Устройство фиксации спальной полки железнодорожного вагона

 

Полезная модель относится к области вагоностроения, в частности к конструкции мебели пассажирских вагонов.

Устройство фиксации спальной полки железнодорожного вагона содержит закрепленный на стенке (5) купе корпус (1) с опорной площадкой (2) и размещенной параллельно ей осью (6) поворота с подпружиненным рычагом (7), расположенным снаружи корпуса и снабженным фиксирующим зубом (9) и ограничителем, клавишу (11), закрепленную на боковой части (12) подпружиненного рычага, а также зацеп (19) с углублением (21), расположенный на спальной полке с возможностью контакта с фиксирующим зубом. Новым является то, что головка фиксирующего зуба в плоскости поворота подпружиненного рычага снабжена дугообразным выступом (10), а клавиша закреплена на боковой части подпружиненного рычага дистанционно.

Конструкция полезной модели позволяет упростить монтаж устройства фиксации спальной полки железнодорожного вагона за счет сокращения количества регулировочных операций, обеспечивающих требуемое взаимное положение фиксирующего зуба и зацепа на спальной полке.

2 з.п. ф-лы, 9 илл.

Заявляемая полезная модель относится к области вагоностроения, в частности к конструкции мебели пассажирских вагонов.

Известен фиксатор спальных полок пассажирских вагонов железных дорог колеи 1520 мм (ОСТ 24.159.71-70 «Фиксаторы спальных полок пассажирских вагонов железных дорог колеи 1524 мм. Конструкция и размеры»), имеющий корпус со сквозным отверстием, ось с возможностью поворота в отверстии, подпружиненный рычаг и шайбу, установленные на оси с противоположных сторон корпуса, фиксирующий зуб клиновидной формы и рукоятку управления на рычаге, ограничитель поворота.

Недостатком этого фиксатора является то, что при креплении фиксатора на элементах вагона через отверстия, расположенные на корпусе, головки крепежных элементов (например, винтов) оказываются видимыми на лицевой поверхности фиксатора, что ухудшает его внешний вид.

Наиболее близким из известных, принятым за прототип, является устройство фиксации поднятого положения спальной полки в железнодорожном вагоне (WWW.tvz.ru/?action=618n=18model=61-4440; черт.4440.27.00.060.1 «Установка спальных полок», виды «И» и «В»; черт.4440.26.00.200 «Фиксатор») содержащее корпус с опорной площадкой, закрепленный с помощью крепежных и стопорящих элементов на стенке купе, окна в упомянутой опорной площадке для перемещения корпуса относительно крепежных элементов, ось поворота, расположенную в корпусе параллельно опорной площадке, подпружиненный рычаг, установленный на оси поворота снаружи корпуса, фиксирующий зуб прямоугольной формы на подпружиненном рычаге, клавишу коробчатой формы, охватывающую корпус и прикрепленную к боковине подпружиненного рычага, ограничитель поворота рычага, а также зацеп с углублением трапецеидальной формы, расположенный на спальной полке с возможностью контакта с фиксирующим зубом.

Для осуществления надежной фиксации спальной полки в поднятом положении с помощью упомянутого известного устройства необходимо обеспечить такое взаимное положение фиксирующего зуба относительно зацепа на спальной полке, при котором фиксирующий зуб базируется по стенкам углубления трапецеидальной формы на зацепе без зазора и не выходит из контакта с зацепом при их возможном смещении друг относительно друга в боковом направлении.

Недостатком известного устройства является сложность обеспечения этой точной взаимной установки фиксирующего зуба относительно зацепа на спальной полке при сборке в помещении вагона из-за разных баз их крепления, так как корпус с фиксирующим зубом крепится в предусмотренные для этой цели отверстия на стенке купе, а зацеп укреплен в отверстия, также заранее выполненные в каркасе спальной полки. Эти отверстия, располагаясь на разных поверхностях, как следствие, меняют взаимное положение относительно друг друга. Сложность обеспечения точной взаимной установки фиксирующего зуба и зацепа на спальной полке заключается в том, что перед креплением корпуса с помощью крепежного элемента на стенке купе требуется провести регулировочные операции путем перемещения корпуса в сборе с фиксирующим зубом по плоскости стенки купе вверх, вниз или в стороны в пределах размеров окна в опорной площадке до указанного выше совмещения фиксирующего зуба с углублением на зацепе. После этого корпус дополнительно закрепляется в найденном положении от возможного смещения вверх, вниз или в стороны в пределах размеров окна под действием вибрационных нагрузок, возникающих при движении вагона, с помощью стопорящего элемента (например, шурупа). В серийном производстве выполнение описанных выше регулировочных операций с последующим дополнительным закреплением корпуса не технологично, т.к. усложняется монтаж устройства фиксации.

Задачей предложения является упрощение монтажа устройства фиксации спальной полки железнодорожного вагона за счет сокращения количества регулировочных операций, обеспечивающих требуемое взаимное положение фиксирующего зуба и зацепа на спальной полке.

Для этого устройство фиксации спальной полки железнодорожного вагона содержит закрепленный на стенке купе корпус с опорной площадкой и размещенной параллельно ей осью поворота с подпружиненным рычагом, расположенным снаружи корпуса и снабженным фиксирующим зубом и ограничителем, клавишу, закрепленную на боковой части подпружиненного рычага, а также зацеп с углублением, расположенный на спальной полке с возможностью контакта с фиксирующим зубом. Новым является то, что головка фиксирующего зуба в плоскости поворота подпружиненного рычага снабжена дугообразным выступом, а клавиша закреплена на боковой части подпружиненного рычага дистанционно.

Кроме того дугообразный выступ может быть обращен к оси поворота подпружиненного рычага или в противоположную сторону от оси поворота подпружиненного рычага.

Технический результат выразился в следующем.

Наличие на головке фиксирующего зуба в плоскости поворота подпружиненного рычага дугообразного выступа, позволяет, при креплении корпуса с помощью крепежных элементов к имеющимся на стенке купе вагона отверстиям, исключить регулировочные операции, связанные с перемещением корпуса в вертикальном направлении, так как независимо от положения по высоте упомянутых отверстий (в номинале, выше или ниже номинала в допускаемых пределах), приводящему к соответствующему изменению взаимного положения корпуса относительно зацепа на спальной полке, подпружиненный рычаг при фиксации спальной полки поворачивается на больший или меньший угол и, при этом, обязательно занимает положение, при котором фиксирующий зуб без зазоров встает в углублении зацепа, обеспечивая требуемую точность их взаимного положения по вертикали.

Исключить при сборке на вагоне регулировочные операции в горизонтальном направлении позволяет дистанционное (т.е. с удалением) крепление клавиши к боковой части подпружиненного рычага. Такое крепление клавиши дает возможность установки фиксирующего зуба относительно зацепа со смещением в боковом направлении (либо в сторону к клавише, либо в сторону от клавиши), сохраняя зацепление в пределах их толщин. Дистанция удаления клавиши от боковой части подпружиненного рычага должна превышать допускаемые отклонения смещения в горизонтальном направлении от взаимного номинального расположения фиксирующего зуба и зацепа относительно друг друга.

Прилагаемые чертежи изображают:

На фиг.1 - вид спереди на установку спальных полок с устройствами фиксации на стенке купе;

На фиг.2 - вид сбоку на установку спальных полок с устройствами фиксации на стенке купе;

На фиг.3 - вид сбоку на устройство фиксации нижней спальной полки;

На фиг.4 - вид А на фиг.3;

На фиг.5 - сечение Б-Б на фиг.4;

На фиг.6 - сечение Б-Б на фиг.4 (вариант);

На фиг.7 - устройство фиксации при взаимном расположении оси поворота фиксирующего зуба и зацепа на линии номинального положения;

На фиг.8 - устройство фиксации при взаимном расположении оси поворота фиксирующего зуба относительно зацепа выше линии номинального положения;

На фиг.9 - устройство фиксации при взаимном расположении оси поворота фиксирующего зуба относительно зацепа ниже линии номинального положения.

Устройство фиксации спальной полки железнодорожного вагона в поднятом положении содержит корпус 1 с опорной площадкой 2, закрепленный с помощью крепежных элементов 3 в отверстиях 4 на стенке 5 купе. В корпусе 1 параллельно опорной площадке 2 расположена ось 6 поворота, на которой снаружи корпуса 1 установлен подпружиненный рычаг 7, а внутри корпуса 1 пружина 8 для возврата рычага 7 в исходное положение. Рычаг 7 снабжен фиксирующим зубом 9. Головка фиксирующего зуба 9 в плоскости поворота рычага 7 снабжена дугообразным выступом 10, который может быть обращен к оси 6 поворота рычага 7 (фиг.5) или в противоположную сторону от оси 6 поворота рычага 7 (фиг.6).

На корпусе 1 установлена клавиша 11 коробчатой формы, охватывающая корпус 1 и закрепленная на боковой части 12 рычага 7 дистанционно, например, с помощью винтов 13 через дистанционную проставку 14. На рычаге 7 закреплен ограничитель поворота рычага 7, в виде выступающего элемента 15, например, штыря, входящего в паз 16 корпуса 1. На каждой из спальных полок 17, 18 установлены зацепы 19 со скосом 20 и углублением 21 трапецеидальной формы, с возможностью контакта с фиксирующим зубом 9 в поднятом положении спальных полок 17, 18. Зацеп 19 прикреплен к спальной полке 17 с помощью винтов 22 через подкладку 23.

Спальные полки закреплены на стенке 5 купе с помощью шарнирных кронштейнов 24.

Сборка устройства производится в следующей последовательности.

Предварительно, при изготовлении подпружиненного рычага 7 фиксирующий зуб 9 выполняют с дугообразным выступом 10, обращенным к оси 6 поворота рычага 7 или в противоположную сторону от оси 6 поворота рычага 7. После этого на рычаге 7 укрепляют ограничитель поворота рычага 7 в виде выступающего элемента 15.

Далее в корпусе 1 параллельно опорной площадке 2 располагают ось 6 поворота, предварительно одев на ось 6 пружину 8 для возврата рычага 7 в исходное положение. Затем на ось 6 поворота снаружи корпуса 1 устанавливают подпружиненный рычаг 7 с фиксирующим зубом 9. После этого корпус 1 в сборе с рычагом 7 подают на вагон, где прижимают опорной площадкой 2 к стенке 5 купе и закрепляют в отверстиях 4 крепежными элементами 3. Затем к боковой части 12 рычага 7 дистанционно через проставку 14 винтами 13 прикрепляют клавишу 11 коробчатой формы, охватывающую корпус 1.

После этого на той же стенке 5 купе монтируют с помощью кронштейнов 24 спальные полки 17 и 18 с предварительно присоединенными к ним с помощью винтов 22 через подкладки 23 зацепами 19.

Независимо от изменений по высоте взаимного положения корпуса 1 относительно зацепа 19 (на линии номинального положения (фиг.7), выше (фиг.8) или ниже (фиг.9) номинала) фиксирующий зуб 9 благодаря наличию дугообразного выступа 10, обращенного к оси поворота рычага 7 или в противоположную сторону от оси поворота рычага 7, встает в углубление 21 зацепа 19 под разными углами, но обязательно без зазоров.

Этим обеспечивается необходимая точность их взаимного положения по вертикали и, следовательно, надежная фиксация спальных полок 17, 18 в поднятом положении.

При смещении в горизонтальном направлении корпуса 1 с рычагом 7 и фиксирующим зубом 9 дистанционность крепления клавиши 11 к боковой части 12 рычага 7 допускает смещение фиксирующего зуба 9 относительно зацепа 19 в боковом направлении не только в сторону от клавиши 11, но и к клавише 11 (в пределах обозначенных дистанцией удаления клавиши 11 от боковой части 12 рычага 7) с сохранением зацепления в пределах их толщин.

1. Устройство фиксации спальной полки железнодорожного вагона, содержащее закрепленный на стенке купе корпус с опорной площадкой и размещенной параллельно ей осью поворота с подпружиненным рычагом, расположенным снаружи корпуса и снабженным фиксирующим зубом и ограничителем, клавишу, закрепленную на боковой части подпружиненного рычага, а также зацеп с углублением, расположенный на спальной полке с возможностью контакта с фиксирующим зубом, отличающееся тем, что головка фиксирующего зуба в плоскости поворота подпружиненного рычага снабжена дугообразным выступом, а клавиша закреплена на боковой части подпружиненного рычага дистанционно.

2. Устройство фиксации по п.1, отличающееся тем, что дугообразный выступ обращен к оси поворота подпружиненного рычага.

3. Устройство фиксации по п.1, отличающееся тем, что дугообразный выступ обращен в противоположную сторону от оси поворота подпружиненного рычага.



 

Похожие патенты:

Устройство содержит в себе телевизор с плоским экраном, плоскую стеклянную пластину с зеркальным покрытием и подложку из светопоглощающего материала с отверстием, меньшим по размерам формы экрана телевизора, закрепленную на тыльной стороне устройства.

Крепление плазменных и жидкокристаллических телевизоров в вагоне поезда - очень трудоёмкий и кропотливый процесс. Устройство помогает с блеском разобраться с этой не тривиальной задачей.

Полезная модель относится к области пассажирского вагоностроения и касается системы сигнализации и контроля нагрева букс (СКНБ) тележек пассажирского вагона.
Наверх