Устройство для постановки донных станций с судна

 

Устройство для постановки донных станций с судна предназначено для постановки (сброса в воду) морских донных сейсмических станций, при выполнении морских геологоразведочных работ с судна-носителя в проектных точках. Позволяет заранее, до подхода к точке сброса подготовить станцию. Управление сбросом осуществляется оператором, по команде от службы навигации. Устройство, содержит раму, размещенную на базовом транспортном средстве, установленную на ее поверхности подвижную конструкцию и устройство для приведения в движение подвижной конструкции в полости рамы, отличается тем, что устройство дополнительно снабжено корпусом, на котором установлена рама, корпус выполнен в виде коробчатой рамной конструкции, на двух перпендикулярных борту судна противоположных сторонах рамы размещены направляющие, расположенные продольно длинной стороне рамы и снабженные упорами, при этом рама консольно закреплена на корпусе, и выполнена со стороны направляющих длиной не менее 2х длин корпуса, подвижная конструкция выполнена в виде каретки, на которой размещены четыре поворотных оси с роликами по два с каждой стороны, ролики выполнены с возможностью качения или скольжения в направляющих и закреплены на каретке под прямым углом, каретка включает две поворотных створки для размещения на них донной станции, размещенных на поворотной оси каретки, створки выполнены с возможностью поворота из горизонтального положения вокруг поворотной оси каретки, на нижней поверхности задней части створки снабжены роликами на осях опирающиеся, на продольные опоры, при этом ролики створки выполнены с возможностью перемещения по продольным опорам.

Устройство для постановки донных станций с судна предназначено для постановки (сброса в воду) морских донных сейсмических станций, при выполнении морских геологоразведочных работ с судна-носителя в проектных точках. Позволяет заранее, до подхода к точке сброса подготовить станцию. Управление сбросом осуществляется оператором, по команде от службы навигации.

Известно изобретение «Спускоподъемное бортовое устройство» авторское свидетельство SU 1279907, заявка 3894682 дата приоритета 07.05.1985, опубликовано 30.12.1986 - включающая шарнирно подъемную подвешенную в верхней части бортового лацпорта балку, выполненную в виде плиты, закрывающей и герметизирующей бортовой вырез лацпорта, подвижную каретку, установленную в направляющих, закрепленных с внутренней стороны на балке, грузозахватное приспособление, соединенное с кареткой, и механизм перемещения его относительно каретки, механизм фиксации и удержания балки в рабочем положении и грузонесущий трос, связанный одним концом с грузозахватывающим приспособлением, а другим со спускоподъемным механизмом груза, отличающееся тем, что, с целью повышения удобства в эксплуатации, оно снабжено консолью с закрепленным на ней блоком, шарнирно установленной на корпусной конструкции над бортовым лацпортом с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси и сопряжением своим свободным концом с внешней поверхностью балки и имеющий механизм фиксации консоли в рабочем положении, а подвижная каретка выполнена с П-образной стойкой, закрепленной на ней снизу перекладиной вниз при рабочем положении балки, причем в перекладине выполнено конусное отверстие, а между стойками установлен на горизонтальной оси неподвижной блок, причем грузозахватное приспособление снабжено закрепленным в коренной его части упорным конусом, выполненным с возможностью сопряжения с конусным отверстием, при этом шарнир подвески балки к корпусной конструкции расположен в средней части балки, которая снабжена по крайней мере, двумя дополнительными блоками, первый из которых расположен с одной стороны шарнира, а второй с другой, причем грузонесущий трос соединен одним концом с упорным конусом и пропущен через конусное отверстие, неподвижный бок, два неподвижных блока и блок, расположенный на консоли, а грузовая лебедка расположена на корпусной конструкции выше шарнира закрепления на ней консоли, при этом балка снабжена упорами крайних положений каретки и в рабочем положении наклонена вниз от борта судна.

Однако данное изобретение не учитывает особенностей сброса сейсмоприемников и не обеспечивает вертикального спуска, для подготовки устройства к работе требуется значительные временные промежутки, не обеспечивается точность сброса сейсмоприемников.

Наиболее близким изобретением «СПОСОБ ПОСТАНОВКИ БУЙКОВЫХ СТАНЦИЙ С СУДНА», заявка 1729902, дата публикации 01.01.1973, патент 394255, МПК В63В 21/00, Способ постановки байковых станций с судна, путем вытравливания в воду через кранбалку станового троса с укрепленными на ней приборами и опускания в воду с палубы оснастки троса, содержащий якоря и буй, отличающееся тем, что с целью его упрощения и ускорения, а так же повышение безопасности операций, оснастку протягивают по палубе а опускают с кармы судна, при этом при опускании части оснастки, следующей за становым тросом, последний сбрасывают с кран-балки на палубу, а затем стягивают упомянутую часть оснастки, оснастку стягивают с палубы ходом судна.

Однако изобретение требует тяжелого оборудования, не может устанавливать аппаратуру с точностью до метра, не мобильно и трудоемко.

В настоящее время постановка автономных сейсмических донных станций требует простоты и точности установки, так как точность измерений зависит от точности координатного расположения погружаемых модулей. При проведении морских работ необходимо произвести сброс за борт судна - носителя автономных донных станций для обеспечения их постановки на дно. Работы выполняются при глубинах моря от 10 до 500 метров. При этом необходимо соблюдение следующих требований:

- Донные станции сбрасываются с борта судна при его движении по линии профиля с интервалом 20 секунд;

- Количество сбрасываемых станций может достигать 500 шт.;

- Сброс донной станции в воду должен осуществляться по команде в строго определенных точках.

- Обеспечение входа станции в воду с сохранением вертикальной ориентации, заданной при подготовке станции к сбросу, что является важным при работе с донными станциями, т.к. обеспечивает их правильную постановку на дно.

Предложенная полезная модель позволяет достичь следующего технического результата:

- обеспечить постановку донных станций в назначенных точках на дне акваторий по линии профиля во время движения судна и минимизировать ручные операции в процессе сброса донных станций за борт.

- быстрый спуск донной станции с борта судна, что повышает точность постановки.

- сохранение вертикальной ориентации донных станций при входе в воду, обеспечивает их правильную постановку на дно.

- мобильно, легко крепится и снимается непосредственно к борту судна, может использоваться на судах различного типа, высота борта может достигать 4-х метров.

- осуществить быстрый, безопасный сброс донной станции с судна-носителя в проектной точке даже неопытным оператором, может быть адаптировано к судам различной конструкции.

- обеспечить постановку донных станций в непрерывном режиме при проведении сейсмических работ с малым (десятки метров) шагом расстановки без потерь судового времени.

Данный технический результата достигается следующим образом.

Устройство для постановки донных станций с судна, содержит раму, размещенную на базовом транспортном средстве и установленную на ее поверхности подвижную конструкцию и устройство для приведения в движение подвижной конструкции в полости рамы. Отличается тем, что устройство дополнительно снабжено корпусом, на котором установлена рама. Корпус выполнен в виде коробчатой рамной конструкции. На двух перпендикулярных борту судна противоположных сторонах рамы размещены направляющие, расположенные продольно длинной стороне рамы и снабженные упорами, при этом рама консольно закреплена на корпусе, и выполнена со стороны направляющих длиной не менее 2х длин корпуса. Подвижная конструкция выполнена в виде каретки, на которой размещены четыре поворотных оси с роликами по два с каждой стороны. Ролики выполнены с возможностью качения или скольжения в направляющих и закреплены на каретке под прямым углом. Каретка включает две поворотных створки для размещения на них донной станции, размещенных на поворотной оси каретки, створки выполнены с возможностью поворота из горизонтального положения вокруг поворотной оси каретки. Нижняя поверхность задней части створок снабжена роликами на осях. Ролики, опирающиеся на продольные опоры. При этом ролики створки выполнены с возможностью перемещения по продольным опорам.

Корпус устройства выполнен из металлических стальных профилей с горизонтальными ребрами жесткости, корпус является съемной конструкцией и корпус крепят к фальшборту при помощи растяжек или ремней с механизмами натяжения.

Направляющие выполнены в виде рельсов. Каретка выполнена с возможностью ручного перемещения. Приведение в движение подвижной конструкции в полости рамы осуществляет оператор в ручную, при незначительном усилии. В качестве устройства для приведения в движение подвижной конструкции в полости рамы являются рукоятки. Рукоятка жестко соединена с кареткой.

Предложенное техническое решение иллюстрируется чертежами

Фиг.1 Общий вид устройства с донной станцией.

Фиг.2 Вид спереди

Фиг.3 Вид сверху,

Фиг.4 Положение устройства при сбросе донной станции.

Устройство устанавливают на палубе (1) транспортного средства, например судна и крепят к фальшборту (2) при помощи растяжек и/или ремней с механическим натяжением, при этом обеспечивается надежность крепления и устойчивость корпуса, крепеж корпуса обеспечивает мобильность устройства и при необходимости возможность передвижения или перемещение на другое место. Устройство крепится на любом виде судового транспортного средства.

Устройство для постановки донных станций с судна состоит из корпуса (3), в виде коробчатой рамной конструкции выполненной из стальных профилей с горизонтальными ребрами жесткости, которые обеспечивают устойчивость конструкции, не давая ей деформироваться и выдерживая вес автономной сейсмической станции в сборе с якорем, который может представлять собой, например прямоугольный цементный блок по размерам соответствующий параметрам донной станции. На верхней поверхности корпуса закреплена рама (4). Корпус (3) приставляют к фальшборту (2) так, что выносной элемент верхней поверхности рамы (4) выходит за пределы фальшборта (2) в сторону моря, на расстояние длиной не менее 2х длин корпуса (3) для сброса донной станции.

По всей длине верхней поверхности рамы на двух противоположных сторонах располагают параллельные направляющие (5), расположенные продольно длинной стороне рамы (4), которые снабжены упорами (6), в виде планки, которая препятствует соскальзыванию каретки за пределы рамы.

На направляющих (5) расположена подвижная конструкция, представляющая собой каретку на которой размещены четыре поворотных оси (7) с роликами (8) с каждой стороны каретки, которые выполнены с возможностью качения или скольжения в направляющих. Ролики (8) установлены попарно на концах каретки и под прямым углом соединенных со створками (9), створки закреплены к поворотным осям каретки Каретка расположенная в сторону судна на ней устанавливают донную станцию, затем оператор за рукоятки (10) перемещает каретку по направляющим (5) в сторону моря для подготовке к сбросу донной станции.

Каретка включает две поворотных створки (9) для размещения на них донной станции. Створки (9) выполнены с возможностью поворота из горизонтального положения вокруг поворотной оси (7) каретки. На нижней поверхности задней части створки снабжены роликами (11) на осях опирающиеся, на продольные опоры, при этом ролики створки (11) выполнены с возможностью перемещения по продольным опорам (12).

Перед сбросом донную станцию (в сборе с якорем) устанавливают на створках (9) каретки, при этом каретка находится в крайнем положении в сторону судна. Оператор за рукоятки (10) перемещает каретку в сторону моря по направляющим (5). Створки (9) через ролики (11) опираются на опоры (12), и при перемещении каретки до конца опор (12) находятся в горизонтальном положении. Как только ролики (11) доходят до конца опор (12) створки (9) разворачиваются вниз, и станция, не изменяя своей ориентации в пространстве, падает в море. После сброса станции оператор за рукоятки (10) поворачивает створки (9) в горизонтальное положение и возвращает каретку в исходную позицию.

Быстрота спуска донной станции обеспечивает постановку донных станций в назначенных точках на дне акваторий по линии профиля во время движения судна и минимизировать ручные операции в процессе сброса донных станций за борт и обеспечивает постановку донных станций в непрерывном режиме при проведении сейсмических работ с малым (десятки метров) шагом расстановки без потерь судового времени, так как каретка быстро, без дополнительных усилий перемещается по направляющим и происходит раскрытие створок.

Для достижения непрерывного режима на борту судна устанавливают несколько устройств.

1. Устройство для постановки донных станций с судна, содержит раму, размещенную на базовом транспортном средстве, установленную на ее поверхности подвижную конструкцию и устройство для приведения в движение подвижной конструкции в полости рамы, отличающаяся тем, что устройство дополнительно снабжено корпусом, на котором установлена рама, корпус выполнен в виде коробчатой рамной конструкции, на двух перпендикулярных борту судна противоположных сторонах рамы размещены направляющие, расположенные продольно длинной стороне рамы и снабженные упорами, при этом рама консольно закреплена на корпусе, и выполнена со стороны направляющих длиной не менее 2-х длин корпуса, подвижная конструкция выполнена в виде каретки, на которой размещены четыре поворотных оси с роликами, по меньшей мере по два с каждой стороны, ролики выполнены с возможностью качения или скольжения в направляющих и закреплены на каретке под прямым углом, каретка включает две поворотных створки для размещения на них донной станции, размещенных на поворотной оси каретки, створки выполнены с возможностью поворота из горизонтального положения вокруг поворотной оси каретки, нижняя поверхность задней части створок снабжена роликами на осях, опирающимися на продольные опоры, при этом ролики створки выполнены с возможностью перемещения по продольным опорам.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что корпус выполнен стальным.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что корпус выполнен из металлических профилей.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что корпус является съемной конструкцией.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что корпус крепят к фальшборту судна.

6. Устройство по п.5, отличающееся тем, что корпус крепят к фальшборту при помощи растяжек или ремней с механизмами натяжения.

7. Устройство по п.1, отличающееся тем, что корпус выполнен с горизонтальными ребрами жесткости.

8. Устройство по п.1, отличающееся тем, что направляющие выполнены в виде рельсов.

9. Устройство по п.1, отличающееся тем, что каретка выполнена с возможностью ручного перемещения.

10. Устройство по п.1, отличающееся тем, что приведение в движение подвижной конструкции на поверхности рамы осуществляет оператор вручную при незначительном усилии.

11. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в качестве устройства для приведения в движение подвижной конструкции на поверхности рамы являются рукоятки.

12. Устройство по п.1, отличающееся тем, что рукоятка жестко соединена с кареткой.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к судостроению, в частности к моторным надувным лодкам для прогулок и отдыха на воде

Изобретение относится к противопожарной технике, в частности к техническим средствам, предназначенным для предотвращения обледенения и замерзания магистральных пожарных напорных рукавных линий

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования надувных многоместных лодок

Полезная модель относится к техническим средствам охраны окружающей среды для локализации разлитых на поверхности воды нефти или нефтепродуктов с последующим извлечением
Наверх