Система для контроля пространства и параметров движения автомобиля

 

Полезная модель относится к области систем контроля параметров движущегося автомобиля и может быть применено в автомобильной промышленности. Ее использование позволяет получить технический результат в виде объективной и многократно воспроизводимой информации об условиях дорожной обстановки. Система для контроля параметров движущегося автомобиля содержит видеокамеру и блок памяти. Технический результат достигается благодаря тому, что видеокамера установлена внутри салона автомобиля, а система содержит дополнительно преобразующее устройство, электрически связанное со спидометром и блоком памяти, устройство воспроизведения информации из блока памяти и панель отображения, электрически соединенная с устройством воспроизведения. В блок памяти синхронно записывается изображение дороги перед и/или за автомобилем, текущее время, дата и скорость движения автомобиля в заданном промежутке времени с возможностью их многократного воспроизведения на панели отображения. 9 з.п.ф., 1 ил.

Полезная модель относится к области систем для контроля пространства перед и/или за движущимся автомобилем и параметров его движения и может быть применена на автомобиле либо другом транспортном средстве, участвующем в движении по дороге.

Необходимо отметить следующее. В случае возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), таких, например, как столкновение в результате превышения разрешенной скорости движения, неверно выбранная дистанция, выезд на полосу встречного движения и др., при небольшой интенсивности движения в месте ДТП может не оказаться свидетелей ДТП, вследствие чего сотрудникам автоинспекции (ГИБДД) зачастую очень трудно выявить причины ДТП и определить виновного водителя. Неблагоприятные погодные условия на месте ДТП (дождь, снег, гололед) могут только усугубить трудности выявления причин. Кроме того, на дорогах часто встречаются преднамеренно злоумышленные действия против участников движения (так называемая «подставам), когда участника движения обгоняют, перестраиваются на близком расстоянии на его полосу движения и резко тормозят. В результате, не успев затормозить, участник движения сталкивается с резко затормозившим автомобилем, и его, в отсутствии свидетелей, могут обвинить в совершении ДТП. Таким образом, не имея подтверждаемых объективно доказательств, может быть обвинен невиновный водитель.

Известны аналоги предлагаемого технического решения, например, система видеонаблюдения за пространством перед входной дверью (патент РФ 2149517, МПК 7 Н04N 5/33, Н04N 7/18, опубл. 20.05.2000 г.), содержащая установленное внутри помещения устройство наблюдения и телекамеру, при этом в нее введена оптическая насадка видеоглазка, состоящая из N(1<N<5) оптических элементов, жестко соединенных между собой внешними поверхностями, оптически сопряженных и закрепленных в корпусе оптической насадки наружной гайкой дверного глазка, установленного на внешней стороне входной двери, причем в корпусе насадки выполнено, по крайней мере, одно посадочное место, по крайней мере, для одного оптического элемента насадки, которая оптически сопряжена с объективом телевизионной камеры, размещенной между внешней и внутренней сторонами входной двери. Недостатком аналога является то, что он позволяет наблюдать только картину пространства перед входной дверью без регистрации других параметров.

Известны также устройство и способ автоматизированного контроля обстановки в зрительных залах (патент РФ 2296434, МПК 7 Н04N 7/18, G08В 21/02, G06М 3/00, опубл. 27.03.2007 г.). Устройство содержит, по меньшей мере, одну установленную в зале видеокамеру для получения изображения зала, и, по меньшей мере, одно вычислительное устройство с памятью, связанные посредством локальной вычислительной сети, причем в памяти вычислительного устройства сформирована база данных, отражающих заполнение зала согласно проданным билетам, а вычислительное устройство приспособлено обрабатывать получаемый с видеокамеры видеосигнал для получения данных о заполнении зала с возможностью сохранения этих данных в памяти для последующего анализа, а также с возможностью сравнения полученных данных с данными, находящимися в базе данных, и с возможностью формировать сигнал нарушения установленного режима в случае несоответствия сравниваемых данных более чем на заранее заданную пороговую величину.

Способ включает в себя этапы, на которых в зале устанавливают видеокамеру с возможностью получения изображения зала, соединяют ее при помощи локальной сети с вычислительным устройством с памятью, причем получают данные о проданных билетах в зал и записывают эти данные в базу данных, сформированную в памяти компьютера, периодически с помощью видеокамеры получают изображение зала, обрабатывают его на вычислительном устройстве с целью получения данных о заполнении зала, сохраняют эти данные в памяти вычислительного устройства, сравнивают с данными о проданных билетах и делают вывод о нарушении режима в случае расхождения более чем на заранее заданную пороговую величину. Данные устройство и способ позволяют контролировать заполнение зала людьми, т.е. в неподвижном замкнутом пространстве и их функциональное назначение не позволяет контролировать быстро меняющиеся параметры, возникающие при движении автомобиля.

В качестве прототипа, как наиболее близкого к заявляемому техническому решению, выбрана многозоновая стационарно-передвижная система контроля за движением автотранспортных средств (патент РФ 2137203, МПК 7 G08G 1/01, G08G 1/017, опубл. 10.09.1999 г.), включающая в себя передвижной контрольный пункт, множество стационарных зон контроля, каждая из которых представляет собой условный прямоугольник, охватывающий определенный локальный участок дороги, коммутационные устройства, установленные около дороги на заданном расстоянии от указанного прямоугольника. В каждой зоне контроля установлены видеокамеры, светильники, разделитель полос и направлений движения. Система также содержит аппаратно-программный комплекс, установленный на передвижном контрольном пункте. Комплекс включает компьютеры идентификации транспортного средства, с которыми посредством коммутационных устройств соединяются на определенное время видеокамеры, сервер для управления и поиска транспортных средств в базе данных, локальную вычислительную сеть, систему видеонаблюдения, соединяемую с видеокамерой через коммутационное устройство, систему телефонной связи, систему телекоммуникационной связи. Описанная выше система предназначена для выявления заявленных на поиск автомобилей и осуществления статистического учета проезжающих автомобилей и не может быть использована в салоне, например, легкового автомобиля в качестве устройства для контроля пространства перед движущимся автомобилем и параметров его движения.

Задачей, решаемой заявляемым техническим решением, является создание простой и малогабаритной системы, устанавливаемой в салоне (кабине) автомобиля либо другого транспортного средства, для контроля пространства впереди и/или сзади автомобиля при его движении и параметров его движения с возможностью их запоминания в заданном промежутке времени ч многократного воспроизведения на панели отображения.

Достигается это тем, что в системе для контроля пространства и параметров движения автомобиля, включающей, по меньшей мере, одну видеокамеру и блок памяти, электрически соединенный с видеокамерой, согласно полезной модели, видеокамера установлена в салоне автомобиля и обеспечивает обзор пространства перед и/или за автомобилем, кроме этого в систему дополнительно введены преобразующее устройство, электрически связанное со спидометром автомобиля и блоком памяти, устройство воспроизведения накопленной в блоке памяти информации, электрически соединенное с ним, и панель отображения информации, находящейся в блоке памяти, электрически соединенная с устройством воспроизведения, при этом в блок памяти синхронно записывается изображение пространства перед и/или за автомобилем, текущее время, дата и скорость движения автомобиля в заданном промежутке времени с возможностью их многократного синхронного воспроизведения на панели отображения.

Кроме того, в блоке памяти регистрируется информация о факте работы световых указателей поворота, тормозной системы и подачи звукового сигнала.

Кроме того, система для контроля пространства и параметров движения автомобиля включается с момента запуска двигателя и выключается с момента его останова

Кроме того, объем памяти в блоке памяти может быть разделен на несколько зон

Кроме того, информация, записанная в блок памяти в заданном промежутке времени, может быть перенесена в блоке памяти в отдельную зону для длительного хранения.

Кроме того, при остановке автомобиля запись параметров предшествующего периода прерывается, данные его становятся данными длительного хранения, а запись параметров следующего периода начинается в другой зоне блока памяти.

Кроме того, в блоке памяти может быть выделено несколько зон для записи-перезаписи параметров движения

Кроме того, блок памяти может содержать порт для вывода записанной информации на внешнее устройство

Кроме того, элементы, входящие в систему, могут быть выполнены в ударозащищенном исполнении.

Кроме того, блок памяти, преобразующее устройство, устройство воспроизведения и панель отображения могут быть выполнены в едином корпусе.

Суть полезной модели поясняется на фиг.1, на котором приведена блок-схема системы контроля пространства и параметров движения автомобиля.

Система включает в себя, по меньшей мере, одну видеокамеру 1 (на фиг.1 показаны две видеокамеры) и блок памяти 2, электрически соединенный, например, кабелем 3 с видеокамерой 1. Видеокамера 1 установлена внутри салона (кабины) автомобиля и обеспечивает обзор пространства (дороги) перед и/или за автомобилем. Видеокамеры 1 могут быть установлены, например, на лобовом и заднем стеклах салона, на передней и задней стойках и не должны затруднять обзора дороги водителю. При размерах современных видеокамер (порядка 3-4 см) это легко обеспечить. Система содержит также преобразующее устройство 4, электрически связанное кабелем 3 со спидометром (бортовым) 5 автомобиля и блоком памяти 2, которое преобразует электрический сигнал от спидометра 5 в цифровую информацию о скорости движения автомобиля, запоминаемую в блоке памяти 2. Кроме этого система содержит устройство воспроизведения 6, электрически соединенное кабелем 3 с блоком памяти 2, воспроизводящее накопленную в блоке 2 информацию, и панель отображения 7 информации, электрически соединенную с устройством воспроизведения 6. В качестве панели отображения 7 может быть выбран миниатюрный жидкокристаллический дисплей, размещаемый в удобном для просмотра месте на панели приборов автомобиля. При этом в блок памяти 2 синхронно записывается изображение пространства (дороги) перед и/или за автомобилем, получаемое с видеокамер 1, текущее время, дата и скорость движения автомобиля в заданном промежутке времени, например, в течение одной минуты, предшествующей остановке автомобиля (например, в результате ДТП либо по другим причинам) с возможностью их многократного синхронного воспроизведения на панели отображения 7. Блок памяти 2 может быть разделен на несколько зон, по меньшей мере одна из которых предназначена для длительного хранения записанной информации. Система может быть выполнена таким образом, что видеоинформация с камер 1, текущее время, дата и скорость движения автомобиля синхронно записываются в блок памяти 2 в процессе движения автомобиля в течение, например, одной минуты, предшествующей остановке автомобиля (до полной остановки колес), а более ранняя информация из блока памяти удаляется. Кроме этого, система может регистрировать информацию в режиме без движения автомобиля (при работающем двигателе), например, при стоянке у светофора в заданном промежутке времени. Для этого система может автоматически включаться с момента запуска двигателя автомобиля и выключаться при его останове. Кроме этого, в блоке памяти 2 может регистрироваться информация о факте работы световых указателей поворота автомобиля,, тормозной системы и подачи звукового сигнала. Дополнительно информация, записанная в блок памяти 2 в заданном промежутке времени, может быть перенесена в блоке памяти 2 в отдельную зону для длительного хранения с возможностью последующего воспроизведения. Сноской 8 на фиг.1 условно показан единый корпус, элементы системы могут быть выполнены в ударозащищенном исполнении. Дополнительно система может содержать порт 9 электрически соединенный с блоком памяти 2 для вывода записанной информации на внешнее устройство, например, на портативный компьютер для ее анализа правоохранительными органами

Работает заявляемая система следующим образом.

В процессе движения автомобиля (либо с момента запуска его двигателя) информация с видеокамер 1 о пространстве перед и/или за автомобилем записывается в блок памяти 2. Синхронно в блок памяти 2 записывается текущее время (например, с видеокамеры 1), дата и скорость движения автомобиля, формируемая преобразователем 4 из сигнала, поступающего с бортового спидометра 5 автомобиля, а также информация о работе сигналов поворота, тормозной системы и подачи звукового сигнала. При этом в блоке памяти 2 сохраняется информация в заданном промежутке времени, предшествующему текущему значению времени, например, в течение одной минуты (либо любому другому выбранному значению). Информация, записанная в блок памяти 2 ранее заданного промежутка времени, удаляется. Допустим, что с автомобилем происходит ДТП, либо какая другая непредвиденная остановка автомобиля. В блоке памяти 2 сохранены при этом в течение последней минуты движения до остановки автомобиля:

- обзор пространства (картина дороги с движущимися по ней участниками, обгоны, маневры и т.д.) перед и/или за автомобилем;

- значения скорости автомобиля в течение последней минуты и ее изменения (значения скорости достаточно иметь с частотой опроса 2 Гц, т.е. два значения в секунду);

- дата и текущее значение времени в течение последней минуты.

- информация о факте работы указателей поворота, тормозной системы и подачи звукового сигнала.

С помощью устройства воспроизведения 6 информации, накопленной в блоке памяти 2, на панели отображения 7, например, миниатюрном дисплее выше оговоренные параметры движения автомобиля могут быть синхронно воспроизведены и просмотрены, например, сотрудником ГИБДД. При этом на дисплее могут быть одновременно представлены картина пространства, дата, текущее время, скорость движения и факты работы указателей поворота, тормозной системы и подачи звукового сигнала. Данная информация (и ее изменения) с большой степенью достоверности поможет существенно упростить выявление причины ДТП и определить виновность (либо невиновность) водителя, т.е. является объективно подтверждаемым доказательством соблюдения или несоблюдения правил дорожного движения участниками движения. Заданный промежуток времени, равный одной минуте, выбран из условия того, что при скорости автомобиля 60 км/ч, длина проходимого им пути за одну минуту составляет 1 км, что вполне достаточно, т.к. большинство ДТП происходит на участке длиной не более 50 м. Однако, выбор промежутка времени может быть произвольным, например 20 минут, 1 час и т.д. и определяется, в основном, объемом памяти блока 2.

В случае ДТП водитель может не позаботиться о сохранении информации о периоде, предшествующем происшествию в силу стрессовой ситуации или физической невозможности. При этом по прошествии заданного периода времени информация будет удалена и заменена более поздней. Для предотвращения такой ситуации алгоритм работы системы может быт построен таким образом, что при любой остановке автомобиля информация о предшествующем периоде становится защищенной от удаления, а запись продолжается уже в другую зону блока памяти. Защита от записи снимается (в зависимости от настроек системы) либо при возобновлении движения, либо при следующей остановке автомобиля. По необходимости информация, находящаяся в защищенной зоне может быть перенесена в зону долговременного хранения, либо получить более высокий статус защиты, который не может быть снят автоматически. Система также может быть настроена таким образом, чтобы запись продолжалась некоторое время после остановки двигателя, поскольку при ДТП зачастую работа двигателя прерывается против воли водителя. Запись при этом может продолжаться либо некоторое заданное настройками системы время, либо непрерывно до исчерпания объема памяти. Это позволяет документировать поведение как участвующих в инциденте лиц, так и работников служб автоинспекции. Для возможности предоставления информации компетентным органам и лицам в систему введен порт 9, позволяющий передавать записанную в блоке памяти 2 информацию на внешнее устройство, например, на портативный компьютер.

Таким образом, заявляемая система может существенно облегчить работу инспекторам ГИБДД в плане доказательства виновности или невиновности водителя. Заявителем создается опытный образец системы для ее установки на автомобиль. Габариты системы составляют 70×100×25 мм при ее исполнении в едином корпусе (за исключением видеокамер), ориентировочная стоимость 10-12 тысяч рублей.

По мнению заявителя, заявляемая система, обладающая новизной, и промышленной применимостью, может быть защищена патентом на полезную модель.

1. Система для контроля пространства и параметров движения автомобиля, включающая в себя, по меньшей мере, одну видеокамеру и блок памяти, электрически соединенный с видеокамерой, отличающаяся тем, что видеокамера установлена в салоне автомобиля и обеспечивает обзор пространства перед и/или за автомобилем, кроме этого в систему дополнительно введены преобразующее устройство, электрически связанное со спидометром автомобиля и блоком памяти, устройство воспроизведения накопленной в блоке памяти информации, электрически соединенное с ним, и панель отображения информации, находящейся в блоке памяти, электрически соединенная с устройством воспроизведения, при этом в блок памяти синхронно записывается изображение пространства перед и/или за автомобилем, текущее время, дата и скорость движения автомобиля в заданном промежутке времени с возможностью их многократного синхронного воспроизведения на панели отображения.

2. Система для контроля пространства и параметров движения автомобиля по п.1, отличающаяся тем, что в блоке памяти регистрируется информация о факте работы световых указателей поворота, тормозной системы и подачи звукового сигнала.

3. Система для контроля пространства и параметров движения автомобиля по п.1, отличающаяся тем, что запись информации в блок памяти производится с момента запуска двигателя до момента его останова

4. Система для контроля пространства и параметров движения автомобиля по п.1, отличающаяся тем, что запись информации в блок памяти продолжается заданное время после останова двигателя.

5. Система для контроля пространства и параметров движения автомобиля по п.1, отличающаяся тем, что в блоке памяти организовано несколько независимых зон.

6. Система для контроля пространства и параметров движения автомобиля по п.1, отличающаяся тем, что любая зона памяти с записанной в нее информацией о заданном промежутке времени может быть защищена от удаления для длительного хранения.

7. Система для контроля пространства и параметров движения автомобиля по п.1, отличающаяся тем, что при остановке автомобили зона памяти, в который записан предшествующий остановке период движения, получает защиту от перезаписи, а запись параметров продолжается в другую зону памяти.

8. Система для контроля пространства и параметров движения автомобиля по п.1, отличающаяся тем, что блок памяти содержит порт для вывода записанной информации на внешнее устройство

9. Система для контроля пространства и параметров движения автомобиля по п.1, отличающаяся тем, что входящие в нее элементы выполнены в ударозащищенном исполнении.

10. Система для контроля пространства и параметров движения автомобиля по п.1, отличающаяся тем, что блок памяти, преобразующее устройство, устройство воспроизведения и панель отображения выполнены в едином корпусе.



 

Похожие патенты:

Заявляемое техническое решение «Автоматизированная модульная система управления дорожным движением транспорта и пешеходов «Спектр» относится к области управления движением транспорта, а именно, для координации движения транспорта, адаптивного регулирования транспортных потоков, централизованного сбора данных о характеристиках потоков транспорта, централизованного управления и диагностики.

Шлагбаум // 129518

Полезная модель относится к устройствам контроля движения транспорта с целью учета или регулирования движения с использованием идентификации транспортных средств

Изобретение относится к области систем торможения для обеспечения безопасности автотранспорта в экстренных случаях
Наверх