Брызговик универсальный для внедорожников, кроссоверов и минивэнов (варианты)
Полезная модель относится к автомобилестроению, к комплектующим легковых автомобилей типа внедорожников, кроссоверов и минивэнов.
Для повышения универсальности и пригодности брызговика для большинства автомобилей типа внедорожников, кроссоверов и минивэнов и удобства монтажа брызговика на кузова автомобилей этого типа, повышения прочности крепления брызговика при одновременном снижении возможности повреждения деталей кузова при монтаже и эксплуатации брызговика, повышения надежности защиты кузова автомобилей типа внедорожников, кроссоверов и минивэнов, повышения эффективности функционирования, снижения материалоемкости при одновременном повышении технологичности и экономичности изготовления брызговика, выполнения брызговиком основных функций практически при любых температурных режимах и условиях эксплуатации автомобиля и увеличения срока эксплуатации брызговика
в брызговике для внедорожников, кроссоверов и минивэнов, содержащий монтажную часть с L-образным вырезом, защитную часть и уплотнительный козырек, монтажная часть, защитная часть и уплотнительный козырек сопряжены друг с другом по бумеранго-образной линии сопряжения эквидистантно и соразмерно относительно форме соответствующего края кузова автомобилей типа внедорожников, кроссоверов и минивэнов, при этом монтажная часть и верхняя часть уплотнительного козырька выполнены изогнутыми во внутреннюю, обращенную к брызговому потоку сторону с радиусом от 700 до 1500, преимущественно 1000 мм.
2 н.п. ф-лы, 20 з.п. ф-лы, 1 табл., 7 илл.
ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ
Полезная модель относится к автомобилестроению, к комплектующим легковых автомобилей и может быть использована при эксплуатации большинства внедорожников, кроссоверов и минивэнов для уменьшения выброса воды, снега, песка, гравия, грязевого потока из-под колес автомобилей при их движении.
УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ
Брызговики - пластины, задерживающие вылетающую из-под колес автомобиля грязь, брызги и мелкий гравий. В силу своих функций, эти детали при требуемой прочности должны обладать определенной гибкостью, поэтому наиболее часто встречающиеся типы брызговиков - это резиновые брызговики и брызговики из гибкого пластика. При выборе брызговиков учитывают также их температурный диапазон, так как он напрямую влияет на их долговечность.
Брызговики бывают изготовленными под конкретную модель автомобиля, а также универсальными, подходящими к большому количеству моделей автомобилей определенного типа.
Известен брызговик переднего колеса переднеприводного автомобиля, содержащий защитную и установочную части, защитная часть выполнена ступенчатой с переменной толщиной в поперечном сечении трапецеидальной формы. Часть среза верхнего основания прямоугольной трапеции ограничивает высоту ребра жесткости, а нижнее основание обращено навстречу брызговому потоку, высота С прямоугольной трапеции поперечного сечения в направлении ширины защитной части выполнена переменной, изменяющейся в пределах С=К3К, где К - высота линии среза верхнего основания прямоугольной трапеции поперечного сечения. Толщина В нижнего участка защитной части в продольном сечении выполнена переменной, связанной с длиной М защитной части соотношением В/М=0,20,05, причем внешняя боковая поверхность защитной части выполнена эквидистантной внешней боковой поверхности корпуса автомобиля, а установочная часть брызговика выполнена в виде полости, форма которой совпадает с нижней частью арки переднего колеса. [1].
Известен брызговик заднего колеса автомобиля, содержащий содержит защитную и установочную части, ребро жесткости 6 и отверстия для крепления брызговика к автомобилю, верхний участок защитной части выполнен переменной ширины Q, изменяющейся в пределах Q=S13,8S, где S - толщина защитной части брызговика, нижний участок защитной части выполнен длиною L, не превышающей 17,3S и со стороны, обращенной к брызговому потоку, снабжен вспомогательным ребром жесткости с двумя прорезями, разделяющими верхний и нижний участки защитной части, высота Н ребра жесткости выполнена в пределах Н=1,8S3,2S, а его ширина постоянна по длине, установочная часть выполнена в виде двух ломанных участков, по форме совпадающих с нижней частью арки заднего колеса, в одном из участков выполнено отверстие для крепления брызговика [2].
Известен брызговик транспортного средства, представляющий собой фасонный геометрический профиль, содержащий установочную часть для крепления брызговика к транспортному средству, выполненную в виде полости, форма которой совпадает с посадочной поверхностью корпуса транспортного средства, защитную часть, выполненную в поперечном сечении ступенчатой с переменной толщиной с образованием ребра жесткости по наружному контуру с обратной стороны защитной части, внешний боковой контур кромки которой выполнен эквидистантным внешней боковой поверхности корпуса транспортного средства, отличающийся тем, что защитная часть выполнена чашеобразно-двухступенчатой, в продольном сечении постоянной по толщине, с длиной верхней ступени не более чем в два раза больше длины нижней ступени, с лицевой поверхностью пескоструйной обработки, по верхней образующей с трапециевидным установочным местом для крепления к днищу транспортного средства, на всей лицевой стороне которого нанесена выпуклая прямоугольная сетка, а по контуру в месте перехода от защитной части выполнено углубление, с обратной стороны защитная часть, на части ее высоты, выполнена с двумя клинообразными ребрами жесткости, равномерно разнесенными по длине защитной части с направлением сверху вниз, одно вертикально вниз, второе под углом 25° к первому, и с круглой тисненой маркировкой для данных о времени производства, размещенной между ребрами, установочная часть выполнена по верхней образующей с треугольным установочным местом для крепления к корпусу транспортного средства со стороны колеса, размещенным с небольшим смещением к боковой поверхности брызговика от трапециевидного установочного места, с наличием у основания треугольника с обратной стороны овальной тисненой маркировки с названием фирмы-производителя, верхние образующие установочной и защитной частей по форме совпадают с посадочной поверхностью корпуса транспортного средства [3].
Известен брызговик универсальный автомобильный, содержащий защитную часть и установочную часть, выполненную в виде полости и отверстий для крепления, отличающийся тем, что установочная и защитная части выполнены с объемным профилем при этом установочная часть имеет глубокий разрезной карман, образованный сходящимися поверхностями грязезащитного клапана и корпуса, а защитная часть усилена ребрами жесткости [4].
Известен комплект брызговиков для автомобиля, характеризующийся: составом элементов, включающим пару зеркально выполненных брызговиков для автомобиля; выполнением брызговиков в виде цельных единых деталей L-образных очертаний; выполнением текстуры поверхности брызговиков гладкой; выполнением брызговиков со скругленными кромками и углами; выполнением передней стороны каждого брызговика состоящей из трех частей: большей, расположенной сверху вниз, меньшей, расположенной сверху, и расположенного между частями узкого козырька; выполнением в каждом брызговике большей части утолщенной и расширяющейся книзу, меньшей - плоской и сужающейся кверху, а козырька - слегка расширяющимся сверху вниз и соединенным одним концом с большей частью, а свободным концом - выступающим над меньшей частью; выполнением линии крепления каждого козырька в виде плавной кривой, направленной сверху вниз к боковой кромке; верхним ярко выраженным ступенчатым контуром меньшей части в каждом брызговике, имеющим вертикально ориентированный боковой выступ; выполнением тыльной стороны каждого брызговика проработанной криволинейным рельефом, соответствующим кривой линии передней стороны, при этом под рельефом расположены три вертикальных выступающих ребра; выполнением кромок тыльной стороны каждого брызговика, расположенных под рельефом, с отбортовками; выполнением на меньшей части каждого брызговика вдоль козырька пяти небольших круглых отверстий для крепления [5].
Известен брызговик для автомобиля, характеризующийся: выполнением брызговика в виде цельной детали топорообразной формы; наличием композиционных элементов: верхняя часть, нижняя часть, козырек; выполнением в верхней части брызговика вдоль основания козырька крепежных отверстии; выполнением брызговика со скругленными углами; отличающийся: наличием в месте сопряжения верхней и нижней частей брызговика широкого козырька, нависающего над верхней частью и перекрывающего примерно 1/3 фактической ее площади; выполнением козырька у основания утолщенным и равномерно сужающимся к верхней части таким образом, что верхняя часть (ребро) козырька по всей длине заострена; выполнением козырька в плоскости, расположенной под некоторым углом к плоскости верхней части брызговика таким образом, что между козырьком и верхней частью образуется пространство (карман); выполнением нижней части брызговика ограниченной, плавно сопряженной, выступающей кромкой с плоской гранью и острыми ребрами; выполнением нижней стороны кромки по сравнению с боковыми сторонами значительно менее выступающей относительно плоскости брызговика [6].
Известен брызговик заднего колеса автомобиля, содержащий защитную часть ступенчатой формы, установочную часть, ребро жесткости, линия расположения которого не совпадает с направлением внешней боковой поверхности брызговика, и отверстия для крепления брызговика к автомобилю, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности и надежности работы путем улучшения гибкости и прочности брызговика, верхний участок защитной части выполнен переменной ширины, изменяющейся в пределах (1-13,8)S, где S - толщина защитной части брызговика, нижний участок защитной части выполнен длиной, не превышающей 17,38, и со стороны, обращенной к брызговому потоку, снабжен вспомогательным ребром жесткости с двумя прорезями, разделяющими верхний и нижний участки защитной части, высота ребра жесткости выполнена в пределах (1,8-3,2)S, а его ширина постоянна по длине, установочная часть выполнена в виде двух ломаных участков, по форме совпадающих с нижней частью арки заднего колеса, в одном из участков выполнено отверстие для крепления брызговика [7].
Известен брызговик, содержащий защитную и установочную части, в котором защитная часть выполнена ступенчатой с переменной толщиной в поперечном сечении трапецеидальной формы. Часть среза верхнего основания прямоугольной трапеции ограничивает высоту ребра жесткости, а нижнее основание обращено навстречу брызговому потоку, высота С прямоугольной трапеции поперечного сечения в направлении ширины защитной части выполнена переменной, изменяющейся в пределах С=К3К, где К - высота линии среза верхнего основания прямоугольной трапеции поперечного сечения. Толщина В нижнего участка защитной части в продольном сечении выполнена переменной, связанной с длиной М защитной части соотношением В/М=0,20,05, причем внешняя боковая поверхность защитной части выполнена эквидистантной внешней боковой поверхности корпуса автомобиля, а установочная часть брызговика выполнена в виде полости, форма которой совпадает с нижней частью арки переднего колеса [8].
Известные брызговики материалоемки, технологически сложны в изготовлении, специализированны, не универсальны, обладают невысокой эффективностью и надежностью работы, имеют неоптимальные соотношения прочности/эластичности защитной части, не обеспечивают требований прочности, эластичности, термостойкости, долговечности, надежности крепления на кузове автомобиля и эффективности функционирования, практически не пригодны для установки на мощные и крупногабаритныные машины типа внедорожников, кроссоверов и минивэнов.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому при использовании техническому результату (прототипом) является брызговик автомобильный, состоящий из монтажной части с крепежными отверстиями, уплотнительного козырька и защитной части, отличающийся тем, что по внешнему краю монтажная часть ограничена L-образным вырезом; к монтажной части примыкает уплотнительный козырек, который перекрывает примерно 1/3 фактической площади монтажной части; уплотнительный козырек у основания утолщен, плавно сужается от основания к внешней стороне таким образом, что внешняя сторона выполнена заостренной; защитная часть брызговика по внешнему периметру ограничена плавно сопряженным ребром жесткости; поверхности защитной и монтажной частей выполнены гладкими, в месте примыкания защитной части к монтажной выполнено ребро жесткости: уступ, расположенный в плоскости перпендикулярной плоскостям защитной и монтажной частей [9 (прототип)].
Данный брызговик не обеспечивает достаточных условий прочности и долговечности, поскольку его защитная часть, выполненная в боковом срезе в виде трапеции с уменьшающееся толщиной к нижней части, не придает ему достаточной прочности и жесткости при нагрузке на защитную часть. Толщина защитной части приводит к увеличению расходу материала на изготовление брызговика и увеличению его веса, что, в конечном счете, увеличивает нагрузку на установочную часть и приводит к преждевременному износу брызговика.
Кроме того, данный брызговик пригоден только для установки на определенные сравнительно маломощные автомобили, то есть он практически не пригоден для внедорожников, кроссоверов и минивэнов, поскольку установочная часть этого брызговика привязана своей формой и геометрическими размерами к форме арке переднего колеса автомобиля.
ЗАДАЧИ И ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ
Задачей полезной модели и техническим результатом, достигаемым при производстве и использовании полезной модели, являются:
повышение универсальности и пригодности брызговика для большинства автомобилей типа внедорожников, кроссоверов и минивэнов и удобства монтажа брызговика на различного цвета кузова автомобилей этого типа;
повышение прочности крепления брызговика при одновременном снижении возможности повреждения деталей кузова при монтаже и эксплуатации брызговика;
повышение надежности защиты кузова автомобилей типа внедорожников, кроссоверов и минивэнов;
повышение эффективности функционирования;
снижение материалоемкости при одновременном повышении технологичности и экономичности изготовления брызговика;
выполнение брызговиком основных функций практически при любых температурных режимах и условиях эксплуатации автомобиля;
увеличение срока эксплуатации брызговика.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ
На фиг.1 показано фото брызговика по полезной модели с его внутренней стороны, со стороны колеса автомобиля и брызгового потока при его установке на корпус автомобиля типа внедорожников, кроссоверов и минивэнов.
На фиг.2 - фото брызговика с наружной стороны.
На фиг.3 - вид сбоку брызговика.
На фиг.4 - чертеж общего вида брызговика с наружной стороны.
На фиг.5 - чертеж общего вида брызговика с его внутренней стороны, со стороны колеса автомобиля и брызгового потока при его установке на корпус автомобиля типа внедорожников, кроссоверов и минивэнов.
На фиг.6 - сечение брызговика по линии ББ.
На фиг.7 - сечение брызговика по линии АА.
РАСКРЫТИЕ ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ
Брызговик по полезной модели изготавливают в виде единого монолитного изделия с монтажной частью 1, защитной частью 12 и уплотнительным козырьком 11, сопряженных друг с другом эквидистантно и соразмерно относительно внешней боковой поверхности соответствующих краев кузова автомобилей типа внедорожников, кроссоверов и минивэнов.
Брызговик конструктивно содержит монтажную часть 1, уплотнительный козырек 11 и защитную часть 12 с вертикальными ребрами жесткости 6 и ребрами жесткости по бокам и снизу (фиг.1, 2, 3, 4, 5).
Характерными отличительными особенностями брызговика по полезной модели являются бумеранго-образная линия сопряжения монтажной части 1 защитной части 12 и уплотнительного козырька 11 эквидистантной краям кузова автомобилей типа внедорожников, кроссоверов и минивэнов, L-образный вырез 2 на монтажной части 1 и увеличенная часть 3 внутренней стороны монтажной части 1, а также изогнутая плоскость монтажной части 1 и вертикальной части уплотнительного козырька с радиусом от 700 до 1500, преимущественно 1000 мм (фиг.6).
Монтажная часть 1 брызговика на обращенной к колесу и брызговому потоку стороне выполнена с L-образным вырезом 2 с увеличенным (от 1/3 до 5/6) по сравнению с прототипом соотношением закрываемой уплотнительным козырьком площади по отношению к площади монтажной части 3, поле для размещения информации о товарном знаке и наименовании фирмы- производителя 7, поле для маркировки стороны автомобиля 8, для которой предназначен брызговик (правая R или левая L), поле для отображения даты выпуска (года и месяца) 9, поля для информации о номере ТУ на данное изделие 10.
По краям монтажной части 1 выполнены по крайней мере 5 или более монтажных отверстий 4 для крепления брызговика к кузову автомобилей типа внедорожников, кроссоверов и минивэнов, расположенных вдоль линии сопряжения монтажной части 1 и защитной части 12 непосредственно под уплотняющим козырьком 11.
По вертикальной оси брызговика (АА) на монтажной части 1 расположено технологическое место литника 5, через которое подается и оптимальным образом распределяется внутри литьевой формы материал брызговика при его изготовлении литьем в формы под давлением (фиг.1, 5).
Место расположения литника 5 должно быть оптимальным для того, чтобы время полного заполнения формы материалом от отверстия литника во все стороны брызговика при отливке в форме было одинаковым.
Ось места расположения литника 5 является базовым центром и расположена на расстоянии а от каждого из боковых сторон брызговика, то есть посередине общей ширины брызговика b, которую преимущественно, но не обязательно выбирают равной 250+/-10 мм (фиг.1, 5).
По высоте ось места расположения литника 5 располагают на расстоянии е, от нижнего края брызговика и на расстоянии f oт верхнего края брызговика с таким расчетом, чтобы время заполнения формы материалом от отверстия литника в верхней части и в нижней части брызговика при отливке в форме было одинаковым.
Общую высоту брызговика d, преимущественно, но не обязательно выбирают равной 350+/-15 мм (фиг.3, 4, 5).
Монтажные отверстия 4, расположенные на монтажной части 1 вдоль линии сопряжения монтажной части 1 и защитной части 12 непосредственно под уплотняющим козырьком 11, (фиг.1, 5).
Защитная часть 12 брызговика содержит по крайней мере четыре, пять или более вертикально ориентированных ребер жесткости 6 на поверхности с обращенной к колесу и брызговому потоку стороны защитной части, а также с ребрами жесткости по бокам и снизу защитной части с обращенной к колесу и к брызговому потоку стороны защитной части 12 (фиг.1, 5).
Внутреннюю сторону монтажной части брызговика выполняют с увеличенной, в сравнении с известными брызговиками с L-образным вырезом, монтажной частью 3. Это также повышает прочность и жесткость брызговика и защиту кузова автомобилей типа внедорожников, кроссоверов и минивэнов и повышает эффективность функционирования брызговика.
Нижний сопрягаемый с защитной частью 12 и уплотнительным козырьком 11 край монтажной части 1 выполняют эквидистантно и соразмерно относительно внешней боковой поверхности соответствующего края кузова автомобилей типа внедорожников, кроссоверов и минивэнов.
Поверхность монтажной части 1 с обеих сторон выполняют гладкой для более плотного прилегания монтажной части к кузову автомобиля при его монтаже и уменьшения адгезии к брызговику вылетающей из-под колес автомобиля грязи в виде брызгового потока.
Защитную часть 12 брызговика выполняют с верхним, сопрягаемым с монтажной частью, краем по форме линии соответствующего края корпуса автомобиля с вертикально ориентированными ребрами жесткости 6 на поверхности с обращенной к колесу стороны защитной части со стороны брызгового потока, а также с ребрами жесткости по бокам и снизу защитной части с обращенной к колесу и брызговому потоку стороны защитной части (фиг.1, 5).
Вертикально ориентированные ребра жесткости 6 на защитной части 12 выполняют с плавным сопряжением с обращенной к колесу и брызговому потоку стороной поверхностью защитной части 12.
Защитную часть 12 брызговика выполняют гладкой со стороны колеса автомобиля и брызгового потока, для уменьшения адгезии к брызговику вылетающей из-под колес автомобилей типа внедорожников, кроссоверов и минивэнов грязи.
С внешней стороны на поверхность защитной части 12 брызговика наносят шагрень для сокрытия возможных косметических дефектов изготовления изделия в отдельных местах и зрительного увеличения насыщенности цвета обращенной наружу относительно корпуса автомобилей типа внедорожников, кроссоверов и минивэнов стороны защитной части брызговика.
Уплотнительный козырек 11 по месту сопряжения монтажной части 1 и защитной частей 12 выполняют бумеранго-образным по форме эквидистантным относительно внешней боковой поверхности краям кузова автомобилей типа внедорожников, кроссоверов и минивэнов, с оптимизированным соотношением размеров и расположения уплотнительного козырька и с углом наклона уплотнительного козырька к плоскости монтажной части в нижней части уплотнительного козырька от 30° до 40°, преимущественно 33° (фиг.6) и с углом наклона уплотнительного козырька к плоскости монтажной части в боковой части части уплотнительного козырька от 35° до 45°, преимущественно 38° (фиг.6), а также с соотношением закрываемой уплотнительным козырьком площади к площади монтажной части от 1/3 до 9/10 для увеличения универсальности брызговика и его эксплуатации без потери качества на автомобилях различных марок.
Уплотнительный козырек 11 выполняют с преимущественной высотой, закрывающей монтажные отверстия 4 вдоль линии сопряжения монтажной части 1 и защитной части 12 для защиты средств крепления (саморезов, винтов или болтов), а также изогнутым в его вертикальной части с радиусом от 700 до 1500, преимущественно 1000 мм (фиг.6) для повышения надежности крепления брызговика к кузову легкового автомобиля, увеличения долговечности эксплуатации брызговика и повышения эффективности его функционирования.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ
Брызговик по полезной модели изготавливают монолитным, литьем в формы под давлением на обычном литьевом оборудовании по обычным литьевым технологиям из термоэластопластичного (ТЭП) полимерного материала, преимущественно полиолефиновой группы, эластичного при температурах от -50°C до +50°C.
Брызговик по полезной модели преимущественно изготавливают из белого термоэластопластичного (ТЭП) полимерного материала типа синтетического каучука с добавками различных красителей, что дает возможность при высокой технологичности и экономичности производства обеспечить сохранение отличных эксплуатационных свойств и изготавливать качественные изделия сложных форм с практически неограниченным количеством цветов и оттенков - черного, белого, синего, красного, желтого и зеленого цветов, черного цвета с блестками, цвета серебристого металлика, мокрого асфальта или серого перламутра и других цветов и оттенков.
В таблице 1 приведены физико-механические показатели материала, из которого изготавливают заявляемый брызговик.
Таблица 1. | |
Наименование физико-механические харатеристик материала | Показатели |
Плотность (23°С), г/см3 | 0,92-0,96 |
Предел текучести при растяжении (23°С), МПа | 3-15 |
Прочность при растяжении (23°С), МПа | 2-17 |
Модуль упругости при растяжении (23°С), МПа | 4-190 |
Относительное удлинение при растяжении (23°С), % | 50-1300 |
Модуль упругости при изгибе (23°С), МПа | 40-140 |
Твердость по Шору (23°С) | D15-D47 |
Удельное объемное электрическое сопротивление (23°С), Ом· см | 1014 -1015 |
Удельное поверхностное электрическое сопротивление (23°С), Ом | 1013 |
Диэлектрическая проницаемость (23°С, 100 Гц) | 2,5-3,0 |
Диэлектрическая проницаемость (23°С, 1 МГц) | 2,5-3,0 |
Водопоглощение (23°С, 24 ч, влажность 50%), % | 0,1 |
Блеск, для изделий с повышенным блеском (23°С, угол 60°), % | 80 |
Брызговик изготавливается в парной комплектации в правом и левом зеркальном исполнении с соответствующими метками R для правого исполнения и установки с правой стороны корпуса автомобиля (фиг.5) и метками L для левого исполнения и установки с левой стороны корпуса автомобиля (фиг.1, 3, 4).
Технический результат находится в причинно-следственной связи с существенными признаками полезной модели и обеспечивается существенными признаками полезной модели.
Повышение универсальность брызговика и надежности защиты кузова автомобилей различных марок достигается за счет L-выреза с расположенными в определенных местах монтажными отверстиями по краям монтажной части. Это позволяет устанавливать брызговик на арки или подкрылки передних и задних колес большинства автомобилей типа внедорожников, кроссоверов и минивэнов.
Выполнение внутренней сторону монтажной части брызговика выполняют с увеличенной, в сравнении с известными брызговиками с L-образным вырезом, что также повышает защиту кузова автомобилей типа внедорожников, кроссоверов и минивэнов и повышает эффективность функционирования брызговика.
Увеличенное (от 1/3 до 5/6) по сравнению с прототипом соотношение закрываемой уплотнительным козырьком площади по отношению к площади монтажной части 3 и выполнение внешнего края уплотнительного козырька заостренным, определенные форма, соотношение размеров и угол наклона обеспечивает плотное и надежное прилегание защитного козырька к поверхности сопрягаемой детали кузова. Это способствует повышению надежности защиты кузова легкового автомобиля и повышению эффективности функционирования брызговика.
Увеличение срока эксплуатации брызговика, улучшение условий обслуживания брызговика, при выполнении им основных функций в любых режимах и условиях эксплуатации автомобиля достигается за использования определенного полимерного материала, за счет гладкой поверхности монтажной части и защитной части со стороны колеса и брызгового потока, за счет плавного перехода в месте сопряжения отдельных элементов брызговика плавного сопряжения ребер жесткости с поверхностью защитной части и боковых ребер жесткости по краям защитной части.
Указанные технические решения обеспечивают также беспрепятственный сток воды, грязевых потоков с поверхности защитной части.
В совокупности с указанными техническими решениями выполнение в месте примыкания защитной части к монтажной ребер жесткости: уступа, расположенного в плоскости перпендикулярной плоскостям защитной и монтажной частей, обеспечивает необходимую и достаточную и жесткость, и прочность, и эластичность защитной части при одновременном снижении материалоемкости, повышении технологичности и экономичности изготовления брызговика.
Из сложившейся практики эксплуатации известных брызговиков известно, что при движении автомобиля задним ходом, в результате наезда задними или передними колесами на препятствие брызговик, обладающий более жесткой защитной частью, чем защитная часть заявляемой полезной модели, вырывает крепежные болты из посадочных мест. В результате происходит повреждение, как брызговика, так и сопрягаемых мест деталей кузова автомобиля.
Снижение возможности повреждения деталей кузова при эксплуатации брызговика и увеличение срока его эксплуатации обеспечивается как за счет использования полимерного, эластичного в широком диапазоне температур материала, так и выполнения внутренней защитной части относительно тонкой, но с вертикально ориентированными и боковыми ребрами жесткости, делает защитную часть и прочной и эластичной. Поэтому защитная часть может легко поддаваться механическим воздействиям и загибаться без повреждения брызговика и деталей кузова.
Выполнение с внешней стороны уплотнительного козырька заостренной обеспечивает плотное и надежное прилегание защитного козырька к поверхности сопрягаемой детали кузова.
Увеличение срока эксплуатации брызговика, улучшение условий обслуживания брызговика, при выполнении им основных функций в любых режимах и условиях эксплуатации автомобиля достигается за счет гладкой поверхности защитной части, плавного перехода в месте сопряжения монтажной части, защитной части и уплотнительного козырька, плавного сопряжения ребра жесткости с поверхностью защитной части.
Указанные технические решения обеспечивают беспрепятственный сток воды, грязевых потоков с поверхности защитной части. В совокупности с указанными техническими решениями выполнение в месте примыкания защитной части к монтажной ребер жесткости: уступа, расположенного в плоскости перпендикулярной плоскостям защитной и монтажной частей, обеспечивает необходимую и достаточную жесткость, прочность защитной части.
Снижение возможности повреждения деталей кузова автомобиля при эксплуатации заявляемого брызговика и увеличение срока его эксплуатации обеспечивается за счет выполнения брызговика из термостойкого эластичного полимерного материала, оптимальной конструкции в целом и выполнения защитной части с вертикально ориентированными ребрами жесткости на гладкой поверхности с обращенной к колесу стороны защитной части, а также с ребрами жесткости по бокам и снизу защитной части с обращенной к колесу и брызговому потоку гладкой стороны защитной части, делающими защитную часть прочной для грязевого потока и эластичной при механических воздействиях в различных направлениях без повреждения брызговика и сопрягаемой части кузова автомобиля типа внедорожников, кроссоверов и минивэнов.
Таким образом, заявляемый брызговик, по сравнению с известными аналогами и прототипом, характеризуется применимостью для удобством монтажа на кузов легкового автомобиля типа внедорожников, кроссоверов и минивэнов; повышенной прочностью крепления брызговика к кузову автомобиля при одновременном снижении возможности повреждения деталей кузова при монтаже и эксплуатации брызговика; повышенной надежностью защиты кузова легкового автомобиля; повышенной эффективностью функционирования; сниженной материалоемкостью при одновременном повышенной технологичности и экономичности изготовления брызговика; возможностью выполнения основных функций практически при любых температурных режимах и условиях эксплуатации автомобиля, увеличенным сроком эксплуатации.
Брызговик устанавливается следующим образом: монтажная часть 1 размещается в нижней части колесной арки автомобиля типа внедорожников, кроссоверов и минивэнов и крепится к ней при помощи крепежных средств (саморезов, винтов, болтов) через крепежные отверстия 4 и 13. При установке брызговика уплотнительный козырек 11 плотно прилегает к сопрягаемым деталям кузова, защитная часть 12 размещается в зоне выброса грязевого потока из-под колес автомобиля при его движении. Защитная часть расположена ниже бампера автомобиля и выступает относительно боковой плоскости автомобиля, тем самым достигается зашита нижних и боковых поверхностей деталей кузова автомобилей типа внедорожников, кроссоверов и минивэнов.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. RU 2092362 B62D 25/16 опубл. 10.10.1997
2. RU 2092363 B62D 25/16 опубл. 10.10.1997
3. RU 71955 B62D 25/16 опубл. 27.03.2008
4. RU 63309 B62D 25/16 опубл. 27.05.2007
5. RU 63309 МКПО 12-16 опубл. 16.06.2007
6. RU 71712 МКПО 12-16 опубл. 16.08.2009
7. RU 96107366 B62D 25/16 опубл. 20.07.1997
8. RU 2092362 B62D 25/16 опубл. 10.10.1997
9. RU 76883 B62D 25/16 опубл. 10.10.2008 (прототип)
1. Брызговик для внедорожников, кроссоверов и минивэнов, содержащий монтажную часть с L-образным вырезом, защитную часть и уплотнительный козырек, отличающийся тем, что монтажная часть, защитная часть и уплотнительный козырек сопряжены друг с другом по бумеранго-образной линии сопряжения эквидистантно и соразмерно относительно форме соответствующего края кузова автомобилей типа внедорожников, кроссоверов и минивэнов, при этом монтажная часть и верхняя часть уплотнительного козырька выполнены изогнутыми во внутреннюю, обращенную к брызговому потоку сторону с радиусом от 700 мм до 1500 мм, преимущественно 1000 мм.
2. Брызговик по п.1, отличающийся тем, что на монтажной части выполнено по крайней мере 5 монтажных отверстий вдоль бумеранго-образной линии сопряжения монтажной части и защитной части непосредственно под уплотняющим козырьком.
3. Брызговик по п.1, отличающийся тем, что монтажная часть содержит поля для информации о фирме-изготовителе, маркировки даты выпуска и информации о номере ТУ.
4. Брызговик по п.1, отличающийся тем, что монтажная часть выполнена с нижним, сопрягаемым с защитной частью криволинейным краем по форме линии соответствующего края корпуса автомобилей типа внедорожников, кроссоверов и минивэнов.
5. Брызговик по п.1, отличающийся тем, что монтажная часть выполнена с L-образным вырезом с образованием на монтажной части с внутренней стороны монтажной части выступа с преимущественной шириной 85±10 мм и с вершиной на высоте от 1/3 до 3/4, преимущественно 4/7 от общей высоты брызговика при общей преимущественной высоте брызговика 350±15 мм и преимущественной ширине брызговика 250±10 мм.
6. Брызговик по п.1, отличающийся тем, что защитная часть выполнена, по крайней мере, с четырьмя вертикально ориентированными ребрами жесткости на поверхности с обращенной к брызговому потоку стороны защитной части, а также с ребрами жесткости по бокам и снизу защитной части с обращенной к брызговому потоку стороны защитной части.
7. Брызговик по п.6, отличающийся тем, что защитная часть выполнена с плавным сопряжением вертикально ориентированных ребер жесткости с поверхностью защитной части.
8. Брызговик по п.1, отличающийся тем, что защитная часть выполнена гладкой со стороны брызгового потока, а на поверхности защитной части с внешней стороны нанесена шагрень.
9. Брызговик по п.1, отличающийся тем, что уплотнительный козырек выполнен по месту сопряжения монтажной и защитной частей эквидистантным относительно внешней боковой поверхности кузова автомобилей типа внедорожников, кроссоверов и минивэнов.
10. Брызговик по п.1, отличающийся тем, что уплотнительный козырек выполнен с высотой закрывающей монтажные отверстия вдоль линии сопряжения монтажной части и защитной части с возможностью защиты средств крепления, повышения надежности крепления брызговика к кузову автомобилей типа внедорожников, кроссоверов и минивэнов и увеличения долговечности эксплуатации брызговика.
11. Брызговик по п.1, отличающийся тем, что уплотнительный козырек выполнен с углом наклона уплотнительного козырька к плоскости монтажной части в нижней части уплотнительного козырька от 30° до 40°, преимущественно 33°, и с углом наклона уплотнительного козырька к плоскости монтажной части в боковой части уплотнительного козырька от 35° до 45°, преимущественно 38°.
12. Брызговик по п.1, отличающийся тем, что уплотнительный козырек выполнен с соотношением закрываемой уплотнительным козырьком площади к площади монтажной части от 1/3 до 9/10.
13. Брызговик по п.1, отличающийся тем, что изготовлен в парной комплектации в правом и левом зеркальном исполнении с соответствующими метками R для правого исполнения и установки с правой стороны корпуса автомобиля и метками L для левого исполнения и установки с левой стороны корпуса автомобиля.
14. Брызговик по п.1, отличающийся тем, что изготовлен монолитным из термоэластопластичного полимерного материала, преимущественно полиолефиновой группы, эластичного при температурах от -50°C до +50°C.
15. Брызговик по п.1, отличающийся тем, что изготовлен из белого термоэластопластичного полимерного материала типа синтетического каучука с добавками красителей с возможностью изготовления брызговика черного, белого, синего, красного, желтого и зеленого цветов, черного цвета с блестками, цвета серебристого металлика, мокрого асфальта или серого перламутра.
16. Брызговик по п.1, отличающийся тем, что изготовлен из термоэластопластичного полимерного материала, обладающего при 23°C плотностью 0,92-0,96 г/см3, прочностью при растяжении 2-17 МПа, модулем упругости при растяжении 4-190 МПа, модулем упругости при изгибе 40-140 МПа, твердостью по Шору D15-D47, водопоглощением за 24 ч 0,1%, блеском под углом 60° - 80%.
17. Брызговик для внедорожников, кроссоверов и минивэнов, содержащий монтажную часть с L-образным вырезом, защитную часть и уплотнительный козырек, отличающийся тем, что монтажная часть, защитная часть и уплотнительный козырек сопряжены друг с другом по бумеранго-образной линии сопряжения эквидистантно и соразмерно относительно форме соответствующего края кузова автомобилей типа внедорожников, кроссоверов и минивэнов, при этом монтажная часть и верхняя часть уплотнительного козырька выполнены изогнутыми во внутреннюю, обращенную к колесу и брызговому потоку стороны с радиусом от 800 мм до 1200 мм, преимущественно 1000 мм, при этом на монтажной части выполнено по крайней мере 5 монтажных отверстий вдоль бумеранго-образной линии сопряжения монтажной части и защитной части непосредственно под уплотняющим козырьком, монтажная часть содержит поля для информации о фирме-изготовителе, маркировки даты выпуска и информации о номере ТУ, а L-образный вырез на монтажной части выполнен с образованием с внутренней стороны монтажной части выступа с преимущественной шириной 85±10 мм и с вершиной на высоте от 1/3 до 3/4, преимущественно 4/7 от общей высоты брызговика при общей преимущественной высоте брызговика 350±15 мм и преимущественной ширине брызговика 250±10 мм.
18. Брызговик по п.17, отличающийся тем, что защитная часть выполнена по крайней мере с четырьмя вертикально ориентированными ребрами жесткости на поверхности с обращенной к брызговому потоку стороны защитной части, а также с ребрами жесткости по бокам и снизу защитной части с обращенной к брызговому потоку стороны защитной части, со стороны брызгового потока защитная часть выполнена гладкой, а на поверхность защитной части с внешней стороны нанесена шагрень.
19. Брызговик по п.17, отличающийся тем, что уплотнительный козырек выполнен с высотой закрывающей монтажные отверстия вдоль бумеранго-образной линии сопряжения монтажной части и защитной части с углом наклона уплотнительного козырька к плоскости монтажной части в нижней части уплотнительного козырька от 30° до 40°, преимущественно 33° и с углом наклона уплотнительного козырька к плоскости монтажной части в боковой части уплотнительного козырька от 35° до 45°, преимущественно 38°, а также с соотношением от 1/3 до 9/10 закрываемой уплотнительным козырьком площади к площади монтажной части.
20. Брызговик по п.17, отличающийся тем, что изготовлен в парной комплектации в правом и левом зеркальном исполнении с соответствующими метками R для правого исполнения и установки с правой стороны корпуса автомобиля и метками L для левого исполнения и установки с левой стороны корпуса автомобиля.
21. Брызговик по п.17, отличающийся тем, что изготовлен монолитным из термоэластопластичного полимерного материала, преимущественно полиолефиновой группы, эластичного при температурах от -50°C до +50°C, преимущественно из белого термоэластопластичного полимерного материала типа синтетического каучука с добавками красителей с возможностью изготовления брызговика черного, белого, синего, красного, желтого и зеленого цветов, черного цвета с блестками, цвета серебристого металлика, мокрого асфальта или серого перламутра, из материала, обладающего при 23°C плотностью 0,92-0,96 г/см3, прочностью при растяжении 2-17 МПа, модулем упругости при растяжении 4-190 МПа, модулем упругости при изгибе 40-140 МПа, твердостью по Шору D15-D47, водопоглощением за 24 ч 0,1%, блеском под углом 60° - 80%.