Привод ручного стояночного тормоза рельсового транспортного средства

 

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту, в частности к стояночным тормозам, приводимых в действие вручную. Привод стояночного тормоза позволяет обеспечить надежное удержание рельсового транспортного средства на нормируемом уклоне 30. Привод ручного стояночного тормоза состоит из тормозного вала с червяком и штурвалом, червячного колеса, фиксирующего механизма, который удерживает тормозной вал с червяком и штурвалом либо в рабочем, либо в транспортном положениях. На ведущем валу закреплены червячное колесо и зубчатая шестерня, находящаяся в зацеплении с зубчатым колесом, при этом передаточное отношение цилиндрической зубчатой передачи больше единицы. Зубчатое колесо закреплено на ведомом валу совместно с рычагом, передающим усилие посредством тормозной рычажной передачи на колодки.

Предполагаемая полезная модель относится к транспортному машиностроению, в частности рельсовым транспортным средствам (РТС), и касается конструкции привода стояночного тормоза.

Известен привод стояночного тормоза, состоящий из передачи винт-гайка со штурвалом на винте, переходного рычага и тяги, передающих усилие со штурвала винта на рычажную передачу РТС.(Крылов В.И., Перов А.Н., Справочник по тормозам. - М.; Транспорт, 1975, стр.359). Данная схема привода стояночного тормоза не удовлетворяет «Техническим требованиям к тормозному оборудованию грузовых вагонов постройки заводов РФ» МПС РФ, 1996 г., то есть привод не обеспечивает возможность быстрого отпуска стояночного тормоза без вращения штурвала.

Наиболее близким по совокупности существенных признаков является стояночный тормоз по ОСТ 24.290.01-78, предназначенный для затормаживания РТС на стоянках (Крылов В.И., Крылов В.В., Тормозное оборудование железнодорожного подвижного состава. - М.; Транспорт, 1989, стр.347). Стояночный тормоз состоит из зубчатой червячной передачи, червяк которой соединен с валом с закрепленным на нем штурвалом, и тяги, посредством которой передается усилие с сектора червячного колеса на рычажную передачу РТС. Червяк с валом находится в зацеплении с сектором червячного колеса в рабочем положении, во время транспортировки червяк выводится из зацепления и фиксируется в транспортном положении.

Недостатком данного стояночного тормоза является то, что при повышении грузоподъемности РТС привод ручного стояночного тормоза не создает достаточного усилия для удержания РТС на нормируемом уклоне 30. Это обусловлено тем, что при повышении массы РТС необходимо увеличивать передаточное число промежуточных рычагов, что увеличивает необходимое угловое перемещение сектора червячного колеса, которое ограничено.

При создании полезной модели решалась задача обеспечения надежного удержания РТС на нормируемом уклоне 30. Указанная цель достигается за счет увеличения усилия, выдаваемого приводом стояночного тормоза путем дополнительного введения в него цилиндрической зубчатой передачи с передаточным отношением больше единицы.

Для достижения указанного технического результата в приводе стояночного тормоза последовательно с червячной передачей установлена цилиндрическая зубчатая передача, на выходном вале которой закреплен рычаг, используемый для передачи усилия привода стояночного тормоза, при этом сектор червячного колеса заменен целым червячным колесом.

Предлагаемый привод ручного стояночного тормоза иллюстрируется чертежами, представленными на фигурах 1, 2.

На фиг.1 изображен общий вид привода стояночного тормоза РТС.

На фиг.2 - разрез А-А на фиг.1.

В чертежах приняты следующие обозначения:

1 - тормозной вал с червяком и штурвалом;

2 - червячное колесо;

3 - фиксирующий механизм;

4 - вал ведущий;

5 - зубчатая шестерня;

6 - зубчатое колесо;

7 - вал ведомый;

8 - рычаг.

Привод ручного стояночного тормоза состоит из тормозного вала с червяком и штурвалом 1 (фиг.1), червячного колеса 2, фиксирующего механизма 3, который удерживает тормозной вал с червяком и штурвалом 1 либо в рабочем, либо в транспортном положениях. На ведущем валу 4 (фиг.2) закреплены червячное колесо 2 и зубчатая шестерня 5, находящаяся в зацеплении с зубчатым колесом 6, при этом передаточное отношение цилиндрической зубчатой передачи больше единицы. Зубчатое колесо 6 закреплено на ведомом валу 7 совместно с рычагом 8 (фиг.1), передающим усилие посредством тормозной рычажной передачи на колодки.

Описанный привод ручного стояночного тормоза работает следующим образом. Тормозной вал с червяком и штурвалом 1 переводится в рабочее положение и закрепляется фиксирующим механизмом 3. При вращении штурвала тормозного вала с червяком и штурвалом 1 приводится в движение червячное колесо 2. Через ведущий вал 4 передается крутящий момент с червячного колеса 2 на зубчатую шестерню 5. С зубчатой шестерни 5 через зубчатое зацепление цилиндрической передачи крутящий момент передается на зубчатое колесо 6. Посредством ведомого вала 7 усилие зубчатого колеса передается на рычаг 8 и далее на колодки через тормозную рычажную передачу.

1. Привод ручного стояночного тормоза рельсового транспортного средства, содержащий червяк со штурвалом, которые могут быть выведены из зацепления, отличающийся тем, что, с целью обеспечения надежного удержания рельсового транспортного средства на нормируемом уклоне 30 путем увеличения передаточного отношения привода последовательно с червячной передачей, установлена цилиндрическая зубчатая передача, на входном валу которой закреплен рычаг, передающий усилие посредством тормозной рычажной передачи на колодки.

2. Привод ручного стояночного тормоза рельсового транспортного средства по п.1, отличающийся тем, что, с целью увеличения хода червячной передачи, червяк находится в зацеплении с червячным колесом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению-червячным редукторам, открытым червячным передачам и предназначено для повышения износостойкости червячной пары

Стояночный тормоз грузового вагона относится к железнодорожному транспорту, в частности к стояночным тормозам, приводимых в действие вручную.

Полезная модель относится к области машиностроения, в частности, к стояночной тормозной системе транспортного средства

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и касается воздухораспределителей тормозов железнодорожного подвижного состава
Наверх