Прицеп для перевозки транспортных средств

 

Полезная модель относится к конструкции прицепов для транспортировки грузов, в частности, снегоходов с парой управляющих лыж и одним движителем, преимущественно с гусеничным ходом. При этом прицеп может транспортироваться как механическим моторным транспортным средством, например, автомобилем, так и живосильным (гужевым) приводом. Прицеп содержит последовательно сочлененные трап, силовой каркас и тягово-сцепное устройство, при этом трап выполнен в виде откидной площадки, с возможностью фиксации в транспортном положении, силовой каркас снабжен продольными бортами и упруго подвешен, по крайней мере, на одной ходовой оси, а тягово-сцепное устройство выполнено в виде дышла, на котором смонтированы лебедка с тяговым фалом и направляющим роликом. На силовом каркасе сформирована грузовая платформа, а продольные борта смонтированы неподвижно и выполнены в виде труб, в основном прямоугольного поперечного сечения, грузовая платформа включает трубчатый конвейер, смонтированный между ее продольными торцами и продольными бортами, оси ходовых элементов которого перпендикулярны продольной оси прицепа, при этом на откидной площадке трапа выполнено продолжение трубчатого конвейера и грузовой платформы. Ходовые элементы трубчатого конвейера выполнены в виде трубок, с возможностью качения установленных на осях, неразъемно смонтированных на торцах грузовой платформы и продольных бортах силового каркаса, при этом на осях, по обе стороны от торцов трубок, установлены плавающие шайбы. Опорная площадка грузовой платформы может быть выполнена из влагостойкого материала, структура которого имеет повышенный коэффициент трения скольжения, например, многослойной фанеры. Направляющий ролик тягово-сцепного устройства смонтирован с возможностью регулируемой установки по высоте. На ходовой оси грузовой платформы смонтирована колесная пара, снабженная средствами принудительного торможения, например, в виде ручного стояночного тормоза колодочного или дискового типа, либо автономных клиновых элементов. 1 н.и.4 з. п.п. ф-лы, 7 ил.

Полезная модель относится к конструкции прицепов для транспортировки грузов, в частности, снегоходов с парой управляющих лыж и одним движителем, преимущественно с гусеничным ходом. При этом прицеп может транспортироваться как механическим моторным транспортным средством, например, автомобилем, так и живосильным (гужевым) приводом.

Из патента RU 2035341, МПК6 B62D 63/06, опубликованного 20.05.2005, известен прицеп для перевозки тихоходных транспортных средств, содержащий установленную на колесах раму, с которой шарнирно связана погрузочная площадка, выполненная с возможностью поворота относительно рамы в продольном направлении. Погрузочная площадка состоит из нескольких шарнирно соединенных между собой Г-образных секций, каждая из которых содержит балку, с одним концом которой жестко соединен один конец расположенного в вертикальной плоскости опорного элемента, причем шарнир каждого соединения секций между собой выполнен с горизонтальной поперечной осью и связывает свободный конец балки одной секции с соединенным с балкой концом опорного элемента другой секции, при этом свободный конец балки первой секции связан с помощью шарнира с рамой прицепа. Конструкция рассмотренного прицепа позволяет существенно снизить трудозатраты при погрузке тихоходных транспортных средств, не содержит каких-либо сложных конструктивных элементов, однако ее функциональные возможности во многом ограничены, поскольку в основном прицеп предназначен для транспортировки дорожно-строительных машин, в частности, бульдозеров, подъемных кранов, и им подобных крупногабаритных и тяжелых объектов техники.

Из патента RU 2170189, МПК7 B62D 63/06, опубликованного 10.07.2001, известен прицеп к легковому автомобилю, который содержит кузов, установленный на раме, смонтированной на колесной подвеске, и имеющий боковые и торцевые откидные борта, и дышло, соединенное с кузовом. Дышло выполнено Y-образным с возможностью отсоединения от переднего борта кузова посредством быстросъемных узлов крепления, снабженных ручкой, закрепленной в кронштейне гайками, фиксатором, поворачивающимся на винте, и упором для закрепления ручки. Каркас кузова состоит из закрепленных на раме вертикальных стоек, дополнительная пайка которых выполнена методом горячего цинкования. Кузов выполнен с возможностью опрокидывания относительно оси подвески. Рассмотренный прицеп имеет достаточно сложную конструкцию с ограниченными функциональными возможностями.

Известен прицеп, предназначенный для автотуризма и перевозки бытовых грузов по дорогам общего пользования, эксплуатируемый с легковыми автомобилями, оборудованными тягово-прицепным устройством, см. «Прицеп 8284-0000010-01 ТУ 4524-012-28968789-99», содержащий раму лестничного типа, подвеску с неразрезной осью на продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами, расположенными с продольным углом наклона, колеса, съемное дышло, штампованный кузов с откидывающимися вниз передним и задним бортами м возможностью установки надставных бортов, тент, систему электрооборудования и световозвращатели. К недостаткам конструкции этого прицепа можно отнести: отсутствие приспособлений для фиксации и усиления переднего и заднего бортов в откинутом состоянии, отсутствие устройств для затягивания груза на опрокинутую платформу и опускания ее с грузом в горизонтальное транспортное положение, а также приспособлений для установки грузов, не имеющих опорных площадок.

В качестве прототипа выбрана полезная модель «Прицеп легкового автомобиля», свидетельство РФ 27815, МПК7 B62D 53/00, опубликовано 20.02.2003, в котором, в сравнении с описанным выше аналогом, с целью повышения эксплуатационных качеств устанавливается дополнительное легкосъемное устройство, которое содержит передние и задние каркасы, шарнирный кронштейн лебедки с фиксатором и направляющим роликом, и салазки-ложемент на платформе прицепа. Каркасы состоят из двух боковин, обеспечивающих фиксацию бортов в откинутом состоянии и двух поперечных соединительных труб, усиливающих полотно борта. Кронштейн состоит из шарнирно соединенных элементов, связывающих дышло прицепа и передний усилительный каркас, содержит телескопический фиксатор, который служит для предотвращения самопроизвольного опускания платформы прицепа и направляющий ролик, обеспечивающий правильное положение фала при погрузке. Взаимное расположение шарниров и размеры элементов кронштейна обеспечивают принудительный возврат платформы в горизонтальное положение под действием силы натяжения фала после частичного затягивания груза на платформу и размыкания фиксатора. Салазки состоят из ложемента и лыж и обеспечивают устойчивость грузов, не имеющих опорных площадок в процессе их погрузки и транспортировки. При перевозке плавающих средств салазки позволяют установить на них груз в воде, а потом произвести погрузку на прицеп или перетащить на них груз на ровную площадку для погрузки. Применение полезной модели, принятой за прототип, позволяет расширить область применения универсальных грузовых прицепов к легковым автомобилям и повысить удобство при погрузке и транспортировке крупногабаритных грузов.

Тем не менее, конструктивные и функциональные особенности рассмотренного прицепа для легкового автомобиля, не позволяют использовать его для перевозки транспортных средств с ходовой частью, включающей гусеничный движитель и опорные направляющие лыжи, в частности снегоходов, по той причине, что размеры колеи лыж и гусеничного хода движителя существенно отличаются.

Технический результат, обеспечиваемый заявляемой полезной моделью, заключается в расширении функциональных возможностей прицепа, в частности, обеспечении возможности транспортировки на его грузовой платформе снегоходов с парой управляющих лыж и движителем на гусеничном ходу.

Сущность полезной модели как технического решения выражается в совокупности существенных признаков, представленных в независимом пункте первом формулы полезной модели. Технический результат достигается тем, что в известном прицепе для перевозки транспортных средств, содержащем последовательно сочлененные трап, силовой каркас и тягово-сцепное устройство, при этом трап выполнен в виде откидной площадки, с возможностью фиксации в транспортном положении, силовой каркас снабжен продольными бортами и упруго подвешен, по крайней мере, на одной ходовой оси, а тягово-сцепное устройство выполнено в виде дышла, на котором смонтированы лебедка с тяговым фалом и направляющим роликом, на силовом каркасе сформирована грузовая платформа, а продольные борта смонтированы неподвижно и выполнены в виде труб, в основном прямоугольного поперечного сечения, грузовая платформа включает трубчатый конвейер, смонтированный между ее продольными торцами и продольными бортами, оси ходовых элементов которого перпендикулярны продольной оси прицепа, при этом на откидной площадке трапа выполнено продолжение трубчатого конвейера и грузовой платформы. Ходовые элементы трубчатого конвейера выполнены в виде трубок, с возможностью качения установленных на осях, неразъемно смонтированных на торцах грузовой платформы и продольных бортах силового каркаса, при этом на осях, по обе стороны от торцов трубок, установлены плавающие шайбы. Опорная площадка грузовой платформы выполнена из влагостойкого материала, структура которого имеет повышенный коэффициент трения скольжения, например, многослойной фанеры.

При таком конструктивном исполнении существенно упрощается процесс заезда на прицеп или съезда с прицепа снегохода за счет использования собственного движителя, поскольку гусеница движителя перемещается по опорной площадке грузовой платформы структура которой имеет повышенный коэффициент трения скольжения, что существенно снижает возможность ее пробуксовывания или проскальзывания, при этом лыжи снегохода перемещаются по вращающимся трубкам конвейера, преодолевая трение качения. При этом процесс перемещения снегохода одинаков от начала его въезда на трап, до полной его установки на прицепе. Существенно облегчается процесс погрузки или разгрузки с прицепа неисправного снегохода с применением электрической или ручной лебедки, поскольку для этой операции требуется меньшее приложение механического или мускульного силового воздействия, из-за замены трения скольжения лыж на их качение по трубкам конвейера.

Направляющий ролик тягово-сцепного устройства смонтирован с возможностью регулируемой установки по высоте. Этим достигается возможность изменения угла наклона тянущего фала в зависимости от высоты снегохода, что оптимально снижает усилие при погрузке.

На ходовой оси грузовой платформы смонтирована колесная пара, снабженная средствами принудительного торможения. Средство принудительного торможения может быть выполнено в виде ручного стояночного тормоза колодочного или дискового типа, либо автономных клиновых элементов. Эти элементы являются обязательными при осуществлении погрузки или выгрузке снегохода с прицепа.

Рассмотренные выше конструктивные изменения в заявляемом техническом решении, в сравнении с прототипом полезной модели, достигнуты методом интуитивно-логического анализа проблемы, обозначенной представленным выше уровнем техники и сопоставительной аналитической работы по формированию новых конструктивных признаков с улучшенными конструктивно-технологическими приемами эмпирическим путем, а также в процессе практических испытаний опытных образцов устройства.

Сравнение научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежной рубриках МПК показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности «промышленная применимость». При этом полезная модель может быть осуществлена в условиях промышленного производства, с использованием несложного технологического оборудования и использования современных материалов.

Другие особенности и преимущества полезной модели как технического решения станут понятны из чертежей, и детального описания заявляемого устройства, где:

На фиг.1 изображен прицеп для перевозки снегохода с парой управляющих лыж и движителем на гусеничном ходу;

На фиг.2 показан вид сверху на траекторию перемещения фала;

На фиг.3 показан один из частных случаев конструктивного исполнения тягово-сцепного устройства;

На фиг.4 показана схема заторможенного прицепа;

На фиг.5 показан вид сверху на фиг.1, снегоход полностью установлен;

На фиг.6 показано сечение А-А прицепа по фиг.5;

На фиг.7 увеличено показано сечение В-В по фиг.5, по оси одного из ходовых элементов трубчатого конвейера.

Прицеп для перевозки транспортных средств, представленный на фигурах, содержит последовательно сочлененные трап 1, силовой каркас 2 и тягово-сцепное устройство 3. Трап выполнен в виде откидной площадки, с возможностью фиксации в транспортном положении (показано пунктиром на фиг.4). Силовой каркас 2 снабжен продольными бортами 4 и упруго подвешен, на фиг.1 на двух ходовых осях, на фиг.4 - на одной ходовой оси 5. Тягово-сцепное устройство выполнено в виде дышла 6, на котором смонтирована лебедка 7 (ручная) или 7.1 (электрическая) с направляющим роликом 8 и тяговым фалом 9. На силовом каркасе 2 сформирована грузовая платформа 10, а продольные борта 4 смонтированы неподвижно и выполнены в виде труб, в основном прямоугольного поперечного сечения, см. фиг.7. Грузовая платформа 10 включает трубчатый конвейер 11, оси ходовых элементов 12 которого перпендикулярны продольной оси Х-Х прицепа. На откидной площадке трапа 1 выполнено продолжение 13 трубчатого конвейера 11 и продолжение 14 грузовой платформы 10. Ходовые элементы 12 трубчатого конвейера 11 и его продолжения 13 выполнены в виде трубок, с возможностью качения установленных на осях 15, неразъемно, предпочтительно сваркой, смонтированных на торцах 16 грузовой платформы 10 и продольных бортах 4 силового каркаса 2, при этом на осях 15, по обе стороны от торцов трубок, установлены плавающие шайбы 17. Опорная площадка 18 грузовой платформы 10 и ее продолжение 14 выполнены из влагостойкого материала, структура которого имеет повышенный коэффициент трения скольжения. В качестве конкретного материала может быть предложена многослойная фанера. Комплект элементов тягово-сцепного устройства может быть смонтирован на унифицированной под электрическую или ручную лебедку площадке 19, закрепленной на дышле, например, хомутами 20, фиг.3. Направляющий ролик 8 тягово-сцепного устройства смонтирован с возможностью регулируемой установки по высоте, изменяя, таким образом, угол наклона фала 9.

На ходовой оси 5 силового каркаса 2 смонтирована колесная пара 21, снабженная средствами 22 принудительного торможения. Поверхность ходовых элементов 12 (трубок) может быть обработана антикоррозионным покрытием, например, оцинкована. Средство принудительного торможения выполнено в виде ручного стояночного тормоза колодочного или дискового типа, либо автономных клиновых элементов. Опорная площадка 18 и ее продолжение 14 (многослойная водостойкая фанера) могут быть закреплены на грузовой платформе 10 и откидной площадке трапа 1 съемно, например, посредством винтов-саморезов 23.

При таком конструктивном исполнении пара управляющих лыж при втягивании снегохода на грузовую платформу 10, или сходе его с грузовой платформы оказывает на толкающее средство (лебедку или движитель) минимальное сопротивление, поскольку трение скольжения (что имеет место в прототипе) заменено на трение качения, коэффициент которого, в сравнении с коэффициентом трения скольжения значительно меньше по величине. Одновременно с этим, гусеница движителя, отталкивается от поверхности структуры опорной площадки 18 с значительным коэффициентом трения, что существенно снижает возможность ее пробуксовывания или проскальзывания.

К достоинствам заявляемой полезной модели можно отнести то, что она позволяет осуществить съезд и заезд снегохода за счет своего движителя. Кроме того, имеется возможность погрузки неисправного снегохода за счет применения электрической или ручной лебедки, закрепленной на унифицированной площадке дышла прицепа. При этом имеется возможность изменения угла наклона тянущего фала, в зависимости от высоты снегохода, что уменьшает усилие погрузки. Выполнение опорной площадки 18 и ее продолжения 14 из многослойной водостойкой фанеры позволяет снизить вес прицепа, снизить его стоимость и исключить процессы коррозии. Внешний периметр конвейера 11 и его продолжения 13 на откидной площадке трапа 1, ограниченный продольными бортами 4, смонтированными неподвижно и выполненными в виде труб, в основном прямоугольного поперечного сечения, выполняет направляющую и ограничительную функцию для лыж снегохода при его погрузке и разгрузке (заезде и съезде), что исключает возможность его повреждения в это время. За счет использования в прицепе трубчатого конвейера оригинальной конструкции отпадает необходимость применения подшипников и точной механической обработки, а свободно вращающиеся ходовые элементы 12 (трубки) и шайбы 17 не допускают заклинивания. При этом оси 15 трубчатого конвейера несут конструктивную нагрузку при перевозке снегохода.

Преимущества полезной модели, позволяющие осуществлять погрузку неисправного снегохода за счет применения электрической или ручной лебедки безусловно могут быть использованы и при транспортировке любого крупногабаритного груза. Достаточно лишь предварительно разместить такой груз на стандартных паллетах. Пример такого использования полезной модели показан на фигурах 2 и 6, где обозначенный пунктирной линией силуэт крупногабаритного груза 24, предварительно размещенный на паллетах 25, находится на прицепе в транспортном положении.

Конструкция предлагаемого прицепа требует минимального технического обслуживания.

Конкретные иллюстрации повышения эффективности использования и различные варианты реализации заявленного технического решения, описанные выше, являются по своему характеру лишь частными примерами и не ограничивают притязания заявляемой полезной модели, объем которой определяется формулой полезной модели. Для технических специалистов работающих в данной области техники станут очевидными другие возможные конкретные варианты осуществления заявляемого устройства, которые будут находиться в рамках объема притязаний заявляемой полезной модели.

1. Прицеп для перевозки транспортных средств, содержащий последовательно сочлененные трап, силовой каркас и тягово-сцепное устройство, при этом трап выполнен в виде откидной площадки, с возможностью фиксации в транспортном положении, силовой каркас снабжен продольными бортами и упруго подвешен, по крайней мере, на одной ходовой оси, а тягово-сцепное устройство выполнено в виде дышла, на котором смонтированы лебедка с тяговым фалом и направляющим роликом, отличающийся тем, что на силовом каркасе сформирована грузовая платформа, а продольные борта смонтированы неподвижно и выполнены в виде труб, в основном прямоугольного поперечного сечения, грузовая платформа включает трубчатый конвейер, смонтированный между ее продольными торцами и продольными бортами, оси ходовых элементов которого перпендикулярны продольной оси прицепа, при этом на откидной площадке трапа выполнено продолжение трубчатого конвейера и грузовой платформы.

2. Прицеп по п.1, отличающийся тем, что ходовые элементы трубчатого конвейера выполнены в виде трубок, с возможностью качения установленных на осях, неразъемно смонтированных на торцах грузовой платформы и продольных бортах силового каркаса, при этом на осях по обе стороны от торцов трубок установлены плавающие шайбы.

3. Прицеп по п.1, отличающийся тем, что опорная площадка грузовой платформы выполнена из влагостойкого материала, структура которого имеет повышенный коэффициент трения скольжения, например, многослойной фанеры.

4. Прицеп по п.1, отличающийся тем, что направляющий ролик тягово-сцепного устройства смонтирован с возможностью регулируемой установки по высоте.

5. Прицеп по п.1, отличающийся тем, что на ходовой оси грузовой платформы смонтирована колесная пара, снабженная средствами принудительного торможения, например, в виде ручного стояночного тормоза колодочного или дискового типа, либо автономных клиновых элементов.



 

Похожие патенты:

Тягово-сцепное устройство (тсу) переменной длины для прицепа грузовых и легковых автомобилей относится к автотракторостроению, в частности к устройствам для связи прицепных звеньев транспортных средств, например тракторов или автомобилей с прицепами
Наверх