Оголовок смотрового колодца

 

Полезная модель относится к области строительства и может быть использована при сооружении бетонных смотровых колодцев кабельной канализации, водопроводных, канализационных сетей, устанавливаемых на проезжей части улиц и магистралей. Конструкция регулируемого оголовка обеспечивает надежное положение чугунного люка на верхней части горловины с точной установкой его на отметку проезжей части и позволяет изменять высотное положение люка при ремонте проезжей части с минимальными затратами труда. Оголовок смотрового колодца содержит железобетонную плиту со сквозным круглым отверстием и установленную в плите железобетонную осе симметричную пластину со сквозным осевым отверстием. Железобетонная пластина имеет форму правильного восьмиугольника. В плите соосно со сквозньм отверстием выполнено глухое отверстие, имеющее поперечное сечение в виде правильного восьмиугольника, в котором установлена железобетонная пластина. На дне глухого отверстия плиты под пластиной расположен один или более слоев, состоящих из бетонных сегментов, причем каждая бетонный сегмент выполнен в виде сегмента шайбы, имеющей контур правильного восьмиугольника. Каждый слой состоит предпочтительно из четырех сегментов.

Полезная модель относится к области строительства и может быть использована при сооружении бетонных смотровых колодцев кабельной канализации, водопроводных, канализационных сетей, устанавливаемых на проезжей части

Большинство камер и колодцев, сооружаемых на подземных инженерных сетях, имеют смотровые люки для обслуживания сетей в период эксплуатации. Люки устанавливаются на горловинах колодцев, имеющих внутренний диаметр 700 мм. Ранее при устройстве колодцев чугунные люки опирались непосредственно на горловину, а для точного совпадения отметок крышки люка и верха дорожной одежды, под обечайку люка укладывался раствор или другие материалы с малой прочностью и морозостойкостью, что приводило в период эксплуатации к просадкам люков. Кроме того, при ремонте проезжей части путем укладки нового слоя асфальтового покрытия или бетона, люк часто оставался на прежней отметке, образовывая тем самым углубление на проезжей части. Установка люка на новую отметку, в этом случае вызывает необходимость переделки верхней части горловины.

Известен оголовок смотрового колодца (1), состоящий из железобетонной плиты с круглым отверстием, лежащей на упругом основании, и поворотного кольца, имеющего зубья, причем опорная плита сопряжена с поворотным кольцом по образующей усеченного конуса. Регулировка отметки уровня оголовка осуществляется за счет поворота кольца относительно плиты и поверхности зубьев. Поворотное кольцо, защищенное чугунной обечайкой люка, выходит на поверхность дорожного покрытия.

Недостатками известного регулируемого оголовка (1) являются:

- сложность технологической оснастки (прессформ) для изготовления поворотного кольца и плиты, связанная с выполнением зубьев и конических поверхностей,

- ограниченный диапазон регулировки по высоте (до 130 мм),

- необходимость использования сложной специальной и дорогостоящей техники, например, подъемных кранов или автопогрузчиков для требующего больших усилий поворота кольца вокруг вертикальной оси смотрового колодца, проходящей через точку центра чугунного люка перпендикулярно его поверхности,

- возможность поворота кольца при наезде на него большегрузного автомобиля, что вызывает разрушение дорожного покрытия вокруг люка.

Техническим результатом полезной модели является:

- упрощение технологической оснастки для изготовления комплектующих составных деталей наращиваемого (изменяющегося по высоте) оголовка смотрового колодца;

- снижение стоимости монтажных (ремонтных) работ за счет использования упрощенной технологической оснастки;

- повышение технологичности установки и соединения составных деталей оголовка;

- обеспечение надежного положения чугунного люка в верхней части горловины за счет использования вместо поворотной пластины в виде кольца пластины с внешним контуром в форме правильного восьмиугольника, исключающей поворот пластины в плите при наезде на нее колеса большегрузного автомобиля с весом до 14 тонн,

- обеспечение совместной работы сопряжения дорожного покрытия с горловиной смотрового колодца, благодаря требуемому точному подбору по высоте бетонных сегментов наращиваемого оголовка смотрового колодца, что позволяет избежать разрушений дорожного покрытия вокруг люка.

Технический результат полезной модели достигается тем, что в оголовке смотрового колодца, содержащем железобетонную плиту со сквозным круглым отверстием и установленную в плите железобетонную осе симметричную пластину со сквозным осевым отверстием, железобетонная пластина имеет форму правильного восьмиугольника, в плите соосно со сквозным отверстием выполнено глухое отверстие, имеющее в поперечном сечении форму правильного восьмиугольника, в котором

установлена железобетонная пластина, при этом на дне глухого отверстия плиты под пластиной расположен один или более слоев, состоящих из бетонных сегментов, причем каждый бетонный сегмент выполнен в виде сегмента шайбы, имеющей внешний контур в виде правильного восьмиугольника.

В частных случаях выполнения оголовка:

- каждый слой состоит из четырех одинаковых пластин,

- толщина пластин одного слоя отличается от толщины пластин другого слоя.

На фиг.1 показаны конструктивные элементы оголовка.

На фиг.2 показан оголовок в собранном виде.

Оголовок содержит железобетонную плиту 1 со сквозным осевым отверстием и установленную в плите осе симметричную железобетонную пластину 2, имеющую в поперечном сечении форму правильного восьмиугольника и выполненную со сквозньм осевым отверстием. В плите 1 соосно со сквозньм отверстием выполнено глухое отверстие, имеющее контур (периметр) в виде правильного многоугольника, диаметр описанной окружности которого больше, чем диаметр сквозного отверстия. Пластина 2 установлена в глухом отверстии плиты 1.

Указанное выполнение пластины 2 исключает ее поворот в плите при наезде на нее колеса большегрузного автомобиля с большим весом т.к. отсутствуют касательные усилия.

На дне глухого отверстия плиты 1 под пластиной 2 расположен один или более слоев, состоящих из бетонных сегментов 3. Каждый сегмент 3 выполнен в виде сегмента шайбы, имеющей в поперечном сечении внешний контур в виде правильного восьмиугольника.

Каждый слой состоит из четырех расположенных по периметру дна глухого отверстия плиты сегментов 3, расположенных с зазором относительно друг друга.

В верхней части пластины 2 запрессовано чугунное основание 4 для установки люка (на фиг. не показан).

Для более точной установки люка по высоте предусмотрена различная толщина сегментов в слоях, например, толщина сегментов 31 первого слоя может отличаться от толщины пластин 3n другого слоя, где n - число слоев пластин, набираемых в зависимости от требуемой высоты расположения люка. Толщина сегментов первого слоя может быть, например, равна 45 мм, а второго - 100 мм.

При реконструкции или ремонте проезжей части покрытия положение торца оголовка относительно грунта изменяется путем съема пластины 2 и расположения требуемого по высоте количества слоев сегментов 3, что производится вручную без использования специальной техники т.к. сегменты имеют вес не более 50 кг.

Наличие зазоров между сегментами в каждом слое обеспечивает удобство сборки оголовка.

Таким образом, при монтаже оголовка или ремонтных работах регулирование высоты осуществляется путем подбора соответствующего числа слоев сегментов, диапазон регулировки высоты составляет до 145 мм.

Таким образом, предлагаемая конструкция оголовка позволяет решить следующие основные задачи:

- обеспечить надежное положение чугунного люка на верхней части горловины с точной установкой его на отметку проезжей части;

- изменять высотное положение люка при ремонте проезжей части с минимальными затратами труда;

- обеспечить совместную работу сопряжения дорожной одежды с горловиной смотрового колодца, благодаря телескопическому соединению между ними и в итоге избежать разрушений дорожной одежды вокруг люка.

Литература: 1. Авторское свидетельство СССР №907133, опубликовано 23.02.1982.

1. Оголовок смотрового колодца, содержащий железобетонную плиту со сквозным круглым отверстием и установленную в плите железобетонную осесимметричную пластину со сквозным осевым отверстием, отличающийся тем, что железобетонная пластина имеет форму правильного восьмиугольника, в плите соосно со сквозным отверстием выполнено глухое отверстие, имеющее в поперечном сечении форму правильного восьмиугольника, в котором установлена железобетонная пластина, при этом на дне глухого отверстия плиты под пластиной расположен один или более слоев, состоящих из бетонных сегментов, причем каждая бетонный сегмент выполнен в виде сегмента шайбы, имеющей внешний контур в виде правильного восьмиугольника.

2. Оголовок смотрового кольца по п.1, отличающийся тем, что каждый слой состоит из четырех одинаковых сегментов.

3. Оголовок смотрового кольца по п.1 или 2, отличающийся тем, что толщина сегментов одного слоя отличается от толщины сегментов другого слоя.



 

Похожие патенты:

Колодец кабельной канализации относится к инфраструктуре подземных коммуникаций, в частности к подземным сооружениям, таким как смотровые колодцы, лазы, люки и прочие устройства, и предназначен, преимущественно для монтажа кабельных линий и их осмотра. Отличие данного колодца кабельной канализации от аналогов заключается в повышении удобства его сборки и монтажа коммуникаций за счет выполнения позиционирования и герметизации секций колодца.

Грейфер // 52838
Наверх