Коробка отбора мощности от двигателя

 

Коробка отбора мощности (КОМ) от двигателя содержит картер (1), который соединен с корпусом (2) ведомого вала, ведущий вал (3) с ведущей шестерней (4). Ведущий вал (3) посредством шлицевой втулки (5) и гибкого диска (7), соединен с маховиком (8) двигателя. Ведущий вал (3) установлен на двух опорах, одна из которых выполнена в виде подшипника (9), установленного в картере (1), а другая опора выполнена в виде установленной в маховике (8) двигателя втулки (10), в которой закреплен один конец ведущего вала (3). Другой конец вала (3) соединен с ведущими элементами сцепления (11), при этом механизм сцепления расположен в картере КОМ. Ведущая шестерня (4) зацеплена с промежуточной шестерней (12), которая зацеплена с ведомой шестерней (15). Ведомый вал (19) установлен на игольчатых подшипниках (20), расположенных в ведомой шестерне (15) и на подшипниках (21), расположенных в стакане (22), закрепленном в корпусе (2). На ведомом валу (19) закреплена ведомая зубчатая втулка (26), взаимодействующая с механизмом включения. На конце ведомого вала (19) закреплен фланец (27) для присоединения привода какого-либо рабочего органа. В нижней части картера (1) расположен масляный насос (28), ведущая шестерня (29) которого зацеплена с ведущей шестерней (4). Масляный насос (28) посредством трубопровода (30) соединен с корпусом (2) ведомого вала. Технический результат заключается в обеспечении передачи крутящего момента на агрегаты, которые расположены на некотором расстоянии от коробки отбора мощности и обеспечении долговечности конструкции. 1 ил.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно, к устройствам для отбора мощности на привод дополнительных агрегатов.

Известна коробка отбора мощности (КОМ) от двигателя, расположенная между двигателем и коробкой передач транспортного средства и содержащая картер, полый ведущий вал, выполненный заодно с ведущей шестерней и соединенный с ведущим диском, снабженным демпфером. Ведущий диск прикреплен к кожуху сцепления, соединенного с маховиком коленчатого вала двигателя. Ведущий вал установлен на двух подшипниках, установленных в картере КОМ, а ведущая шестерня зацеплена с промежуточной шестерней, которая в свою очередь зацеплена с ведомой шестерней. Включение и выключение отбора мощности осуществляется при помощи управляемой зубчатой муфты с пневматическим приводом (см. свидетельство РФ №24974, МПК7 B60К 17/28, опубл. 10.09.2002).

Наиболее близкой к заявляемому техническому решению по совокупности существенных признаков и достигаемому техническому результату является коробка отбора мощности от двигателя, расположенная между двигателем и коробкой передач, содержащая картер, соединенный с корпусом ведомого вала, ведущий вал с ведущей шестерней, расположенный на двух опорах, установленных в картере и соединенный с одной стороны посредством шлицевой втулки и гибкого диска с маховиком двигателя, а с другой стороны - с механизмом сцепления, установленном в картере коробки отбора мощности, промежуточную шестерню, ведомую шестерню, выполненную за одно целое с ведомым валом, механизм включения, ведомую зубчатую втулку, закрепленную на ведомом валу гидронасоса (см. патент РФ №2297336, МПК7 B60К 17/28, опубл. 20.04.2007).

Недостатком известного технического решения является невозможность передачи крутящего момента на агрегаты, которые расположены на

некотором расстоянии от коробки отбора мощности и недостаточная долговечность конструкции.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение является обеспечение передачи крутящего момента на агрегаты, которые расположены на некотором расстоянии от коробки отбора мощности и повышение долговечности конструкции.

Для решения поставленной задачи в коробке отбора мощности от двигателя, расположенной между двигателем и коробкой передач, содержащей картер, скрепленный с корпусом ведомого вала, ведущий вал с ведущей шестерней, расположенный на двух опорах одна из которых выполнена в виде подшипника, установленного в картере и соединенный с одной стороны посредством шлицевой втулки и гибкого диска с маховиком двигателя, а с другой стороны - с механизмом сцепления, установленном в картере коробки отбора мощности, промежуточную шестерню, ведомую шестерню с ведомым валом, механизм включения, вторая опора ведущего вала выполнена в виде втулки, установленной в маховике двигателя, а ведомый вал установлен на двух опорах, одна из которых расположена в ведомой шестерне, а другая - в корпусе ведомого вала, при этом на конце ведомого вала установлен фланец, кроме того, ведущая шестерня коробки отбора мощности зацеплена с ведущей шестерней масляного насоса, расположенного в нижней части картера коробки отбора мощности и соединенного посредством трубопровода с корпусом ведомого вала.

Отличительные признаки, заключающиеся в том, что вторая опора ведущего вала выполнена в виде втулки, установленной в маховике двигателя, а ведомый вал установлен на двух опорах, одна из которых расположена в ведомой шестерне, а другая - в корпусе ведомого вала, а также установка на конце ведомого вала фланца позволили обеспечить передачу крутящего момента на агрегаты, которые расположены на некотором расстоянии от коробки отбора мощности.

Отличительные признаки, заключающиеся в том, что ведущая шестерня коробки отбора мощности зацеплена с ведущей шестерней масляного насоса, расположенного в нижней части картера коробки отбора мощности и соединенного посредством трубопровода с корпусом ведомого вала, позволили обеспечить принудительную смазку подшипников ведомого вала и тем самым, повысить долговечность конструкции.

Анализ известных технических решений по научно-технической и патентной документации показал, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Заявляемое техническое решение поясняется чертежом, где изображена коробка отбора мощности от двигателя в разрезе.

Коробка отбора мощности (КОМ) от двигателя содержит картер 1, на который установлен корпус 2 ведомого вала, ведущий вал 3, выполненный заодно или с закрепленной на нем ведущей шестерней 4.

Ведущий вал 3 имеет шлицы, на которых установлена шлицевая втулка 5 с фланцем 6, к которому прикреплен гибкий диск 7, соединенный с маховиком 8 двигателя.

Ведущий вал 3 установлен на двух опорах, одной из которых является подшипник 9, установленный в картере 1, а другая опора выполнена в виде установленной в маховике 8 двигателя втулки 10, в которой закреплен один конец ведущего вала 3.

Другой конец вала 3 соединен с ведущими элементами сцепления 11, при этом механизм сцепления расположен в картере КОМ.

Ведущая шестерня 4 зацеплена с промежуточной шестерней 12, установленной на оси 13 и двух подшипниках 14. Промежуточная шестерня зацеплена с ведомой шестерней 15, выполненной с хвостовиком 16 и установленной на подшипниках 17 и 18.

Ведомый вал 19 установлен на игольчатых подшипниках 20, расположенных в ведомой шестерне 15 и на подшипнике 21, расположенном

в стакане 22, закрепленном на корпусе 2. На шлицах хвостовика 16 неподвижно установлена зубчатая втулка 23, на которой подвижно в осевом направлении установлена муфта 24. Перемещение муфты 24 осуществляется пневматическим механизмом 25.

На ведомом валу 19 закреплена ведомая зубчатая втулка 26. На конце ведомого вала 19 закреплен фланец 27 для присоединения привода какого-либо рабочего органа.

В нижней части картера 1 расположен масляный насос 28, ведущая шестерня 29 которого зацеплена с ведущей шестерней 4. Масляный насос 28 посредством трубопровода 30 соединен с корпусом 2 ведомого вала.

КОМ от двигателя работает следующим образом.

Крутящий момент с коленчатого вала двигателя постоянно передается на маховик 8, на прикрепленный к нему гибкий диск 7, далее на шлицевую втулку 5 и на ведущий вал 3 с закрепленной на нем шестерней 4, которая входит в зацепление с промежуточной шестерней 10, зацепленной с ведомой шестерней 15. Привод рабочего органа осуществляется от шлицевой втулки 23, которая соединяется с ведомой зубчатой втулкой 26 с помощью управляемой зубчатой муфты 24. Отбор мощности производится непосредственно от работающего двигателя независимо от трансмиссии. При работе КОМ масло из масляной ванны, образованной в нижней части картера 1, засасывается масляным насосом и под давлением подается в трубопровод 30 и далее в корпус 2 ведомого вала, где производится смазка подшипников.

Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании.

Заявляемое техническое решение обеспечивает передачу крутящего момента на агрегаты, которые расположены на некотором расстоянии от коробки отбора мощности и обеспечивает долговечность конструкции.

Коробка отбора мощности от двигателя, расположенная между двигателем и коробкой передач, содержащая картер, соединенный с корпусом ведомого вала, ведущий вал с ведущей шестерней, расположенный на двух опорах, одна из которых выполнена в виде подшипника, установленного в картере, и соединенный с одной стороны посредством шлицевой втулки и гибкого диска с маховиком двигателя, а с другой стороны - с механизмом сцепления, установленном в картере коробки отбора мощности, промежуточную шестерню, ведомую шестерню с ведомым валом, механизм включения, отличающаяся тем, что вторая опора ведущего вала выполнена в виде втулки, установленной в маховике двигателя, а ведомый вал установлен на двух опорах, одна из которых расположена в ведомой шестерне, а другая - в корпусе ведомого вала, при этом на конце ведомого вала установлен фланец, кроме того, ведущая шестерня коробки отбора мощности зацеплена с ведущей шестерней масляного насоса, расположенного в нижней части картера коробки отбора мощности и соединенного посредством трубопровода с корпусом ведомого вала.



 

Похожие патенты:

Устройство коробки для отбора мощности относится к автомобилестроению, а именно к устройствам отбора мощности для привода технологического оборудования, устанавливаемого на автомобилях-вездеходах «ТРЭКОЛ».

Механизм диска сцепления относится к машиностроению и может быть заменено и использовано для плавной передачи крутящего момента в трансмиссиях транспортных средств.

Полезная модель относится к конструкциям коленчатых валов небольших размеров для агрегатов типа насосов, компрессоров, двигателей внутреннего сгорания малой мощности
Наверх