Контейнер

 

Контейнер предназначен и может быть использован для транспортировки и хранения зеркал телескопов. /

Контейнер содержит основание и опорный ложемент, между которыми установлены по периметру ложемента прямоугольные амортизаторы, закрепленные к ложементу и основанию. На ложемент помещена упругая проставка и на нее установлено зеркало телескопа. Вокруг зеркала расположены закрепленные к ложементу болтовыми соединениями Z-образные кронштейны, на которых закреплены боковые горизонтальные и верхние вертикальные прижимы зеркала. Прижимы выполнены в виде резьбовых штанг с шаровым шарниром на конце, металлической опорой и соединенной с ней прокладкой, при этом прокладки прижимов взаимодействуют соответственно с боковой и верхней поверхностями зеркала и имеют аналогичную им форму контактирующей поверхности. Зеркало с прижимами и ложементом накрыто крышкой с нижним наружным фланцем, крепящимся к основанию с использованием герметизирующей проставки. К основанию и крышке приварены такелажные скобы.

Технический результат - сохранение целостности и точности формы полированной рабочей поверхности зеркала телескопа, повышение надежности.

Полезная модель относится к емкостям для транспортировки и хранения крупногабаритных изделий специальной техники, а более конкретно - к контейнерам для зеркал телескопов.

Зеркала телескопов наземного и особенно космического базирования выполняются обычно из стекла или стеклокристаллического материала с полостями облегчения, выполненными внутри объема с тыльной стороны с тонкими перегородками между полостями и со сплошной полированной до нанометрической точности верхней рабочей поверхностью, поэтому при транспортировке требуется сохранить как целостность зеркала в целом, так и точность формы полированной рабочей поверхности. Размер полированной рабочей поверхности бывает достаточно большим - до 4-х метров в диаметре при весе зеркала в несколько тонн. Публикаций о конструкции контейнеров для зеркал телескопов не выявлено.

Известен контейнер для размещения в нем крупногабаритных изделий специальной техники, более конкретно для размещения космических аппаратов при их транспортировке и хранении, по патенту РФ 2389672 C1, опубликованном 20.05.2010 г., содержащий основание, опорный переходник (ложемент), систему амортизации, крышку с боковой стенкой, нижним наружным фланцем, крепящимся к основанию, устройства бокового горизонтального прижима, взаимодействующие с контактной боковой поверхностью изделия. С наружной стороны крышки размещены 4 такелажные узла (скобы). Данный контейнер может служить ближайшим аналогом к предлагаемому контейнеру по назначению и конструктивному исполнению. В нем устройства бокового прижима выполнены в виде горизонтально расположенных регулируемых штанг с опорными роликами на конце и служат лишь компенсаторами бокового положения космического аппарата при его вертикальном положении.

Жесткий и фактически точечный горизонтальный прижим опорными роликами при отсутствии амортизаторов никак не пригоден для транспортировки достаточно хрупких и точных зеркал телескопов. В известном контейнере кроме того отсутствует вертикальный прижим, а без этого дополнительного фиксирующего прижима невозможно достижение технического результата.

Техническим результатом предлагаемой полезной модели является сохранение целостности и точности формы полированной рабочей поверхности зеркала телескопа, повышение надежности.

Для достижения технического результата в контейнере, содержащем основание, опорный переходник (ложемент), систему амортизации, крышку с нижним наружным фланцем, крепящимся к основанию, устройства бокового горизонтального прижима, взаимодействующие с контактной боковой поверхностью изделия (зеркала), в отличие от известного, система амортизации выполнена в виде упругой проставки между зеркалом и ложементом и прямоугольных амортизаторов между ложементом и основанием, закрепленных к ним по периметру посредством болтовых соединений, вокруг зеркала расположены и закреплены к ложементу Z-образные кронштейны, на которых закреплены боковые горизонтальные и верхние вертикальные прижимы зеркала, выполненные в виде резьбовых штанг с шарниром на конце, металлической опорой и соединенной с ней прокладкой, при этом прокладки прижимов взаимодействуют соответственно с боковой и верхней поверхностями зеркала и имеют аналогичную им форму контактирующей поверхности. Рекомендуется также, чтобы габарит упругой проставки выходил за точки опоры шарниров верхних прижимов, а на половине боковых прижимов к опорам были привинчены жесткие прокладки, а на противоположной половине - приклеены упругие прокладки.

Выполнение боковых опор не точечными, а протяженными и снабженными прокладками, половина из которых упругие, позволяет равномерно распределить усилия бокового прижима на зеркало, а в сочетании с верхними вертикальными прижимами обеспечивает надежное крепление хрупкого зеркала в контейнере без его повреждения и ухудшения точности полированной рабочей поверхности. Упругие прокладки кроме того компенсируют возможные температурные деформации контейнера при колебаниях температуры во время транспортировки контейнера с зеркалом или его хранения.

Полезная модель поясняется чертежом, где:

фиг.1 - вертикальный осевой разрез контейнера;

фиг.2 - вид сверху при снятой крышке.

Предлагаемый контейнер для транспортировки и хранения зеркал телескопов содержит металлическое основание 1, металлический ложемент 2, расположенные между ними прямоугольные амортизаторы 3, закрепленные к ложементу 2 по его периметру посредством болтовых соединений. На ложемент 2 установлена упругая, например, резиновая, проставка 4, на которую помещено зеркало 5. Вокруг зеркала 5 установлены закрепленные к ложементу 2 посредством болтовых соединений (на чертеже условно не показаны) Z-образные кронштейны 6, на которых закреплены боковые горизонтальные прижимы 7 и верхние вертикальные прижимы 8 зеркала 5. Прижимы 7 и 8 выполнены в виде резьбовых штанг с шарниром на конце, металлической опорой 9 и 10 и соединенной с ней прокладкой 11 и 12. Прокладки 11 и 12 взаимодействуют соответственно с боковой и верхней поверхностями зеркала и имеют аналогичную им форму контактирующей поверхности, а именно: для круглых зеркал прокладки 11 - прямоугольные в плане и изготовлены под диаметр зеркала, прокладки 12 изготовлены под диаметр зеркала и сферическую контактирующую поверхность с радиусом сферы полированной рабочей поверхности зеркала. На половине рядом расположенных боковых прижимов 7 прокладки 9 выполнены жесткими, например, из винипласта (они привинчиваются к опорам), а на противоположной половине - упругими, например, резиновыми (они приклеиваются к опорам). Опоры 9 боковых прижимов 7 располагаются посередине боковой поверхности зеркала, а опоры 10 верхних прижимов 8 -по наружному краю верхней его поверхности вне рабочей оптической зоны, но таким образом, чтобы расстояние между диаметрально противоположными шарнирами было меньше диаметра упругой проставки 4, и усилия прижима были в плоскости проставки 4.

К основанию 1 закреплена болтовыми соединениями (на чертеже условно не показаны) металлическая крышка 13 с наружным нижним фланцем, при этом между фланцем и основанием установлена с внутренней стороны болтовых соединений герметизирующая проставка 14 по форме крышки. К основанию 1 приварены в четырех местах такелажно-швартовочные скобы 15, а к крышке 13 в верхней части приварены в трех местах такелажные скобы 16. В нижней части крышки 13 предусмотрены два штуцера 17 с герметично закрывающимися крышками 18. Штуцеры 17 предназначены для сообщения герметичного объема контейнера с окружающей средой и служат для выравнивания давления во внутреннем объеме контейнера при авиатранспортировке. Второе назначение штуцеров - для создания во внутреннем объеме контейнера инертной среды путем подачи инертного газа.

Предлагаемый контейнер функционирует следующим образом. Перед загрузкой зеркала на основание 1 привинчивают амортизаторы 3, на них устанавливают и привинчивают болтовыми соединениями ложемент 2, на него помещают соосно упругую проставку 4. С помощью грузоподъемного механизма на проставку 4 помещают зеркало 5. На Z-образных кронштейнах 6 выводят в крайние положения боковые и верхние прижимы 7 и 8, устанавливают вокруг зеркала все 6 кронштейнов 6 на ложемент 2 и закрепляют их с помощью болтовых соединений. Наконец, поджимают с тарированным усилием сначала боковые и затем верхние прижимы 7 и 8. На основание 1 помещают герметизирующую проставку 14, а на нее с помощью грузоподъемного механизма за такелажные скобы 15 устанавливают крышку 13, которую прикрепляют к основанию 1 болтовыми соединениями. Контейнер в сборе готов к транспортировке или хранению. На транспортное средство контейнер устанавливают грузоподъемным механизмом за нижние такелажные скобы 15, за них же контейнер зачаливают (швартуют) к транспортному средству. Действия по выгрузке контейнера и зеркала из него производят в обратном порядке.

Контейнер изготавливается промышленным способом в основном из сварных и точеных конструкций, с использованием покупных резинотехнических изделий.

На практике оптический контроль после транспортировки зеркала диаметром 1230 мм толщиной 165 мм к телескопу показал, что точность полированной асферической формы рабочей поверхности зеркала не изменилась, значит, контейнер обеспечил достижение технического результата.

1. Контейнер для транспортировки и хранения крупногабаритных изделий, более конкретно зеркал телескопов, содержащий основание, опорный переходник (ложемент), систему амортизации, крышку с нижним наружным фланцем, крепящимся к основанию, устройства бокового горизонтального прижима, взаимодействующие с контактной боковой поверхностью изделия, отличающийся тем, что система амортизации выполнена в виде упругой прокладки между изделием (зеркалом) и ложементом и прямоугольных амортизаторов между ложементом и основанием, закрепленных к ним по периметру посредством болтовых соединений, вокруг зеркала расположены и закреплены к ложементу Z-образные кронштейны, на которых закреплены боковые горизонтальные и верхние вертикальные прижимы зеркала, выполненные в виде резьбовых штанг с шаровым шарниром на конце, металлической опорой и соединенной с ней прокладкой, при этом прокладки прижимов взаимодействуют соответственно с боковой и верхней поверхностями зеркала и имеют аналогичную им форму контактирующей поверхности.

2. Контейнер по п.1, отличающийся тем, что габарит упругой прокладки выходит за точки опоры шарниров верхних прижимов.

3. Контейнер по пп.1 и 2, отличающийся тем, что на половине боковых прижимов, расположенных с одной стороны зеркала, к опорам привинчены жесткие неметаллические прокладки, а на другой половине боковых прижимов, расположенных с противоположной стороны, к опорам приклеены упругие прокладки.

4. Контейнер по п.1, отличающийся тем, что к основанию приварены в четырех местах горизонтальные такелажно-швартовочные скобы, а к крышке в верхней части в трех местах приварены вертикальные такелажные скобы.

5. Контейнер по п.1, отличающийся тем, что в нижней части крышки контейнера предусмотрены два штуцера с герметично закрывающимися крышками.



 

Похожие патенты:

Контейнер // 107782
Изобретение относится к малотоннажным контейнерам предназначенным для перевозки груза на неограниченные расстояния любым видом транспорта

Изотермический контейнер-термос относится к транспортному оборудованию, в частности, контейнерам, предназначенным для перевозки еды и других скоропортящихся продуктов и грузов. Техническим результатом является уменьшение коэффициента теплопередачи корпуса контейнера, снижение веса конструкции вагона термобокса.
Наверх