Полноприводной прицеп транспортного средства

 

Техническое решение относится к безрельсовым транспортным средствам, в частности к автомобильным и тракторным полноприводным прицепам и полуприцепам. Техническим результатом заявленного технического решения является упрощение конструкции привода, упрощение технологии изготовления и его эксплуатации, а также повышение проходимости в труднодоступных местах и возможность использования заявляемого полноприводного прицепа с различными базовыми тягачами. Технический результат достигается тем, что полноприводной прицеп транспортного средства, содержащий привод прицепа, включающий гидронасос, карданные валы и механизм привода ведущих мостов прицепа, выполненный из двигателя, передачи, соединенной через карданные валы с ведущими мостами прицепа, и системы управления, при этом, в качестве гидронасоса используют гидронасос базового тягача, а механизм привода ведущих мостов прицепа выполнен из реверсивного гидромотора, соединенного с гидронасосом базового тягача, передачи в виде раздаточной коробки, соединенной через карданные валы с ведущими мостами прицепа, а с реверсивным гидромотором - через гибкие соединительные муфты, и системы управления, установленной в кабине базового тягача.

Полезная модель относится к безрельсовым транспортным средствам, в частности к автомобильным и тракторным полноприводным прицепам и полуприцепам.

Из уровня техники известен привод ведущего моста прицепа с использованием механизма отбора мощности базового тягача-трактора (а.с. 1411206 от 22.12.86).

В данном прицепе ведущим является только передний мост, который не обеспечивает должную проходимость базового тягача в условиях, где отсутствует твердое покрытие дорог: лесные, лесотундровые, тундровые и гористые районы в летний период, а также в зимний период после обильных снегопадов, при накате и гололеде на местности и на перевалах независимо от покрытия дорог. Кроме того, данная механическая кинематическая схема привода постоянно подвержена механическим повреждениям при поворотах кардана.

Из уровня техники известен полноприводной двухсекционный прицеп автотракторного поезда, содержащий переднюю двухосную и заднюю одноосную секции, рамы которых связаны центральным универсальным шарниром, при этом передняя ось передней секции и ось задней секции выполнены поворотными, а их поворотные круги связаны между собой передаточным механизмом для их поворота в противоположном направлении. Передаточный механизм выполнен в виде установленного на раме передней секции блока из двух шкивов, первый из которых охвачен с передним поворотным кругом неперекрещивающимся тросом, а второй - с задним поворотным кругом перекрещивающимся тросом (а.с. 712314 от 04.05.78, B 62 D 63/06).

Существенным недостатком данного полноприводного управляемого прицепа является его ненадежность из-за наличия в передаточном механизме тросовой системы, которая в месте соединения концов троса подвержена постоянным порывам, а узел соединения концов троса в момент прохождения его через шкив периодически, в виде ударной нагрузки, действует на шкив и его ось, в результате чего они преждевременно выходят из строя.

Недостатком данного прицепа является и сложность конструкции привода, а также увеличение ширины полосы поворота поезда при повороте, так как при входе в поворот обе управляемые оси поворачиваются одновременно и возникающий при этом сдвиг траектории оси задней секции в противоположную сторону поворота увеличивается пропорционально базе задней секции, что значительно снижает проходимость транспортного средства в труднопроходимых условиях.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому является полноприводной

прицеп транспортного средства, в котором механизм привода прицепа выполнен комбинированным - это механический привод для переднего моста прицепа, содержащий двигатель в виде механизма отбора мощности от двигателя базового тягача, передачи в виде планетарного редуктора и дифференциального механизма, соединенного через карданный вал с передним мостом, и гидравлический привод для заднего моста прицепа, содержащий гидромотор, редуктор, соединенный через карданный вал с задним мостом. При этом, гидромотор связан через трубопровод высокого давления с гидронасосом, привод механизма которого состоит из редуктора и планетарного редуктора, соединенного с механизмом отбора мощностей. Система управления общего привода прицепа размещена на схеме прицепа (Ru, п.15706 от 28.04.2002, B 62 D 59/02).

Недостатком данного технического решения является сложность конструкции привода, обусловленная наличием двух отдельных, для заднего и переднего моста механизмов привода, а также сложность гидравлического привода для заднего моста, что, соответственно, усложняет технологию изготовления привода и его эксплуатацию. Усложнению эксплуатации способствует и размещение системы управления приводом прицепа на самом прицепе. Кроме того, полноприводным прицепом он может быть только при наличии тягача - трактора, в случае же использования в качестве тягача - автомобиля приводным мостом будет только задний мост прицепа.

Техническим результатом заявленного технического решения является упрощение конструкции привода, упрощение технологии изготовления и его эксплуатации, а также повышение проходимости в труднодоступных местах и возможность использования заявляемого полноприводного прицепа с различными базовыми тягачами.

Технический результат достигается тем, что полноприводной прицеп транспортного средства, содержащий привод прицепа, включающий гидронасос, карданные валы и механизм привода ведущих мостов прицепа, выполненный из двигателя, передачи, соединенной через карданные валы с ведущими мостами прицепа, и системы управления, при этом, в качестве гидронасоса используют гидронасос базового тягача, а механизм привода ведущих мостов прицепа выполнен из реверсивного гидромотора, соединенного с гидронасосом базового тягача, передачи в виде раздаточной коробки, соединенной через карданные валы с ведущими мостами прицепа, а с реверсивным гидромотором - через гибкие соединительные муфты, и системы управления, установленной в кабине базового тягача.

Выполнение передачи механизма привода прицепа в виде раздаточной коробки, обеспечивающей одновременное соединение через карданные валы переднего и заднего мостов прицепа и обеспечивающей их привод, а также использование гидронасоса базового тягача для реверсивного гидромотора значительно упрощает конструкцию привода,

технологию изготовления и эксплуатации. Упрощению технологии изготовления привода способствует и возможность использования штатных узлов механизмов известных транспортных средств, а упрощению эксплуатации привода - размещение системы управления в кабине базового тягача. В условиях гололеда, после дождя на грунтовой дороге или на крутых подъемах, где велика возможность буксования, полноприводной прицеп или полуприцеп подталкивают тягач, помогая ему выбраться из состояния буксования, при этом дополнительную помощь оказывает и реверсивный гидромотор, обеспечивающий движение поезда назад и вперед. Все это обеспечивает высокую проходимость автомобильным и тракторным поездам при небольших, при этом, потерях времени, топлива и прочих материальных затрат.

На фиг.1 дан общий вид полноприводного прицепа.

На фиг.2 - общий вид привода прицепа.

На фиг.3 - схема привода раздаточной коробки.

На фиг.4 - кинематическая схема привода прицепа.

Полноприводной прицеп транспортного средства содержит прицеп 1, например, двухосный МАЗ 8926-02. Под днищем прицепа 1 на площадке 2, смонтированной между правым и левым лонжеронами 3, установлена раздаточная коробка 4, соединенная посредством переднего 5 и заднего 6 карданных валов соответственно с передним 7 и задним 8 мостами (фиг.1, 2, 4), при этом, раздаточная коробка 4, карданные валы 5, 6, передний 7 и задний 8 мосты могут быть использованы от ГАЗ 66-01. На площадке 2 перпендикулярно к ней жестко через дополнительные косынки 9 установлен кронштейн 10 с отверстием для крепления реверсивного гидромотора 11 (фиг.3), например, аксиально-поршневой регулируемой модели: 303.2.56.02.4.0.0.3.ХЛ1. Кронштейн 10 устанавливается так, чтобы ось установленного на нем гидромотора 11 точно совпала с осью первичного вала раздаточной коробки 4. Реверсивный гидромотор 11 и раздаточная коробка 4 соединены между собой скользящей соединительной муфтой 12 (фиг.1, 2). Привод реверсивного гидромотора 11 на прицепе 1 осуществляется гидравлической жидкостью, подаваемой по шлангам 13 высокого давления, например, марки РВД, соединенным между собой быстроразрывными муфтами 14 от гидронасоса 15 базового тягача 16, например, КАМАЗ 55.111, при этом усилие реверсивного гидромотора, равное 32.4 КВТ, приравнивается к мощности трактора МТЗ 82 или Т-40-2, равной 48 л.с. Система управления 17 приводом прицепа установлена в кабине базового тягача 16.

Полноприводной прицеп работает следующим образом.

При поступлении гидравлической жидкости от гидросистемы (гадронасоса 15, базового тягача 16 и шлангов 13) на качающийся механизм реверсивного гидромотора 11 она

приводит его в действие, преобразуя давление жидкости во вращательное движение гидромотора 11, которое передается на раздаточную коробку 4, и далее через карданные валы 5, 6 передает движение на передний 7 и задний 8 мосты прицепа 1, при этом, включение в работу реверсивного гидромотора 11 осуществляется посредством дистанционной подачи питания на электромагнитный клапан гидромотора 11 одновременно с включением гидронасоса 15. Конструкция реверсивного гидромотора модели 303.2.56.2.4.0.03 ХЛ1 предусматривает выполнение электромагнитного клапана с дистанционным включением. Большинство серийных тягачей - автомобилей и тракторов, составляющих автомобильные и тракторные поезда, оборудованы гидросистемой, позволяющей без дополнительных доработок обеспечить расход и давление гидравлической жидкости в системе для привода реверсивного гидромотора 11.

Экономичный, простой в конструктивном исполнении, технологии изготовления и эксплуатации, с повышенной проходимостью в экстремальных условиях и возможностью использования с автомобильными и тракторными базовыми тягачами, заявляемый полноприводной прицеп найдет промышленное применение.

Полноприводной прицеп транспортного средства, содержащий привод прицепа, включающий гидронасос, карданные валы и механизм привода ведущих мостов прицепа, выполненный из двигателя, передачи, соединенной через карданные валы с ведущими мостами прицепа, и системы управления, отличающийся тем, что в качестве гидронасоса используют гидронасос базового тягача, а механизм привода ведущих мостов прицепа выполнен из реверсивного гидромотора, соединенного с гидронасосом базового тягача, передачи в виде раздаточной коробки, соединенной через карданные валы с ведущими мостами прицепа, а с реверсивным гидромотором - через гибкие соединительные муфты, и системы управления, установленной в кабине базового тягача.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности, к колесным тракторам марки МТЗ

Прицеп для легковых автомобилей, для перевозки, к примеру, квадрациклов, методом частичной погрузки, является одноосной конструкцией и содержит базовую опорную конструкцию, погрузочные пандусы, колесные ступицы и дышло. Базовая опорная конструкция автомобильного прицепа выполнена в виде балки прямоугольного сечения, к концам которой присоединены кронштейны с размещенными в них колесными ступицами.
Наверх