Стенд-тренажер по определению неисправностей в системе освещения автомобилей
Стенд-тренажер по определению неисправностей в системе освещения автомобилей.
Предложение относится к средствам обучения и может быть использовано для повышения эффективности образовательного процесса по дисциплине электрооборудование автомобильной техники.
Лицевая сторона стенда-тренажера (фиг.2) разделена на две части: в левой части размещены приборы системы освещения: автомобильная фара ФГ-140 (2 шт.) - 1; передний фонарь ПФ 133-Б (2 шт.) - 2; фонарь автопоезда УП 101-В (3 шт.) - 3; задний фонарь ФП 133-Б (2 шт.) - 4 (1 шт.); фонарь подкузовной подсветки -5 (1 шт.); фонарь освещения номерного знака - 6; блок предохранителей - 7 (1 шт.); ножной переключатель - 8; центральный переключатель света - 9 (1 шт.); выключатель массы - 10 (1 шт.); плафон кабины - 11 (1 шт.); подкапотная лампа - 12 (1 шт.); указатель тока АП 171 - 13 (1 шт.); контрольная лампа автопоезда спидометр с контрольной лампой дальнего света - 14 (1 шт.); указатель уровня топлива с лампой дальнего света - 15 (1 шт.); макеты крышек аккумуляторных батарей (2 шт.) - 16. В правой -вычерчена электрическая схема системы освещения - 17; а также располагается переключатель блока ввода неисправностей - 18; и инструкция о порядке эксплуатации данного стенда-тренажера - 19.
Внутри стенда-тренажера размещены: трансформатор - 20, выпрямительный блок для трансформатора - 21 и реле ввода неисправностей - 22.
Предложение относится к средствам обучения и может быть использовано для повышения эффективности образовательного процесса по дисциплине электрооборудование автомобильной техники.
Известна система освещении автомобиля, в которой осуществляется алгоритм поиска причин неисправностей (В.Н.Ли Гуй-чин. Световые и контрольно-измерительные приборы. Учебное пособие. - Челябинск: ЧВВАИУ, 1985. - 90 с.), использование которого возможно лишь на самом автомобиле.
Недостатком данной системы является невозможность использования автомобиля в малых аудиториях, затрудненность обучения поиску неисправностей в системе освещения в связи с огромным количеством проводов других систем, а также невозможность объяснения материала большому количеству обучаемых и большой риск вывода системы освещении автомобиля из строя по вине самих обучаемых.
Известен стенд-тренажер по определению неисправностей в системе сигнализации автомобилей (Полезная модель «Стенд-тренажер по определению неисправностей в системе сигнализации автомобилей», патент №37430 от 20.04.2004 г. Авторы к-т Терентьев И.В., п/п-к Почкаев Ю.В., к-т Гизатуллин P.P.)
Недостатком данного стенда-тренажера является то что, его невозможно использовать для определения неисправностей в системе освещения автомобилей.
Данная система освещения является наиболее близкой к предлагаемому стенду-тренажеру по технической сущности и принят за прототип.
Задачей предложения является повышение эффективности обучения причин возникновения неисправностей в системе освещения автомобиля.
Стенд-тренажер представляет собой короб, на котором закреплены приборы системы освещения. Каркас короба представляет собой раму, изготовленную из металлического уголка 25×25 миллиметров и обшитую фанерными листами. Размер стенда-тренажера 1450×600×250 миллиметров (фиг.1).
Лицевая сторона стенда-тренажера (фиг.2) разделена на две части: в левой части размещены приборы системы освещения: автомобильная фара ФГ-140 (2 шт.) - 1; передний фонарь ПФ133-Б (2 шт.) - 2; фонарь автопоезда УП 101-В (3 шт.) - 3; задний фонарь ФП133-Б (2 шт.) - 4; фонарь подкузовной подсветки - 5; фонарь освещения номерного знака - 6; блок предохранителей - 7; ножной переключатель - 8; центральный переключатель света - 9; выключатель массы - 10; плафон кабины - 11; подкапотная лампа - 12; указатель тока АП 171 - 13; контрольная лампа автопоезда спидометр с контрольной лампой дальнего света - 14; указатель уровня топлива с лампой дальнего света - 15; макеты крышек аккумуляторных батарей (2 шт.) - 16. В правой - вычерчена электрическая схема системы освещения - 17; а также располагается переключатель блока ввода неисправностей - 18; и инструкция о порядке эксплуатации данного стенда-тренажера - 19.
Приборы освещения крепятся с помощью металлических креплений, представленных на чертежах. Все элементы стенда соединены между собой с помощью соединительных проводов. Для питания стенда-тренажера понадобится трансформатор на 27 В и выпрямительный блок для трансформатора на 24 В.
Предлагаемый стенд-тренажер работает следующим образом.
Ввод неисправностей осуществляется через контакты соответствующих реле (фиг.3). Для этого один из проводов (чаще всего с положительным потенциалом) пропускаем через реле. При срабатывании реле контакты размыкаются, в результате чего нужная нам цепь рвется, включенный потребитель не работает. В стенд-тренажер включены девять неисправностей.
1. Подкапотная лампа не горит - обрыв амперметра до лампы. Неисправность введена через контакты К4, К5 реле Р 1;
2. Подкузовная подсветка - обрыв плюсового провода от заднего габарита. Неисправность введена через контакты К4, К5 реле Р2;
3. Контрольная лампа автопоезда - обрыв провода. Неисправность введена через контакты К4, К5 реле Р3;
4. Верхний задний габаритный огонь не горит - обрыв провода Неисправность введена через контакты К4, К5 реле Р4;
5. Плафон кабины не работает - обрыв провода. Неисправность введена через контакты К4, К5 реле Р5;
6. Контрольная лампа дальнего света не горит - обрыв провода Неисправность введена через контакты К4, К5 реле Р6;
7. Верхний передний габаритный огонь не горит - обрыв провода. Неисправность введена через контакты К4, К5 реле Р7;
8. Верхняя головная фара не горит дальний свет - обрыв провода. Неисправность введена через контакты К4, К5 реле Р8;
9. Два фонаря автопоезда не работают - обрыв провода. Неисправность введена через контакты К4, К5 реле Р8;
Инструкция по работе со стендом.
Стенд-тренажер представляет собой стационарную установку и должен эксплуатироваться в закрытом помещении при температуре от 0 до плюс 35°С, относительной влажности воздуха до 80 процентов.
Необходимо оберегать стенд-тренажер от ударов и падений, попадания влаги на облицовку и внутрь стенда.
В воздухе помещения не должно быть пыли, которая проводит электрический ток, едких паров и газов, разъедающих металлы, лакокрасочные материалы и изоляцию проводов.
Для включения стенда-тренажера необходимо штепсельную вилку вставить в розетку сети переменного тока напряжением 220 В, частотой 50 Гц. При этом на приборы систем электрооборудования стенда и на блок ввода неисправностей подается напряжение 24 В. Включить тумблер «масса».
Для включения габаритов или ближнего света необходимо вытянуть шток центрального переключателя света в первое либо во второе положение. Для включения огней автопоезда, плафона кабины, подкапотной лампы необходимо включить соответствующие тумблеры.
Для ввода той или иной неисправности необходимо повернуть рукоятку переключателя в соответствующее неисправности положение. Причем, нулевое положение, в котором вся система исправна, - крайнее левое положение переключателя.
Для отключения стенда необходимо:
1. выключить все приборы (фары) с помощью органов управления.
2. выключить тумблер «Масса».
3. вынуть штепсельную вилку из розетки сети питания.
По сравнению с прототипом предлагаемый стенд-тренажер имеет следующие преимущества:
1. Более эффективное обучение поиску причин неисправностей;
2. Наглядность обучения, возможность практического использования стенда-тренажера и показ одновременно большому числу обучаемых;
3. Возможность использования стенда находясь в аудитории любого размера;
4. Возможность обучения поиску неисправностей в системе освещения практически (без умышленного создания неисправности на автомобиле, на что затрачивается много времени, т.е. происходит экономия времени и средств)
Стенд-тренажер по определению неисправностей в системе освещения автомобилей, содержащий приборы системы освещения автомобиля, отличающийся тем, что все приборы выведены на одну панель и присутствует система ввода неисправностей.