Коробка отбора мощности пожарного автомобиля

 

У коробки отбора мощности пожарного автомобиля, содержащей корпус (1), промежуточное зубчатое колесо (2), ведомое зубчатое колесо (3), первичный вал (4) и вторичный вал (5), при числе зубьев зубчатого колеса первичного вала коробки передач равном 20 промежуточное зубчатое колесо (2) выполнено с 41, а ведомое зубчатое колесо (3) с 17 зубьями. Кроме того:

ведомое зубчатое колесо (3) установлено на шейку первичного вала (4) и зафиксировано двумя шпонками; ведомое зубчатое колесо (3) находится в постоянном зацеплении с промежуточным зубчатым колесом (2); первичный вал (4) установлен на двух шариковых подшипниках (6), (7); подшипник (6), установленный в наружной стенке корпуса (1), закрыт крышкой (8); один конец первичного вала (4) имеет шлицевой венец и гнездо для шарикового подшипника (7) вторичного вала (5); на шлицах вторичного вала (5) посажена скользящая муфта включения (9); второй конец вторичного вала (5) заканчивается муфтой-фланцем (10) для крепления карданного вала силовой передачи привода насоса, при этом шейка муфты-фланца (10) уплотнена в крышке коробки сальником (11); второй конец вторичного вала (5) установлен на шариковом подшипнике (12), закрытом крышкой (13). 8 з. п. ф-лы, 1 ил.

Область техники, к которой относится полезная модель.

Полезная модель относится к области пожарной техники и может быть использована при изготовлении пожарных автомобилей.

Уровень техники.

Наиболее близкой к полезной модели по технической сущности является коробка отбора мощности пожарного автомобиля, содержащая корпус, промежуточное зубчатое колесо, ведомое зубчатое колесо, первичный вал и вторичный вал, (см. Пожарная техника. Каталог-справочник. Составители: Дзикас Н.М., Шебеко Н.Д., Кисель А.С., Введенский Н.Д., Астахов Г.И. Москва.: ЦНИИТЭстроймаш, 1974, с.57).

В процессе эксплуатации известной коробки чаще всего выходит из строя муфта-фланец вторичного вала, что свидетельствует о ее недостаточном запасе прочности. Основным способом усиления муфты-фланца вторичного вала является увеличение ее размеров. Однако в известной коробке это сделать невозможно, поскольку увеличение размеров муфты-фланца вторичного вала привело бы к уменьшению расстояния между нижней ее частью и корпусом коробки передач, что недопустимо, поскольку в этом случае коробку отбора мощности невозможно было бы собрать, поскольку это привело бы к смещению крепежных точек, которые стали бы недоступны сборщику. Поэтому единственной возможностью усилить муфту-фланец вторичного вала могло бы быть увеличение расстояния между ним и корпусом коробки передач. Однако это расстояние всецело определяется диаметром промежуточного зубчатого колеса, который, в свою

очередь, определяется передаточным отношением коробки и которое у известной коробки составляет (20:39)×(39:17).

Таким образом, передаточное отношение известной коробки не позволяет обеспечить запас прочности муфты-фланца ее вторичного вала.

Раскрытие полезной модели.

Задача, на решение которой направлена заявляемая полезная модель, заключается в повышении запаса прочности муфты-фланца вторичного вала коробки отбора мощности.

Технический результат заключается в обеспечении расстояния между муфтой-фланцем вторичного вала коробки отбора мощности и корпусом коробки передач, исключающего их соприкосновение при усилении муфты-фланца путем увеличения ее размеров.

Задача, на решение которой направлена заявляемая полезная модель, и технический результат взаимосвязаны следующим образом.

Обеспечение расстояния между муфтой-фланцем вторичного вала коробки отбора мощности и корпусом коробки передач, исключающего их соприкосновение при усилении муфты-фланца путем увеличения ее размеров, непосредственно приводит к повышению запаса прочности муфты-фланца.

Технический результат обеспечивается следующей совокупностью признаков:

- коробка отбора мощности пожарного автомобиля, содержащая корпус, промежуточное зубчатое колесо, ведомое зубчатое колесо, первичный вал и вторичный вал, отличающаяся тем, что при числе зубьев зубчатого колеса первичного вала коробки передач равном 20 промежуточное зубчатое колесо выполнено с 41, а ведомое зубчатое колесо с 17 зубьями.

Дополнительно к этому:

- ведомое зубчатое колесо установлено на шейку первичного вала и зафиксировано двумя шпонками;

- ведомое зубчатое колесо находится в постоянном зацеплении с промежуточным зубчатым колесом;

- первичный вал установлен на двух шариковых подшипниках;

- подшипник, установленный в наружной стенке корпуса, закрыт крышкой;

- один конец первичного вала имеет шлицевой венец и гнездо для шарикового подшипника вторичного вала;

- на шлицах вторичного вала посажена скользящая муфта включения;

- второй конец вторичного вала заканчивается муфтой-фланцем для крепления карданного вала силовой передачи привода насоса, при этом шейка муфты-фланца уплотнена в крышке коробки сальником;

- второй конец вторичного вала установлен на шариковом подшипнике, закрытом крышкой.

Краткое описание чертежей.

На чертеже изображена коробка отбора мощности пожарного автомобиля.

Осуществление полезной модели.

Полезная модель может быть осуществлена следующим образом.

У коробки отбора мощности пожарного автомобиля, содержащей корпус, промежуточное зубчатое колесо, ведомое зубчатое колесо, первичный вал и вторичный вал, при числе зубьев зубчатого колеса первичного вала коробки передач равном 20 промежуточное зубчатое колесо выполнено с 41, а ведомое зубчатое колесо с 17 зубьями (см. чертеж).

Таким образом, назначение полезной модели - применение ее в качестве коробки отбора мощности пожарного автомобиля - реализуется.

Сведения, подтверждающие возможность получения при осуществлении полезной модели технического результата (причинно-следственная связь существенных признаков с указанным техническим результатом), состоят в следующем.

При числе зубьев зубчатого колеса первичного вала коробки передач равном 20 выполнение промежуточного зубчатого колеса с 41, а ведомого зубчатого колеса с 17 зубьями обеспечивает расстояние между муфтой-фланцем вторичного вала коробки отбора мощности и корпусом коробки передач, исключающее их соприкосновение при усилении муфты-фланца путем увеличения ее размеров. Необходимое расстояние обеспечивается тем, что, по сравнению с прототипом, увеличено число зубьев промежуточного колеса с 39 до 41, за счет чего увеличен его диаметр, что в свою очередь приводит к увеличению расстояния между муфтой-фланцем вторичного вала коробки отбора мощности и корпусом коробки передач.

Следовательно, совокупность существенных признаков достаточна для достижения обеспечиваемого полезной моделью технического результата.

Описание конструкции коробки отбора мощности:

У коробки отбора мощности пожарного автомобиля, содержащей корпус 1, промежуточное зубчатое колесо 2, ведомое зубчатое колесо 3, первичный вал 4 и вторичный вал 5, при числе зубьев зубчатого колеса первичного вала коробки передач равном 20 промежуточное зубчатое колесо 2 выполнено с 41, а ведомое зубчатое колесо 3 с 17 зубьями

Кроме того:

- ведомое зубчатое колесо 3 установлено на шейку первичного вала 4 и зафиксировано двумя шпонками;

- ведомое зубчатое колесо 3 находится в постоянном зацеплении с промежуточным зубчатым колесом 2;

- первичный вал 4 установлен на двух шариковых подшипниках 6, 7;

- подшипник 6, установленный в наружной стенке корпуса 1, закрыт крышкой 8;

- один конец первичного вала 4 имеет шлицевой венец и гнездо для шарикового подшипника 7 вторичного вала 5;

- на шлицах вторичного вала 5 посажена скользящая муфта включения 9;

- второй конец вторичного вала 5 заканчивается муфтой-фланцем 10 для крепления карданного вала силовой передачи привода насоса, при этом шейка муфты-фланца 10 уплотнена в крышке коробки сальником 11;

- второй конец вторичного вала 5 установлен на шариковом подшипнике 12, закрытом крышкой 13.

Коробка отбора мощности работает следующим образом.

С зубчатого колеса первичного вала коробки передач вращающий момент передается на промежуточное зубчатое колесо 2 и далее на ведомое зубчатое колесо 3, первичный вал 4, вторичный вал 5 и приводной вал насоса.

Таким образом, предлагаемая коробка отбора мощности пожарного автомобиля, в отличие от прототипа, позволяет повысить запас прочности муфты-фланца ее вторичного вала.

Эффективность предлагаемой коробки отбора мощности пожарного автомобиля обусловливается ее улучшенной конструкцией.

1. Коробка отбора мощности пожарного автомобиля, содержащая корпус, промежуточное зубчатое колесо, ведомое зубчатое колесо, первичный вал и вторичный вал, отличающаяся тем, что при числе зубьев зубчатого колеса первичного вала коробки передач, равном 20, промежуточное зубчатое колесо выполнено с 41, а ведомое зубчатое колесо с 17 зубьями.

2. Коробка по п.1, отличающаяся тем, что ведомое зубчатое колесо установлено на шейку первичного вала и зафиксировано двумя шпонками.

3. Коробка по п.1, отличающаяся тем, что ведомое зубчатое колесо находится в постоянном зацеплении с промежуточным зубчатым колесом.

4. Коробка по п.1, отличающаяся тем, что первичный вал установлен на двух шариковых подшипниках.

5. Коробка по п.4, отличающаяся тем, что подшипник, установленный в наружной стенке корпуса, закрыт крышкой.

6. Коробка по п.1, отличающаяся тем, что один конец первичного вала имеет шлицевой венец и гнездо для шарикового подшипника вторичного вала.

7. Коробка по п.1, отличающаяся тем, что на шлицах вторичного вала посажена скользящая муфта включения.

8. Коробка по п.1, отличающаяся тем, что второй конец вторичного вала заканчивается муфтой-фланцем для крепления карданного вала силовой передачи привода насоса, при этом шейка муфты-фланца уплотнена в крышке коробки сальником.

9. Коробка по п.1, отличающаяся тем, что второй конец вторичного вала установлен на шариковом подшипнике, закрытом крышкой.



 

Похожие патенты:

Устройство коробки для отбора мощности относится к автомобилестроению, а именно к устройствам отбора мощности для привода технологического оборудования, устанавливаемого на автомобилях-вездеходах «ТРЭКОЛ».

Устройство управления переключением передач относится к области транспортного машиностроения и используется в транспортных средствах, трансмиссии которых оснащены планетарными трехстепенными автоматическими коробками управления переключения передач (мерседес, опель, хендай солярис, бмв) с низкой стоимостью диагностики и ремонта.
Наверх