Защитный колпак колеса транспортного средства

 

Техническое решение относится к транспортному машиностроению и предназначено для использования в конструкции колеса транспортного средства как защитное средство пассивной безопасности, так и элементов самого колеса.

Защитный колпак выполнен со сквозными радиальными отверстиями, хотя бы одно из которых расположено напротив клапана системы подкачки шин, диаметр колпака выполнен меньше диаметра внутренней полости диска колеса с обеспечением гарантированного радиального зазора, а внешняя кромка колпака расположена с заглублением внутрь полости диска колеса.

Колпак может быть закреплен на ступице колеса посредством дистанционных переходников, размещенных взамен штатных деталей крепления крышки ступицы, при этом длина переходников выполнена с обеспечением заглубления внешней кромки колпака внутрь полости диска. При этом внешняя кромка колпака может быть выполнена либо с кольцевым ступенчатым уступом, либо с конусным уступом внутрь полости диска.

Кроме этого колпак может быть выполнен из неметаллического материала с коэффициентом теплового расширения меньшим, чем материал диска колеса, его центральная и периферийная части могут быть выполнены цельными со сплошной наружной поверхностью, а отверстие напротив клапана системы подкачки может быть выполнено сложной фасонной формы.

Предлагаемое техническое решение расширяет функциональные возможности защитного колпака при обеспечении его высоких эксплуатационных характеристик.

1 с.и 6 з.пп. ф-лы; 4 ил.

Техническое решение относится к транспортному машиностроению и предназначено для использования в конструкции колеса транспортного средства как защитное средство пассивной безопасности, так и элементов самого колеса.

Известна конструкция защитного колпака по свидетельству на полезную модель RU 9797 U1, опубл. 16.05.1999, который снабжен специальными буртиками и периферийной канавкой для предотвращения попадания грязевого потока внутрь полости диска колеса. Такое решение отличается простотой, однако не может полностью исключить попадание грязи внутрь упомянутой полости, а при мойке затрудняет выход загрязнения наружу. Кроме этого, колпак по данному решению не рассчитан на использование на транспортном средстве с централизованной подкачкой шин.

Наиболее близким к заявляемому решению является конструкция защитного колпака колеса автомобиля «Урал», в котором выполнено дополнительное отверстие для доступа к клапану системы централизованной подкачки шин. Такая конструкция обеспечивает необходимую функциональность, но из-за наличия на поверхности диска элементов системы централизованной подкачки шин и собственной выпуклой формы чрезмерно выступает за поперечный габарит колеса и становится объектом повышенного риска повреждения. Кроме того, плотная посадка внешней кромки колпака на диск колеса способствует накоплению пыли и грязи внутри полости диска, попадающих туда через функциональные сквозные отверстия колпака.

Цель технического решения - повышение функциональности защитного колпака колеса.

Поставленная цель достигается тем, что в известной конструкции защитного колпака со сквозными радиальными отверстиями, хотя бы одно из которых выполнено напротив клапана системы подкачки шин, диаметр колпака выполнен меньше диаметра внутренней полости диска колеса с обеспечением гарантированного радиального зазора, а внешняя кромка колпака расположена с заглублением внутрь полости диска колеса.

Колпак может быть закреплен на ступице колеса посредством дистанционных переходников, размещенных взамен штатных деталей крепления крышки ступицы, при этом длина переходников выполнена с обеспечением заглубления внешней кромки колпака внутрь полости диска.

При этом внешняя кромка колпака может быть выполнена либо с кольцевым ступенчатым уступом, либо с конусным уступом внутрь полости диска.

Кроме этого колпак может быть выполнен из неметаллического материала с коэффициентом теплового расширения меньшим, чем материал диска колеса, его центральная и периферийная части могут быть выполнены цельными со сплошной наружной поверхностью, а отверстие напротив клапана системы подкачки может быть выполнено сложной фасонной формы.

Выполнение диаметра колпака меньше диаметра внутренней полости диска колеса с обеспечением гарантированного радиального зазора обеспечивает беспрепятственный выход пыли и грязи из внутренней полости диска колеса при выполнении основной функции - пассивной безопасности и защиты элементов, расположенных снаружи диска колеса от внешних повреждений.

Расположение внешней кромки колпака с заглублением внутрь полости диска колеса снижает вероятность его повреждений.

Закрепление колпака на ступице колеса посредством дистанционных переходников, размещенных взамен штатных деталей крепления крышки ступицы упрощает конструкцию крепления колпака на диске колеса.

Выполнение длины переходников с обеспечением заглубления внешней кромки колпака внутрь полости диска обеспечивает необходимую функциональность колпака и возможность оптимизации положения колпака относительно диска колеса как с точки зрения функциональности, так и с точки зрения дизайна.

Выполнение кромки колпака либо с кольцевым ступенчатым уступом, либо с конусным уступом внутрь полости диска повышает жесткость колпака при обеспечении вариативности по дизайнерскому решению.

Выполнение колпака из неметаллического материала с коэффициентом теплового расширения меньшим, чем материал диска колеса обеспечивает наличие гарантированного зазора между колпаком и диском колеса во всем температурном диапазоне эксплуатации.

Выполнение центральной и периферийной частей цельными со сплошной наружной поверхностью упрощает конструкцию колпака и повышает защищенность внутренней полости диска колеса.

Выполнение отверстия напротив клапана системы подкачки сложной фасонной формы облегчает доступ и необходимые манипуляции с элементами централизованной системы подкачки шин.

Заявляемое решение иллюстрируется следующими графическими материалами. На фиг.1 показан общий вид защитного колпака; на фиг.2 - представлен колпак, установленный на колесе автомобиля; на фиг.3 показан разрез А-А фиг.2; на фиг.4 - то же, вариант конструкции.

Защитный колпак 1 выполнен в виде профилированного диска со сплошной наружной поверхностью в центральной и периферийной частях (фиг.1), прикрывающей внутреннюю полость колеса 2 транспортного средства (фиг.2). Колесо 2 включает ступицу 3, к которой крепится диск 4 посредством крепежных элементов 5 (шпилек, болтов и т.п.) (фиг.3 и 4). В колпаке 1 выполнены сквозные радиальные отверстия 6 напротив крепежных элементов 5 колеса к ступице 3 и отверстия 7 для крепления колпака 1 к ступице 3 колеса. При наличии системы централизованной подкачки шин, которая включает трубки подвода воздуха с клапанами, в колпаке 1 также может быть выполнено отверстие 8, расположенное напротив клапана 9 системы подкачки. Наружный диаметр "D1 " колпака 1 выполнен меньше диаметра "D2 " внутренней полости диска 4 колеса с обеспечением гарантированного радиального зазора "Z", а внешняя кромка 10 колпака 1 расположена с заглублением "В" внутрь полости диска 4 колеса (фиг.3 и 4). Колпак 1 закреплен на ступице 3 колеса посредством дистанционных переходников 11, размещенных взамен штатных деталей крепления крышки ступицы 3, при этом длина "L" переходников 11 выполнена с обеспечением заглубления "В" внешней кромки 10 колпака внутрь полости диска. Внешняя кромка 10 колпака может быть выполнена с кольцевым ступенчатым уступом (фиг.3), либо с кольцевым конусным уступом (фиг.4) внутрь полости диска 4.

При эксплуатации транспортного средства колпак 1 предотвращает попадание грязи (отсекая основной поток) во внутреннюю полость диска 4 колеса 2, в то же время наличие гарантированного радиального зазора "Z" обеспечивает свободный выход через него загрязнений при мойке колеса 2, а при наличии системы централизованной подкачки шин защищает от механических повреждений ее трубки и клапан 9. Через отверстия 6 осуществляют контроль, а при необходимости подтяжку крепежных элементов 5 к диску 4. Через отверстие 9 обеспечивается доступ к клапану 9 системы централизованной подкачки шин. Заглубления "А" внешней кромки 10 колпака внутрь полости диска снижает вероятность повреждения самого колпака 1.

Таким образом, предложенное техническое решение расширяет функциональные возможности защитного колпака.

1. Защитный колпак колеса транспортного средства с возможностью централизованного регулирования давления в шине, в котором выполнены сквозные радиальные отверстия, часть из которых используется для крепления колпака к ступице колеса, другая часть расположена напротив крепежных элементов диска колеса к ступице, а хотя бы одно - напротив клапана системы подкачки, отличающийся тем, что диаметр колпака выполнен меньше диаметра внутренней полости диска колеса с обеспечением гарантированного радиального зазора, а внешняя кромка колпака расположена с заглублением внутрь полости диска колеса.

2. Колпак по п.1, отличающийся тем, что колпак закреплен на ступице колеса посредством дистанционных переходников, размещенных взамен штатных деталей крепления крышки ступицы, при этом длина переходников выполнена с обеспечением заглубления внешней кромки колпака внутрь полости диска.

3. Колпак по п.1, отличающийся тем, что внешняя кромка колпака выполнена с кольцевым ступенчатым уступом внутрь полости диска.

4. Колпак по п.1, отличающийся тем, что внешняя кромка колпака выполнена с кольцевым конусным уступом внутрь полости диска.

5. Колпак по п.1, отличающийся тем, что колпак выполнен из неметаллического материала с коэффициентом теплового расширения меньшим, чем материал диска колеса.

6. Колпак по п.1, отличающийся тем, что его центральная и периферийная части выполнены цельными со сплошной наружной поверхностью.

7. Колпак по п.1, отличающийся тем, что отверстие напротив клапана системы подкачки выполнено сложной фасонной формы.



 

Похожие патенты:

Колпак на колеса транспортного средства (r15 и r16 ниссан, мерседес, тойота, фольсваген, форд, опель) относится к машиностроению, в частности к декоративным колпакам колес легковых автомобилей.
Наверх