Инвалидная коляска - подъёмник "вектор - эск -1" с возможностью эксплуатации на неподвижных и эскалаторных лестницах

 

Полезная модель относится к реабилитационной технике (транспортным средствам), конкретно к средствам перемещения инвалида по неподвижным и эскалаторным лестницам при сохранении возможности его транспортировки вне лестниц. Технический результат - улучшение технико-эксплуатационных характеристик инвалидной коляски-подъемника за счет обеспечения возможности надежной ее фиксации на эскалаторной или стационарной лестнице в положении устойчивого равновесия без ассистента на время подъема и/или спуска, и амортизации динамических воздействий со стороны лестницы. Инвалидная коляска-подъемник с возможностью эксплуатации на неподвижных и эскалаторных лестницах содержит кресло со спинкой и подлокотниками для размещения перемещаемого человека - инвалида, телескопически раздвижную раму с рукоятками для сопровождающе-управляющего человека - ассистента на концах выдвигаемой части рамы и с фиксатором указанной телескопической взаимосвязи, соосные основные колеса, вынесенные вперед дополнительные колеса и устройство перемещения по ступеням лестницы. В состав последнего входят связанные с реверсивным электромеханическим приводом и источником автономного электропитания опорные рычаги. Они разнесены вдоль оси колес, смещены от нее в поперечных направлениях в пределах радиусов колес, выступают за внешние окружности колес своими концами для взаимодействия со ступенями и возможностью силового поворота в плоскостях, параллельных плоскостям вращения колес. Есть тормоза. Устройство дополнительно содержит, по меньшей мере, одну выносную, в пространство за спинку сиденья из нерабочего своего фиксированного положения, опору с упругой фрикционной пятой на свободном конце. При этом фиксированное рабочее положение опоры в контакте пяты со ступенью соответствует устойчивому статическому равновесию коляски с инвалидом, по крайней мере, на эскалаторной лестнице, без удержания ассистентом. Предусмотрен ряд дополнительных признаков изобретения. В частности, упругая фрикционная пята выполнена в поперечном сечении -образной, с возможностью частичного упруго-деформируемого проникновения в продольные пазы стандартной эскалаторной ступени. Опора выполнена откидной из нерабочего, убранного положения, в откинутое рабочее положение. 12 з.п. ф-лы, 5 илл.

Полезная модель относится к наземным транспортным средствам - реабилитационной технике, конкретно к инвалидным коляскам - лестничным подъемникам, предназначенным для перемещения инвалида по неподвижным и, главным образом, эскалаторным лестницам при сохранении возможности его транспортировки вне лестниц.

Наиболее существенной, актуальной проблемой на пути создания мобильных технических средств реабилитации (TCP) является проблема передвижения лиц с ограниченными физическими возможностями (далее - инвалидов) по лестницам и преодоления др. профильных препятствий типа поребрика.

Имеется мировой опыт (Германия, США и др. технически развитее государства) создания и эксплуатации инвалидных колясок-лестничных подъемников, перемещаемых ассистентом [Elektrische Treppensteiger. Hersteller/Manufacturer SANO Trasportgeraete GmbH. - Am Holzpoldigut 22 4040 Linz/Lichtenberg. AUSTRIA. (Каталог австрийской фирмы SANO. - 15 с. - Продукт сети Интернет: http://www.sano-stair-climber.com; www.sano-treppensteighilfe.com); S-max - der Treppensteiger fur Ihren Rollstuhl. AAT Alber Antriebstechnik GmbH / Postfach 100560 D-72426 Albstadt. (Каталог S-MAX германской фирмы AAT. - 8 с. - Продукт сети Интернет: http://www.aat-online.de); S-max - der universalle Treppensteiger. AAT Alber Antriebstechnik GmbH / Postfach 100560 D-72426 Albstadt. (Каталог S-MAX германской фирмы AAT. - 8 с. - Продукт сети Интернет: http://www.aat-online.de)].

При всей их несомненной полезности, у них не предусмотрено устойчивое положение на лестнице и, тем более, динамически устойчивая транспортировка инвалида на эскалаторах (в том числе на эскалаторах метрополитена) без вынужденно-временного удержания ассистентом.

Известна, как аналог, инвалидная коляска-подъемник («Транспортное средство, преимущественно для перемещения человека по лестницам») с возможностью эксплуатации на неподвижных и эскалаторных лестницах, содержащая кресло со спинкой для размещения перемещаемого человека - инвалида, телескопически раздвижную раму с рукоятками для сопровождающе-управляющего человека - ассистента на концах выдвигаемой части рамы и с фиксатором указанной телескопической взаимосвязи, соосные основные колеса, вынесенные вперед дополнительные колеса, устройство перемещения по ступеням лестницы, в состав которого входят связанные с электроприводом и источником автономного электропитания рычажно-шагающие движители («опорные рычаги»), разнесенные вдоль оси колес, смещенные от нее в поперечных направлениях в пределах радиусов колес, выступающие за внешние окружности колес своими концами для взаимодействия со ступенями и возможностью силового поворота в плоскостях, параллельных плоскостям вращения колес, и тормоза [RU 2304952 C1, A61G 5/06, B62B 11/00, 27.08.2007].

В ней привод вращения рычажно-шагового движителя выполнен нереверсивным, без возможности силового поворота в направлении спуска со ступени. Но, в обеспечение возможности указанного спуска, предусмотрено специализированное устройство обеспечения плавного спуска со ступени (с лестницы) - в виде демпфера с подвижным и неподвижным звеньями и дополнительного опорного рычага, ориентированного назад от оси колес, один конец которого шарнирно закреплен на раме, а другой шарнирно связан с подвижным звеном демпфера, причем неподвижное звено демпфера зафиксировано на раме. В частных вариантах исполнения устройства, демпфер выполнен гидравлическим, а концы дополнительного опорного рычага снабжены нефигурными, в поперечном вертикальном сечении, фрикционными элементами-пятами.

Преимуществом такого устройства является энергетически выгодный спуск со ступеней (экономия электроэнергии в автономном источнике - батарее): демпфер с дополнительным опорным рычагом обеспечивает опору коляски на ступень на период переноса колес на ступень нижестоящую и, одновременно, плавность (малую скорость) этого переноса.

Но при этом и здесь проблема устойчивости (в том числе динамической) на лестнице в случаях неудержания ассистентом остается нерешенной.

Наиболее близким к заявляемой полезной модели по назначению и совокупности конструктивных признаков (прототипом) является инвалидная коляска-подъемник («Транспортное средство, преимущественно для перемещения человека по лестницам») с возможностью эксплуатации на неподвижных и эскалаторных лестницах, содержащая кресло со спинкой для размещения перемещаемого человека - инвалида, телескопически раздвижную раму с рукоятками для сопровождающе-управляющего человека - ассистента на концах выдвигаемой части рамы и с фиксатором указанной телескопической взаимосвязи, соосные основные колеса, вынесенные вперед дополнительные колеса, устройство перемещения по ступеням лестницы, в состав которого входят связанные с реверсивным электромеханическим приводом и источником автономного электропитания рычажно-шагающие движители («опорные рычаги»), разнесенные вдоль оси колес, смещенные от нее в поперечных направлениях в пределах радиусов колес, выступающие за внешние окружности колес своими концами для взаимодействия со ступенями и возможностью силового поворота в плоскостях, параллельных плоскостям вращения колес, и тормоза [RU 2368366 C1, A61G 5/06, 27.09.2009].

Реверсивность рычажно-шагающего движителя позволила отказаться от специализированного устройства плавного спуска со ступеней (на базе амортизатора).

Однако, и такому устройству свойственны следующие недостатки. Во-первых, как и у описанных выше аналогов, не обеспечена возможность надежной фиксации на лестнице (прежде всего, на эскалаторной лестнице) в положении устойчивого равновесия без ассистента на время подъема и/или спуска на эскалаторе (согласно техническим требованиям Метрополитена). Во-вторых, не обеспечена аналогичная возможность при необходимости или желательности организации перерыва в процессе подъема/или спуска на лестничном пролете стационарной лестницы (на переходах метрополитена и вне его). В-третьих, в случаях «жесткого» опрокидывания коляски-подъемника назад с падением рамы на опорную поверхность, вследствие принципиально возможного случайного («человеческий фактор») недержания (отпускания) рукояток ассистентом, или при быстром и, тем более, небрежном опускании рамы на ступени (или иную опорную поверхность), а также при каких-либо иных динамических воздействиях, например резком торможении/пуске эскалатора, динамические нагрузки на коляску-подъемник, а значит и на сидящего в кресле инвалида, могут оказаться существенными, недопустимыми. Все это, соответственно, определяет недостаточно высокие технико-эксплуатационные характеристики коляски-подъемника.

Задачей, на решение которой направлена заявляемая полезная модель, является улучшение технико-эксплуатационных характеристик инвалидной коляски-подъемника за счет обеспечения возможности надежной фиксации на лестнице (прежде всего, на эскалаторной лестнице) в положении устойчивого равновесия без ассистента на время подъема и/или спуска на эскалаторе (согласно техническим требованиям Метрополитена) или перерыва в процессе подъема/или спуска на лестничном пролете стационарной лестницы, и амортизации динамических воздействий при этом на коляску-подъемник со стороны лестницы.

Решение поставленной задачи достигается тем, что инвалидная коляска-подъемник с возможностью эксплуатации на неподвижных и эскалаторных лестницах, содержащая кресло со спинкой и подлокотниками для размещения перемещаемого человека - инвалида, телескопически раздвижную раму с рукоятками для сопровождающе-управляющего человека - ассистента на концах выдвигаемой части рамы и с фиксатором указанной телескопической взаимосвязи, соосные основные колеса, вынесенные вперед дополнительные колеса, устройство перемещения по ступеням лестницы, в состав которого входят связанные с реверсивным электромеханическим приводом и источником автономного электропитания рычажно-шагающие движители («опорные рычаги»), разнесенные вдоль оси колес, смещенные от нее в поперечных направлениях в пределах радиусов колес, выступающие за внешние окружности колес своими концами для взаимодействия со ступенями и возможностью силового поворота в плоскостях, параллельных плоскостям вращения колес, и тормоза, дополнительно содержит, по меньшей мере, одну выносную, в пространство за спинку сиденья из нерабочего своего фиксированного положения, опору с упругой фрикционной пятой на свободном конце, фиксированное рабочее положение которой (опоры в контакте пяты со ступенью) соответствует устойчивому статическому равновесию коляски с инвалидом, по крайней мере, на эскалаторной лестнице, без удержания ассистентом.

Решение поставленной задачи достигается также за счет дополнительных конструктивных признаков (при сформулированной выше основной совокупности признаков):

- упругая фрикционная пята опоры может быть выполнена в поперечном сечении -образной, с возможностью частичного упруго-деформируемого проникновения суженным пластинообразно концом в продольные пазы стандартной эскалаторной ступени под действием силы реакции на вес коляски, по крайней мере, без инвалида;

- при предыдущей совокупности признаков, толщина суженного пластинообразного конца упругой фрикционной пяты опоры может быть соразмерна с шириной продольного паза ступени эскалатора, а его длина превышать глубину последнего на величину продольной упругой деформации под действием силы реакции на вес коляски без инвалида, с возможностью силового распора боковых стенок продольного паза ступени и последующего ручного извлечения из него при полной полезной нагрузке коляски;

- упругая фрикционная пята может быть установлена на опоре телескопически через пружину сжатия, с возможностью амортизации пружиной динамического взаимодействия пяты со ступенью;

- опора может быть выполнена откидной из нерабочего, убранного вдоль рамы за спинкой сиденья, положения, в откинутое рабочее положение;

- при предыдущей совокупности признаков, в откинутом рабочем своем положении опора может быть перпендикулярна раме на участке их соединения;

- опора может быть установлена на раме с возможностью регулировки опорного базового расстояния между линией, соединяющей пятна контакта основных колес, и пятном контакта пяты опоры соответственно со ступенями лестницы;

- при предыдущей совокупности признаков, опора может быть установлена на раме с возможностью изменения либо места соединения с рамой по высоте, либо угла наклона опоры к раме, в рабочем ее положении, в секторе со стороны основных колес;

- опора может быть выполнена в виде двух разнесенных по ширине коляски одинаковых стержней, соразмерных с подлокотниками, прикрепленных к раме непосредственно у задних концов подлокотников и в нерабочем своем положении расположенных эквидистантно под ними;

- при предыдущей совокупности признаков, опора может быть установлена на раме с возможностью изменения угла ее наклона к раме, в рабочем ее положении, в секторе со стороны основных колес;

- опора может быть выполнена в виде разнесенных по ширине коляски дополнительных рукояток для ассистента;

- опора и рукоятки коляски могут быть конструктивно совмещены.

Среди известных устройств и способов не обнаружены такие, совокупность существенных признаков которых совпадала бы с заявленной. В то же время, именно за счет последней достигается новый технический результат в соответствии с поставленной задачей.

На чертежах изображены, как примеры возможности реализации (промышленной применимости) заявляемой полезной модели, варианты конкретного конструктивного ее выполнения.

на фиг. 1 показан общий вид инвалидной коляски-подъемника (с транспортируемым инвалидом) на лестничном эскалаторе метрополитена в неудерживаемом ассистентом (не показан), неподвижном относительно ступеней эскалатора положении, с дополнительной фиксирующей опорой в одном из конструктивных вариантов исполнения последней, вид сбоку (слева), где - угол между опорой и рамой в рабочем откинутом положении опоры;

на фиг. 2 - фрагмент устройства в разрезе -A с демонстрацией статического взаимодействия фрикционной пяты опоры, вариант первый (с недеформируемым пластинчатым концом);

на фиг. 3 - то же, вариант второй (с деформируемым пластинчатым концом), до действия (А) и после действия (Б) продольной нагрузи на пластинчатый конец фрикционной пяты опоры;

на фиг. 4 - фрагмент устройства, вид сзади на раму за спинкой сиденья, с демонстрацией нерабочего (убранного, транспортного) положения опоры по варианту фигуры 1 и возможности регулировки опорного базового расстояния между пятнами контакта основного колеса и пяты опоры соответственно со ступенями эскалатора, где h-диапазон регулирования положения основания опоры;

на фиг. 5 - фрагмент опоры в продольном разрезе, вариант с установкой фрикционной пяты на опоре телескопически через пружину сжатия;

на фиг. 6 - вариант пространственно-конструктивного совмещения опоры с подлокотниками, в нерабочем (под подлокотниками - изображено пунктиром) и рабочем (откинутом) положениях, вид сбоку (слева).

Инвалидная коляска-подъемник с возможностью эксплуатации на неподвижных и эскалаторных лестницах содержит (см. фиг. 1) кресло 1 со спинкой 2 и подлокотниками 3, 4 (расположенные на фиг. 1 «парные элементы здесь и в дальнейшем обозначены позициями в скобках) для размещения перемещаемого человека - инвалида 5. Кресло 1 закреплено на телескопически раздвижной раме 6 с рукоятками 7, 8 для сопровождающе-управляющего человека - ассистента (не показан) на концах выдвигаемой части рамы бис фиксатором 9 указанной телескопической взаимосвязи. Коляска-подъемник содержит также соосные основные колеса 10, 11 и вынесенные вперед дополнительные колеса 12, 13. Имеется устройство перемещения по ступеням лестницы, в состав которого входят связанные с реверсивным электромеханическим приводом 14 и источником 15 автономного электропитания рычажно-шагающие движители («опорные рычаги») 16, 17, разнесенные вдоль оси колес 10 и 11 соответственно, смещенные от нее в поперечных направлениях в пределах радиусов колес 10, 11, выступающие за внешние окружности колес 10, 11 своими концами для взаимодействия со ступенями 18 и возможностью силового поворота в плоскостях, параллельных плоскостям вращения колес 10, 11. Предусмотрены также тормоза - автоматические 19, 20 и стояночные ручные 21, 22.

Коляска-подъемник дополнительно содержит, по меньшей мере, одну выносную, в пространство за спинку 2 сиденья 1 из нерабочего своего фиксированного положения, опору 23 с упругой фрикционной пятой 24 на свободном конце. Фиксированное рабочее положение опоры 23 в контакте пяты 24 со ступенью 18 соответствует устойчивому статическому равновесию коляски с инвалидом 5, по крайней мере, на эскалаторной лестнице, без удержания ассистентом.

Упругая фрикционная пята 24 опоры 23 может быть выполнена в поперечном сечении -образной (за пределами основного, металлического тела опоры 23, т.е. без учета крепежной ножки, вставляемой в его полость), с возможностью частичного упруго-деформируемого проникновения суженным пластинообразно концом в продольные пазы 25 стандартной эскалаторной ступени 18 под действием силы реакции на вес коляски, по крайней мере, без инвалида 5 (см. фиг. 2).

В предпочтительном подварианте исполнения, толщина суженного пластинообразного конца упругой пяты 24 может быть соразмерна (скользящая посадка до свободного упора конца в дно паза 25) с шириной паза 25, а его длина превышать глубину паза 25 на величину продольной упругой деформации пластинообразного конца под действием силы реакции на вес коляски без инвалида, с возможностью силового распора боковых стенок паза 25 и последующего ручного извлечения из него при полной полезной нагрузке коляски (см. фиг. 3).

Пята 24 может быть установлена на опоре 23 телескопически через пружину сжатия 26, с возможностью амортизации пружиной 26 динамического взаимодействия пяты 24 со ступенью 18 (см. фиг. 5).

Опора 23, по первому варианту ее исполнения, может быть выполнена откидной из нерабочего, убранного вдоль рамы 6 за спинкой 2 сиденья 1, положения, в откинутое рабочее положение (см. фиг. 1, 5). Причем в откинутом рабочем своем положении опора 23 может быть перпендикулярна раме 6 на участке их соединения (=90°). Предусмотрена «двойная» опора 23 в раму 6 в рабочем (откинутом) положении - основная 27, в качестве которого использован поперечный профильный элемент рамы 6, и дополнительная 28, «включающаяся в работу» вследствие первичного изгиба под нагрузкой.

Опора 23 может быть установлена на раме 6 с возможностью регулировки опорного базового расстояния между линией, соединяющей пятна контакта основных колес 10, 11, и пятном контакта пяты 24 опоры 23 соответственно со ступенями 18 эскалаторной или стационарной лестницы. Это может быть обеспечено тем, что опора 23 может быть установлена на раме с возможностью изменения либо места соединения с рамой 6 по высоте (диапазон h регулирования положения основания опоры 23 - см. фиг. 4), либо угла наклона опоры 23 к раме 6, в рабочем его положении, в секторе со стороны основных колес 10, 11. Угловое регулирование обеспечивают соответствующими формой и/или расположением упоров 27, 28.

Опора 23 может быть выполнена, по второму варианту его исполнения, в виде двух разнесенных по ширине коляски одинаковых стержней 29, 30, соразмерных с подлокотниками 3, 4, прикрепленных к раме 6 непосредственно у задних концов подлокотников 3, 4 и в нерабочем своем положении расположенных эквидистантно под ними (см. фиг. 6 - пунктиром). При этом разнесенная опора 29-30 может быть установлена на раме 6 с возможностью изменения угла а, в рабочем ее положении, в секторе со стороны основных колес 10, 11 (регулируемый упор 28).

Опора 23 может быть выполнена, по третьему варианту его исполнения (на фигурах не показано в связи с достаточностью словесного описания для понимания), в виде разнесенных по ширине коляски дополнительных рукояток 7, 8 для ассистента.

Еще по одному возможному частному варианту устройства, опора 23 (сдвоенная) и рукоятки 7, 8 коляски могут быть конструктивно совмещены (на фигурах также не показано в связи с достаточностью словесного о писания для понимания).

Описанный пример конкретного варианта конструкции не исключает других возможных вариантов устройства в рамках заявляемой совокупности существенных конструктивных признаков (см. формулу полезной модели).

Заявляемое устройство работает следующим образом.

В режиме движения по ровной поверхности (т.е. при отсутствии профильных препятствий типа лестниц, поребриков и эскалаторов) транспортное средство с транспортируемым инвалидом 5 перемещает ассистент, как правило, передним ходом, с опорой на все колеса 10-13 или (реже) на два колеса - 10, 11. При этом он предварительно устанавливает удобную высоту расположения рукояток 7, 8 путем расфиксации (фиксатор 9) и раздвижения телескопической части рамы 6 (выдвижения подвижной ее части) с фиксацией (тот же фиксатор 9) в новом положении. Это обычный режим движения инвалидных кресел-каталок и грузовых тележек. При этом опора 23 по первому конструктивному его варианту находится в нерабочем («убранном» вдоль рамы 6) положении, а по второму - под подлокотниками 3, 4, практически «сливаясь» с последними.

В режиме въезда на эскалатор лестничного или иного типа (речь идет прежде всего о стандартном лестничном эскалаторе Метрополитена) ассистент (в данном случае им может быть временно штатный работник Метрополитена), предварительно переведя опору 23 из нерабочего положения в рабочее, закатывает коляску-подъемник с инвалидом или, в принципе, без него), рукоятками 7, 8 в сторону движения для подъема или против движения для спуска, на эскалатор и опускает ее рукоятками 7, 8 вниз до силового (в основном под действием сил тяжести соответствующей части коляски-подъемника с инвалидом 5) контакта со ступенью 18 (см. фиг. 1).

В конструктивном варианте, отличающимся наличием в опоре 23 пружины 26, возможное случайное преждевременное отпускание ассистентом рукояток 7, 8 не приведет к резкому динамическому взаимодействию коляски-подъемника со ступенью 18 благодаря амортизации пружиной 26 (см. фиг. 5).

В конструктивном варианте, отличающимся Т-образным поперечным профилем пяты 24, пластинообразная «ножка» последней утапливается по скользяще посадке в один из многочисленных пазов 25 стандартной эскалаторной ступени 18 и «садится» на вышерасположенную более толстую упругую часть с деформацией последней под действием силы реакции на вес коляски (см. фиг. 2).

При выполнении же устройства по варианту фиг. 3, благодаря объемному расширению, пластинообразный конец заклинивается в пазе 25 (переходит в состояние «враспор»)

В обоих вариантах, конструктивные мероприятия, по причине повышенного трения покоя, способствуют удержанию (фиксации) коляски-подъемника (в дополнение к эффективности автоматических и стояночных ручных тормозов 19-22, а также другим силам трения покоя и трения качения колес) на эскалаторе даже в случае резкой его остановки.

Таким образом, обеспечивается плавный перевод коляски-подъемника в режим транспортировки на эскалаторе в устойчивом положении без поддержки ассистентом.

Угол , равный или близкий к 90°, является наиболее «устойчивым» по отношению к опоре 23 и вызывает минимальные изгибающие моменты, а наличие двух разнесенных, по длине опоры 23, упоров 27, 28 обеспечивают эффективную фиксацию опоры 23 в рабочем положении при ограничении изгибных напряжений в нем.

В случае эксплуатации устройства на лестницах с иным типоразмером ступеней 18, опору 23 устанавливают с возможностью изменения либо места соединения с рамой 6 по высоте (диапазон h регулирования положения основания опоры 23 - см. фиг. 3), либо угла наклона опоры 23 к раме 6, в рабочем ее положении, в секторе со стороны основных колес 10, 11. В частности, пята 24 может быть установлена в наиболее устойчивое положение за счет такой регулировки, непосредственно в угол, образованный смежными ступенями 18 (см. фиг. 6).

При выполнении опоры по второму его варианту - в виде двух разнесенных по ширине коляски одинаковых стержней 29, 30, соразмерных с подлокотниками 3, 4, обеспечивают наибольшую поперечную устойчивость коляски-подъемника (за счет максимально возможной базы в габаритах коляски-подъемника), а в нерабочем положении опора 29-30 «идеально» компонуется под подлокотниками 3, 4 (см. фиг. 6).

При выполнении опоры 23 по третьему его варианту - в виде разнесенных по ширине коляски дополнительных рукояток для ассистента, их роль как сдвоенной опоры аналогична «специализированной» сдвоенной опоре 23, но при этом они двухфункциональны: совмещают функцию рукояток 7, 8 для ассистента - основных или дополнительных (для транспортирования коляски-подъемника вне лестниц).

При конструктивном совмещении опоры 23 (сдвоенной) и рукояток 7, 8 последние также двухфункциональны и опору на эскалаторе осуществляют путем опускания коляски-подъемника на них.

Работа устройства на стационарных лестницах в ситуациях, когда ассистенту необходимо сознательно, временно отпустить рукоятки 7, 8 или это произойдет неожиданно, аналогична описанному, но, естественно, без дополнительного трения пят 24 виду отсутствия пазов 25.

По преодолении профильных препятствий в виде эскалатора или стационарной лестницы, специализированную опору 23 ассистент вновь переводит в нерабочее (убранное, сложенное) положение (см. фиг. 4). При этом пята даже по второму варианту ее исполнения (см. фиг. 3) извлекается вручную при разумно-достаточном (эргономически допустимом) усилии со стороны ассистента.

В других режимах, включая перемещение по горизонтальной поверхности, коляску-подъемник эксплуатируют аналогично прототипу и другим аналогам.

Использование изобретения позволяет улучшить технико-эксплуатационные характеристики инвалидной коляски-подъемника за счет обеспечения возможности надежной фиксации на лестнице (прежде всего, на эскалаторной лестнице) в положении устойчивого равновесия без ассистента на время подъема и/или спуска на эскалаторе (согласно техническим требованиям Метрополитена) или перерыва в процессе подъема/или спуска на лестничном пролете стационарной лестницы, и амортизации динамических воздействий при этом на коляску-подъемник со стороны лестницы.

1. Инвалидная коляска-подъемник с возможностью эксплуатации на неподвижных и эскалаторных лестницах, содержащая кресло со спинкой и подлокотниками для размещения перемещаемого человека - инвалида, телескопически раздвижную раму с рукоятками для сопровождающе-управляющего человека - ассистента на концах выдвигаемой части рамы и с фиксатором указанной телескопической взаимосвязи, соосные основные колёса, вынесенные вперёд дополнительные колеса, устройство перемещения по ступеням лестницы, в состав которого входят связанные с реверсивным электромеханическим приводом и источником автономного электропитания рычажно-шагающие движители, разнесённые вдоль оси колёс, смещённые от неё в поперечных направлениях в пределах радиусов колёс, выступающие за внешние окружности колёс своими концами для взаимодействия со ступенями и возможностью силового поворота в плоскостях, параллельных плоскостям вращения колёс, и тормоза, отличающаяся тем, что дополнительно содержит, по меньшей мере, одну выносную в пространство за спинку сиденья из нерабочего своего фиксированного положения опору с упругой фрикционной пятой на свободном конце, фиксированное рабочее положение которой в контакте пяты со ступенью соответствует устойчивому статическому равновесию коляски с инвалидом, по крайней мере, на эскалаторной лестнице без удержания ассистентом.

2. Инвалидная коляска-подъемник по п.1, отличающаяся тем, что упругая фрикционная пята опоры выполнена в поперечном сечении -образной с возможностью частичного упругодеформируемого проникновения суженным пластинообразно концом в продольные пазы стандартной эскалаторной ступени под действием силы реакции на вес коляски, по крайней мере, без инвалида.

3. Инвалидная коляска-подъемник по п.2, отличающаяся тем, что толщина суженного пластинообразного конца упругой фрикционной пяты опоры соразмерна с шириной продольного паза ступени эскалатора, а его длина превышает глубину последнего на величину продольной упругой деформации под действием силы реакции на вес коляски без инвалида с возможностью силового распора боковых стенок продольного паза ступени и последующего ручного извлечения из него при полной полезной нагрузке коляски.

4. Инвалидная коляска-подъемник по п.1, отличающаяся тем, что упругая фрикционная пята установлена на опоре телескопически через пружину сжатия с возможностью амортизации пружиной динамического взаимодействия пяты со ступенью.

5. Инвалидная коляска-подъемник по п.1, отличающаяся тем, что опора выполнена откидной из нерабочего, убранного вдоль рамы за спинкой сиденья положения в откинутое рабочее положение.

6. Инвалидная коляска-подъемник по п.5, отличающаяся тем, что в откинутом рабочем своем положении опора перпендикулярна раме на участке их соединения.

7. Инвалидная коляска-подъемник по п.1, отличающаяся тем, что опора установлена на раме с возможностью регулировки опорного базового расстояния между линией, соединяющей пятна контакта основных колес, и пятном контакта пяты опоры соответственно со ступенями лестницы.

8. Инвалидная коляска-подъемник по п.7, отличающаяся тем, что опора установлена на раме с возможностью изменения места ее соединения с рамой по высоте.

9. Инвалидная коляска-подъемник по п.7, отличающаяся тем, что опора установлена на раме с возможностью изменения угла ее наклона к раме в рабочем положении опоры в секторе со стороны основных колес.

10. Инвалидная коляска-подъемник по п.1, отличающаяся тем, что опора выполнена в виде двух разнесенных по ширине коляски одинаковых стержней, соразмерных с подлокотниками, прикрепленных к раме непосредственно у задних концов подлокотников и в нерабочем своем положении расположенных эквидистантно под ними.

11. Инвалидная коляска-подъемник по п.10, отличающаяся тем, что опора установлена на раме с возможностью изменения угла наклона опоры к раме в рабочем ее положении в секторе со стороны основных колес.

12. Инвалидная коляска-подъемник по п.1, отличающаяся тем, что опора выполнена в виде разнесенных по ширине коляски дополнительных рукояток для ассистента.

13. Инвалидная коляска-подъемник по п.1, отличающаяся тем, что опора и рукоятки коляски конструктивно совмещены.



 

Похожие патенты:

Пандус // 76044

Легкая опорная трость ручной работы относится к средствам народного потребления и может быть использована людьми пожилого возраста, больными, ослабленными для дополнительной опоры и кратковременного отдыха в положении сидя. Ортопедическая деревянная трость по весу очень легкая, и может использоваться для ходьбы как прогулочная трость. Также, трость ручной работы обладает красивым дизайном, что дает ей функцию подарочной.

Воздушная скорость - это скорость летательного аппарата относительно воздушной среды, окружающей его. Двигатели летательного аппарата (например, самолёта) создают силу тяги, которая создаёт воздушную скорость или скорость воздушного потока. На скорость самолёта влияет плотность среды (воздуха), полётный вес, аэродинамика самолёта (включая мощность двигателей).
Наверх