Люк смотрового колодца

 

Люк смотрового колодца канализационных и других подземных коммуникаций, в частности тех, которые расположены на проезжей части и тротуарах, представляет собой многоступенчатую телескопическую регулируемую по высоте конструкцию, что обеспечивает его поднятия при ремонте дорог и тротуаров до уровня вновь уложенного асфальта за счет резьбовых соединений колодца, промежуточного патрубка, и корпуса, а также с антивандальной конструкцией крышки, в виде замкового устройства. Это позволяет повысить срок службы смотрового колодца, расширить его функциональные возможности в условиях постоянной эксплуатации и необходимости регулярно повышать уровень его верхней кромки; 1 з.п. ф-лы, 2 илл.

Изобретение относится к конструкциям канализационных колодцев с люками и других подземных сооружений, в частности тех, которые расположены на проезжей части и тротуарах, особенно к проблемам восстановления деформированных люков колодцев подземных коммуникаций с антивандальной конструкцией.

Работы по восстановлению деформированных люков смотровых колодцев, как правило, выполняются вручную и являются весьма трудоемкими. Особенно увеличивается объем этих работ при ремонте дорожных покрытий, когда отметки уровня крышек смотровых колодцев приводятся в соответствие с отметками уровня дорожного покрытия.

Известен смотровой колодец с люком в дорожном покрытии, для восстановления которых используют временную опалубку, за стенки которой укладывают отвердевающую смесь, для восстановления его высоты (см. патент РФ №94032803, E02D 29/12, 1994 г.). Эта конструкция предполагает укладку быстротвердеющего раствора на кольцо колодца с помощью временной опалубки для увеличения его высоты. В результате получается не очень прочное и дорогостоящее сооружение, которое требует восстановления несколько раз за сезон.

Известен люк смотрового колодца, включающий корпус с крышкой и дополнительную ремонтную вставку (см. А.С. SU №735707, Кл. E02D 29/14, 1977 г.). В известном люке дополнительную ремонтную вставку можно использовать для увеличения высоты колодца по мере необходимости. Этот метод увеличения высоты колодца является трудоемким, материалоемким и дорогостоящим.

Известен смотровой колодец, включающий неподвижный корпус и установленный с возможностью перемещения по высоте оголовок с крышкой люка, в котором оголовок в верхней части выполнен с опорным выступом по периметру, нижняя поверхность которого имеет ломаную конфигурацию (см. патент РФ №2202682, Е02D 29/12, 2004 г.). Эта конструкция для увеличения высоты менее трудоемка, но недостаточно надежна, т.к. поднятие оголовка без перекосов технически сложная задача, требующая времени и усилий для фиксации его в поднятом состоянии до полного закрепления после отвердевания дорожного покрытия, на которое оголовок опирается. Другим недостатком известного устройства является отсутствие антивандальных устройств на крышке люка, что приводит к их частым кражам, а это сводит к нулю эффект от восстановления высоты люков, которые, оставаясь открытыми, становятся еще опаснее для автомобилей.

Наиболее близким техническим решением к заявленному техническому решению является люк смотрового колодца, включающий корпус, размещенный внутри кольцевого элемента колодца, с возможностью вертикального перемещения относительно него, и выполненный с опорной плоскостью в своей верхней части для шарнирно прикрепленной к нему крышки с замковым устройством (см. патент РФ на полезную модель №43277, Е02D 29/12, 2004 г.). Известное устройство имеет антивандальную конструкцию люка с шарнирной крышкой и запирающим устройством, но, как и предыдущее, не очень приспособлено для увеличения высоты: поднятие корпуса без перекосов также технически сложно и требует времени и усилий для фиксации его в поднятом состоянии до полного закрепления после отвердевания дорожного покрытия, на которое корпус опирается, а сам корпус имеет сложную конструкцию в части выполнения опорных плоскостей.

Настоящая изобретение направлена на решение технической задачи по упрощению конструкции, повышению срока службы канализационного колодца и расширению его функциональных возможностей в условиях постоянной эксплуатации и необходимости регулярно повышать уровень его

верхней кромки за счет изменяемой высоты колодца с использованием антивандальной технологии.

Решение поставленной технической задачи достигается тем, что в люке смотрового колодца, включающем корпус, размещенный внутри колодца, с возможностью вертикального перемещения относительно него и выполненный с опорной плоскостью в своей верхней части для шарнирного прикрепленной к нему крышки с замковым устройством, механизм вертикального перемещения выполнен в виде резьбового соединения, при этом колодец выполнен с резьбой на внутренней поверхности, а корпус выполнен с резьбой на наружной поверхности с шагом, совпадающим с шагом резьбы колодца, причем по высоте резьба колодца выполнена, по крайней мере, равной высоте корпуса, опорная поверхность выполнена кольцевой, снабжена диаметрально противоположными выборками, а на противоположной стороне от оси крепления крышки на ней закреплен поворотный штырь с пластиной, а крышка снабжена антивандальным запорным устройством, выполненным в виде овального отверстия с кольцевой проточкой, взаимодействующей с пластиной штыря.

А также тем, что корпус выполнен многоступенчатым и снабжен, по крайней мере, дополнительным промежуточным патрубком перемещаемым посредством резьбового соединения, при этом промежуточный патрубок выполнен с резьбой на наружной поверхности с шагом, совпадающим с шагом резьбы колодца, и с резьбой на внутренний поверхности совпадающей с шагом резьбы корпуса, причем по высоте внутренняя резьба промежуточного патрубка выполнена, по крайней мере, равной высоте корпуса.

На фиг.1 изображен люк смотрового колодца с подвижным корпусом. На фиг.2 изображен люк с многоступенчатым корпусом.

Люк смотрового колодца 1 (см. фиг.1) снабжен корпусом 2, размещенным внутри колодца 1 с возможностью вертикального перемещения относительно него посредством резьбового соединения, которое выполнено в виде резьбы 3 на внутренней поверхности колодца 1 и резьбы 4 на наружной

поверхности корпуса 2 с шагом, совпадающим с шагом резьбы 3 колодца 1. Резьба 3 колодца 1 по высоте выполнена как максимум равной высоте корпуса 2. Выбор высоты резьбы 3 обусловлен технологически необходимой высотой подъема корпуса 2 относительно колодца 1, сроком его службы и длительностью ремонтопригодности. Выполнять резьбу 3 на колодце 1 по высоте, превышающей высоту корпуса 2 нецелесообразно, т.к. она не будет использоваться в процессе эксплуатации, более того, может привести к удорожанию конструкции колодца 1. Корпус 2 в своей верхней внутренней зоне снабжен опорной поверхностью 5 для крышки 6, закрепленной на внутренней поверхности корпуса посредством шарнира 7 и снабженной антивандальным замковым устройством, выполненным в виде овального отверстия 8 с кольцевой проточкой 14, при этом в корпусе 2 закреплен запирающий штырь 9 с пластиной 11 входящей в кольцевую проточку 14 для замкового устройства. Крышка 6 снабжена ручкой 10. Корпус 2 в зоне опорной поверхности снабжен диаметрально расположенными выборками 12. Вариант выполнения корпуса люка смотрового колодца 1 в виде многоступенчатой телескопической трубы с резьбовым соединением каждой ступени представлен на фиг.2. Корпус 2 колодца 1 выполнен составным, и снабжен дополнительным промежуточным патрубком 13, установленным с возможностью вертикального перемещения посредством резьбового соединения. На внутренней поверхности колодца 1 выполнена резьба 3, а на наружной поверхности промежуточного патрубка 13 выполнена резьба 15 с шагом, совпадающим с шагом резьбы 3 колодца 1. В свою очередь промежуточный патрубок 13 выполнен с резьбой 16 на внутренней поверхности, совпадающей с шагом резьбы корпуса 2. По высоте резьба 16 промежуточного патрубка 13 выполнена как максимум равной высоте корпуса 2. Такая конструкция позволяет увеличивать высоту люка без его переделки ровно настолько, насколько это обусловлено технологически. Корпус 2 имеет шарнирные скобы 18, оснащенные замковым устройством 19 для фиксации соединения его с промежуточным патрубком 13.

На фиг.1 и 2 изображены первоначальный уровень 20 дорожного полотна, уровень 21 дорожного покрытия после первого ремонта, уровень 22 дорожного покрытия после второго ремонта, зона 23 укладки асфальта вокруг люка после выравнивания его высоты с уровнем 21 или 22 дороги.

Люк смотрового колодца используется следующим образом. При ремонте асфальтовых и подобных покрытий дорог и тротуаров, возникает необходимость в повышении уровня расположения люков смотровых колодцев. Для этого открывают антивандальное замковое устройство поворачивая штырь 9, чтобы пластина вышла из кольцевой проточки 14 овального отверстия 8 в крышке люка и заняла положение по большему диаметру овала, тем самым обеспечивая подъем крышки. За ручку 10 откидывают крышку 6, поворачивая ее вокруг шарнира 7, и оставляют в вертикальном положении. Внутри корпуса 2 на опорной поверхности 5 выполнены выборки 12, куда вставляют горизонтальную перекладину коловорота (на чертеже не показано), а за вертикальную ручку коловорот вращают, тем самым выкручивают или вкручивают корпус 2 в колодец 1. Поворотом корпуса 2 относительно колодца 1 против часовой стрелки крышку выставляют до уровня 21 или 22 накладываемого дорожного покрытия. Резьбовые соединения колодца 1 и корпуса 2, а также промежуточного патрубка 13 позволяют очень точно регулировать высоту поднятия люка. Все люки подобным образом готовят к укладке асфальта заранее, и они остаются открытыми иногда по нескольку дней, пока длятся ремонтные работы. Благодаря вертикальному расположению открытой крышки 6 исключаются случайные наезды автомобилей на открытый люк. Т.к. в последнее время участились случаи краж крышек люков, изготавливаемых из достаточно дорогих сплавов, то антивандальное крепление крышки 6, замкового устройства позволит избежать этой проблемы, как с открытым, так и с закрытым люком. При использовании конструкции, показанной на фиг.2, порядок эксплуатации несколько иной. Шарнирные скобы 18 жестко фиксируют корпус 2 относительно промежуточного патрубка 13 с помощью замкового устройства 19. Поэтому выравнивание

уровня люка относительно дорожного покрытия первые несколько ремонтов выполняют, проворачивая промежуточный патрубок 13 вместе с корпусам 2 относительно резьбы 3 колодца 1. Только после того, как полностью выбрана высота промежуточного патрубка 13, отмыкают замковое устройство 19 и поднимают скобы 18, а наращивание высоты люка осуществляют с помощью проворачивания корпуса 2 относительно внутренней резьбы 16 промежуточного патрубка 13 против часовой стрелки.

Таким образом, заявленное изобретение решает техническую задачу упрощения конструкции, повышения срока службы канализационного колодца и расширения функциональных его возможностей в условиях постоянной эксплуатации и необходимости регулярно повышать уровень его верхней кромки за счет изменяемой высоты колодца с использованием антивандальной технологии.

1. Люк смотрового колодца, включающий корпус, размещенный внутри колодца, с возможностью вертикального перемещения относительно него и выполненный с опорной плоскостью в своей верхней части для шарнирно прикрепленной к нему крышки с замковым устройством, отличающийся тем, что механизм вертикального перемещения выполнен в виде резьбового соединения, при этом колодец выполнен с резьбой на внутренней поверхности, а корпус выполнен с резьбой на наружной поверхности с шагом, совпадающим с шагом резьбы колодца, причем по высоте резьба колодца выполнена, по крайней мере, равной высоте корпуса, опорная поверхность выполнена кольцевой, снабжена диаметрально противоположными выборками, а на противоположной стороне от оси крепления крышки на ней закреплен поворотный штырь с пластиной, а крышка снабжена антивандальным запорным устройством, выполненным в виде овального отверстия с кольцевой проточкой, взаимодействующей с пластиной штыря.

2. Люк смотрового колодца по п.1, отличающийся тем, что корпус выполнен многоступенчатым и снабжен, по крайней мере, дополнительным промежуточным патрубком, перемещаемым посредством резьбового соединения, при этом промежуточный патрубок выполнен с резьбой на наружной поверхности с шагом, совпадающим с шагом резьбы колодца, и с резьбой на внутренней поверхности, совпадающей с шагом резьбы корпуса, причем по высоте внутренняя резьба промежуточного патрубка выполнена, по крайней мере, равной высоте корпуса.



 

Похожие патенты:

Машина для ремонта и восстановления дорожного асфальтового покрытия относится к дорожной технике и может применяться для восстановления асфальтового покрытия.
Наверх