Станок для правки дисков автомобильных колес

 

Полезная модель относится к области автосервиса и может быть использована в мастерских автосервиса для правки стальных дисков автомобильных колес преимущественно легковых автомобилей. Станок предназначен для реставрационной правки полок и закраин ободьев штампованных дисков колес диаметром от 13 до 16 дюймов легковых отечественных автомобилей «Волга», «Нива», «Соболь», «Газель», а также импортных автомобилей. Правка дисков колес осуществляется методом прокатки при помощи четырех опорных роликов двух посадочных полок и двумя правильными (прижимными) роликами двух закраин ободьев диска колеса. Предлагаемый станок для правки дисков автомобильных колес, как и аналог, содержит установленные на общей станине: электропривод, редуктор, соединенный со шпинделем, установленным на подшипниках на опоре и с установленной на шпиндель планшайбой, предназначенной для крепления на ней диска колеса, а также установленных на рабочем столе двух кареток, на каждой из которых установлены на подшипниках по два обкатных ролика на равноудаленном расстоянии относительно горизонтальной оси вращения шпинделя с возможностью одновременной обкатки по посадочной полке диска колеса и по одному правильному ролику с возможностью одновременной обкатки с внутренней поверхности закраин двух ободьев диска колеса; при этом оси вращения правильных роликов установлены в горизонтальной плоскости оси вращения шпинделя и под заданным углом к оси вращения шпинделя с возможностью перемещения правильного ролика вдоль своей оси вращения в корпусе-пиноли вперед-назад на заданную величину, а рабочий стол и каретки установлены с возможностью перемещения посредством винтовых механизмов перемещения; при этом каретки перемещаются перпендикулярно направлению движения рабочего стола. Но в отличие от известного аналога в предлагаемом станке роль рабочего стола выполняет нижняя каретка, установленная подвижно на двух опорных направляющих штырях, укрепленных неподвижно на станине станка на опорах в горизонтальной плоскости параллельно друг другу и с возможностью перемещения нижней каретки по этим направляющим штырям с помощью винтового механизма перпендикулярно к продольной оси шпинделя станка, а на нижней каретке установлены подвижно на двух опорных направляющих штырях, укрепленных неподвижно на нижней каретке в горизонтальной

плоскости параллельно друг другу и перпендикулярно направлению перемещения нижней каретки - левая и правая верхние каретки с возможностью перемещения каждой каретки с помощью своего винтового механизма относительно нижней каретки по двум направляющим опорным штырям. В предлагаемом станке правильный ролик вместе с корпусом-пинолью установлен на каждой каретке с возможностью изменения вместе с корпусом-пинолью угла наклона оси вращения правильного ролика относительно оси вращения шпинделя. 1 н. з. и 1 з.п.ф-лы, 4 илл.

Полезная модель относится к области автосервиса и может быть использована в мастерских автосервиса для правки стальных дисков автомобильных колес преимущественно легковых автомобилей. Станок предназначен для реставрационной правки полок и закраин ободьев штампованных дисков колес диаметром от 13 до 16 дюймов легковых отечественных автомобилей «Волга», «Нива», «Соболь», «Газель», а также импортных автомобилей.

Правка дисков колес осуществляется методом прокатки при помощи четырех опорных роликов двух посадочных полок и двумя правильными (прижимными) роликами двух закраин ободьев диска колеса.

Известен «Дископравный стенд» марки «Титан ST», изготавливаемый предприятием ООО НПО «Компания СИВИК», адрес в Интернете www.sivik.ru/print-1849. копия рекламной страницы на 1 листе прилагается к материалам заявки, приложение №1 (1).

Данный стенд содержит установленные на общей станине: электропривод, редуктор, соединенный со шпинделем, установленным на подшипниках на опоре и с установленной на шпиндель планшайбой, предназначенной для крепления на ней диска колеса и установленных на рабочем столе двух кареток, на которых установлены на подшипниках по два обкатных и по одному правильному ролику для правки диска колеса с возможностью одновременной обкатки по двум посадочным полкам и внутренней поверхности закраин двух ободьев диска колеса.

При этом ось вращения правильного ролика у каждого обода установлена в горизонтальной плоскости оси вращения шпинделя под заданным углом к оси вращения шпинделя с возможностью перемещения правильного ролика вдоль своей оси вращения в корпусе-пиноли вперед-назад на заданную величину, а рабочий стол и каретки установлены в прямоугольные направляющие типа «ласточкин хвост», позволяющие последним

совершать возвратно-поступательные движения посредством винтовых механизмов перемещения, при этом каретки перемещаются перпендикулярно направлению перемещения рабочего стола стенда.

Недостатками данного дископравного стенда являются:

1. большая трудоемкость изготовления стенда;

2. быстро изнашиваются трущиеся поверхности направляющих пластин, по которым перемещаются рабочий стол и две каретки;

3. угол наклона оси вращения правильных роликов по отношению к оси вращения обкатных роликов и соответственно к оси вращения шпинделя по конструкции стенда установлены заданными и постоянными, а так как у различных типов дисков различными являются и диаметры ободьев, следовательно, и различная кривизна профиля закраин ободьев диска колеса, то прилегание правильного ролика осуществляется не по всей поверхности закраин ободьев диска, поэтому не обеспечивается необходимая точность и качество правки диска колеса.

Целью при разработке предлагаемой полезной модели является создание конструкции станка для правки дисков автомобильных колес, обладающего улучшенными характеристиками и показателями по качеству и точности правки закраин ободьев и полок дисков автомобильных колес по сравнению с известным аналогом.

Указанная цель и технический результат реализуются следующим образом.

Предлагаемый станок для правки дисков автомобильных колес, как и аналог, содержит установленные на общей станине: электропривод, редуктор, соединенный со шпинделем, установленным на подшипниках на опоре и с установленной на шпиндель планшайбой, предназначенной для крепления на ней диска колеса, а также установленных на рабочем столе двух кареток, на каждой из которых установлены на подшипниках по два обкатных ролика на равноудаленном расстоянии относительно горизонтальной оси вращения шпинделя с возможностью одновременной обкатки по посадочной полке диска колеса и по одному правильному ролику с возможностью одновременной обкатки с внутренней поверхности закраин двух ободьев диска колеса; при этом оси вращения правильных роликов установлены в горизонтальной плоскости оси вращения шпинделя и под заданным углом к оси вращения шпинделя с возможностью перемещения правильного ролика вдоль своей оси вращения в корпусе-пиноли вперед-назад на заданную величину, а рабочий стол и каретки установлены с возможностью перемещения посредством винтовых механизмов перемещения; при этом каретки перемещаются перпендикулярно направлению движения рабочего стола.

Но в отличие от известного аналога, в предлагаемом станке роль рабочего стола выполняет нижняя каретка, установленная подвижно на двух опорных направляющих штырях, укрепленных неподвижно на станине станка на опорах в горизонтальной плоскости параллельно друг другу с возможностью перемещения нижней каретки по этим направляющим штырям с помощью винтового механизма перпендикулярно к продольной оси шпинделя станка, а на нижней каретке установлены подвижно на двух опорных направляющих штырях, укрепленных неподвижно на нижней каретке в горизонтальной плоскости параллельно друг другу и перпендикулярно направлению перемещения нижней каретки - левая и правая верхние каретки с возможностью перемещения каждой каретки с помощью своего винтового механизма относительно нижней каретки по двум направляющим опорным штырям.

В предлагаемом станке правильный ролик вместе с корпусом-пинолью установлен на каждой каретке с возможностью изменения вместе с корпусом-пинолью угла наклона оси вращения правильного ролика относительно оси вращения шпинделя.

В качестве аналога предлагаемому станку для правки дисков автомобильных колес можно принять «Дископравный стенд» по источнику научно-технической информации

(1).

Перечень фигур на чертежах.

На фиг.1 изображен предлагаемый станок для правки дисков автомобильных колес, вид спереди, М 1:10.

На фиг.2 то же, вид по А-А фиг.1 на нижнюю каретку, М 1:4.

На фиг.3 то же, вид по Б-Б фиг.1 на верхние каретки, М 1:4.

На фиг.4 то же, частичный вид по С фиг.1 на верхние каретки с укрепленными на них обкатными и правильными роликами, М 1:4.

Предлагаемый станок для правки дисков автомобильных колес состоит из следующих агрегатов, узлов и деталей.

На сварной стальной рамной станине 1, выполненной в форме горизонтально расположенного параллелепипеда, укреплена стальная прямоугольная плита 2 размером, например, 800×600×15 мм (фиг.1). На плите 2 при помощи нескольких болтов с потайными головками укреплена стальная стенка 3 и две стальные прямоугольной формы опоры 4 (фиг.1 и 2), предназначенные для крепления на них в горизонтальной плоскости двух опорных направляющих штырей 5. На штырях 5 установлена нижняя каретка 6 с возможностью перемещения по направляющим штырям 5 вдоль продольной оси станка и перпендикулярно продольной оси вращения шпинделя 7 с планшайбой.

На каретке 6 укреплены (приварены) четыре направляющие втулки 8, а также втулка 9 с внутренней резьбой, соединенная с винтом 1О, скрепленным с подшипниковой опорой 11 и маховичком 12, укрепленными на стенке 3. При помощи этой винтовой пары каретка 6 имеет возможность перемещения относительно стенки 3 посредством маховичка 12 по направляющим опорным штырям 5 вперед-назад.

На плите 2 корпуса станины укреплен редуктор 13, содержащий два последовательно соединенных червячных редуктора и передающий на шпиндель 7 вращение от электродвигателя 14 со скоростью вращения примерно 9 об/мин. На верхней поверхности кожуха редуктора 7 выполнена полка для инструментов.

На планшайбу 16 шпинделя 7 установлен диск автомобильного колеса 15, который центрируется при установке центрирующей шайбой и крепится (прижимается к планшайбе) при помощи шести болтов. В корпусе станины установлен выдвижной ящик 18 для инструментов и приспособлений (фиг.1).

На каретке 6 по краям продольной оси каретки и параллельно друг другу укреплены две стальные стенки 19 посредством нескольких болтов с потайными головками (фиг.1, 3 и 4), а в каждой стенке 19 в соответствующих двух отверстиях укреплены два опорных направляющих штыря 20 в горизонтальной плоскости и параллельно друг другу.

На штырях 20 подвижно установлены левая верхняя каретка 21 и правая верхняя каретка 22, а на каждой каретке прикреплены (приварены) по две направляющие втулки 23. На левой и правой каретках укреплены по одной втулке 24 с внутренней резьбой, предназначенные для перемещения каждой каретки 21 и 22 по направляющим штырям 20 с помощью винта 25 левой каретки 21 и винта 26 соответственно правой каретки 22.

На каждой каретке 21 и 22 на внутренней вертикальной поверхности укреплены на подшипниках по два обкатных ролика 27 на равноудаленном расстоянии относительно горизонтальной плоскости вращения шпинделя 7 (фиг.1 и 4), их оси вращения расположены параллельно оси вращения шпинделя 7 с возможностью обкатки по двум полкам обода диска колеса. А правильный ролик 28 укреплен на подшипниковой опоре в корпусе-пиноли на внешней поверхности соответственно каретки 21 и каретки 22, при этом ось вращения ролика 28 расположена в горизонтальной плоскости оси вращения шпинделя 7 и направлена под заданным углом к оси вращения шпинделя, а также к оси(ям) вращения роликов 27.

Правильный ролик 28 прижимает бортовую закраину с внутренней поверхности с каждой торцевой части ободьев диска колеса к двум обкатным роликам 27, в процессе чего производится правка двух ободьев диска колеса 15. Правильный ролик 28 с блоком

подшипниковой опоры установлен в корпусе-пиноли 29 подшипниковой опоры, а корпус-пиноль 29 посредством вильчатой опоры шарнирно установлен на вертикальной оси 30 на кронштейне 31, который укреплен на внешней вертикальной стороне соответственно каждой каретки 21 и 22.

Корпус-пиноль 29 своей вильчатой опорой другим концом скреплен с двумя поводками 32, которые, в свою очередь, соединены шарнирно с водилом 33, а последнее по резьбовому соединению связано с винтом 34. А винт 34 установлен в подшипниковой опоре 11 на вертикальной стенке, укрепленной перпендикулярно на внешней стенке каретки 22 и 21.

При вращении винта 34 в ту или другую сторону водило 33 перемещается по резьбе винта 34 также в ту или другую сторону и через пару поводков 32 сообщает угловое перемещение корпусу-пиноли 29 вокруг вертикальной оси на кронштейне 31 и соответственно изменяется угол наклона продольной оси вращения правильного ролика 28 относительно оси вращения шпинделя 7.

Обкатные ролики 27 и правильные ролики 28, укрепленные на каретках 21 и 22, устанавливаются у двух ободьев диска колеса в процессе правки ободьев диска колеса.

Предлагаемый станок для правки дисков автомобильных колес работает следующим образом.

На планшайбу 16 шпинделя 7 станка соосно с осью планшайбы с помощью центрирующей шайбы устанавливают и закрепляют диск колеса 15. При этом верхние каретки 21 и 22 вместе с нижней кареткой 6 предварительно были перемещены с помощью винтовых механизмов 11-12 по своим направляющим опорным штырям 20 и соответственно по штырям 5 в нерабочее положение, при котором диск колеса 15 свободно и без препятствий может быть установлен и закреплен на планшайбе 16.

Затем каретку 6 перемещают посредством винтового механизма 11-12 к ободу диска колеса таким образом, чтобы обкатные ролики 27 обеих верхних кареток 21 и 22 были слегка прижаты к двум полкам на наружной поверхности диска колеса. После этого правильные ролики 28 посредством винтов 34 подводят без зазора вплотную к внутренней поверхности бортовой закраины к двум ободьям диска колеса и включают вращение шпинделя станка; таким образом производится правка обкаткой обоих ободьев диска колеса.

При необходимости при правке различных типов и размеров дисков колес правильные ролики 28 могут выдвигаться или задвигаться по резьбовому соединению в корпус-пиноль

29 для регулирования и обеспечения беззазорного контакта роликов 28 с поверхностью закраин ободьев диска колеса.

По завершении правки ободьев диска колеса правильные ролики 28 отводят в разные стороны, а затем вместе с нижней кареткой 6 отводят от диска колеса и верхние каретки 21 и 22 и соответственно отводятся и обкатные ролики 27. На этом техпроцесс правки ободьев диска колеса завершается.

Опытный образец предлагаемого станка для правки дисков автомобильных колес под названием «Премьер-М» изготовлен в г.Омске в мае 2008 г.и испытан с положительным результатом по качеству правки и производительности труда. Фотографии станка для сведения прилагаются к материалам заявки на 4 листах, приложение №2.

Техническая характеристика станка.

1. Размер ремонтируемых дисков колес, диаметр посадочной полки в дюймах 13-16
2. Размер обрабатываемых дисков колес, ширина обода в дюймах3,5 - 11
3. Максимальная толщина металла в месте исправления, мм 4
4. Максимальный крутящий момент на фланце крепления диска, Н·м 790
5. Напряжение питания, В 380±10%
6. Потребляемая мощность, Вт 1100
7. Расчетная производительность станка, колес/час 6

Габаритные размеры станка: длина - 1250 мм, ширина - 870 мм, высота - 1150 мм. Вес станка - 270 кг.

Источник информации.

1. «Дископравный стенд» марки «Титан ST», изготавливаемый предприятием ООО НПО «Компания СИВИК, адрес в Интернетеwww.sivik.ru/print-l 849.

1. Станок для правки дисков автомобильных колес, содержащий установленные на общей станине: электропривод, редуктор, соединенный со шпинделем, установленным на подшипниках на опоре, и с установленной на шпиндель планшайбой, предназначенной для крепления на ней диска колеса, а также установленного на станине рабочего стола, на котором установлены две каретки, на каждой из которых установлены на подшипниках по два обкатных ролика на равноудаленном расстоянии относительно горизонтальной плоскости вращения шпинделя с возможностью одновременной обкатки по посадочной полке диска колеса и по одному правильному ролику с возможностью одновременной обкатки с внутренней поверхности закраин двух ободьев диска колеса, при этом оси вращения правильных роликов установлены в горизонтальной плоскости оси вращения шпинделя и под заданным углом к оси вращения шпинделя с возможностью перемещения правильного ролика вдоль своей оси вращения в корпусе-пиноли вперед-назад на заданную величину, а рабочий стол и каретки установлены с возможностью возвратно-поступательного перемещения посредством винтовых механизмов перпендикулярно направлению перемещения рабочего стола, отличающийся тем, что содержит выполняющую роль рабочего стола нижнюю каретку, установленную подвижно на двух опорных направляющих штырях, укрепленных неподвижно на станине станка на опорах в горизонтальной плоскости параллельно друг другу и с возможностью перемещения нижней каретки по этим направляющим штырям с помощью винтового механизма перпендикулярно к продольной оси шпинделя станка; установленные подвижно на двух опорных направляющих штырях, укрепленных неподвижно на нижней каретке в горизонтальной плоскости параллельно друг другу и перпендикулярно направлению перемещения нижней каретки, - левую и правую верхние каретки с возможностью перемещения каждой каретки с помощью своего винтового механизма относительно нижней каретки по двум опорным направляющим штырям.

2. Станок по п.1, отличающийся тем, что правильный ролик вместе с корпусом-пинолью установлен на каждой каретке с возможностью изменения вместе с корпусом-пинолью угла наклона оси вращения правильного ролика относительно продольной оси вращения шпинделя.



 

Наверх