Мотобуксировщик-снегоход

 

Полезная модель относится к области транспортных средств на гусеничном ходу, а более конкретно к конструкциям самоходных транспортных средств, предназначенных для буксировки саней или подобных им конструкций, приспособленных для гужевой тяги, и может быть использована для создания и производства малогабаритной транспортной техники различного назначения.

Мотобуксировщик-снегоход содержит шасси с двигателем и гусеничным движителем, включающим, по крайней мере одну, гусеницу, и устройство управления, например в виде руля по типу рамной конструкции.

Новым является то, что шасси выполнено в виде опорно-несущей рамы и снабжено устройством для ее подвижно-упругого соединения с гусеничным движителем, выполненным, например, по типу механического амортизатора, при этом упомянутый гусеничный движитель содержит, по крайней мере одно, устройство автоматического самонатяжения гусеницы.

Полезная модель позволяет упростить конструкцию и уменьшить массогабаритные характеристики мотобуксировщика с одновременным снижением материальных и временных затрат при осуществлении его крупномасштабного серийного производства.

Полезная модель относится к области транспортных средств на гусеничном ходу, а более конкретно к конструкциям самоходных транспортных средств, предназначенных для буксировки саней или подобных им конструкций, приспособленных для гужевой тяги, и может быть использована для создания и производства малогабаритной транспортной техники различного назначения.

Известен снегоход-буксировщик Фомичева (см. свидетельство РФ на полезную модель №4517, B62D 55/00, опубл. 16.07.1997 г.), состоящий из малогабаритного тягача с гусеничным движителем и руль-тяги с органами управлением движением, предназначенный для использования в качестве снегоходного индивидуального транспортного средства.

Недостатком указанного снегохода-буксировщика является значительная сложность и небезопасность управления им ввиду совмещения в одной конструкции сцепки-тяги и рулевого рычага, а также ограниченные возможности его использования по этой причине, - преимущественно только в зимнее время на скользкой поверхности.

Наиболее близким техническим решением по своему назначению к заявляемому, принятым в качестве ближайшего аналога - прототипа полезной модели, является буксировщик (см. патент РФ на полезную модель №36813, В62М 27/02, опубл. 27.03.2004 г.), содержащий в составе шасси раму с гусеничным движителем, платформу с двигателем и багажником, узел соединения с буксируемым объектом, расположенный в задней части рамы, и устройство управления в составе закрепляемого на платформе рычага с органами управления сцеплением и средством регулировки газа, предназначенный для индивидуального передвижения людей на санях

(волокушах) или лыжах и перевозки груза по снежному покрову в зимнее время.

Недостатками прототипа являются относительная сложность конструкции, повышенные весовые характеристики, излишняя материалоемкость и необходимость выделения дополнительных материальных и временных затрат в ходе осуществления сборки всей конструкции из-за наличия в составе последней одновременно двух опорно-несущих конструкций в виде жестко скрепленных между собой платформы и рамы.

Недостатком прототипа является также снижение ходовых качеств вследствие дисбаланса между суммарным весом конструкции и полной мощностью двигателя.

Предлагаемая полезная модель направлена на устранение недостатков ближайшего аналога-прототипа, включая упрощение конструкции и уменьшение массогабаритных характеристик мотобуксировщика с одновременным снижением материальных и временных затрат при осуществлении его крупномасштабного серийного производства.

Кроме того, полезная модель позволяет привести в соответствие соотношение массы конструкции буксировщика и мощности его двигателя.

При этом решена задача создания малогабаритного мотобуксировщика-снегохода на гусеничном ходу для буксировки приспособленных для гужевой тяги транспортных средств, особенности конструкции которого позволяют повысить его потребительские качества, включая улучшение ходовых и эксплуатационных характеристик в отношении увеличения массы перевозимого груза только за счет снижения веса конструкции без дополнительного увеличения мощности двигателя.

Это достигается тем, что в предлагаемом мотобуксировщике-снегоходе, содержащем шасси с двигателем и гусеничным движителем, включающим, по крайней мере одну, гусеницу, и устройство управления, например в виде руля по типу рамной конструкции, в отличие от ближайшего

аналога-прототипа, шасси выполнено в виде опорно-несущей рамы и снабжено устройством для ее подвижно-упругого соединения с гусеничным движителем, выполненным, например, по типу механического амортизатора, при этом упомянутый гусеничный движитель содержит, по крайней мере одно, устройство автоматического самонатяжения гусеницы.

Кроме того, поставленная цель достигается тем, что опорно-несущая рама имеет, преимущественно трубчатую (с формой поперечного сечения любой конфигурации), облегченную конструкцию с заранее предусмотренными и жестко прикрепленными к ней вертикально ориентированными стойками-опорами - также облегченной конструкции, а устройство для подвижно-упругого соединения рамы с гусеничным движителем выполнено в виде поддерживающих катков, соединенных с упомянутыми стойками-опорами рамы посредством пружинно-рычажных механизмов.

Наиболее удобным и эффективным с точки зрения практического использования мотобуксировщика-снегохода для достижения основных целей его создания является основной - оптимальный вариант, при котором мотобуксировщик-снегоход снабжен установленным на его опорно-несущей раме коробом-капотом и прикрепленной к ней (раме) сцепкой, преимущественно жесткой конструкции, для соединения с буксируемым объектом, а руль имеет -образную форму в плане и прикреплен к раме посредством шарнирного соединения с возможностью складывания, например при транспортировке мотобуксировщика.

Возможен вариант, при котором руль имеет телескопическую конструкцию.

Сцепка также может быть выполнена телескопической, например в виде полого раздвижного стержня с устройствами фиксации, при необходимости сцепка может быть выполнена гибкой.

В общем случае сцепка крепится к предусмотренному на раме мотобуксировщика узлу соединения, преимущественно механическим способом, например с помощью скобы такелажной

В условиях серийного производства изготовление заявленной конструкции мотобуксировщика-снегохода осуществляют с использованием известных материалов и оборудования путем последовательного выполнения взаимосвязанных стадий технологического процесса, причем наличие стандартных комплектующих узлов и деталей в значительной степени упрощает и облегчает эксплуатацию и техническое обслуживание мотобуксировщика.

Сущность полезной модели поясняется чертежом, на котором схематично изображен общий вид мотобуксировщика-снегохода с «функционально» обозначенными основными узлами, элементами и деталями его конструкции.

Примером конкретного выполнения одного из оптимальных вариантов заявляемой полезной модели является мотобуксировщик-снегоход, опытный образец которого получил коммерческое наименование «Рекс».

Мотобуксировщик-снегоход содержит опорно-несущую раму - 1 с коробом-капотом - 2 для перевозки груза (на чертежах не показан) и жесткой сцепкой - 3 для соединения с буксируемым объектом, например, - санями-волокушами - 4; установленный на раме (1) четырех-тактный двигатель - 5, кинематически связанный посредством трансмиссии - 6 с приводным валом - 7 гусеничного движителя, включающего гусеницу - 8, взаимодействующую с направляющим валом - 9 (и автоматически натягивающим гусеницу 8 посредством устройства самонатяжения - на чертеже не показано) и подвешенную (гусеницу 8) под рамой (1) посредством поддерживающих катков - 10, соединенных со стойками-опорами - 11 рамы через пружинно-рычажные механизмы - 12; устройство управления в виде руля - 13 (-образной или -образной формы в плане) с органами и приборами

управления (на чертеже не показаны) движением мотобуксировщика, прикрепленного к раме 1 посредством шарнирного соединения - 14.

Эксплуатацию мотобуксировщика-снегохода вышеописанной конструкции типа «Рекс» осуществляют известным образом.

Переводят руль 13 из транспортировочного положения (- уложенного на капоте 2) в рабочее - консольное и закрепляют его винтами и гайками (на чертеже не показаны).

Посредством жесткой сцепки 3 и стандартной скобы такелажной (на чертеже не показана) мотобуксировщик-снегоход сцепляют с санями-волокушами 4. Управление мотобуксировщиком осуществляют сидя или стоя в санях-волокушах 4, при этом трогание, торможение, остановку и изменение скорости движения осуществляют с помощью рычага газа, расположенного на правой стороне руля 13. Поворот мотобуксировщика осуществляют путем отведения руля 13 в противоположную направлению поворота сторону.

Маневренность, возможность эффективного торможения, удобство и безопасность эксплуатации мотобуксировщика-снегохода обеспечиваются его малым весом, а также оптимальным соотношением массы конструкции мотобуксировщика и мощности его двигателя.

1. Мотобуксировщик-снегоход, содержащий шасси с двигателем и гусеничным движителем, включающим, по крайней мере, одну гусеницу, и устройство управления, например, в виде руля по типу рамной конструкции, отличающийся тем, что шасси выполнено в виде опорно-несущей рамы и снабжено устройством для ее подвижно-упругого соединения с гусеничным движителем, выполненным, например, по типу механического амортизатора, при этом упомянутый гусеничный движитель содержит, по крайней мере одно, устройство автоматического самонатяжения гусеницы.

2. Мотобуксировщик-снегоход по п.1, отличающийся тем, что снабжен установленным на опорно-несущей раме, преимущественно трубчатой конструкции, коробом-капотом и прикрепленной к ней сцепкой, преимущественно жесткой конструкции, для соединения с буксируемым объектом, а руль имеет -образную форму в плане и прикреплен к раме посредством шарнирного соединения.

3. Мотобуксировщик-снегоход по п.1 или 2, отличающийся тем, что устройство для подвижно-упругого соединения рамы с гусеничным движителем выполнено в виде поддерживающих катков, соединенных со стойками-опорами рамы посредством пружинно-рычажных механизмов.



 

Похожие патенты:

Снегоход // 95631

Изобретение относится к бронетанковой технике, в частности к комплектации семейств бронированных гусеничных машин Сухопутных войск или бронированных гусеничных машин на танковых шасси гражданского назначения, а также их выполнению

Снегоход // 127032

Основным недостатком известных саней-нарт для снегохода является жесткость конструкции, в результате чего происходят поломки в соединениях стоек с полозьями, а устранение поломок затруднено, а также, высокая цена надёжных по конструкции нарт.

Сани // 69446
Изобретение относится к снегоходным транспортным средствам, в частности к детским саням с несколькими параллельными полозьями
Наверх