Устройство для оценки уровня корпусного шума, излучаемого элементами системы выпуска отработавших газов двигателей колесных транспортных средств

 

Устройство смонтировано в акустической камере с жестким звукоотражающим полом и содержит, в частности, звукоизолирующую перегородку, исследуемую выхлопную трассу, упруго установленную на подвеске и размещенные в непосредственной близости от нее измерительные микрофоны. Отличительной особенностью является то, что на жесткую поверхность пола полубезэховой камеры, в зоне расположения подвески исследуемой выхлопной трассы, установлены легкосъемные поглотители звука, выполненные из пористого волокнистого или пенистого звукопоглощающего материала на основе базальтовых или стеклянных волокон, открытоячеистого пенополиуретана, с защитной звукопрозрачной оболочкой из тонкой стеклоткани, или алюминизированной пленки и т.п. Размеры общей поверхности, образованной установленными поглотителями звука, определяемые горизонтальной проекцией исследуемой выхлопной трассы, по крайней мере, не выходят за пределы звукопоглощающей поверхности, а кратчайшее расстояние от горизонтальной проекции каждого из корпусных элементов исследуемой выхлопной трассы до боковой краевой линии звукопоглощающей поверхности составляет не менее 1 м. Позиционирование измерительных микрофонов производится в том числе и со стороны нижней части исследуемой выхлопной трассы. Практическая реализация предлагаемой конструкции устройства для оценки корпусного шума, излучаемого отдельными элементами системы выпуска отработавших газов ДВС колесных транспортных средств, позволит существенно ослабить звукоотражающие эффекты от поверхности пола полубезэховой испытательной камеры в зоне установки исследуемой выхлопной трассы, от падающих звуковых волн, и повысить точность и информативность результатов акустических исследований корпусного шума отдельных элементов системы выпуска и эффективность доводочных работ по уменьшению корпусного шума элементов системы выпуска отработавших газов.

Полезная модель относится к технике исследований источников шума колесных транспортных средств, выполняемых в акустической полубезэховой камере и конкретно имеет отношение к конструкциям устройств, применяемых для экспериментальных стендовых исследований корпусного шума, излучаемого элементами системы выпуска отработавших газов двигателей колесных транспортных средств.

Решение проблемы уменьшения акустического загрязнения окружающей среды и улучшения акустического комфорта наземных колесных транспортных средств - важная актуальная задача разработчиков и исследователей транспортной техники, требующая больших материальных, временных и интеллектуальных затрат.Наиболее мобильными и продуктивными процессами исследований и доводки, в частности, колесных транспортных средств по шуму и виброкомфорту являются экспериментальные исследования, проводимые в стендовых условиях, с привлечением многообразной техники имитации скоростных и нагрузочных режимов, идентичных дорожным (полевым) условиям испытаний (например, динамических стендов с беговыми барабанами), стационарной измерительной и анализирующей аппаратуры. Постоянные, не зависящие от погоды и состояния дорожного покрытия условия испытаний, удобство съема и анализа измерительной информации способствуют все более широкому распространению стендовых исследований виброакустических процессов, протекающих в наземных колесных транспортных средствах. Ввиду того, что основным виброшумоактивным источником транспортного средства является его энергетическая установка - двигатель внутреннего сгорания (ДВС) и, в особенности, его система газообмена, включающая систему впуска и систему выпуска отработавших газов, как наиболее интенсивных источников шума, то весьма важно проводить их исследования и доводку на динамическом стенде при имитации различных скоростных и нагрузочных режимов (изменяя обороты ДВС,

угол открытия дроссельной заслонки и т.п.) в аналогичных условиях свободного звукового поля (в которых находится транспортное средство на автостраде или полевых условиях в процессе его эксплуатации).

Достаточно полную имитацию условий скоростных и нагрузочных режимов движения автомобиля в реальных дорожных условиях можно достичь на стендах с беговыми барабанами, практика использования которых нашла широкое распространение на предприятиях производящих автотранспортную технику и в НИИ. С другой стороны - условия свободного звукового поля возможно реализовать поместив этот динамический стенд с беговыми барабанами в специальное строительное сооружение - полубезэховую или безэховую акустическую камеру.

В связи с этим, современные технологии исследования акустических процессов, реализующихся на транспортных средствах (автомобилях, тракторах, мотоциклах и пр. видах колесных транспортных средств) предусматривают, в частности, применение специальных низкошумных беговых барабанов, позволяющих имитировать различные скоростные и нагрузочные режимы работы энергетических и трансмиссионных агрегатов транспортных средств в условиях размещения их в специальных безэховых или полубезэховых акустических камерах, способствующих формированию свободного звукового поля в зонах измерений.

Безэховая (полностью заглушенная) или полубезэховая (заглушенная, с отражающим полом) испытательные камеры представляют собой помещение, установленное на отдельном, виброизолированном от основного здания фундаменте. В такой камере размещается динамический стенд с беговыми барабанами (или моторный тормозной стенд), виброизолированный от основного здания и корпуса камеры. Привод и тормозная установка размещаются в подвальном, или находящимся на одном уровне с камерой, специальном машинном помещении. Для приближения акустических свойств камеры к свободному звуковому полю выполняется направленное согласование акустических импедансов (сопротивлений) воздушной среды в свободном пространстве камеры и в пористой структуре звукопоглощающего материала, облицовывающего (футерующего) звукоотражающие поверхности стен, потолка, пола. Именно, поэтому конструкция звукопоглощающей облицовки стен (пола, потолка) камеры выполняется пористой и имеет структурную плотность (пористость), плавно изменяющуюся по глубине покрытия в направлении

распространения звуковых волн к жесткой звукоотражающей поверхности стен (пола, потолка). Причем, наибольшая плотность пористой звукопоглощающей облицовки реализуется непосредственно у стенок камеры, а наименьшая - на внешнем (приемном) поверхностном слое звукопоглощающей футеровки стен и потолка помещения испытательной камеры. Необходимые условия такого волнового согласования сред распространения и поглощения звука в зонах стен и потолка достигаются, в частности, применением различных объемных поглотителей звука клиновой формы (клинья, кулисы). Основными материалами, из которых изготавливаются звукопоглощающие поглотители, являются открытоячеистый пенополиуретан, стекловолокно, супертонкое базальтовое волокно, винипор с огнестойкой пропиткой.

Измерение шума выпуска отработавших газов ДВС колесного транспортного средства (в частности, легкового автомобиля) для оценок достигнутых значений уровней излучаемого газодинамического шума выпуска, последующих сравнительных оценок эффективности шумозаглушающих характеристик глушителей шума системы выпуска, а также корпусного шума, излучаемого динамически возбуждаемыми стенками корпусов глушителей, трубопроводов и тонкостенных термоизолирующих экранов элементов системы выхлопа отработавших газов производится с использованием измерительных микрофонов, располагаемых вблизи (на заданном конкретном расстоянии) от свободного (открытого) среза выхлопной трубы или от вибрирующей шумоизлучающей стенки корпусного элемента системы выпуска ДВС автомобиля, установленного в акустической полубезэховой камере на динамическом стенде с беговыми барабанами. Во время стендовых акустических исследований системы выпуска отработавших газов ДВС колесного транспортного средства, установленного на беговых барабанах динамического стенда, как правило, очень трудно добиться необходимой точности результатов измерений уровней звука при оценках эффективности шумозаглушающих характеристик различных конструкций глушителей, а также при исследовании корпусного шума, излучаемого элементами системы выпуска отработавших газов. Причина сложности получения объективных результатов заключается в наличии высокого уровня "паразитного" маскирующего шумового фона в точке измерений (в зоне установки измерительного микрофона) вблизи среза выхлопной трубы или вблизи корпусного элемента системы выпуска. Высокий "паразитный шумовой фон", воспринимаемый в данном случае как "помехи", передается в эту измерительную

зону в первую очередь из пространства моторного отсека исследуемого транспортного средства в виде шумового излучения работающего ДВС (излучения звука от вибрирующих поверхностей корпусных деталей ДВС, аэрогазодинамического шума систем впуска и охлаждения ДВС), а также от вращающихся на барабанах стенда шин, контактирующих с рабочей поверхностью беговых барабанов стенда и излучающих шум вследствие этого взаимодействия, шума излучаемого трансмиссионными агрегатами транспортного средства и пр. Проблему ослабления уровня "паразитного" маскирующего шумового фона специалисты в области акустических исследований решают, например, применением дополнительных шумоизолирующих устройств в виде специальных акустических экранов, капсул, звукоизолирующих перегородок, выводом выхлопной трассы в отдельную автономную звукозаглушенную камеру. При оценке корпусного шума, излучаемого динамически возбуждаемыми стенками корпусов, трубопроводов и тонкостенных термоизолирующих экранов элементов системы выхлопа отработавших газов ДВС транспортного средства, как правило, применяется вывод выхлопной трассы вне пространства кузова колесного транспортного средства для максимального удаления от источников «паразитного шумового фона» и последующего звукоизолирования этих источников (корпусного шума системы выпуска от излучающих шум ДВС, агрегатов трансмиссии, вращающихся на беговых барабанах шин колесного транспортного средства). В этом случае, возникают проблемы качественного, с точки зрения виброакустики, монтажа исследуемой выхлопной трассы в пространстве испытательной камеры. Зачастую стендовые устройства, используемые при исследовании корпусного шума элементов системы выпуска являются стационарными и нерегулируемыми, устройствами транспортного средства или испытательного стенда, что усложняет и/или увеличивает длительность подготовки и проведения исследований выхлопных систем различной конфигурации выхлопных трасс и различным расположением по высоте отдельных устройств заглушения шума (глушителей).

Известно устройство оценки шума системы выхлопа ДВС, представленное в публикации Klaus Peter Mayer und Bernd Nowotny "Ein Berechnungsverfahren fur Abgasschalldampfer von Viertaktmotoren", MTZ Motortechnische Zeitschrift 42 (1981) №10, стр.391-396. Устройство представляет собой расположенные рядом две спаренные испытательные камеры, в одной из которых смонтирован моторный стенд с присоединенной исследуемой системой выпуска, причем, свободный срез хвостовой части выхлопной трубы исследуемой системы выпуска выводится

через соединительное окно в межкамерной перегородке во вторую, звукозаглушенную камеру, с установленным в ее пространстве измерительным микрофоном. Данное устройство оценки шума системы выхлопа ДВС является сложным и дорогостоящим, требует строительства дополнительных дорогостоящих камер и применения дополнительного стендового оборудования, а использовать его возможно только узконаправленно, в частности, оно позволяет исследовать только газодинамический шум, излучаемый свободным срезом хвостовой трубы глушителя. В это же время, оценка корпусного шума, излучаемого динамически возбуждаемыми стенками корпусов глушителей, корпусов нейтрализаторов, трубопроводов и тонкостенных термоизолирующих экранов элементов системы выхлопа отработавших газов, затруднена ввиду размещения части выхлопной трассы в зашумленном пространстве камеры моторного бокса, соединительном окне и звукопоглощающей облицовке измерительной акустической камеры. Представленный комплекс измерительных камер для исследования шума систем выхлопа отличается сложностью компоновки выхлопной трассы через соединительное окно межкамерной перегородки в процессе монтажа реальных объектов испытаний (конкретной модели ДВС и конкретного типа выхлопной системы) и обеспечения при этом высокой звукоизолирующей способности межкамерной перегородки. В особенности, это относится к применению выхлопных автомобильных систем (трасс), в которых корпуса глушителей и нейтрализаторов располагаются несоосно, с сдвоенными автономными выхлопными трассами (например, в широко применяемых V-образных 8-цилиндровых ДВС легковых автомобилей).

Из патента ФРГ DE 4019581 А1 известна конструкция устройства для оценки корпусного и газодинамического шума систем выхлопа ДВС в виде комплекса двух камер, с выводом выхлопной трассы в отдельное безэховое помещение. Существенным недостатком данной конструкции является ее узкая специализация, сложность и дороговизна строительного сооружения, сложность компоновки выхлопной трассы, невозможность многоцелевого (универсального) использования данной испытательной камеры. Излучение звука корпусными элементами исследуемой системы выпуска производится в заглушенную камеру относительно небольших размеров (объема), что неблагоприятно с точки зрения получения объективных результатов измерений вследствие формирования интенсивного вклада отраженного акустического поля (в сравнении с излучением звука в пространство крупногабаритных камер).

Известно устройство для исследования корпусного и газодинамического шума системы выпуска ДВС колесного транспортного средства, в частности, грузового автомобиля, представленное в публикации Mineichi INAGAWA, Коо NAKAMURA "Reducing Exhaust System Noise of Heavy Trucks", JSAE Review, 1980, №2, p.41-52. Как представлено на фиг.15, стр.48 данной публикации, при исследовании корпусного шума элементов системы выпуска выхлопная трасса выводится вбок за пространство колесного транспортного средства, при этом вблизи транспортного средства со стороны вывода выхлопной трассы и вблизи свободного среза выхлопной трубы установлены звукоизолирующие панели. Кроме звукоизолирующей функции, панели выполняют роль опорных стоек трубопроводов исследуемой системы выпуска. Недостатком данного устройства для исследования корпусного и газодинамического шума системы выпуска ДВС колесного транспортного средства является жесткая и интенсивная передача вибровозбуждения на пол испытательного помещения через звукоизолирующие панели от трубопроводов исследуемой системы выпуска отработавших газов, что вызывает дополнительное динамическое возбуждение пола испытательной камеры, и, соответственно, излучение им дополнительного структурного шума, искажающего реальные характеристики акустического излучения корпусов элементов системы выпуска. Кроме этого, интенсивно вибрирующие элементы системы выпуска отработавших газов могут передавать вибровозбуждение на присоединительные элементы звукоизолирующих панелей с последующим излучением ими паразитного шума. Такая компоновочная схема установки выхлопной трассы отличается ограниченностью применения при исследовании колесных транспортных средств с различной высотой расположения выхлопной трассы, а также сложностью и отсутствием мобильности при монтаже-демонтаже данного устройства.

Известно устройство для исследования корпусного и газодинамического шума системы выпуска ДВС колесного транспортного средства, представленное в публикации Frank Lehringer "Die Berechnung der akustischen Eigenschaften von Abgasanlagen mit Hilfe von Transfermatrizen", Automobil Industrie, 1988, №6, стр.3-15. Данное устройство также имеет в качестве опорных стоек исследуемой выхлопной трассы сплошные звукоизолирующие перегородки и обладает аналогичными конструктивными недостатками, описанными выше.

Известно устройство для исследования корпусного и газодинамического шума системы выпуска ДВС колесного транспортного средства, представленное в

публикации Frank Lehringer und Dieter Kattge "Schallabstrahlung von Abgasanlagen", ATZ Automobiltechnische Zeitschrift 87 (1985) 10, стр.559-563. Как представлено на фиг.3, 4, стр.560 данной публикации, при исследовании корпусного шума элементов системы выпуска выхлопная трасса выводится в отдельное пространство, ограниченное перегородками, измерительные микрофоны устанавливаются вблизи трубопроводов и корпусов глушителей исследуемой системы выпуска (см. фиг.3 представленной публикации, прилагается). Перегородки являются жесткими опорными связями трубопроводов выхлопной трассы, принимающими вибрационное воздействие от вибрирующих участков трубопроводов, что приводит к динамическому возбуждению структур перегородок и, соответственно, переизлучению в виде структурного шума вибрирующих стенок перегородок в пространство с установленными измерительными микрофонами. Кроме этого, большая площадь поверхности установленных перегородок вызывает возникновение звукоотражающих эффектов от падающих на перегородки звуковых волн, излучаемых элементами исследуемой системы выпуска с последующим искажением звукового поля в измерительных точках. Вышеперечисленные недостатки приводят к искажению реальных характеристик корпусного шума трубопроводов, корпусов глушителей, термоизоляционных щитков системы выпуска ДВС колесного транспортного средства. Известное устройство для исследования корпусного и газодинамического шума системы выпуска ДВС колесного транспортного средства является достаточно громоздким, сложным и трудоемким при монтаже.

Известно устройство для оценки уровня корпусного шума, излучаемого элементами системы выпуска отработавших газов ДВС колесных транспортных средств, ПРОТОТИП, конструкция которого описана в патенте Российской Федерации на полезную модель №40794, МПК 7 G 01 M 17/00, публ. 27.09.2004, БИ №27.

Устройство содержит, в частности, звукоизолирующую перегородку (акустические экран, капсулу), исследуемую выхлопную трассу (со всеми составными элементами системы выпуска отработавших газов двигателя - приемной трубой, сильфонными или шаровыми компенсаторами колебаний, корпусами нейтрализаторов и глушителей, соединительными трубопроводами, термоизолирующими экранами), измерительные микрофоны. Выхлопная трасса смонтирована на подвеске в виде набора несущих П-образных стоек с регулируемыми по высоте штифтами, на конце которых подвешены штатные

упругие эластичные элементы. Стойки выполнены из полых замкнутых трубчатых профилей, полости которых заполнены сыпучим и/или пенистым вибродемпфирующим веществом, основания стоек футерованы упругой виброизолирующей подложкой. Измерительные микрофоны располагаются вблизи, на заданном расстоянии от стенок корпусных элементов выхлопной трассы, излучение аэрогазодинамического звука свободным срезом выхлопного патрубка производится свободно в зону раструба устройства дистанционного отвода выхлопных газов. Недостатком известного устройства для оценки уровня корпусного шума, излучаемого элементами системы выпуска отработавших газов ДВС колесных транспортных средств, является расположение исследуемых корпусных элементов системы выпуска непосредственно вблизи жесткой звукоотражающей поверхности пола испытательной камеры. Звуковые волны, излучаемые динамически возбуждаемыми вибрирующими стенками корпусных элементов (корпусов нейтрализаторов и глушителей, соединительных трубопроводов, термоизолирующих экранов), отражаются от жесткой поверхности пола, попадая в измерительную зону вокруг исследуемых объектов испытаний, с установленными измерительными микрофонами, что непосредственным образом оказывает отрицательное влияние на точность и информативность акустических исследовательских работ.

Предлагаемое техническое решение позволяет в значительной степени устранить указанные выше недостатки.

Сущность полезной модели заключается в том, что в известном устройстве для оценки уровня корпусного шума, излучаемого элементами системы выпуска отработавших газов ДВС колесных транспортных средств, содержащем, в частности, звукоизолирующую перегородку (акустические экран, капсулу), исследуемую выхлопную трассу (со всеми составными элементами системы выпуска отработавших газов двигателя - приемной трубой, сильфонными или шаровыми компенсаторами колебаний, корпусами нейтрализаторов и глушителей, соединительными трубопроводами, термоизолирующими экранами), упруго смонтированную на подвеске в виде набора несущих П-образных стоек, установленных на жестком полу полубезэховой камеры, - на жесткую поверхность пола полубезэховой камеры, в зоне расположения подвески исследуемой выхлопной трассы, установлены легкосъемные поглотители звука, выполненные из пористого волокнистого или пенистого звукопоглощающего материала на основе базальтовых или стеклянных

волокон, открытоячеистого пенополиуретана, с защитной звукопрозрачной оболочкой из тонкой стеклоткани, или алюминизированной пленки, и т.п. Размеры звукопоглощающей поверхности, образованной установленными поглотителями звука, определяются исходя из того, что горизонтальная проекция исследуемой выхлопной трассы, по крайней мере, не выходит за пределы звукопоглощающей поверхности, а кратчайшее расстояние от горизонтальной проекции каждого из корпусных элементов исследуемой выхлопной трассы до боковой краевой линии звукопоглощающей поверхности составляет не менее 1 м.

Сущность полезной модели поясняется графически.

На фиг.1 представлена полубезэховая акустическая камера с установленным в ней заявляемым в качестве полезной модели устройством для оценки корпусного шума, излучаемого отдельными элементами системы выпуска отработавших газов ДВС колесных транспортных средств (выделено жирным шрифтом). Позициями на фиг.1 показаны:

1 - полубезэховая камера;

2 - звукопоглощающая облицовка кулисного типа;

3 - пружины;

4 - фундамент динамического барабанного стенда;

5 - беговые барабаны;

6 - колесное транспортное средство;

7 - звукоизолирующая перегородка (экран, капсула);

8 - измерительные микрофоны;

9 - исследуемая выхлопная трасса;

10 - подвеска выхлопной трассы;

11 - раструб устройства для дистанционного отвода выхлопных газов.

12 - пол испытательной полубезэховой камеры

13 - легкосъемные поглотители звука.

На фиг.2 представлена конструкция подвески выхлопной трассы заявляемого в качестве полезной модели устройства, для оценки корпусного шума, излучаемого отдельными элементами системы выпуска отработавших газов ДВС колесных транспортных средств.

На фиг.3 показан вид "А", сбоку на несущую П-образную стойку.

На фиг.4 показано сечение по А-А несущей П-образной стойки.

На фиг.5 показана звукопоглощающая поверхность, образованная поглотителями звука, с горизонтальной проекцией на ней исследуемой выхлопной

трассы.

На фиг.6 показана структура поглотителя звука.

На фиг.7 представлен вид (схематично) исследуемой выхлопной трассы со стороны выхлопного патрубка.

Подвеска выхлопной трассы представляет собой набор несущих П-образных стоек 14, выполненных из металлического замкнутого, с пустотелым сечением, трубчатого профиля 15, что позволяет впоследствии заполнить внутреннее пространство этого профиля сыпучим, пенистым или другим вибродемпфирующим веществом 16 (например, кварцевым песком, интегральной полимерной пеной, свинцовой, чугунной дробью, или сочетанием в смеси этих веществ в заданных пропорциях) для обеспечения требуемого высокого шумовибродемпфирующего эффекта в структуре стоек. Для снижения передачи вибрационного воздействия от несущей стойки на пол испытательной камеры, и от пола на несущую стойку, основание 17 несущей стойки футеровано упругой виброизолирующей подложкой 18 (например, резиновой). В верхней части П-образной стойки жестко смонтированы (например, сварочным швом) две втулки 19 с внутренней резьбой в полости втулок. Во втулках 19 ввинчены регулировочные штифты 20 с вмонтированными на нижних торцах штифтов подвесными крюками 21. На подвесных крюках 21 подвешены упругие эластичные элементы 22 (например, штатные элементы подушек подвески системы выпуска ДВС исследуемого колесного транспортного средства), к которым непосредственно, с использованием штатных крепежных кронштейнов, монтируется исследуемая выхлопная трасса. Регулировочные штифты 20 за счет соединения типа "винт-гайка" имеют возможность перемещаться в вертикальном направлении на заданную высоту, что позволяет выполнять регулировку подвески выхлопной трассы в зависимости от высоты расположения трубопроводов исследуемой системы выпуска ДВС колесного транспортного средства. Представленная конструкция подвески выхлопной трассы является малогабаритной, легковесной, отличается простотой выполнения монтажных операций, легко переносится в заданное место установки или хранения.

На жестком полу 12 испытательной полубезэховой камеры, в зоне смонтированной на подвеске исследуемой выхлопной трассы, установлены легкосъемные поглотители звука 13, выполненные из пористого звукопоглощающего материала 23 (см. фиг.5, 6). Пористая структура звукопоглощающего материала 23 поглотителя 13 заключена в защитную

звукопрозрачную оболочку 24, например, из тонкой стеклоткани, алюминизированной пленки, и т.п.. Сама пористая структура поглотителя 23 может представлять собой известный пористый волокнистый или пенистый звукопоглощающий материал, на основе базальтовых или стеклянных волокон, открытоячеистого пенополиуретана или другого аналогичного звукопоглощающего материала. Выполнение поглотителей съемного типа, беззазорно укладываемых на горизонтальную поверхность пола испытательной камеры, позволит легко производить демонтаж-монтаж поглотителей. Защитная звукопрозрачная оболочка 24 поглотителя 13 изготавливается преимущественно из моющегося, огнестойкого, влаго-масло-бензостойкого материала, не пропускающего указанные вещества внутрь структуры поглотителя, легко подвергающегося очистке пылесосом или влажной очистке. Размеры поверхности, образованной установленными поглотителями звука 13, определяются исходя из того, что горизонтальная проекция 25 исследуемой выхлопной трассы, по крайней мере, не выходит за пределы звукопоглощающей поверхности, а кратчайшее расстояние от горизонтальной проекции каждого из корпусных элементов исследуемой выхлопной трассы до боковой краевой линии 26 звукопоглощающей поверхности составляет не менее 1 м. При регистрации уровней корпусного шума, излучаемого корпусами глушителей, нейтрализаторов, компенсаторов колебаний, трубопроводами, термоизоляционными щитками - измерительные микрофоны 8 (см. фиг.1) располагаются в непосредственной близости от поверхностей исследуемой выхлопной трассы, на расстоянии, задаваемым исследователем для решения конкретных технических задач и целей исследований (например, 0.1 м), а излучение аэрогазодинамического звука открытым срезом выхлопного патрубка и выброс отработавших газов ДВС производится в открытый раструб 11 устройства для дистанционного отвода выхлопных газов. Применение поглотителей звука при размещении измерительных микрофонов непосредственно снизу исследуемых корпусных элементов (см. фиг.7) позволяет достоверно исследовать акустическое излучение со стороны нижней части выхлопной трассы и выполнять локализацию максимальных уровней корпусного шума с целью дальнейшего анализа и доводки по акустике конструктивных элементов системы выпуска отработавших газов. При не использовании поглотителей звука происходит регистрация практически удвоенных уровней звукового давления с учетом дополнительного энергетического вклада от отражения звуковых волн, излучаемых корпусами элементов системы выпуска, от жесткой поверхности пола

- что не позволяет проводить объективную абсолютную оценку уровней корпусного шума - как суммарного от системы в целом, так и от отдельных элементов системы выпуска отработавших газов ДВС.

Практическая реализация предлагаемой конструкции устройства при технологических операциях оценки корпусного шума, излучаемого отдельными элементами системы выпуска отработавших газов ДВС колесных транспортных средств, позволит эффективно ослабить звукоотражающие эффекты от поверхности пола полубезэховой испытательной камеры в зоне установки исследуемой выхлопной трассы, от падающих звуковых волн, и повысить, в связи с этим, точность и объективность результатов акустических исследований корпусного шума отдельных элементов системы выпуска. При этом измерительные микрофоны, при необходимости, могут располагаться как сверху над элементами системы выпуска отработавших газов, так и снизу (со стороны поглотителей звука), и с боковых сторон элементов.

1. Устройство для оценки уровня корпусного шума, излучаемого элементами системы выпуска отработавших газов ДВС колесных транспортных средств, смонтированное в полубезэховой акустической камере с жестким звукоотражающим полом и содержащее, в частности, звукоизолирующую перегородку, исследуемую выхлопную трассу, упруго установленную на подвеске и размещенные в непосредственной близости от нее измерительные микрофоны, отличающееся тем, что на жесткую поверхность пола полубезэховой камеры, в зоне расположения подвески исследуемой выхлопной трассы, установлены легкосъемные поглотители звука, выполненные из пористого волокнистого или пенистого звукопоглощающего материала на основе базальтовых или стеклянных волокон, открытоячеистого пенополиуретана, с защитной звукопрозрачной оболочкой из тонкой стеклоткани, или алюминизированной пленки размеры общей поверхности, образованной установленными поглотителями звука, определяемые горизонтальной проекцией исследуемой выхлопной трассы, по крайней мере, не выходят за пределы звукопоглощающей поверхности, а кратчайшее расстояние от горизонтальной проекции каждого из корпусных элементов исследуемой выхлопной трассы до боковой краевой линии звукопоглощающей поверхности составляет не менее 1 м.

2. Устройство для оценки уровня корпусного шума, излучаемого элементами системы выпуска отработавших газов ДВС колесных транспортных средств по п.1, отличающееся тем, что позиционирование измерительных микрофонов производится со стороны нижней части исследуемой выхлопной трассы.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к устройствам для автоматической очистки гладких стеклянных поверхностей, например, стекол окон, с подачей на поверхность моющих препаратов

Полезная модель относится к конструкциям, которые могут быть использованы в отраслях промышленности, где требуется защита от вибрации, гидроизоляционная и антикоррозионная защита металлических конструкций

Пылесос // 99306

Полезная модель относится к погрузочно-транспортной технике, а именно к четырехколесным электропогрузчикам

Изобретение относится к самоходным шасси дистанционно-управляемых робототехнических комплексов, работающим в условиях, где присутствие человека невозможно или нецелесообразно (например, при проведении ремонтных или демонтажно-восстановительных работ на атомных электростанциях)

Пылесос // 79402
Наверх