить до минимума зазор между наружным диаметром рабочего колеса и кожухом, а, следовательно, снизить потери воздуха в вентиляторе и уменьшить генерирование звука периферическими зонами лопастей вентилятора. Повышенная жесткость кожуха приводит к уменьшению общего уровня шума, излучаемого непосредственно вибрирующим корпусом вентилятора. Кроме этого, с целью максимального уменьшения вибраций и шума, обязательна балансировка рабочего колеса (крыльчатки), которая производится непосредственно на валу собственного электродвигателя, что уменьшает динамическое (вибрационное) возбуждение корпуса вентилятора и, соответственно, уменьшает уровень генерируемого им корпусного шума.

Помимо использования в полубезэховых акустических камерах с динамическим барабанным стендом, устройство обдува применяется также в полубезэховых или безэховых камерах для испытаний ДВС в акустическом моторном стенде. В этом случае, существует потребность в охлаждении термонагруженных деталей и узлов исследуемого ДВС, в частности, выхлопного коллектора, приемной трубы, глушителей, шланга отвода выхлопных газов в технологическую магистраль системы дымоудаления, масляного поддона ДВС и т.п.

Известен динамический стенд с беговыми барабанами акустического центра фирмы «FEV», конструкция которого представлена в публикации «Engine Technology International», 01.2002, р.44...45. Стенд располагается в полубезэховой акустической камере. Стены и потолок камеры по всему периметру облицованы специальными звукопоглощающими клиньями, способствующими формированию свободного звукового поля в измерительной зоне. На повышенных скоростных и нагрузочных режимах работы ДВС производится охлаждение термонагруженных элементов исследуемого транспортного средства устройством обдува.

Известен стенд для акустических испытаний ДВС в безэховой акустической камере исследовательского центра ф. «Порше» (ФРГ), представленный в публикации Peter Gutzmer und Reimer Pilgrim. Motorakustische Versuchs-und Meptechnik bei Porsche. MTZ, Motortechnische Zeitschrift, 48 (1987), 2, 47...50. Тормозной (нагрузочный) стенд установлен по центру камеры внизу под поверхностью пола полностью заглушенной безэховой акустической камеры. Передача крутящего (тормозного) момента осуществляется при этом бесконечной гибкой связью - гладкоременной передачей. Пол акустической камеры выполнен полностью виброизолированным от автономного фундамента, на котором установлен приводной (тормозной) стенд, а его поверхность (пола) покрыта эффективным шумопоглощающим материалом (специальными шумопоглощающими клиньями). Корпус ДВС, как объект исследования, располагается вблизи геометрического центра воздушного пространства камеры, т.е. в зоне наиболее удаленной от

звукоотражающих поверхностей стен, пола, потолка (с «наилучшей акустикой»). В данном случае, производится периодическое применение в процессе испытаний ДВС устройства обдува, охлаждающее термонагруженные детали и узлы ДВС и обеспечивающее оптимальный температурный режим.

Известен динамический стенд с беговыми барабанами акустического центра центрального автополигона ГУП НИЦИАМТ (г. Дмитров, Московской обл.), расположенный в полубезэховой камере, конструкция которого представлена в публикации «Акустический центр выполнит:», Автомобильная промышленность, 2000, №11, с.1. Как представлено на фото, перед установленным на беговых барабанах динамического стенда транспортным средством находится устройство обдува в виде осевой вентиляторной воздуходувки с массивным, с большой площадью поверхности, цилиндрическим металлическим корпусом, являющимся не только отражателем звуковых волн, генерируемых исследуемым объектом (ДВС), но и излучателем структурного звука, генерируемого непосредственно вентилятором, что ведет к существенному искажению результатов акустических измерений.

Известен динамический барабанный стенд для акустических исследований транспортных средств акустического центра ф. «AVL» (Австрия), конструкция которого подробно описана в опубликованном докладе SAE 971900 "Design, Construction and Application of a World Class Venicle Acoustic Test Facility", F.K.Brandl, p.241-247. Стенд располагается в полубезэховой испытательной камере. Камера представляет собой замкнутую бетонную прямоугольную оболочку, с толщиной стен, равной 30 см. Бетонная оболочка расположена на виброизоляторах, собственная частота которых 2.5 Гц. Стены и потолок полубезэховой камеры облицованы звукопоглощающими клиньями на основе стекловолокна. Длина клиньев составляет 1 м. В углах камеры располагаются сопла приточно-вытяжной вентиляции, производительность которой 40000 м3/час. Уровень собственных шумов в камере с включенной приточно-вытяжной вентиляцией равен 47 дБА. Обдув передка исследуемого на барабанном стенде транспортного

средства осуществляется мощной вентиляционной установкой (см. фиг.11), сопло которой располагается в пространстве испытательной камеры непосредственно перед исследуемым транспортным средством. Конструктивным недостатком данной вентиляционной установки являются ее высокие звукоотражающие свойства, искажающие условия свободного звукового поля в камере, а также в недостаточной степени незаглушенный аэродинамический шум потока обдуваемого воздуха.

Известен динамический стенд с беговыми барабанами для испытаний колесных транспортных средств ф. «Prodrive» (Великобритания, см. публикацию в журнале «Testing Technology International», September 2003, р.5, 40, ). В качестве охлаждающего обдува воздухом передка кузова с силовым агрегатом транспортного средства используется крупногабаритная вентиляторная воздуходувка, располагаемая в непосредственной близости от бампера автомобиля, создавая при этом мощный зашумленный воздушный поток для обдува термонагруженных поверхностей силового агрегата, системы выпуска и кузовных панелей и производящая искажающий реальное звуковое поле автомобиля существенный звукоотражающий эффект и увеличивающая уровень шума акустических помех, генерируемый непосредственно работой вентиляторной воздуходувки.

Известен стенд для акустических испытаний транспортных средств, конструкция которого представлена в патенте ФРГ № PS 3715016. Испытательный стенд располагается в полубезэховой акустической камере с облицовкой стен и потолка звукопоглощающими клиньями, способствующими формированию свободного звукового поля в рабочем пространстве камеры. Обдув транспортного средства в процессе акустических испытаний осуществляется специальной вентиляторной воздуходувкой, сопло которой является продолжением специального эластичного канала и располагается непосредственно в помещении испытательной камеры перед установленным на стенде исследуемым транспортным средством. Корпус сопла выполнен в виде конусообразного параллелепипеда большого объема. В связи с этим, большая площадь звукоотражающей поверхности корпуса сопла

вызывает значительный звукоотражающий эффект, искажающий условия свободного звукового поля в рабочем пространстве камеры. Кроме этого, вентиляторная воздуходувка излучает повышенный аэродинамический шум, вызванный производимым при ее работе мощным потоком обдуваемого воздуха

Общим недостатком приведенных выше, известных акустических стендов для исследований колесных транспортных средств и/или их энергетических установок - ДВС, располагаемых в полубезэховых или безэховых акустических камерах, является недостаточная степень заглушения аэродинамического шума устройств обдува, используемых в составе рассмотренных испытательных акустических стендов, и значительные звукоотражающие эффекты от жестких стенок вентиляторных воздуходувок, искажающие условия свободного распространения звуковых волн, генерируемых непосредственно объектами исследований - транспортным средством или энергетической установкой, например, ДВС. Аэродинамический шум вентиляторной воздуходувки возникает при обтекании потоком воздуха лопаток крыльчатки, движении воздушного потока по стенкам сопла и при смешении струи потока с окружающим воздухом. Истекающая по каналу направляющего элемента (сопла) струя воздушного потока характеризуется интенсивным вихреобразованием на стенках канала, а область смешения струи с окружающим воздухом - интенсивными турбулентными пульсациями, что вызывает образование аэродинамического шума. Кроме этого, возникает дополнительный шум за счет отражения звука от внутренней звукоотражающей поверхности стенок направляющего элемента. Образуемый аэродинамический шум излучается непосредственно в пространство измерительной зоны вокруг исследуемого объекта испытаний, с установленными в нем измерительными микрофонами, что оказывает отрицательное влияние на точность и объективность исследовательских и доводочных работ по виброакустике. Недостатком является также динамическое (вибрационное) возбуждение стенок направляющего элемента (сопла) от истекаемого с большой скоростью потока обдуваемого воздуха и,

соответственно, излучение стенками структурного шума в пространство испытательной камеры. Общим недостатком известных устройств обдува, располагаемых в полубезэховых или безэховых акустических камерах, является также негативное влияние жестких стенок звукоотражающего корпуса с большой площадью отражения звука устройств обдува, необходимость которых обусловлена технологией проведения испытаний, на условия свободного звукового поля в зонах нахождения измерительных микрофонов.

Частично указанные недостатки представленных акустических исследовательских стендов устранены в техническом решении, описанном в патенте Российской Федерации на полезную модель №36523, 10.03.2004, Бюл. №7 - ПРОТОТИП.В описании данного патента представлена конструкция устройства обдува термонагруженных агрегатов энергетической установки и/или колесного транспортного средства, интегрированного с глушителем аэродинамического шума. Отличительной особенностью представленного в патенте №36523 устройства обдува является то, что направляющий элемент устройства одновременно является глушителем аэродинамического шума, выполненным в виде усеченного конуса с направлением вершины конуса в сторону охлаждаемого, излучающего звук объекта, с делителем воздушного потока во внутренней полости направляющего элемента, при этом, каркас конуса и делитель воздушного потока перфорированы отверстиями и футерованы с обеих сторон самоклеющимся звукопоглощающим пористым волокнистым или открытоячеистым вспененным материалом с внешним защитным звукопрозрачным газонепроницаемым слоем. Однако, известное устройство обдува способно эффективно глушить аэродинамический шум вентиляторной воздуходувки, генерируемый только со стороны выхода из сопла потока охлаждающего воздуха. В это же время, с противоположной стороны, т.е. со стороны входа (забора) охлаждающего воздуха, засасываемого лопатками крыльчатки вентиляторной воздуходувки, генерируется достаточно высокий уровень аэродинамического шума, ухудшающий формирование условий распространения свободного звукового поля в

безэховой (полубезэховой) испытательной камере и отрицательно влияющий на качество исследовательских и доводочных работ по виброакустике испытуемых объектов (колесное транспортное средство, ДВС).

Предлагаемое техническое решение позволяет в значительной степени устранить обозначенные выше недостатки.

Сущность полезной модели заключается в том, что в известном устройстве обдува термонагруженных агрегатов энергетической установки и/или колесного транспортного средства в процессе их стендовых акустических испытаний, основными элементами которого являются направляющий элемент (сопло) в виде усеченного конуса, электродвигатель, рабочее колесо (крыльчатка), кожух, передвижная стойка - в задней части устройства обдува, со стороны входа засасываемого лопатками крыльчатки охлаждающего воздуха, смонтирован камерный глушитель аэродинамического шума цилиндрической формы, при этом, глушитель содержит расширительную камеру диаметром не менее 1.2 диаметра кожуха, диаметр приемной части глушителя не менее диаметра рабочего колеса, торец приемной части имеет скругленную форму, во внутренней полости глушителя установлен делитель воздушного потока, каркас камерного глушителя и делитель воздушного потока камеры глушителя перфорированы отверстиями и футерованы с обеих сторон самокпеющимся звукопоглощающим пористым волокнистым или открытоячеистым вспененным материалом с внешним защитным звукопрозрачным воздухонепроницаемым слоем.

Сущность полезной модели иллюстрируется на чертежах.

На фиг.1 представлена полубезэховая испытательная камера, с установленным на беговых барабанах динамического стенда исследуемым колесным транспортным средством и установленным напротив передка кузова вблизи транспортного средства низкошумным устройством обдува термонагруженных агрегатов колесного транспортного средства, заявляемым в качестве полезной модели. Позициями на фиг.1 обозначены:

1 - полубезэховая испытательная камера;

2 - звукопоглощающие кулисы;

3 - исследуемое транспортное средство;

4 - измерительные микрофоны;

5 - низкошумное устройство обдува.

На фиг.2 представлена безэховая испытательная камера с установленным в ней на акустическом моторном стенде исследуемым ДВС, и установленным вблизи ДВС низкошумным устройством обдува термонагруженных агрегатов энергетической установки, заявляемым в качестве полезной модели. Позициями на фиг.2 обозначены:

2 - звукопоглощающие кулисы;

4 - измерительные микрофоны;

5 - низкошумное устройство обдува энергетической установки;

6 - безэховая испытательная камера;

7 - исследуемый ДВС;

8 - приемная труба;

9 - металлизированный шланг технологической системы отсоса выхлопных газов.

На фиг.3, 4 представлена конструкция низкошумного устройства обдува термонагруженных агрегатов энергетической установки и/или средства колесного транспортного средства в процессе их стендовых испытании.

На фиг.5 представлена схема установки измерительных микрофонов при сравнительной оценке уровней шума штатной вентиляторной воздуходувки в исходном состоянии (без применения глушителя аэродинамического шума) и при установке низкошумного устройства обдува, (вентиляторной воздуходувки, доработанной с учетом предлагаемых в настоящей заявке технических решений). Позициями на фиг.5 обозначены:

5 - низкошумное устройство обдува, (вентиляторная воздуходувка, доработанная с учетом предлагаемых в настоящей заявке технических решений);

29-30 - измерительные точки, с установленными в них микрофонами;

31 - штатная вентиляторная воздуходувка в исходном состоянии (конструкция ПРОТОТИПА).

На фиг.6 представлена иллюстрация снижения генерируемого низкошумным устройством обдува аэродинамического шума, в сравнении с вентиляторной воздуходувкой без конструктивной доработки (ПРОТОТИПОМ). Позициями на фиг.6 обозначены:

5 - заявляемое низкошумное устройство обдува, (вентиляторная воздуходувка, доработанная с учетом предлагаемых в настоящей заявке технических решений);

31 - штатная вентиляторная воздуходувка в исходном состоянии (конструкция ПРОТОТИПА);

32 - вентиляторная воздуходувка без направляющего элемента в виде усеченного конуса (конструкция аналогов).

На фиг.7 представлены 1/3 октавные спектры уровней шума в 1 м от корпуса вентиляторной воздуходувки (измерения проведены в безэховой камере Управления специальных испытаний АВТОВАЗа) в исходном состоянии (конструкция ПРОТОТИПА) и в варианте применения заявляемого в качестве полезной модели низкошумного устройства обдува.

Кожух устройства обдува (вентиляторной воздуходувки) 10 изготавливается, как правило, из листовой стали или другого металлического материала в виде цилиндра с отбортованными фланцами и приваренными внутри двумя кронштейнами 11 для закрепления на них опоры 12 электродвигателя 13. Непосредствено на вал электродвигателя 13 монтируется рабочее колесо (крыльчатка) 14. Рабочее колесо состоит из нескольких алюминиевых лопаток аэродинамической формы, с возможностью установки лопаток на любой угол в заданном диапазоне регулирования, с целью достижения необходимых параметров по давлению, производительности и потребляемой мощности. Рабочее колесо балансируется статически в динамическом режиме при закреплении его непосредственно на валу своего электродвигателя. Кожух вентиляторной воздуходувки монтируется на передвижной стойке 15 с помощью шарнирного

соединения 16. Стойка 15 имеет колеса 17 с массивной обрезиненной поверхностью для уменьшения передачи вибрационной энергии на пол испытательной камеры. К торцу кожуха, со стороны выхода потока воздуха, винтовым соединением 18 крепится направляющий конусообразный элемент 19, с направлением вершины конуса в сторону охлаждаемого, излучающего звук объекта (термонагруженных элементов энергетической установки или колесного транспортного средства), с делителем воздушного потока 20 в его внутренней полости. Направляющий элемент способен дополнительно увеличивать заглушение аэродинамического шума вентиляторной воздуходувки со стороны выхода потока охлаждающего воздуха. Со стороны входа (засасывания) потока воздуха в устройство обдува, к торцу кожуха 10 болтовым соединением 21 крепится камерный глушитель аэродинамического шума 22, имеющий форму расширительной цилиндрической камеры диаметром не менее 1.2 диаметра кожуха 10, изготовленной из перфорированного отверстиями металлического листа 23. Диаметр приемной части 24 (заборного горла) глушителя 22 не менее диаметра рабочего колеса 14, а ее торец имеет скругленную форму, что, в совокупности, позволяет не увеличивать гидравлическое сопротивление тракта и не уменьшать расход входящего охлаждающего воздуха. Во внутренней полости камеры глушителя 22 содержится делитель воздушного потока 25, выполненный в виде перфорированной отверстиями металлической пластины 26. Установленный во внутренней полости камеры глушителя 22 делитель потока воздуха 25 уменьшает вихреобразование и за счет увеличения активной площади звукопоглощения, вносимой поверхностью делителя, производит снижение вихревой составляющей аэродинамического шума, излучаемого устройством обдува в процессе его работы. Внешние и внутренние поверхности перфорированного металлического листа 23, а также две стороны пластины 26 делителя воздушного потока по всему их периметру футерованы звукопоглощающим пористым, волокнистым или открытоячеистым вспененным материалом 27, облицованным, в свою очередь, тонким защитным звукопрозрачным слоем 28. Защитный

звукопрозрачный воздухонепроницаемый слой 28 применяется из тонкого пленочного моющегося, огнестойкого, влаго-масло-бензостойкого материала, типа полиэстеровой пленки, не впитывающего указанные вещества внутрь пористой структуры звукопоглощающего материала, легко подвергающегося очистке пылесосом или влажной очистке. Перфорация отверстиями несущего каркаса глушителя аэродинамического шума и пластины делителя воздушного потока позволяет снизить их вибровозбудимость и, соответственно, уменьшить излучение ими дополнительного структурного шума вследствие образования условий для короткого акустического замыкания через отверстия перфорации между лицевой и тыльной сторонами стенок, Двухсторонняя футеровка звукопоглощающим материалом каркаса глушителя аэродинамического шума и пластины делителя воздушного потока, в совокупности с их перфорированной структурой, обеспечивает эффективное поглощение звуковых волн, излучаемых крыльчаткой вентиляторной воздуходувки, позволяя звуковым волнам через перфорированные отверстия проникать в зону пористых слоев звукопоглощающих панелей и, тем самым, ослаблять звуковую энергию. Кроме этого, исключается составляющая шума, излучаемого близкорасположенным объектом исследований (транспортным средством, ДВС), образуемая в результате отражения звука от жестких внутренних поверхностей глушителя и делителя воздушного потока, ввиду их изготовления из перфорированного, слабо отражающего звук, металлического листа с двухсторонней футеровкой звукопоглощающим материалом. Облицовка звукопоглощающего материала защитным пленочным слоем 28 в виде звукопрозрачной воздухонепроницаемой гладкой фольги, способствует уменьшению гидросопротивления направляющего тракта вентиляторной воздуходувки и, соответственно, позволяет, по крайней мере, не уменьшать напор подаваемого воздуходувкой воздуха к термонагруженным элементам энергетической установки или транспортного средства.

Как следует из фиг.7, во всех измерительных точках (расположение измерительных точек см. на фиг.5) в частотном

диапазоне 100...10000 Гц зарегистрировано снижение уровней спектральных составляющих заявляемой конструкции низкошумной вентиляторной воздуходувки, оборудованной глушителем аэродинамического шума со стороны входа потока воздуха, в сравнении с вентиляторной воздуходувкой без глушителя аэродинамического шума (ПРОТОТИПОМ). В особенности, наибольший шумопонижающий эффект отмечен в области звукового спектра 500...3000 Гц - снижение уровня звука на отдельных частотах этого диапазона достигает 12 дБ. В таблице 1 приведены значения общих уровней шума, зарегистрированных в 1 м от корпуса устройства обдува в исследуемых измерительных точках.

Таблица 1.
точка измерения29 30сред.зн.
исходное состояние вентиляторной воздуходувки (без глушителя аэродинамического шума со стороны входа потока воздуха) 62.369.365.8
установлен глушитель аэродинамического шума со стороны входа потока воздуха56.16560.6

Как видно из таблицы 1, значение общих уровней шума, осредненное по 2-м измерительным точкам, уменьшилось на 5.2 дБА, что, таким образом, подтверждает эффективность применения заявленного устройства.

Таким образом, практическая реализация заявляемого в качестве полезной модели низкошумного устройства обдува позволяет существенно уменьшить аэродинамический шум, излучаемый устройством обдува, и повысить, в связи с этим, точность и объективность результатов стендовых виброакустических испытаний колесного транспортного средства (ДВС).

Низкошумное устройство обдува термонагруженных агрегатов энергетической установки и/или колесного транспортного средства в процессе их стендовых испытаний, содержащее, в частности, направляющий элемент (сопло) в виде усеченного конуса, электродвигатель, рабочее колесо (крыльчатка), кожух, передвижную стойку, отличающееся тем, что в задней приемной части устройства обдува, со стороны входа засасываемого лопатками крыльчатки охлаждающего воздуха, смонтирован камерный глушитель аэродинамического шума цилиндрической формы, при этом глушитель содержит расширительную камеру диаметром не менее 1,2 диаметра кожуха, диаметр приемной части глушителя выполнен размером не менее диаметра рабочего колеса, торец приемной части камерного глушителя имеет скругленную форму, во внутренней полости камерного глушителя установлен делитель воздушного потока, каркас камерного глушителя и делитель воздушного потока камеры глушителя перфорированы отверстиями и футерованы с обеих сторон самоклеющимся звукопоглощающим пористым волокнистым или открытоячеистым вспененным материалом, содержащим внешний пленочный защитный воздухонепроницаемый звукопрозрачный слой.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано в радиальных, осевых и иных вентиляторах

Изобретение относится к области машиностроения, строительства, судостроения, авиастроения, а именно к звукопоглощающим панелям, используемым для кабин, салонов, кожухов, звукозащитных экранов, облицовки стен помещений и т.д

Пылесос // 115186

Полезная модель относится к конструкциям, которые могут быть использованы в отраслях промышленности, где требуется защита от вибрации, гидроизоляционная и антикоррозионная защита металлических конструкций

Пылесос // 79402

Снегоход // 91050

Пылесос // 99306
Наверх