Подшипник скольжения
Полезная модель относится к области двигателестроения и может быть использована в технике, где используются подшипники скольжения. Подшипник скольжения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания, состоящий из верхнего и нижнего вкладышей, изготовленных из сталеалюминиевой ленты, верхний вкладыш шатунных и коренных подшипников имеет отверстие и кольцевую канавку для прохода масла, на внутренней поверхности вкладышей выполнены две канавки в виде резьбы по сторонам от средней кольцевой канавки таким образом, что ближняя резьба со стороны торца имеет нарезку в сторону вращения вала, а дальняя резьба нарезку в противоположную сторону от вращения вала. Использование предлагаемой полезной модели позволит продлить срок службы подшипников скольжения за счет увеличения давления масла в зазоре между вкладышами и шейкой коленчатого вала и снизить стоимость текущих и капитальных ремонтов. 2 ил.
Полезная модель относится к области двигателестроения и может быть использована в технике, где используются подшипники скольжения.
Известно комбинированное уплотнение, расположенное в задней части двигателя внутреннего сгорания (ДВС), которое состоит из маслосгонной резьбы, выполненной на коленчатом валу и сальника. Это уплотнение предотвращает протекание масла в картер маховика ДВС (Родичев В.А. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей. - М.: Издательский центр «Академия», 2004).
Недостатком данного устройства является малый срок службы уплотнения, что требует преждевременного ремонта ДВС и увеличивает стоимость ремонтных работ.
Известно устройство (Муфта сцепления ходовой части комбайна СК-5 «Нива». Комплект плакатов из 48 листов. - М.: Колос, 1976. лист 29) в муфте сцепления зерноуборочного комбайна СК-5, включающее стакан с направляющей выжимного подшипника, прикрепленный к корпусу коробки перемены передач (КПП), внутри стакана проходит приводной вал, а снаружи находится выжимной подшипник, на внутренней поверхности стакана выполнена маслосгонная резьба, исключающая попадание масла в муфту из КПП через зазор между стаканом и приводным валом.
Недостатком данного устройства является малый срок службы маслосгонной резьбы, что требует преждевременного ремонта муфты сцепления с восстановлением маслосгонной резьбы в стакане, что увеличивает стоимость ремонтных работ.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемой полезной модели является подшипник скольжения коленчатого вала ДВС (Родичев В.А. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей. - М.: Издательский центр «Академия», 2004), состоящий из двух вкладышей, верхнего и нижнего, изготовленных из сталеалюминиевой ленты, верхний вкладыш шатунных и коренных подшипников имеет отверстие и кольцевую канавку для прохода масла.
Прототип имеет следующие недостатки:
1. При износе вкладышей зазор между ними и шейкой коленчатого вала увеличивается, что способствует повышению расхода и снижению давления масла в подшипнике скольжения.
2. Снижение давления масла в подшипнике скольжения коленчатого вала ДВС приводит к масляному голоданию и перегреву подшипников, в результате они выходят из строя из-за расплавления антифрикционного слоя вкладышей.
3. Выход из строя подшипников скольжения требует текущего или капитального ремонта ДВС и соответственно увеличивает затраты на его эксплуатацию.
Целью настоящей полезной модели является продление срока службы подшипников скольжения коленчатого вала ДВС за счет увеличения давления масла в зазоре между вкладышами и шейкой коленчатого вала.
Поставленная цель достигается тем, в подшипнике скольжения коленчатого вала ДВС, состоящем из двух вкладышей, верхнего и нижнего, изготовленных из сталеалюминиевой ленты, верхний вкладыш шатунных и коренных подшипников имеет отверстие и кольцевую канавку для прохода масла, в отличие от прототипа на внутренней поверхности вкладышей выполнены две канавки в виде резьбы по сторонам от средней кольцевой канавки таким образом, что ближняя резьба со стороны торца имеет нарезку в сторону вращения вала, а дальняя резьба нарезку в противоположную сторону от вращения вала.
По имеющимся у авторов сведениям совокупность существенных признаков, характеризующих сущность заявляемой полезной модели, позволяющих получить новый положительный эффект - продление срока службы подшипников скольжения коленчатого вала ДВС за счет увеличения давления масла в зазоре между вкладышами и шейкой коленчатого вала, не известна из уровня техники, что позволяет сделать вывод о соответствии заявляемой полезной модели критерию «новизна».
Сущность предлагаемой полезной модели поясняется рисунком 1, на котором показан шатунный подшипник скольжения коленчатого вала ДВС, и рисунком 2, на котором показан подшипник скольжения в разрезе.
Подшипник скольжения (см. рис.1) включает в себя верхний вкладыш 2, установленный в шатуне 1, нижний вкладыш 4, установленный в крышке 3 шатуна 1. Верхний вкладыш 2 имеет кольцевую канавку 5 и отверстие 6 для прохода масла, на внутренней поверхности вкладышей 2 и 4 выполнены две канавки 7 в виде резьбы по сторонам от средней кольцевой канавки 5 таким образом, что ближняя резьба со стороны торца имеет нарезку в сторону вращения вала, а дальняя резьба нарезку в противоположную сторону от вращения вала, от осевого смещения и провертывания вкладыши 2 и 4 удерживаются в гнездах усиками, входящими в пазы, расположенными на одной стороне шатуна 1 и крышки 3 шатуна 1, которые стянуты болтами 8 с гайками 9 и зафиксированы шплинтами 10.
Заявляемый подшипник скольжения работает следующим образом:
При вращении коленчатого вала ДВС масло от масляного насоса подается под давлением в шатунный подшипник скольжения через отверстие в шейке коленчатого, далее по средней кольцевой канавке 5 и зазору между внутренней поверхностью вкладышей 2, 4 и шатунной шейкой коленчатого вала выдавливается в поддон картера ДВС. Давление в зазоре между вкладышами 2, 4 и шатунной шейкой коленчатого вала повышается за счет сгона масла резьбовыми канавками 7 к средней кольцевой канавке 5. В результате повышение давления в зазоре между вкладышами 2, 4 и шатунной шейкой коленчатого вала, особенно при износе подшипника скольжения и увеличении зазора, предотвращает перегрев вкладышей и их износ.
Использование предлагаемого технического решения позволит продлить срок службы подшипников скольжения коленчатого вала ДВС за счет увеличения давления масла в зазоре между вкладышами и шейкой коленчатого вала и снизить стоимость текущих и капитальных ремонтов.
Подшипник скольжения, включающий в себя верхний и нижний вкладыши, верхний вкладыш шатунных и коренных подшипников имеет отверстие и кольцевую канавку для прохода масла, отличающийся тем, что на внутренней поверхности вкладышей выполнены канавки в виде резьбы по сторонам от средней кольцевой канавки таким образом, что ближняя резьба со стороны торца имеет нарезку в сторону вращения вала, а дальняя резьба - нарезку в противоположную сторону от вращения вала.