Привод управления переключением раздаточной коробки автомобиля

 

Полезная модель относится к области автомобилестроения, а именно к раздаточным коробкам полноприводных автомобилей, и может быть использована в конструкции привода управления раздаточной коробкой полноприводных автомобилей для распределения крутящего момента между ведущими мостами. Технической задачей полезной модели является создание привода надежного и удобного в эксплуатации, улучшающего эксплуатационные характеристики привода переключения раздаточной коробки. Поставленная задача решается тем, что в предлагаемом решении механизм включения понижающей передачи снабжен электроприводом переключения понижающей передачи, а механизм включения блокировки межосевого дифференциала снабжено электроприводом блокировки дифференциала, причем раздаточная коробка снабжена переключателем положений и электронным блоком управления работой раздаточной коробки на выбранном режиме, электропривод переключения понижающей передачи снабжен механизмом взвода для понижающей передачи, а электропривод блокировки дифференциала снабжен механизмом взвода блокировки, переключатель положений и электронный блок управления раздаточной коробкой размещены в панели приборов автомобиля, механизм взвода для понижающей передачи размещен внутри корпуса раздаточной коробки, а механизм взвода блокировки размещен в собственном корпусе, который закреплен снаружи корпуса раздаточной коробки. ! н.з., 4 з.п. ф-лы., 2 илл..

Полезная модель относится к области автомобилестроения, а именно к раздаточным коробкам полноприводных автомобилей, и может быть использована в конструкции привода управления раздаточной коробкой полноприводных автомобилей..

В настоящее время широкое распространение получили полноприводные легковые автомобили с высоким уровнем комфортабельности. Их эксплуатация в сложных дорожных условиях требует удобства управления трансмиссией и в том числе раздаточной коробкой, обеспечивающей различные режимы движения такие как: движение на повышенной или пониженной передаче, с заблокированным или разблокированным межосевым дифференциалом.

Известен привод управления раздаточной коробкой (см. книгу авт. Вершигора В.А. и др. Автомобиль ВА3-2121 «Нива». - м.: Транспорт, 1980, рис.84 на стр.93), содержащий два рычага управления, каждый из которых шарнирно установлен на картере раздаточной коробки, и нижнее плечо каждого связано со штоком, на котором установлена вилка, воздействующая на соответствующий механизм включения. Один из рычагов предназначен для включения повышенной (пониженной) передачи трансмиссии, а другй для блокирования (разблокирования) межосевого дифференциала.

В целом каждый из двух идентичных приводов очень надежен в работе. Однако в процессе эксплуатации некоторое неудобство вызвано тем, что каждый из механизмов приводится своим рычагом.

Известен привод управления раздаточной коробкой транспортного средства по патенту Российской Федерации 5766, кл. В60К 23/02, 1996 г., принятый заявителем за прототип. Он содержит шарнирно установленный на картере рычаг управления, нижнее плечо которого связано со штоком включения передач, на рычаге управления выполнено дополнительное плечо, связанное посредством тяги с одним плечом шарнирно установленного на картере Г-образного рычага, второе плечо которого связано со штоком блокировки дифференциала, причем нижнее плечо рычага управления расположено в отверстии штока включения, которое вытянуто в направлении перемещения рычага управления для блокирования-разблокирования дифференциала.

Основной недостаток состоит в том, что в конструкции привода использована рычажная система, имеющая сложное построение и крайне ненадежна и неудобна в эксплуатации.

Технической задачей полезной модели является создание привода надежного и удобного в эксплуатации, улучшающего эксплуатационные характеристики привода переключения раздаточной коробки.

Поставленная задача решается тем, что в предлагаемом решении механизм включения понижающей передачи снабжен электроприводом переключения понижающей передачи, а механизм включения блокировки межосевого дифференциала снабжен электроприводом переключения блокировки дифференциала, причем раздаточная коробка снабжена переключателем положений и электронным блоком управления работой раздаточной коробки на выбранном режиме, электропривод переключения понижающей передачи снабжен механизмом взвода для понижающей передачи, а электропривод блокировки дифференциала снабжен механизмом взвода блокировки, переключатель положений и электронный блок управления раздаточной коробкой размещены в панели приборов автомобиля, механизм взвода для понижающей передачи размещен внутри корпуса раздаточной коробки, а механизм взвода блокировки размещен в собственном корпусе, который закреплен снаружи корпуса раздаточной коробки.

Кроме того, электропривод переключения понижающей передачи выполнен в виде моторредуктора переключения понижающей передачи и механизма взвода для понижающей передачи, которые соединены посредством винта привода переключения понижающей передачи и гайки.

Кроме того, механизм взвода для понижающей передачи выполнен в виде ведущей вилки, которая шарнирно соединена с гайкой и посредством пружины соединена с ведомой вилкой, ведомая вилка шарнирно соединена с пальцем, который закреплен на муфте включения понижающей передачи раздаточной коробки.

Кроме того, электропривод переключения блокировки дифференциала выполнен в виде моторредуктора переключения блокировки дифференциала и механизма взвода блокировки, которые соединены посредством винта привода переключения блокировки и гайки.

Кроме того, механизм взвода блокировки выполнен в виде гайки, двух пружин, сопряженных с гайкой, и пальца, который с одного конца соединен посредством двух пружин с гайкой, а с другого закреплен на вилке блокировки дифференциала раздаточной коробки.

Технический результат заключается в том, что предлагаемый привод позволяет включать и выключать раздаточную коробку без включения каких-либо рычагов, установленных с внешней стороны корпуса раздаточной коробки, т.е. создает удобства засчет отсутствия физического усилия со стороны водителя для переключения раздаточной коробки.

На фиг.1 изображена кинематическая схема привода управления переключением раздаточной коробки автомобиля;

На фиг.2 - блок-схема управления переключением раздаточной коробки.

Привод управления переключением раздаточной коробки автомобиля включает механизм 1 включения понижающей передачи и механизм включения блокировки межосевого дифференциала 2, работой которых управляет электронный блок управления 3 в зависимости от выбранного режима работы раздаточной коробки 4. Режим работы раздаточной коробки 4 устанавливают посредством электрического переключателя положений 5. Положение «О» - привод управления отключен: исходное положение - включена повышающая передача, блокировка межосевого дифференциала отключена; положение «П» - включена понижающая передача, положение «Б» - включена блокировка межосевого дифференциала, положение «ПБ» - одновременно включены и понижающая передача и блокировка межосевого дифференциала. Переключатель положений 5 и электронный блок управления 3 раздаточной коробкой 4 размещены в панели приборов автомобиля.

Раздаточная коробка 4, для которой предложен привод, содержит корпус 6 с размещенными в нем первичным валом 7, промежуточным валом 8, дифференциалом 9, первым 10 и вторым 11 валами приводов мостов, выходящими из корпуса 6. Первый вал 10 привода моста является валом привода переднего моста, а второй вал 11 привода моста является валом привода заднего моста транспортного средства.

На первичном валу 7 свободно установлена шестерня 12 повышающей передачи и шестерня 13 понижающей передачи, а также муфта 14 включения передач. На промежуточном валу 8 жестко установлены шестерни 15 и 16, с которыми шестерни 12 и 13 находятся в постоянном зацеплении. Шестерня 15 промежуточного вала 8 находится в постоянном зацеплении с ведомой шестерней 17 дифференциала 9. Дифференциал 9 кинематически соединен посредством своих конических шестерен 18 и 19 шлицами с первым валом 10 и вторым валом 11 привода мостов: переднего и заднего.

Механизм включения понижающей передачи 1 снабжен электроприводом 20 переключения понижающей передачи, а механизм включения блокировки межосевого дифференциала 2 снабжен электроприводом 21 блокировки дифференциала 9.

Электропривод 20 переключения понижающей передачи снабжен механизмом взвода для понижающей передачи, который размещен внутри корпуса 6 раздаточной коробки 4.

Электропривод 21 блокировки дифференциала 9 снабжен механизмом взвода блокировки, который размещен в собственном корпусе 22, закрепленном снаружи корпуса 6 раздаточной коробки 4.

Электропривод 20 переключения понижающей передачи выполнен в виде моторредуктора 23 переключения понижающей передачи и механизма взвода для понижающей передачи, которые соединены посредством винта 24 привода переключения понижающей передачи и гайки 25.

Механизм взвода для понижающей передачи выполнен в виде ведущей вилки 26, которая шарнирно соединена с гайкой 25 и посредством пружины 27 соединена с ведомой вилкой 28. Ведомая вилка 28 шарнирно соединена с пальцем 29, который закреплен на муфте 14 выключения понижающей передачи раздаточной коробки 4.

Электропривод 21 блокировки дифференциала выполнен в виде моторредуктора 30 переключения блокировки дифференциала 9 и механизма взвода блокировки, которые соединены посредством винта 31 переключения блокировки и гайки 32.

Механизм взвода блокировки выполнен в виде гайки 32, двух пружин 33 и 34, сопряженных с гайкой 32, и пальца 35, который с одного конца соединен с гайкой 32, а с другого закреплен на муфте 36 блокировки дифференциала 9 раздаточной коробки 4.

Привод управления переключением раздаточной коробки работает следующим образом.

Переключатель положений 5 установлен в положение «П» - включение понижающей передачи, которую включают в зависимости от условий работы. Понижающую передачу в раздаточной коробке 4 применяют на автомобилях, предназначенных для работы в тяжелых дорожных условиях или с прицепами. Понижающая передача позволяет еще больше увеличить силу тяги на ведущих колесах автомобиля.

Электронный блок 3 управления работой раздаточной коробкой 4 подает сигнал-команду механизму включения понижающей передачи 1, электропривод 20 которого посредством моторредуктора 23 приводит во вращение винт привода 24, гайка 25, установленная на нем, получает линейное перемещение. Гайка 25 посредством шарнирного соединения воздействует на ведущую вилку 26, которая сжимая пружину 27, воздействует на ведомую вилку 28. Ведомая вилка 28 через шарнирное соединение воздействует на палец 29, который воздействует на муфту 14 переключения передач, перемещает ее вправо и вводит в зацепление с шестерней 13 понижающей передачи, которая передает вращение на блок шестерен 16 и 15 промежуточного вала 8 и на ведомую шестерню 17 дифференциала 9.

Переключатель положений 5 установлен в положение «Б» - включение блокировки межосевого дифференциала 9.

Электронный блок 3 управления работой раздаточной коробкой 4 подает сигнал-команду механизму включения блокировки межосевого дифференциала 2, электропривод 21 которого посредством моторредуктора 30 приводит во вращение винт привода 31.

Гайка 32, установленная на нем, получает линейное перемещение, при котором она сжимает пружину 33, которая воздействует на палец 35. Палец 35, в свою очередь входит в зацепление с муфтой 36, которая, соединяясь с ведомой шестерней 17 дифференциала 9, блокирует вращение первого вала 10 относительно ведомой шестерни 17, тем самым блокируя работу дифференциала 9.

Переключатель положений 5 установлен в положение «ПБ» - включение понижающей передачи и блокировки межосевого дифференциала.

Электронный блок 3 управления работой раздаточной коробки 4 подает сигнал-команду механизму включения понижающей передачи 1 и на механизм включения блокировки межосевого дифференциала 2, которые срабатывают по уже описанной схеме, включая понижающую передачу и блокируя дифференциал 9.

Использование предлагаемого технического решения позволило создать привод управления переключением раздаточной коробкой автомобиля надежный и удобный в эксплуатации, одновременно улучшающий эксплуатационные характеристики.

1. Привод управления переключением раздаточной коробки автомобиля, содержащий механизм включения понижающей передачи и механизм включения блокировки межосевого дифференциала, размещенные в корпусе раздаточной коробки, отличающийся тем, что механизм включения понижающей передачи снабжен электроприводом переключения понижающей передачи, а механизм включения блокировки межосевого дифференциала снабжен электроприводом блокировки дифференциала, причем раздаточная коробка снабжена переключателем положений и электронным блоком управления работой раздаточной коробки на выбранном режиме, электропривод переключения понижающей передачи снабжен механизмом взвода для понижающей передачи, а электропривод блокировки дифференциала снабжен механизмом взвода блокировки, переключатель положений и электронный блок управления раздаточной коробкой размещены в панели приборов автомобиля, механизм взвода для понижающей передачи размещен внутри корпуса раздаточной коробки, а механизм взвода блокировки размещен в собственном корпусе, который закреплен снаружи корпуса раздаточной коробки.

2. Привод по п.1, отличающийся тем, что электропривод переключения понижающей передачи выполнен в виде моторредуктора переключения понижающей передачи и механизма взвода для понижающей передачи, которые соединены посредством винта привода переключения понижающей передачи и гайки.

3. Привод по пп.1 и 2, отличающийся тем, что механизм взвода для понижающей передачи выполнен в виде ведущей вилки, которая шарнирно соединена с гайкой и посредством пружины соединена с ведомой вилкой, ведомая вилка шарнирно соединена с пальцем, который закреплен на муфте включения понижающей передачи раздаточной коробки.

4. Привод по п.1, отличающийся тем, что электропривод блокировки дифференциала выполнен в виде моторредуктора переключения блокировки дифференциала и механизма взвода блокировки, которые соединены посредством винта привода переключения блокировки и гайки.

5. Привод по пп.1 и 4, отличающийся тем, что механизм взвода блокировки выполнен в виде гайки, двух пружин, сопряженных с гайкой, и пальца, который с одного конца соединен посредством двух пружин с гайкой, а с другого закреплен на муфте включения блокировки дифференциала раздаточной коробки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано в дифференциальных приводах транспортных средств, выполненных с возможностью автоматической блокировки колес
Наверх