Дверная петля автомобиля

 

3. Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к конструкции дверных петель переднеприводных автомобилей, получаемых посредством чистовой вырубки. Технический результат - повышение качества петель и сохранение низкой себестоимости. Дверная петля автомобиля включает три звена, полученные чистовой вырубкой: первое неподвижное звено, впоследствии привариваемое к поверхности дверного проема кузова внизу (нижняя петля) и в верху (верхняя петля); второе подвижное промежуточное звено, с одной стороны, соединенное с первым звеном посредством оси, а с другой стороны - посредством болтового разъемного соединения с третьим звеном; третье звено привариваемое внизу (нижняя петля) и в верху (верхняя петля) на дверях автомобиля. Новым в изобретении является то, что на втором звене имеется опорный бурт по всей ширине звена с поперечным сечением, например, в виде сегмента окружности. С помощью высоты опорного бурта корректируется угол раскрытия петли, полученной чистовой вырубкой ее звеньев. При полном раскрытии петли концы двух упоров, расположенных по краям на первом звене соприкасаются с буртом по касательной, чем ограничивается дальнейшее раскрытие петли и обеспечивается минимальная погрешность величины угла раскрытия, в пределах допустимой±3°. . На втором подвижном звене опорный бурт, например в виде сегмента окружности высотой 5,1 мм, расположен на расстоянии 1115 мм относительно центра оси. При этом угол раскрытия петли, полученной посредством чистовой вырубки ее звеньев из стальной полосы с максимальной толщиной 23 мм, составляет 80°±1° при допустимом отклонении±3°. 2ил. 1 з. п.ф-лы.

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к конструкции дверных петель переднеприводных автомобилей, получаемых посредством чистовой вырубки.

Наиболее близкой по конструкции петли того же назначения к заявленному изобретению по совокупности признаков является петля конструкции фирмы «Файнтул» для дверей переднеприводных автомобилей, включающая три звена: первое неподвижное звено, фиксируемое по базовым боковым отверстиям в каркасе кузова внизу и вверху; второе подвижное промежуточное звено, с одной стороны, соединенное с первым неподвижным звеном посредством оси, а, с другой стороны, - посредством разъемного болтового соединения с третьим звеном; третье звено, закрепляемое внизу (нижняя петля) и вверху (верхняя петля) на дверях автомобилей, (см. «Повышение стойкости штамповой оснастки при чистовой вырубке и качества деталей и петель»: Научно-технический отчет лаборатории ОМД фирмы ЗАО «Полад». - Тольятти, 2006. - С.10. - Рис 4), принята за прототип.

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании петли фирмы «Файнтул», принятой за прототип, относится то, что известная петля имеет низкое качество вследствие несовершенства конструкции.

По сравнению с другими конструкциями дверных петель автомобиля конструкция петли фирмы «Файнтул» самая чувствительная к смещению центра сверления отверстий в деталях петли, т.к. упор при раскрытии петли движется к опорной поверхности по линии, близкой к касательной.

Смещение центра сверления на 0,1 мм у такой петли вызывает проскальзывание упора по опорной поверхности на 0,4 мм, что приводит к отклонению угла раскрытия петли от номинала на±1,5°. Если максимальное смещение центра сверления на станках составляет 0,5 мм при идеально чистом срезе, то отклонение угла раскрытия от номинала равно±6,3°, в то время как допустимое отклонение равно±3°. Если срез на звеньях неровный, с вырывами, то величина смещения центра сверления и отклонение угла раскрытия от номинала резко увеличиваются. При этом отклонение угла раскрытия достигает±10,5°, (см. приложенные общий вид и чертеж петли дверей автомобиля фирмы Файнтул), принята за прототип.

Сущность изобретения заключается в следующем.

Задача - усовершенствовать конструкцию дверной петли переднеприводного автомобиля и применить при изготовлении ее звеньев чистовую вырубку, обеспечивающую самую низкую себестоимость по сравнению с петлями, полученными другими способами.

Технический результат - повышение качества при низкой себестоимости. 1. Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в петле содержится три звена: первое неподвижное звено, впоследствии прикрепляемое к поверхности дверного проема кузова и второе подвижное звено, с одной стороны, соединенное с первым звеном посредством оси, а, с другой стороны, - посредством разъемного болтового соединения с третьим звеном; третье подвижное звено, закрепляемое внизу (нижняя петля) и вверху (верхняя петля) на дверях автомобилей. Причем на втором подвижном звене имеется опорный бурт по всей ширине звена с поперечным сечением, например, в виде сегмента окружности, с помощью высоты которого корректируется угол раскрытия петли, полученной чистовой вырубкой ее звеньев, причем при полном раскрытии петли концы двух упоров, расположенных по краям на первом звене соприкасаются с буртом по касательной, чем ограничивается дальнейшее раскрытие петли и обеспечивается минимальная погрешность величины угла раскрытия, в пределах допустимой±3°. Опорный бурт на втором подвижном звене, например в виде сегмента окружности высотой 5,1 мм, расположен на расстоянии 1115 мм относительно центра оси, при этом угол раскрытия петли, полученной посредством чистовой вырубки ее звеньев из стальной полосы с максимальной толщиной 23 мм, составляет 80°±1°, при допустимом отклонении±3°.

Соприкосновение упоров с опорным буртом по касательной делает величину угла раскрытия петли нечувствительной к смещению центра оси по осям координат практически совпадающими с направлением данной касательной, а по перпендикулярным осям максимально возможное смещение сверления, составляющее 0,5 мм (что бывает крайне редко), приводит к изменению угла раскрытия петли на±2,5°, что на±0,5° меньше допустимого±3°. Чем дальше опорный бурт на подвижном звене расположен относительно центра оси, тем меньше влияние смещения центра оси на величину изменения угла раскрытия петли. Такая высокая точность достигается также тем, что звенья петли изготавливаются на прессе посредством чистовой вырубки из стальной полосы с максимальной толщиной 23 мм. Кроме того, опорный бурт предусмотрен в конструкции петли с целью корректировки величины угла раскрытия петли. Увеличение высоты бурта уменьшает угол раскрытия, а уменьшение - соответственно, увеличивает угол раскрытия. Таким образом, при наличии опорного бурта на втором подвижном звене всегда можно изменить величину угла раскрытия дверной петли в требуемом направлении, изменяя высоту бурта.

При допустимом отклонении угла раскрытия петли±3° отсутствие синхронизации работы нижней и верхней петель незначительно, поэтому деформация кузова автомобиля находится в пределах упругой деформации.

При превышении отклонения угла раскрытии одной из петель за пределы±3°, при каждом открывании дверей до упора происходит небольшая пластическая деформация кузова, которая накапливается при каждом открывании и при определенном количестве открываний дверь провисает.

При расстоянии упорного бурта до оси менее 1115 мм увеличивается величина отклонения угла раскрытия петли, которое может выходить за пределы допуска. А при увеличении расстояния затрудняется прокатка профиля для изготовления неподвижной части петли с упорами (требуется больше проходов при прокатке, что приводит к удорожанию профиля) и чистовая вырубка (снижается стойкость инструмента и чистота среза). Расстояние в пределах 1115 мм обеспечивает гарантированное отклонение угла раскрытия петли в пределах допуска±3°.

Таким образом, благодаря усовершенствованию конструкции петли и получению ее посредством чистовой вырубки удалось повысить ее качество и сохранить низкую себестоимость.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг. показан общий вид представленной петли.

Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения с получением вышеуказанного результата заключаются в следующем.

Дверная петля автомобиля (фиг.1) содержит три звена: первое неподвижное звено 1, которое впоследствии приваривается к кузову, и второе подвижное звено 2, соединенное со звеном 1 посредством оси 3, а, с другой стороны, - посредством болтового разъемного соединения с третьим подвижным звеном 4, которое, в свою очередь, приваривается внизу (нижняя петля) и вверху (верхняя петля) на дверях переднеприводного автомобиля. При этом на звене 2 имеется опорный бурт 5, который при полном раскрытии петли соприкасается своей вершиной с концами двух упоров 6 на звене 1, в результате чего ограничивается дальнейшее раскрытие петли. Причем бурт 5 на звене 2 расположен на расстоянии 11-15 мм относительно центра оси 3, а угол раскрытия петли составляет 80°±1°.

Петля работает обычным образом. Первое неподвижное звено 1 приваривается к кузову автомобиля, в проеме двери, внизу (нижняя петля) и вверху (верхняя петля). Второе подвижное звено 2, с одной стороны, соединено с первым неподвижным звеном 1 посредством оси 3, а, с другой стороны, - посредством болтового разъемного соединения с третьим звеном 4, которое, в свою очередь, приваривается внизу (нижняя петля) и вверху (верхняя петля) на дверях переднеприводного автомобиля. При открывании дверей петли раскрываются, а при их закрывании звенья 1 и 2 петли складываются.

Дверные петли предполагается применять на ОАО «АВТОБАЗ»:

устанавливать их на дверях переднеприводных автомобилей, например семейства LADA 110.

Возможность осуществления изобретения подтверждается производственными испытаниями на образцах, полученных в количестве 30 штук посредством чистовой вырубки из стальной полосы с максимальной толщиной 23 мм на прессе «Файнтул-400» в ЗАО «Полад».

Использование изобретения за счет совершенствования конструкции дверной петли автомобиля и получения ее звеньев посредством чистовой вырубки ведет к повышению качества, сохранению низкой себестоимости петли и потребительских свойств автомобиля в целом. Кроме того, повышается надежность дверей вследствие обеспечения малого отклонения угла раскрытия петли относительно номинального угла. Открывание дверей становится более стабильным, снижается усилие закрывания и открывания, четче осуществляется фиксация дверей, их работа становится бесшумнее и плавнее. При применении графитовой смазки петель повышается их надежность, а, следовательно, и долговечность элементов дверей.

1. Дверная петля автомобиля, включающая три звена, полученные чистовой вырубкой: первое неподвижное звено, впоследствии привариваемое к поверхности дверного проема кузова, второе подвижное промежуточное звено, с одной стороны соединенное с первым звеном посредством оси, а с другой стороны - посредством болтового разъемного соединения с третьим звеном, третье подвижное звено, привариваемое на дверях автомобиля, отличающаяся тем, что на втором звене имеется опорный бурт по всей ширине звена с поперечным сечением, например, в виде сегмента окружности, с помощью высоты которого корректируется угол раскрытия петли, полученной чистовой вырубкой ее звеньев, причем при полном раскрытии петли концы двух упоров, расположенных по краям на первом звене, соприкасаются с буртом по касательной, чем ограничивается дальнейшее раскрытие петли и обеспечивается минимальная погрешность величины угла раскрытия, в пределах допустимой ±3°.

2. Петля по п.1, отличающаяся тем, что на втором подвижном звене опорный бурт по всей ширине звена с поперечным сечением, например, в виде сегмента окружности диаметром 5,1 мм расположен на расстоянии 1115 мм относительно центра оси, при этом угол раскрытия петли, полученной посредством чистовой вырубки ее звеньев из стальной полосы с максимальной толщиной 23 мм, составляет 80°±1° при допустимом отклонении ±3°.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к автомобилестроению, а именно к системе управления дверями автомобиля

Полезная модель относится к дверным петлям, повышенной надежности против взлома применяемая для навески входных металлических дверей в жилых и общественных зданиях.
Наверх