Русловая якорная система для постановки боновых заграждений
Полезная модель относится к техническим средствам охраны окружающей среды для локализации разлитых на поверхности воды нефти или нефтепродуктов с последующим извлечением. Технический результат заключается в повышении эффективности работы русловой якорной системы для постановки боновых заграждений. Русловая якорная система для постановки боновых заграждений содержит якорь, выполненный с прикрепленными к внутренним краевым частям продолговатой пластины зубьями и с прикрепленным к продолговатой пластине веретеном, цепь, первый конец которой соединен с веретеном якоря, буй удерживающий, шнур, соединяющий конец цепи с боновым заграждением и буем удерживающим, буй сигнальный, присоединенный шнуром к якорю. Якорь выполнен симметричной конструкцией, а зубья якоря прикреплены с одинаковым их числом на каждой внутренней краевой части продолговатой пластины. 1 нез. 1 зав. п. ф-лы, илл. 4
Полезная модель относится к системам очистки и поддержания в надлежащем состоянии поверхности открытых водоемов, а именно - к средствам локализации и предотвращения распространения нефти, нефтепродуктов и других загрязняющих веществ в проточных и непроточных водоемах.
Ближайшим аналогом является Комплект донный якорь для установки и закрепления боновых заграждений, содержащий якорь, выполненный с прикрепленными к внутренним краевым частям продолговатой пластины зубьями и с прикрепленным к продолговатой пластине веретеном, цепь, первый конец которой соединен с веретеном якоря, буй сигнальный, шнур, соединяющий конец цепи с боновым заграждением и буем сигнальным, буй якорный, присоединенный шнуром к якорю (см. например, описание в Интернете http://www.lessorb.ru/ru/sredstva-lokalizaczii-razlivov-nefti/oborudovanie-dlya-ustanovki-bonov/item/77-%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%8F).
Недостатком ближайшего аналога является недостаточная эффективность, обусловленная выполнением якоря несимметричной конструкции с разными числами зубьев, прикрепленными к внутренним краевым частям продолговатой пластины.
Задача, на решение которой направлено заявленное решении, заключается в получении технического решения, быстро устанавливаемого на дне водоема и обеспечивающего эффективную работу с боновыми заграждениями в проточных водоемах при скоростях течения до 3 м/с.
Технический результат заключается в повышении эффективности работы русловой якорной системы для постановки боновых заграждений.
Русловая якорная система для постановки боновых заграждений (далее русловая якорная система) содержит якорь, выполненный с прикрепленными к внутренним краевым частям продолговатой пластины зубьями и с прикрепленным к продолговатой пластине веретеном, цепь, первый конец которой соединен с веретеном якоря, буй сигнальный, шнур, соединяющий конец цепи с боновым заграждением и буем сигнальным, буй якорный, присоединенный шнуром к якорю, и отличающаяся от ближайшего аналога тем, что якорь выполнен симметричной конструкцией, а зубья якоря прикреплены с одинаковым их числом на каждой внутренней краевой части продолговатой пластины.
Сущность полезной модели поясняется изображениями, где на:
фиг.1 - вид на расположение в водоеме сбоку;
фиг.2 - вид якоря сбоку;
фиг.3 - вид якоря сверху;
фиг.4 - вид якоря со стороны продолговатой пластины.
Русловая якорная система для постановки боновых заграждений содержит якорь 1, выполненный с прикрепленными к внутренним краевым частям продолговатой пластины 2 зубьями 3 и с прикрепленным к продолговатой пластине 2 веретеном 4, цепь 5, первый конец которой соединен с веретеном 4 якоря 1, буй удерживающий 6, шнур 7, соединяющий конец цепи 5 с боновым заграждением 10 и буем удерживающим 6, буй сигнальный 8, присоединенный шнуром 9 к якорю 1 (фиг.1, 2, 3, 4). Якорь 1 выполнен симметричной конструкцией, а зубья 3 якоря 1 прикреплены с одинаковым их числом на каждой внутренней краевой части продолговатой пластины 2 (фиг.2, 3, 4).
Число зубьев 3 на каждой внутренней краевой части продолговатой пластины 2 якоря 1 составляет 8-10.
Якорь 1 может быть предпочтительно изготовлен из стали марки ст 10 или ст 20 по ГОСТ 2590, ГОСТ 380.
При сбросе с плавсредства якорь 1 врезается в донный грунт и удерживает устанавливаемые боновые заграждения 10.
Цепь 5 создает дополнительную нагрузку на веретено якоря 1 и способствует его правильному размещению на дне водоема.
Буй сигнальный 8 представляет собой герметичную полую пластиковую сферу с петлями для фиксации шнура 9. Все шнуры 7, 9 имеют спресованные петли на концах.
К рым-болту на якоре 1 посредством шнура 7 крепится буй сигнальный 8. Сигнальный буй 8 служит для определения местонахождения якоря 1 и вытягивания якоря 1 из грунта дна водоема.
Работа с русловой якорной системой осуществляется следующим образом.
Установка русловой якорной системы осуществляется с борта специализированного плавсредства - катера-бонопостановщика, оснащенного откидной аппарелью.
Перед установкой русловой якорной системы необходимо произвести промер глубины реки в точке сброса.
Для погрузки якоря 1 на плавсредстве необходимо не менее трех человек. Якорь 1 устанавливается на откидной аппарели таким образом, чтобы продолговатая пластина 2 с зубьями 3 находилась за бортом плавсредства, а веретено 4 якоря 1 лежало на палубе. Цепь 5 и шнур 7 должны быть уложены под веретеном. При укладке шнура 7 необходимо избегать его спутывания.
Точка сброса якоря 1 выбирается на 10-15 метров выше по течению от планируемой точки постановки боновых заграждений.
Сброс якоря 1 осуществляется подъемом веретена 4 и опрокидыванием якоря 1 за борт плавсредства. Благодаря симметричности конструкции якоря 1 зубья 3 любой стороны продолговатой пластины 2 входят в грунт дна водоема.
При сбросе якоря 1 персонал на палубе плавсредства не должен касаться шнура 7 и цепи 5.
Подъем якоря 1 после снятия боновых заграждений 10 осуществляется за шнур 9, соединенного с буем сигнальным 8.
Плавсредство подходит к бую сигнальному 8 таким образом, чтобы персонал с палубы (два человека) с помощью багра мог поднять буй сигнальный 8. Подтягивая шнур 9, якорь 1 отрывают от дна и приподнимают на 2-3 метра, не извлекая из воды. Шнур 9 закрепляют на судовом кнехте и таким образом якорь 1 транспортируют к берегу.
Сойдя с плавсредства на берег, персонал открепляет шнур 9 от судового кнехта и вытягивает его вместе с якорем 1.
После извлечения якоря 1 на берег все элементы русловой якорной системы необходимо очистить от загрязнений и просушить.
1. Русловая якорная система для постановки боновых заграждений, содержащая якорь, выполненный с прикрепленными к внутренним краевым частям продолговатой пластины зубьями и с прикрепленным к продолговатой пластине веретеном, цепь, первый конец которой соединен с веретеном якоря, буй удерживающий, шнур, соединяющий конец цепи с боновым заграждением и буем удерживающим, буй сигнальный, присоединенный шнуром к якорю, отличающаяся тем, что якорь выполнен симметричной конструкцией, а зубья якоря прикреплены с одинаковым их числом на каждой внутренней краевой части продолговатой пластины.
2. Русловая якорная система по п.1, отличающаяся тем, что число зубьев на каждой внутренней краевой части продолговатой пластины якоря составляет 8-10.