Автоматическое устройство для предотвращения проскальзывания колеса транспортного средства

 

Использование: в качестве специальных устройств, предназначенных для улучшения эксплуатационных характеристик транспортных средств. Сущность: устройство содержит размещаемый между колесом и дорожным покрытием плоский элемент с выполненными на обеих его поверхностях специальными фрикционными покрытиями, при этом плоский элемент выполнен в виде круглой стальной пластины, эксцентрично прикрепленной к концу вертикально ориентированного стержня, вставленного другим концом с помощью концентричной моментной спиральной пружины в цилиндрическую втулку с возможностью плотного осевого смещения стержня относительно пружины и упругого поворота вместе с последней относительно втулки, причем, втулка свободно вставлена в выполненный на раме вдоль продольной оси транспортного средства направляющий паз с предотвращением возможности ее проворота относительно паза и проваливания в паз, и упруго соединена с концом паза со стороны передней части транспортного средства винтовой цилиндрической пружиной растяжения. 1 с.п. ф-лы, 3 илл.

Полезная модель относится к специальным устройствам, предназначенным для улучшения эксплуатационных характеристик транспортных средств.

Известны устройства для предотвращения проскальзывания ведущих колес транспортного средства, содержащие бункер для хранения сыпучего материала со средствами для его подачи под ведущие колеса /см., например, патент РФ на полезную модель №49491, кл. В 60 В 39/00, 2005 [1]; патент РФ на полезную модель №49502, кл. В 61 С 15/10, 2005 [2]/.

Недостатками данных устройств являются серьезное усложнение конструкции транспортного средства, необходимость постояного пополнения запасов расходуемого сыпучего материала.

Известна также специальная гибкая лента от пробуксовывания колеса транспортного средства, на одной поверхности которой выполнены средства для сцепления ленты с поверхностью дороги в виде наклонных в сторону начального участка выступов, а другая поверхность ленты выполнена с возможностью ее сцепления с поверхностью колеса и снабжена продольными направляющими выступами /см. патент РФ на полезную модель №48877, кл. В 60 С 27/14, 2005 [3]/.

Недостатком известного устройства является полное отсутствие автоматизации процесса эксплуатации ленты, необходимость ее ручного введения-выведения под колеса, свертывания-развертывания ленты, переноски, размещения, транспортировки и т.п.

Наиболее близким устройством того же назначения к заявляемой полезной модели по совокупности признаков является устройство для предотвращения проскальзывания колеса автотранспортного средства на скользких и неустойчивых покрытиях, содержащее гибкую ленту со стартовым и основным участками, при этом на одной поверхности последнего выполнены средства для сцепления ленты с поверхностью колеса в виде расположенных в шахматном порядке выступов прямоугольного или трапециевидного сечения, а другая поверхность ленты выполнена с возможностью ее сцепления с дорожным покрытием и содержит расположенные параллельными рядами ячейки зацепления с многогранными внутренними поверхностями, образованными сопряженными между собой ребрами /см. патент РФ на полезную модель №52564, кл. В 60 В 39/12, 2006 [4]/, и принятое за прототип.

Недостатком устройства - прототипа является полное отсутствие автоматизации процесса эксплуатации ленты, необходимость ее ручного введения-выведения под колеса, свертывания-развертывания, переноски, размещения, транспортировки и т.п.

Сущность полезной модели заключается в создании устройства для предотвращения проскальзывания колес, обеспечивающего полную автоматизацию процесса введения-выведения подвижно и упруго закрепленного на раме транспортного средства плоского фрикционного элемента между контактирующими поверхностями колеса и дороги на скользком участке последней.

Технический результат - автоматизация процесса введения-выведения фрикционного элемента между поверхностями колеса и дороги и, как следствие, расширение функциональных возможностей

и областей применения устройства.

Указанный технический результат при осуществлении полезной модели достигается тем, что в известном устройстве для предотвращения проскальзывания колеса транспортного средства, содержащем размещаемый между колесом и дорожным покрытием плоский элемент с выполненными на обеих его поверхностях специальными фрикционными покрытиями, особенность заключается в том, что плоский элемент выполнен в виде круглой стальной пластины, эксцентрично прикрепленной к концу вертикально ориентированного стержня, вставленного другим концом с помощью концентричной моментной спиральной пружины в цилиндрическую втулку с возможностью плотного осевого смещения стержня относительно пружины и упругого поворота вместе с последней относительно втулки, при этом втулка свободно вставлена в выполненный на раме вдоль продольной оси транспортного средства направляющий паз с предотвращением возможности ее проворота относительно паза и проваливания в паз, и упруго соединена с концом паза со стороны передней части транспортного средства винтовой цилиндрической пружиной растяжения.

Предлагаемое устройство схематично изображено на чертежах, где на фиг.1 приведен общий вид устройства с поперечным разрезом; на фиг.2 - вид А на фиг.1 /увеличено/; на фиг.3 - схема для иллюстрации работы устройства /вид сверху/.

Автоматическое устройство для предотвращения проскальзывания колеса транспортного средства содержит размещаемый между контактирующими поверхностями колеса 1 и дорожного покрытия 2 плоский элемент со специальными фрикционными

покрытиями на обеих его поверхностях, выполненный в виде круглой стальной пластины 3, эксцентрично прикрепленной к концу вертикально ориентированного стержня 4, вставленного другим концом с помощью концентричной стержню 4 моментной спиральной пружины 5 в цилиндрическую втулку 6 с возможностью плотного осевого смещения стержня 4 относительно пружины 5 и упругого поворота вместе с последней относительно втулки 6. При этом втулка 6 свободно вставлена в выполненный на раме 7 вдоль продольной оси транспортного средства направляющий паз 8 с предотвращением возможности ее проворота относительно паза и проваливания в паз, и упруго соединена с концом паза 8 со стороны передней части транспортного средства винтовой цилиндрической пружиной растяжения 9. Наружный конец 10 спиральной пружины 5 жестко прикреплен к внутренней поверхности втулки 6, а на внутреннем конце пружины 5 выполнено кольцо II, в которое плотно вставлен стержень 4 с возможностью осевого смещения. Во избежание проворота стержня 4 относительно пружины 5 на стержне 4 снята лыска 12, а на кольце 11 соответственно в данном месте выполнена сегментальная вмятина. Для предотвращения проворота втулки 6 в направляющем пазу 8 контактирующие с пазом 8 поверхности втулки 6 имеют плоские лыски 13, а во избежание проваливания втулки 6 в паз 8 в верхней части втулки 6 выполнены специальные выступы-штифты 14.

Работа предлагаемого устройства осуществляется следующим образом.

При въезде колеса 1 транспортного средства на скользкую поверхность устройство вводится в рабочее состояние, для чего

при поднятой вверх ближе к раме 7 пластине 3 /естественно, вместе со стержнем 4/ спиральную пружину 5 закручивают по часовой стрелке на фиг.2 на несколько оборотов. Далее, смешением стержня 4 относительно пружины 5 вниз пластину 3 опускают на дорожное покрытие 2 перед колесом 1. После этого предоставленная сама себе пружина 5 стремится раскрутиться против часовой стрелки на фиг.2, пластина 3 при этом заходит прямо под колесо 1 со стороны направления движения последнего /влево на фиг.3а/ и упирается в колесо 1, винтовая пружина 9 в данном исходном состоянии не деформирована. Далее /см. фиг.3б/ колесо 1 постепенно заезжает на пластину 3 и проезжает по ней, за счет сил трения между поверхностями пластины 3 и, соответственно, дорожным покрытием 2 и колесом 1, пластина 3 неподвижна относительно дорожного покрытия, а колесо 1 плавно смещается влево на фиг.3 естественно вместе с рамой 7 и направляющим пазом 8, при этом винтовая пружина 9 растягивается. Трение на поверхностях стальной пластины 3 создается за счет специальной сетчатой накатки. В положении, соответствующем фиг.3в колесо 1 проезжает пластину 3 и съезжает с нее, при этом последняя вместе со стержнем 4 высвобождаются из под колеса 1, при этом винтовая пружина 9 скачком сжимается, а закрученная спиральная пружина 5 вместе с пластиной 3 далее раскручивается против часовой стрелки, и устройство опять возвращается в исходное положение на фиг.3а. Далее опять колесо 1 наезжает на пластину 3 и процесс постепенного движения колеса 1 влево при каждом шаге примерно на диаметр пластины 3 повторяется. При значительной протяженности скользкого участка после ряда таких циклов следует пластину 3 поднять, пружину 5 опять

закрутить по часовой стрелке, и процесс движения пойдет заново. После окончания движения по скользкому участку, то есть при переводе устройства в нерабочее состояние, стержень 4 поднимается вверх, пластина 3 прижимается снизу к раме 7 и зажимом-фиксатором /на чертежах последний не показан/.

Предлагаемое устройство при сравнительной простоте конструкции позволяет практически полностью автоматизировать процесс введения-выведения фрикционного элемента под колесо транспортного средства на скользких участках дорожного полотна и, тем самым, расширить функциональные возможности и области применения устройства.

Автоматическое устройство для предотвращения проскальзывания колеса транспортного средства, содержащее размещаемый между колесом и дорожным покрытием плоский элемент с выполненными на обеих его поверхностях специальными фрикционными покрытиями, отличающееся тем, что плоский элемент выполнен в виде круглой стальной пластины, эксцентрично прикрепленной к концу вертикально ориентированного стержня, вставленного другим концом с помощью концентричной моментной спиральной пружины в цилиндрическую втулку с возможностью плотного осевого смещения стержня относительно пружины и упругого поворота вместе с последней относительно втулки, при этом втулка свободно вставлена в выполненный на раме вдоль продольной оси транспортного средства направляющий паз с предотвращением возможности ее проворота относительно паза и проваливания в паз, и упруго соединена с концом паза со стороны передней части транспортного средства винтовой цилиндрической пружиной растяжения.



 

Похожие патенты:
Наверх