Транспортное средство

 

Полезная модель относится к области машиностроения и предназначена для установки на упругой опоре механизмов и машин, подверженных динамическим воздействиям, например, силовых агрегатов на базе двигателей внутреннего сгорания, и в частности предназначена для крепления силового агрегата в моторном отсеке легкового автомобиля. Автомобиль содержит несущий кузов, в моторном отсеке которого установлен силовой агрегат, поперечно расположенный относительно продольной оси транспортного средства и снабженный тремя средствами крепления к продольным лонжеронам кузова и его днищу. Оригинальным является то, что средства крепления выполнены в виде трех эластичных опор, смонтированных на элементах кузова и кинематически связанных посредством кронштейнов с корпусными элементами силового агрегата, при этом две опоры смонтированы на нижних плоскостях концевых участков продольных лонжеронов, корпуса этих опор зеркально идентичны и выполнены в виде сборных полых штампованных изделий, а кронштейны крепления этих опор к корпусным элементам силового агрегата выполнены в виде монолитного литого изделия, третья эластичная опора смонтирована в арке днища кузова, выполненной вдоль продольной оси транспортного средства, ее корпус выполнен в виде штампованного изделия, а кронштейн крепления к корпусному элементу силового агрегата выполнен в виде монолитного литого изделия. В частности полезная модель разработана и прошла испытания на опытных образцах легковых автомобилей ВАЗ семейства "Калина", и ее промышленное использование предполагается в составе конструкции подвески силового агрегата предполагаемых к серийному выпуску автомобилей.

Полезная модель относится к области машиностроения и предназначена для установки на упругой опоре механизмов и машин, подверженных динамическим воздействиям, например, силовых агрегатов на базе двигателей внутреннего сгорания, и в частности предназначена для крепления силового агрегата в моторном отсеке легкового автомобиля.

В данном случае рассматривается одна из многочисленных концепций построения подвески силового агрегата в моторном отсеке автомобиля - так называемая "треугольная" подвеска, когда силовой агрегат монтируется на трех упругих опорах, смонтированных на структурных элементах кузова, кинематически связанных посредством рычагов с корпусными деталями силового агрегата.

Конструктивные особенности близких по своему техническому замыслу подвесок и составляющих их конструкцию элементов анализируются в представленном ниже обзоре уровня техники.

Из описания изобретения RU №2010125, МПК 5 F 16 F 1/36, публ. 30.03.94 известна упругая опора силового агрегата, содержащая опорную пластину с отверстием, установленные по обе ее стороны основной и дополнительный эластичные элементы с центральным отверстием, втулку, проходящую через отверстие, болт с гайкой, пропущенный через втулку, и кронштейн с отверстием, в котором частично размещен основной упругий элемент.

Из описания изобретения RU №2041081, МПК 6 В 60 К 5/12, публ. 09.08.95 известна подвеска установленного в поперечной плоскости автомобиля силового агрегата, состоящего из двигателя и коробки передач, содержащая опоры, а также и опорные рычаги, расположенные параллельно друг другу в вертикальной поперечной плоскости, одни концы которых шарнирно связаны с кузовом автомобиля, а другие соответственно с блоком цилиндров двигателя, при этом первый из упомянутых рычагов расположен ниже горизонтальной плоскости, проходящей через центр тяжести силового агрегата, а второй выше этой плоскости.

Из описания полезной модели, свидетельство RU №12670, МПК 7 В 60 К 5/12, публ. 27.01.2000 известно транспортное средство, содержащее шасси, смонтированный на ходовой части кузов, установленный в его моторном отсеке

двигатель посредством трех опор: двух передних и одной задней, в виде упругих амортизаторов, закрепленных между установочными кронштейнами, систему питания и охлаждения двигателя, включающей радиатор, соединенный с рубашкой охлаждения двигателя. При этом амортизаторы передних опор смонтированы под углом 55° к горизонтали и каждый снабжен ограничителем перемещений, выполненным в виде скобообразной накладки, размещенной на кронштейне двигателя и/или кронштейне кузова, а задняя опора снабжена дополнительным упругим амортизатором и ограничителем перемещений, при этом кронштейны задней опоры выполнены V-образными, а амортизаторы установлены -образно на наклонных полках кронштейнов во взаимно пересекающихся вертикальных плоскостях и смонтированы симметрично ограничителю перемещений, центрально расположенному в опоре и выполненному в виде упругой втулки и соосного с ней направляющего башмака, закрепленных на одном из упомянутых кронштейнов, и ограничительного пальца - на другом.

Из описания полезной модели, свидетельство RU №30673, МПК 7 В 60 К 5/12, публ. 07.10.2003 известна подвеска силового агрегата переднеприводного автомобиля, имеющего поперечину передней подвески, состоящая из трех эластичных опор, удерживающих силовой агрегат и ограничивающих его перемещение в пространстве.

Из описания полезной модели, свидетельство RU №30674, МПК 7 В 60 К 5/12, публ. 07.10.2003 известно устройство для уменьшения амплитуды колебаний силового агрегата транспортного средства, содержащее опору и упругий элемент.

Из описания изобретения RU №2185549, МПК 7 F 16 F 15/08, публ. 20.07.2002 известна виброизолирующая опора двигателя внутреннего сгорания, содержащая верхнюю и нижнюю опорные пластины и упругий элемент.

Из описания к заявке на изобретение JP №2-45226, МКИ 5 В 60 К 5/12, публ. 15.02.90 известен кронштейн для подвески двигателя содержащий изолятор цилиндрического типа в виде упругого тела, расположенного между внутренним и наружным цилиндром, основной кронштейн, проходящий от одной стороны наружного цилиндра и дополнительный кронштейн, имеющий на конце несколько монтажных отверстий для крепления его к основному кронштейну. Дополнительный кронштейн имеет боковой выступ для изолятора

цилиндрического типа. Внутри бокового выступа расположено ребро жесткости, проходящее между наружным цилиндром и основным кронштейном.

Из описания к заявке на изобретение JP №2-45225, МКИ 5 В 60 К 5/12, публ. 15.02.90 известен кронштейн для подвески двигателя содержащий наружную цилиндрическую втулку, внутри которой расположен амортизатор в виде упругого тела (корпуса) и кронштейн, проходящий от наружной цилиндрической втулки. Кронштейн имеет несколько монтажных отверстий, от кронштейна проходят несколько распорных элементов. Между каждым распорным элементом и кронштейном расположена первая усиливающая плита, что позволяет увеличить жесткость каждого распорного элемента.

Из описания к заявке на изобретение JP №64-5175, МКИ 4 F 16 F 15/02, публ. 30.01.89 известно устройство для демпфирования колебаний двигателя содержащее груз, соединенный через упругий элемент с деталью, которую двигатель приводит в колебательное движение. При этом динамический демпфер достигает резонансного состояния, обеспечивая этим гашение колебаний детали. Устройство содержит так же блок коррекции, который изменяет резонансную частоту демпфера в соответствии с изменением его температуры.

Из описания к заявке на изобретение JP №63-29645, МКИ 4 В 60 К 5/12, B 62 D 21/00, F 16 M 7/00 публ. 22.12.82 известна конструкция крепления двигателя автомобиля, содержащая переднюю балку кузова, неподвижно закрепленный на середине балки кронштейн, поддерживающий соединенный с основанием двигателя рычаг. При этом, в кронштейне сверху выполнен ступенчатый элемент крепления к балке, благодаря чему кронштейн присоединен к задней и нижней поверхностям балки.

Из описания к заявке DE №3811259, МКИ 4 В 60 К 5/12, публ. 19.10.89 известен крепежный элемент для агрегата автомобиля содержащий корпус, соединенный с агрегатом, перемещающийся или жестко закрепленный держатель, а так же подвижный элемент, перемещающийся в корпусе перпендикулярно к направлению движения держателя. При этом подвижный элемент связан с демпфирующим элементом посредством которого агрегат закреплен на кузове.

Из описания к заявке GB №2222126, МКИ 5 В 60 К 5/12, публ. 28.02.90 известно устройство для крепления двигателя к шасси транспортного средства содержащее присоединенный к указанному шасси монтажный элемент, имеющий вертикальные шпильки, а так же кронштейн имеющий сквозные отверстия,

соответствующие шпилькам монтажного элемента и присоединенный к корпусу двигателя. При этом, для установки на шасси двигатель поднимают таким образом, чтобы шпильки пошли внутрь отверстий кронштейна, соединяя двигатель с монтажным элементом.

Из описания к заявке US №5133427, МКИ 5 В 60 К 5/12, публ. 28.07.92 известна подвеска двигателя автомобиля, содержащая по меньшей мере три подушки, на которые опирается двигатель и которые воспринимают вертикальные нагрузки от него, по меньшей мере одну первую реактивную связь, которая расположена поперек основной оси двигателя и шарнирно соединена с ним и шасси или кузовом автомобиля, и вторую реактивную связь, которая также расположена поперек основной оси двигателя и шарнирно соединена с ним и шасси или кузовом автомобиля. Вторая реактивная связь расположена ниже первой реактивной связи, но в одной вертикальной плоскости с ней. Вертикальная плоскость расположена под прямым углом к общей горизонтальной плоскости трех подушек подвески.

Из описания к заявке US №4779834, МКИ 4 F 16 M 1/00, публ. 25.10.88 известен ограничитель перемещения двигателя содержащий трехшарнирный раскос установленный между двигателем и кронштейном. При этом раскос преобразует часть усилия от действия реактивного момента для создания изгибающего момента, действующего на кронштейн. Этот изгибающий момент противодействует остальной части реактивного момента, которая передается раскосом от двигателя и вызывает скручивание кронштейна.

Из описания к заявке US №4809799, МКИ 4 В 60 К 5/12, публ. 07.03.89 известна крепежная конструкция для силового агрегата транспортного средства содержащая первый опорный элемент, один конец которого крепят к корпусу транспортного средства, образуя первый крепежный узел, второй опорный элемент, один конец которого крепят к силовому агрегату, вибрационный амортизатор, с помощью которого второй конец первого элемента соединяется со вторым концом второго опорного элемента, образуя второй крепежный узел; устройство, обеспечивающее возможность разъединения первого и второго крепежных узлов, удлиненный жесткий армирующий элемент, закрепляемый на кузове транспортного средства в месте расположения первого крепежного узла, и третий опорный элемент, расположенный между вторым концом первого опорного элемента и жестким армирующим элементом с целью обеспечения опоры для второго конца первого опорного элемента.

Из описания к заявке ЕР №0269782, МКИ 4 В 60 К 5/12, публ. 09.06.88 известна подвеска силового агрегата автомобиля. Силовой агрегат расположен поперечно в передней части автомобиля. Подвеска содержит несколько эластичных опор, опирающихся на кузов автомобиля. Подвеска отличается тем, что одна эластичная опора соединена с крепежным устройством, которое является составной частью кронштейна для батареи, укрепленного на лонжероне кузова.

Наиболее близкое техническое решение того же назначения к заявляемой полезной модели по совокупности признаков и достигаемому техническому эффекту - прототип - является подвеска силового агрегата двигателя ВАЗ 2109, конструкция которой описана в "Автомобили ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и их модификации", устройство, техническое обслуживание и ремонт, М., "ЛЕГИОН", 1997, с.11, рис.2-3. Подвеска содержит три упругие опоры - заднюю, левую и переднюю, которые смонтированы на структурных силовых элементах кузова и кинематически связаны посредством рычагов с корпусными деталями силового агрегата, поперечно установленного в моторном отсеке кузова автомобиля.

Как показала практика эксплуатации автомобиля, в прототипе имеются дальнейшие возможности совершенствования конструкции, с точки зрения улучшения ее основных функциональных качеств - уменьшения передачи вибраций на структуру кузова, путем оптимизации расположения точек крепления упругих опор на силовых элементах кузова.

Техническим результатом полезной модели является уменьшение передачи потока вибрационной энергии от работающего силового агрегата на структуру кузова автомобиля, и тем самым, повышение потребительских качеств и конкурентоспособности автомобиля.

Указанный технический результат при осуществлении полезной модели достигается тем, что в известном транспортном средстве, в частности, легковом автомобиле, содержащем несущий кузов, в моторном отсеке которого установлен силовой агрегат, поперечно расположенный относительно продольной оси транспортного средства и снабженный средствами крепления к продольным лонжеронам кузова и его днищу, средства крепления выполнены в виде трех эластичных опор, смонтированных на элементах кузова и кинематически связанных посредством кронштейнов с корпусными элементами силового агрегата. Две опоры, при этом, смонтированы на нижних плоскостях концевых участков продольных лонжеронов. Корпуса этих опор зеркально идентичны и

выполнены в виде сборных полых штампованных изделий, а кронштейны крепления этих опор к корпусным элементам силового агрегата выполнены в виде монолитного литого изделия. Третья эластичная опора смонтирована в арке днища кузова, выполненной вдоль продольной оси транспортного средства, ее корпус выполнен в виде штампованного изделия, а кронштейн крепления к корпусному элементу силового агрегата выполнен в виде монолитного литого изделия.

Сравнение научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежной рубриках МКИ показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности "новизна".

Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость".

Полезная модель поясняется чертежами, где

на фиг.1 изображен вид сверху на моторный отсек транспортного средства.

Представленное на фиг.1 транспортное средство содержит несущий кузов, в моторном отсеке которого установлен силовой агрегат 1, поперечно расположенный относительно продольной оси Х-Х транспортного средства и снабженный средствами крепления к продольным лонжеронам 2 кузова и его днищу. Средства крепления выполнены в виде трех эластичных опор, смонтированных на элементах кузова и кинематически связанных посредством кронштейнов с корпусными элементами силового агрегата. Две опоры 3 и 4 смонтированы на нижних плоскостях концевых участков продольных лонжеронов 2. Корпуса опор 3 и 4 зеркально идентичны и выполнены в виде сборных полых штампованных изделий. Кронштейны 5 и 6, крепления соответственно опор 3 и 4 к корпусным элементам силового агрегата выполнены в виде монолитного литого изделия. Третья эластичная опора 7 смонтирована в арке 8 днища кузова, выполненной вдоль продольной оси Х-Х транспортного средства. Корпус опоры 7 выполнен в виде штампованного изделия, а кронштейн 9 крепления к корпусному элементу силового агрегата выполнен в виде монолитного литого изделия.

Заявляемая полезная модель, по сравнению с прототипом, оптимизирована по своим основным техническим показателям, что позволило уменьшить уровень вибраций, передающихся на структуру кузова и обусловленных целым рядом факторов, в частности, рабочим процессом, осуществляемым в камерах сгорания двигателя силового агрегата, работой генератора и др.

Разумеется, полезная модель не ограничивается описанным способом ее осуществления, показанным на прилагаемых фигурах. Остаются возможными изменения различных элементов либо замена их технически эквивалентными, не выходящие за пределы объема настоящей полезной модели.

Транспортное средство, содержащее несущий кузов, в моторном отсеке которого установлен силовой агрегат, поперечно расположенный относительно продольной оси транспортного средства и снабженный средствами крепления к продольным лонжеронам кузова и его днищу, отличающееся тем, что средства крепления выполнены в виде трех эластичных опор, смонтированных на элементах кузова и кинематически связанных посредством кронштейнов с корпусными элементами силового агрегата, при этом две опоры смонтированы на нижних плоскостях концевых участков продольных лонжеронов, корпуса этих опор зеркально идентичны и выполнены в виде сборных полых штампованных изделий, а кронштейны крепления этих опор к корпусным элементам силового агрегата выполнены в виде монолитного литого изделия, третья эластичная опора смонтирована в арке днища кузова, выполненной вдоль продольной оси транспортного средства, ее корпус выполнен в виде штампованного изделия, а кронштейн крепления к корпусному элементу силового агрегата выполнен в виде монолитного литого изделия.



 

Похожие патенты:
Наверх