Волновая передача со скрещивающимися валами

 

Полезная модель позволяет уменьшить осевые габаритные размеры выходного вала передачи при сохранении основных достоинств прототипа (большое передаточное число, долговечность, высокая несущая способность и жесткость).

Указанный технический результат достигается тем, что гибкое колесо выполнено в виде сектора полого цилиндра с радиальными пазами, с размещенными в пазах телами качения, а зубчатый венец жесткого колеса выполнен на его наружной цилиндрической поверхности.

Полезная модель относится к передачам, а именно к зубчатым передачам для сообщения вращательного движения, и может найти применение в малогабаритных зубчатых передачах.

Наиболее близкой, принятой за прототип, является волновая торцевая передача со скрещивающимися валами, содержащая генератор волн, выполненный в виде установленных на подшипниках качения набора эксцентричных втулок с угловым шагом друг относительно друга равным 360°/n, где n - число тел качения на образующей гибкого колеса. Гибкое колесо представляет собой цилиндр с радиальными пазами, расположенными по его двум диаметрально противоположным образующим, с размещенными в пазах телами качения, образующие зубчатые венцы. Жесткое колесо состоит из двух подпружиненных между собой плоских секторов с зубчатыми венцами на торцах, взаимодействующими с зубчатыми венцами гибкого колеса (А.с. СССР №194808. Гладышев Г.Н., Янгулов B.C., Буланова О.Н. Волновая торцевая передача со скрещивающимися валами. Зарегистр. 2.11.1983).

Основным недостатком прототипа является то, что осевые габариты выходного звена передачи велики, т.к. они определяются суммой размеров на диаметр гибкого колеса и на толщины секторов. Следствием этого является ограничение применение данного вида передач в составе устройств и механизмов с жесткими требованиями к габаритам (космическая, авиационная, военная и др. техника).

Задачей изобретения является уменьшение осевых габаритов выходного звена передачи.

Предлагается волновая передача со скрещивающимися валами, содержащая входной вал с установленным на нем генератором волн, гибкое и жесткое колеса.

В отличие от прототипа гибкое колесо состоит из неподвижного сектора полого цилиндра с радиальными пазами, с размещенными в них телами качения, а зубчатый венец жесткого колеса выполнен на его наружной цилиндрической поверхности.

Для пояснения волновой передачи со скрещивающимися валами на чертеже показана конструктивная схема передачи. На входном валу - 1 установлен генератор, который состоит из эксцентричных втулок - 2, подшипников - 3 и наружных колец - 4, которые образуют форму глобоида. Обойма - 5 составного колеса, выполнена в виде сектора полого цилиндра и имеет только один ряд радиальных (по отношению к жесткому колесу - 6) отверстий, в которых расположены шарики - 7. Жесткое колесо - 6 имеет форму диска и на его наружной цилиндрической поверхности нарезан зубчатый венец. Эксцентричные втулки - 2 устанавливаются на валу - 1 с угловым шагом друг относительно друга равным 360°/n, где n - число тел

качения на образующей гибкого колеса. Это обеспечивает зацепление всех тел качения с обоими колесами при выполнении профилей жесткого колеса сопряженными с телами качения гибкого колеса. Упругий натяг в зацеплении можно обеспечить известными техническими решениями, например, предварительной деформацией входного вала за счет уменьшения межосевого расстояния между входным и выходным валами.

Волновая передача работает следующим образом. При вращении вала - 1 от привода (не показан) шарики - 7 под воздействием эксцентричных втулок - 2, подшипников - 3 и колец - 4 совершают поступательные перемещения в отверстиях обоймы - 5 к поверхностям профилей зубчатого колеса - 6 до контакта с ними, обеспечивая зацепление колес. За один оборот входного вала - 1 каждый шарик полностью обкатится по профилю сопряженного профиля зубчатого венца и перейдет в контакт со следующим профилем. Т.е. передаточное число передачи будет равно числу зубьев жесткого колеса.

Таким образом, волновая передача со скрещивающимися валами позволяет уменьшить осевые габариты выходного звена передачи, т.к. они определяются осевыми размерами жесткого колеса, имеющего форму диска. Осевые размеры диска определяются из условий достаточной прочности и жесткости и имеют относительно небольшие значения.

Технический результат полезной модели - уменьшение осевых габаритов выходного звена волновой передачи со скрещивающимися валами.

Волновая передача со скрещивающимися валами, содержащая входной вал с установленным на нем генератором волн, гибкое и жесткое колеса, отличающаяся тем, что гибкое колесо состоит из неподвижного сектора полого цилиндра с радиальными пазами, с размещенными в них телами качения, а зубчатый венец жесткого колеса выполнен на его наружной цилиндрической поверхности.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам контроля низковольтного электрооборудования машин, а точнее - к средствам контроля технического состояния, испытаний и поиска дефектов в агрегатах электрооборудования наземных транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в областях техники, где применяются подшипники качения, в частности, в подшипниковых узлах железнодорожного транспорта
Наверх