Автоматическое устройство для предотвращения проскальзывания колеса транспортного средства

 

Использование: в специальных устройствах, предназначенных для улучшения эксплуатационных характеристик транспортных средств. Сущность: содержит размещаемый между колесом и дорожным покрытием плоский элемент с выполненными на обеих его поверхностях специальными фрикционными покрытиями, при этом плоский элемент выполнен в виде одной из частей изогнутой стальной Г-образной пластины, жестко прикрепленной концом другой части по образующей к боковой поверхности сплошной цилиндрической втулки, вставленной свободно в установленную на раме транспортного средства перед колесом по ходу движения направляющую в форме полого цилиндра, причем удаленный от колеса торец втулки прикреплен к основанию направляющей с помощью винтовой цилиндрической пружины растяжения с кручением, а на боковой поверхности направляющей выложены сплошная продольная и местная окружая прорези для обеспечения возможности соответственно линейного и поворотного упругого относительного смещения втулки с Г-образной пластиной. 1 с.п. ф-лы, 2 илл.

Полезная модель относится к специальным устройствам, предназначенным для улучшения эксплуатационных характеристик транспортных средств.

Известны устройства для предотвращения проскальзывания ведущих колес транспортного средства, содержащие бункер для хранения сыпучего материала со средствами для его подачи под ведущие колеса /см., например, патент РФ на полезную модель №49491, кл. В 60 В 39/00, 2005 [1]; патент РФ на полезную модель №49502, кл. В 61 С 15/10, 2005 [2]/.

Недостатками данных устройств являются серьезное усложнение конструкции транспортного средства, необходимость постоянного пополнения запасов расходуемого сыпучего материала.

Известна также специальная гибкая лента от пробуксовывания колеса транспортного средства, на одной поверхности которой выполнены средства для сцепления ленты с поверхностью дороги в виде наклонных в сторону начального участка выступов, а другая поверхность ленты выполнена с возможностью ее сцепления с поверхностью колеса и снабжена продольными направляющими выступами /см. патент РФ на полезную модель №48877, кл. В 60 С 27/14, 2005 [3]/.

Недостатками известного устройства является полное отсутствие автоматизации процесса эксплуатации ленты, необходимость ее введения-выведения под колеса, свертывание-развертывание

ленты, ее переноска, размещение, транспортировка и т.п.

Наиболее близким устройством того же назначения к заявляемой полезной модели по совокупности признаков является устройство для предотвращения проскальзывания колеса автотранспортного средства на скользких и неустойчивых покрытиях, содержащее гибкую ленту со стартовым и основным участками, при этом на одной поверхности последнего выполнены средства для сцепления ленты с поверхностью колеса в виде расположенных в шахматном порядке выступов прямоугольного или трапециевидного сечения, а другая поверхность ленты выполнена с возможностью ее сцепления с дорожным покрытием и содержит расположенные параллельными рядами ячейками зацепления с многогранными внутренними поверхностями, образованными сопряженными между собой ребрами /см., патент РФ на полезную модель №52584, кл. В 60 В 39/12, 2006 [4]/, и принятое за прототип.

Недостатком устройства-прототипа является полное отсутствие автоматизации процесса эксплуатации ленты, необходимость ее ручного введения-выведения под колеса, свертывания-развертывания, переноски, размещения, транспортирования.

Сущность полезной модели заключается в создании устройства для предотвращения проскальзывания колес, обеспечивающего полностью автоматическое введение-выведение плоского фрикционного элемента, подвижно закрепленного на раме транспортного средства, между поверхностями колеса и дороги на скользком участке последней.

Технический результат - автоматизация процесса введения-выведения плоского фрикционного элемента между

поверхностями колеса и дороги, и, как следствие, расширение функциональных возможностей и областей применения устройства.

Указанный технический результат при осуществлении полезной модели достигается тем, что в известном устройстве для предотвращения проскальзывания колеса транспортного средства, содержащем размещенный между колесом и дорожным покрытием плоский элемент с выполненным на обеих его сторонах специальным фрикционным покрытием, особенность заключается в том, что плоский элемент выполнен в виде одной из частей изогнутой стальной Г-образной пластины, жестко прикрепленной концом другой части по образующей к боковой поверхности сплошной цилиндрической втулки, вставленной свободно в установленную на раме транспортного средства перед колесом по ходу движения направляющую в форме полного цилиндра, при этом удаленный от колеса торец втулки прикреплен к основанию направляющей с помощью винтовой цилиндрической пружины растяжения с кручением, а на боковой поверхности направляющей выполнены сплошная продольная и местная окружная прорези для обеспечения возможности соответственно линейного и поворотного упругого относительного смещения втулки с Г-образной пластиной.

Предлагаемое устройство схематично изображено на рисунках: на фиг.1 - вид сверху без рамы с местным разрезом; на фиг.2 - разрез по А-А на фиг.1.

Автоматическое устройство для предотвращения проскальзывания колеса транспортного средства содержит размещаемый между колесом 1 и дорожным покрытием 2 плоский элемент со специальными фрикционными покрытиями на обеих поверхностях, выполненный

в виде одной из частей изогнутой стальной Г-образной пластины 3, жестко прикрепленной концом другой части по образующей к боковой поверхности сплошной цилиндрической втулки 4, вставленной свободно в установленную на раме 5 транспортного средства перед колесом 1 по ходу движения направляющую 6 в форме полого цилиндра, при этом удаленный от колеса 1 торец втулки 4 прикреплен к основанию направляющей 6 с помощью винтовой цилиндрической пружины растяжения с крушением 7, а на боковой поверхности направляющей 6 выполнены сплошная продольная 8 и местная окружная 9 прорези для обеспечения возможности соответственно линейного и поворотного упругого смешения втулки 4 с Г-образной пластиной 3 относительно направляющей 6. На раме 5 установлен фиксатор 10 с защелкой для закрепления в нем свободного конца Г-образной пластины 3 в неэксплуатационное для данного устройства время. В пластине 3 в зоне ее прикрепления ко втулке 4 с боков выполнены прорези /на рисунке не показаны/, то есть оставлена перемычка для введения последней в местную окружную прорезь 9 при повороте втулки 4 с пластиной 3 в положение III для закрепления в фиксаторе 10. Для обеспечения значительных сил сцепления на поверхностях соприкосновения пластины 3 с колесом 1 и дорожным покрытием 2 выполнена специальная глубокая сетчатая накатка. В другом варианте устройства на указанные поверхности пластины 3 наклеены слои резинового покрытия с шипами, наклоненными на слое со стороны колеса 1 по направлению движения транспортного средства, на слое со стороны дорожного покрытия 2 - против направления движения.

Работа предлагаемого устройства осуществляется следующим

образом.

Во внеэксплуатационное время пружина 7 не растянута, но закручена в направлении по часовой стрелке на фиг.2, при этом пластина 3 со втулкой 4 находится в положении III, входя в окружную прорезь 9 на направляющей 6 в установленном на раме 5 фиксаторе 10 с защелкой. При въезде колеса 1, например, на скользкую поверхность пластина 3 нажатием на нее вниз и вправо на фиг.2 вытаскивается из фиксатора 10, и поворачивается вместе со втулкой 4 в положение I. В этом положении пружина 7 не растянута и не закручена, то есть полность не деформирована, одна часть пластины 3 вертикальна, а другая горизонтальная часть опущена на дорожное покрытие 2 и плотно контактирует с боковой поверхностью колеса 1 со стороны направления его движения. Таким образом, исходные конструктивно-технологические параметры пружины 7 подобраны так, чтобы в недеформированном состоянии рабочая поверхность пластины 3 вводилась прямо под колесо 1 со стороны его движения. Далее, при начале движения колесо 1 плавно наезжает на фрикционную горизонтальную поверхность пластины 3, за счет трения о дорожное полотно 2 пластина 3 остается на месте, и колесо 1 продолжает двигаться вперед. Естественно, вместе с ним смещается вперед /влево на фиг.1/ и рама 5 вместе с направляющей 6, при этом пружина 7 растягивается и одновременно стремится несколько развернуться против часовой стрелки на фиг.2, однако, зажатая под колесом 1 пластина 3 не дает ей возможности разворачиваться /из литературы известно, что винтовые цилиндрические пружины растяжения или сжатия могут быть выполнены с возможностью некоторого одновременного

закручивания вокруг продольной оси/. После проезда колеса 1 на ширину пластины 3 и естественно смещения транспортного средства влево на столько же Г-образная пластина 3 оказывается за колесом 1 растянутой и свободной от колеса, поэтому она сразу же поворачивается в направлении против часовой стрелки на фиг.2 в положение II на весь накопленный при ее растяжении угол поворота /сжиматься до этого поворота пружина 7 не могла, так как пластина 3 упиралась в заднюю поверхность колеса 1/. Однако, после поворота в положение II втулки 4 с пластиной 3 пружина 7 скачком возвращается в исходное недеформированное состояние, то есть сжимается и разворачивается по часовой стрелке. При этом пластина 3 опять занимает исходное положение I перед колесом 1. Опять колесо 1 наезжает на пластину 3 и т.д., то есть транспортное средство постепенно продвигается вперед в каждый цикл на ширину пластины 3. После окончания работы втулка 4 с пластиной 3, как уже было сказано выше, поворачиваются по часовой стрелке и закрепляются на раме 5 фиксатором 10 с защелкой.

Предлагаемое устройство предельно просто по конструкции, и позволяет практически полностью автоматизировать процесс введения-выведения фрикционного элемента под колесо 1 транспортного средства, чем существенно расширяются функциональные возможности устройства и области его возможного применения.

Автоматическое устройство для предотвращения проскальзывания колеса транспортного средства, содержащее размещаемый между колесом и дорожным покрытием плоский элемент с выполненными на обеих его поверхностях специальными фрикционными покрытиями, отличающееся тем, что плоский элемент выполнен в виде одной из частей изогнутой стальной Г-образной пластины, жестко прикрепленной концом другой части по образующей к боковой поверхности сплошной цилиндрической втулки, вставленной свободно в установленную на раме транспортного средства перед колесом по ходу движения направляющую в форме полого цилиндра, при этом удаленный от колеса торец втулки прикреплен к основанию направляющей с помощью винтовой цилиндрической пружины растяжения с кручением, а на боковой поверхности направляющей выполнены сплошная продольная и местная окружная прорези для обеспечения возможности соответственно линейного и поворотного упругого относительного смещения втулки с Г-образной пластиной.



 

Похожие патенты:

Шлагбаум // 129518
Наверх